Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:26, практическая работа
Практика оказания психологической помощи уже прошла этап неконтролируемого роста учебных заведений, готовящих психоло-гов по ускоренным программам. Осознана необходимость серьез-ной профессиональной и личностной подготовки к оказанию пси-хологической помощи. Сегодня не вызывает сомнения, что без знаний в области консультативной психологии не может обойтись ни один психолог-практик.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Глава 2 КОНСУЛЬТАНТ
Глава 3 ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА
Глава 4 КЛИЕНТ
Глава 5 ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Существует несколько подходов, в которых по-разному рассматривается процесс супервизии. Одним из них является подход, считающий «поддержку терапевтической позиции терапевта», осуществляемую супервизором особенно важной. Не вызывает сомнения, что без веры в собственные силы (и в психотерапию вообще) начинающим консультантам сложно входить в область психологической практики, поэтому супервизору очень важно помочь росту их доверия к себе как начинающим терапевтам. Это согласуется с исследованиями, подтверждающими, что у благожелательно настроенных, поддерживающих супервизоров психотерапевты быстрее и лучше проходят ранние стадии профессиональной идентификации. Однако возникает вопрос: что понимается под «терапевтической позицией» и как ее поддерживать? Е.А. Бурцева описывает терапевтическую позицию следующим образом:
S контакт с собственными чувствами (как принимаемыми, так и отвергаемыми — гневом, злостью, страхом, растерянностью);
S осознание собственных эмоций, раскрытие или сдерживание их в зависимости от терапевтической необходимости;
S фокусирование на проблемах клиента без подмены их собственными;
54
S осознание как своих возможностей, так и зон риска;
S гибкость в выборе и использовании средств воздействия на клиента и др.
Среди способов поддержания супервизором терапевтической позиции супервизируемого можно выделить:
S помощь в соблюдении границ терапии (и супервизии);
S помощь в осознавании «белых пятен» терапевта в сочетании с демонстрацией понимания и принятия реального несовершенства даже самого опытного психотерапевта;
S поддержка права собственного видения терапевтом прошедшей сессии;
S передача (трансляция) супервизором собственных профессиональных установок с помощью личных примеров, техник самораскрытия и др.
К числу возможных функций супервизора можно отнести следующие:
S обучающую, если супервизия проводится в рамках учебного процесса (программы);
S информационную, когда супервизору необходимо передать терапевту тот или иной объем знаний, помочь в разработке стратегии консультирования;
s поддерживающую, если терапевт нуждается в человеческом участии, позитивных ресурсах для продолжения психотерапии;
S оценивающую, при необходимости оценки выбранной психологом стратегии терапии;
S помощь в планировании дальнейшего консультирования (если в ходе консультационной сессии психолог «зашел в тупик») и др.
Низкоформализованное знание плохо поддается передаче через учебники, поэтому при подготовке консультантов и психотерапевтов большое значение приобретает личное взаимодействие между супервизором и начинающим консультантом. По своему значению для профессионального роста психолога-консультанта супервизорство занимает вторую позицию после непосредственно самой консультативной сессии, а супервизор и личный психотерапевт — две ключевые фигуры в его профессиональном становлении. Именно супервизор имеет возможность отрегулировать профессиональное действие в процессе его освоения, не давая возможности закрепиться неверному навыку, неправильной установке.
Подготовка психологов в вузе предоставляет много методик для организации процесса супервизии (очная и заочная, терапевтическая и дидактическая, длительная и одноразовая, индивиду-
55
альная и групповая). Таким образом, студент и супервизор могут выбрать ту методику, которая в наибольшей степени соответствует их личностному стилю, области интересов, мировоззрению, сте- :, пени профессиональной автономии, уровню зрелости, набору терапевтических навыков и др.
3.3. Развитие профессиональной идентичности психолога-консультанта
Обретение профессиональной идентичности — сложный и длительный процесс. Он тесно связан с развитием профессионального самосознания, формированием профессиональной ментальнос-ти, «обживанием» профессионального пространства, обретением смыслов профессиональной деятельности и др. Поиск профессиональной идентичности — это, по сути, поиск себя, своего места в профессии, осознание подлинности своего профессионального выбора, его доли в контексте жизненных смыслов.
