Гендерные особенности проявления тревожности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить гендерные особенности тревожности детей подросткового возраста.
Объект исследования: тревожность детей подросткового возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности тревожности подростков.
Гипотеза: Существуют особенности тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста. У мальчиков уровень тревожности в целом ниже, чем у девочек.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме гендерных
особенностей и тревожности проявляющейся у подростков.

Содержание

Стр.
Введение
4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей проявления тревожности подростков

1.1. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
7
1.2. Понятие тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
20
1.3. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
28
Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков

2.1. Характеристика выборки и методик диагностики тревожности у детей подросткового возраста
31
2.2. Анализ и оценка результатов диагностики тревожности и детей подросткового возраста
33
Выводы и заключения
38
Заключение
42
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Гендерные особенности проявления тревожности у подростков.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную роль по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.

Подростки чутко улавливают отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. Она может быть как положительная, так и отрицательная.

Таким образом, конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям, например, к «школофобии», в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка. Сюда входит ряд причин: отягощенные психические условия (дисгармония в семье, частые ссоры, конфликты и т.д.), экономическое положение родителей, образование. Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

В психологической науке  имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных  аспектов проблемы тревожности.

Понятие «тревожность»  многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику.

В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [15].

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают [7].

Из определения понятий  следует, что тревожность можно  рассматривать как:

– психологическое явление;

– индивидуальную психологическую особенность личности;

– склонность человека к переживанию тревоги;

– состояние повышенного беспокойства.

В состав тревожности  входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство» [7]. Рассмотрим сущность каждого.

Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей  угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом  для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

Страх и тревога – два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. На наш взгляд, в страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Если продолжить общую линию, то тревогу можно сравнить с глубоко запрятанным страхом диффузного характера.

Тревога как предчувствие опасности, неопределенное чувство  беспокойства наиболее часто проявляется  в ожидании какого-либо события, которое  трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.

Тревога имеет своим  мотивом антиципацию (предвосхищение) неприятности и в своей рациональной основе содержит опасения по поводу возможности  ее появления. Как показывают наблюдения, тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих.

В связи с этим тревога  выступает и как пропитанное  беспокойством чувство ответственности за жизнь и благополучие себя и близких лиц.

Условно различия между  тревогой и страхом можно представить  следующим образом:

1) тревога – сигнал опасности, а страх – ответ на нее; 2) тревога – скорее предчувствие, а страх – чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, страх – флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх – более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт; 6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх – эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх – правополушарный феномен; 7) тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [15, c. 92–95].

Представленные различия отражают два гипотетических полюса тревоги и страха и не учитывают  переходных состояний. При изложении  дальнейшего материала мы будем придерживаться точки зрения об относительно ведущей роли тревоги или страха, помня о том, что они имеют одну и ту же основу в виде чувства беспокойства. Последнее в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств может приобретать значение как тревоги, так и страха.

Наряду с определением исследователи выделяют различные  виды и уровни тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная) [19].

Личностная тревожность  предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта  личности).

Ситуативная тревожность  обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности [8].

А.М. Прихожан [18] выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

– с процессом обучения – учебная тревожность;

– с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

– с общением – межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и  её уровневое строение.

Некоторыми исследователями выделяется два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Обычно выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая  особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан [18], под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность  влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Теоретически все конкретные страхи, на наш взгляд, можно разделить  на три группы. Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу и физическому Я, этот страх можно назвать «быть ничем». Отправная точка развития страха «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым – страх смерти. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей, этот страх может быть назван «быть ни с кем». Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть несоответствие.

Структура переживаний у лиц  разного пола клинически одинакова  и имеет возрастную специфику. Психологически понятные страхи достигают степени, не соответствующей нормативным для данного возраста реакциям. В 12 лет наблюдаются апато-депрессивные проявления, трудности сосредоточения, в 13–16 – прогулы занятий и соматические симптомы. Нежелание расстаться может распространяться не только на конкретных людей, но и на любимые игрушки или знакомые места. Ребенок всегда может точно указать, с кем или чем он боится расстаться, подростки (в особенности мальчики) это делают менее охотно. У последних повышенная зависимость от матери заметна в том, что они предпочитают привлекать ее для покупки предметов одежды и для содействия при вхождении в какие-то социальные занятия. Страдает автономность поведения: ребенок не в состоянии спать отдельно, навещать друзей или выходить, выполняя поручения, находиться в детских оздоровительных учреждениях. Больным часто свойственны патологическая подчиняемость и стремление к перфекционизму.

Течение расстройства хроническое  с обострениями в условиях социального  стресса или соматических заболеваний. В катамнестическом периоде для  больных характерны трудности профессионального приспособления, низкий уровень самоутверждения и повышенная соматизация.

Выделяют несколько видов расстройств:

-«Фобическое расстройство детского возраста», как правило, выражается в виде всевозможных невротических фобий, появляющихся в довольно раннем возрасте и касающихся широкого круга проблем и различных ситуаций. В то же время если они не специфичны для какого-либо возраста, то квалифицируются исключительно как невротические расстройства. Сюда же следует относить фобии, имеющие связь с конкретным этапом развития ребенка. Для диагностики данного состояния необходимо наличие, как минимум, стойкой или повторяющейся тревоги различного содержания, специфичной для определенной фазы развития, выраженной чрезмерно и вызывающей отчетливое снижение социального приспособления.

-«Социальное тревожное расстройство детского возраста» преобладает у девочек, но чаще обращает на себя внимание у мальчиков, возможно, в силу социокультурных ожиданий пассивности и робости, предъявляемых к так называемой «женской роли». Данный тип расстройства диагностируется по достижении возраста, когда страх посторонних перестает быть нормальной чертой психологического развития ребенка. Здесь обращается особое внимание на разницу между поведением в домашней обстановке и во внесемейных социальных ситуациях.

Такие дети дома достаточно оживлены и эмоциональны, но могут быть излишне навязчивы и требовательны с опекающими лицами. Характерное поведение в незнакомой обстановке заключается в том, что ребенок краснеет, переходит на шепотную речь или молчит, старается спрятаться, чтобы его не было видно, ищет защиты у опекающих лиц, легко плачет при попытках вовлечь его в какую-либо деятельность. Самооценка в целом снижена, высока коморбидность (сопряженность) с депрессивными синдромами. Дезадаптация в основном проявляется в зоне отдыха и спорта, в отдельных случаях может страдать процесс обучения. Задержка социального развития неизбежно дает о себе знать в подростковый период, когда сформированность навыков общения становится жизненно необходимой.

-«Генерализованное тревожное расстройство детского возраста» (ГТР) чаще встречается в городской среде, в достаточно обеспеченных семьях малого размера. Поводы для появления тревоги разнообразны, наиболее частые – события в будущем, в особенности те, в ходе которых будет как-то оцениваться деятельность человека, его социальная приемлемость, компетентность и соответствие ожиданиям окружающих. Специфические вегетативные проявления не выходят на первый план, наиболее типичны зримые элементы поведения. Такие дети выглядят в обществе нервозными, напряженными, робкими, неуверенными в себе, склонными к самоуничижению и в то же время серьезными и не по годам зрелыми. Они болезненно чувствительны к критике и гордятся своим гипертрофированным послушанием и стремлением к перфекционизму. Среди часто сопутствующих поведенческих признаков – кусание ногтей, вырывание волос, сосание большого пальца и энурез. Мотивация к социальному успеху обычно позволяет больным добиться удовлетворительного приспособления, что сопровождается постоянным и чрезмерным внутренним напряжением. Кроме прочего, данное расстройство у ребенка предполагает высокий риск появления тревожных, аффективных и соматоформных нарушений во взрослом возрасте.

Само по себе ГТР в  плане клинической диагностики  подразумевает тревогу, доходящую  до паники, в связи с разделением или, для более старших детей, в связи с предвосхищением разделения с объектом привязанности. Беспокойство, как правило, касается нависшей опасности и поглощенности смертью и приводит к сокращению всяческой деятельности вне дома. Отличительными чертами больного являются крайняя застенчивость и стремление быть в стороне от новых ситуаций или людей. ГТР отличается постоянными, неконтролируемыми тревогами, которые могут касаться многих сфер, – включая беспокойство по поводу возможных неудач в своей деятельности, семейные или социальные отношения, физическое здоровье и сомнения относительно будущего или прошлого поведения.

Информация о работе Гендерные особенности проявления тревожности у подростков