Многие исследователи (в частности, И.Ю. Хамитова) выделяют несколько стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта (психолога-консультанта), каждой из которых свойственны определенные трудности в отношениях как с клиентом, так и с супервизором.
Стадия 1. Возбуждение и тревога предвкушения.
Границы стадии — до контакта с первым клиентом. Она может продолжаться от нескольких часов до нескольких лет, может включать все время обучения.
Состояние супервизируемого — диффузная тревога и возбуждение.
Роль супервизора — обеспечение безопасности, поддержки, выявление уязвимых сторон начинающего терапевта.
Стадия 2. Зависимость и идентификация.
Границы стадии — от начала работы с первым клиентом до момента, когда появляется осознание значительности воздействия психолога на клиента.
Состояние супервизируемого. — недостаток уверенности в себе, нехватка знаний о профессиональной деятельности и ее последствиях, сомнения в своих силах, страх выглядеть недостаточно успешным, сильная эмоциональная вовлеченность в процесс психотерапии. На этой стадии супервизируемый наиболее уязвим к ударам по нарциссической составляющей личности, наблюдается его сильная зависимость от супервизора.
56
Роль супервизора: а) помощь начинающему терапевту в том, чтобы справиться с «голодом подтверждения»: доброжелательность, поддержка сверхтребовательного к себе начинающего психолога; б) функции организатора: прояснение ближних и дальних целей, предсказание процесса и результатов психотерапии; в) помощь росту доверия супервизируемого к силе и эффективности психотерапии.
Стадия 3. Деятельность и продолжающаяся зависимость.
Границы стадии — от момента осознания того, что клиент серьезно воспринимает психотерапевтический процесс.
Состояние супервизируемого характеризуется движениемхбт пассивности и зависимости к автономии и активности. В это время возрастает ответственность начинающего терапевта за процесс терапии, наблюдаются его колебания от полюса недооценки к полюсу переоценки своих возможностей.
Роль супервизора сходная с «реакцией значимых других» (Д. Винникот) для детского самоопределения: признание значимости, сложности работы психолога; понимание потребностей супервизируемого; ограниченная и строго сфокусированная критика; обмен информацией; поддержка возросшего уровня активности и самостоятельности.
Стадия 4. Ненасыщение и принятие самостоятельности.
Границы стадии — от момента осознания супервизируемым того, что он является психотерапевтом.
Состояние супервизируемого — осознание ответственности за арсенал используемых им приемов и методов; понимание процесса терапии, сущности его профессиональной деятельности, возможности добиться изменений в состоянии клиента; возможность осознать взаимосвязь между теорией и практикой; личностное отношение к тому или иному теоретическому подходу.
Роль супервизора — не контролирование, а консультирование супервизируемого; снятие чрезмерной опеки.
Стадия 5. Идентичность и независимость.
Границы стадии — появление способности работать без поддержки супервизора. Этот период может длиться от нескольких лет до конца профессиональной карьеры. Чаще всего именно на этой стадии происходит «застревание» психотерапевта. Задача этой стадии — отказ от обесценивания супервизора (процесс, сходный с отделением от родителей).
Состояние супервизируемого — борьба за власть; желание чувствовать себя независимым психотерапевтом; уменьшение воздей-
57
ствия супервизора; увеличение автономии; интернализация теоретической системы координат.
Роль супервизора — доступность в качестве помощника; передача супервизируемому свободы действий и ответственности за проводимые терапевтические вмешательства.
Стадия 6. Спокойствие и коллегиальность.
Границы стадии — появление спокойствия, стабильности, коллегиального взаимодействия со старшими, равными и младшими коллегами.
Состояние психотерапевта — спокойствие; отсутствие страха; профессиональное самопринятие; интеграция с профессиональным сообществом; реалистичное восприятие своего супервизора (уменьшение степени как идеализации, так и обесценивания).
Роль супервизора можно описать двумя возможными типами отношений: а) отношения, сходные с существовавшими в первые годы обучения. Супервизор несет ответственность за терапию, профессиональный рост терапевта, его продвижение по профессиональной лестнице; б) отношения типа коллега—коллега, когда младший не обязан работать по плану старшего, а старший не несет ответственности за процесс и результат терапии, не является экспертом (в смысле официальной оценки, продвижения по службе и т.д.).
Таким образом, обретение психологом-консультантом профессиональной идентичности предполагает прохождение ряда взаимосвязанных стадий, в результате чего возрастает не только объем профессиональных знаний, но и уверенность психолога в себе и в подлинности, экзистенциальное™ своего профессионального выбора. Увеличивается готовность консультанта к диалогу с различными культурами и мировоззрениями, что создает пространственно-временной континуум для определения психологом-консультантом собственного пути развития
3.4. Влияние профессиональной деятельности на личность психолога
Профессия психолога принадлежит к числу социономных профессий и связана с другими людьми, на которых психолог оказывает воздействие и которые, в свою очередь, оказывают воздействие на психолога.
Профессия психолога-консультанта нередко приводит к следующим негативным последствиям:
S угрозе утратить идентичность и раствориться в клиентах;
58
S отрицательному воздействию на личную жизнь; S возможности психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией.
Спецификой профессии психолога является психологическая и физическая изоляция: необходимость проводить много времени наедине с клиентами; соблюдение принципа конфиденциальности; истощение от контактов с людьми и др. Как следствие специфической профессиональной деятельности возникает жесткий самоконтроль, эмоциональная закрытость от близких людей, склонность использовать интерпретации в отношениях с друзьями и в семье. Психолог-консультант может неуместным образом реагировать как на идеализацию и фантазии о всемогуществе со стороны других людей, так и на их нападки и попытки обесценить его профессию и личность. Кроме того, существует жесткая конкуренция в профессиональном сообществе. Все эти факторы могут считаться потенциальными источниками стресса, влияющими не только на самого терапевта, но и на его отношения с окружающими.
Психологам также грозит «синдром сгорания». Это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпа-тичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Чтобы избежать «синдрома сгорания», консультант должен иногда задумываться о том, живет ли он так, как ему хочется. Появлению данного синдрома препятствуют следующие составляющие:
S сочетание работы консультанта с другими видами профессиональной деятельности (научная работа, участие в семинарах и исследованиях, педагогическая деятельность);
S забота о своем здоровье, соблюдение режимов сна и питания;
S наличие в референтном круге лиц нескольких друзей, желательно других профессий;
S открытость новому опыту;
59
S умение давать себе адекватную оценку;
S умение проигрывать без аутоагрессии и саморазрушительных действий;
S чтение не только профессиональной, но и другой литературы для собственного удовольствия;
S взаимодействие с коллегами, дающее возможность обсудить профессиональные и личные проблемы;
V наличие хобби (Р. Кочюнас).
Негативное влияние профессиональной деятельности на психолога — излюбленная тема писателей и кинематографистов. Ярким примером может послужить рассказ Роджера Желязного «Мастер снов».
Его главный герой, Чарльз Рендер — психолог будущего, нейро-соучастник, «творец». Он — один из двухсот особых аналитиков, чья психика позволяет входить в прямой контакт с бессознательным клиентом при помощи специальной машины. В жизни Рендера была трагедия: в автокатастрофе погибли жена и дочь. Он добровольно подвергся -«инъекции новокаина» в самую болезненную область своей души. Теперь его собственный мир лишен переживаний и базируется на логике и рассудке, а чувства и эмоции находятся под жестким контролем. Рендер живет в настоящем времени, не вспоминая о прошлом.
Однажды он знакомится со слепой женщиной-психиатром, которая желает стать нейросоучастником, как и Рендер. Вначале он категорически отказывается от ее предложения, объясняя ей, что эмоции врача и эмоции пациента во время сеанса находятся в тесном контакте, в одном электрическом поле. Ключевое слово в нейротерапии — соучастие. В сеансе участвуют два мозга, две нервных системы. В том случае, если отклонение пациента лежит в психотическом диапазоне, психолог не ^сможет контролировать процесс. Состояние сознания психолога может сильно ухудшиться. ' Рендер знает о тех случаях, когда нейросоучастники после работы с психотическими пациентами навсегда попадали в лечебницу из-за органических повреждений мозга. Но уникальная задача — научить женщину, слепую от рождения, помогать другим увидеть свои проблемы, оказывается для Рендера заманчивой и интересной. И он соглашается анализировать слепую женщину — доктора Эйлин Шалотт.
Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование