Гендерные аспекты самооценки личности в пожилом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование гендерных аспектов самооценки личности в пожилом возрасте.
Задачи:
1. рассмотреть теоретические основы исследования гендерных аспектов самооценки личности в пожилом возрасте
2. описать организацию и методы исследования гендерных аспектов самооценки личности в пожилом возрасте

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………………….7
1.1 Самооценка, как психологическая категория ………………………..7
1.2 Психологические характеристики людей пожилого возраста, гендерные особенности……...................................................................9
1.3 Особенности самооценки людей пожилого возраста ………………16
ГЛАВА 2 - ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ…19
2.1. Характеристика выборки и этапы исследования…………………...19
2.2. Характеристика методов и методик исследования ……………...…21
2.3 Описание методов и методик исследования……………….…….…..21
ГЛАВА 3 - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………..……...….26
3.1. Результаты диагностики самооценки пожилых людей…………26
3.2. Сравнительный анализ самооценки пожилых людей в женской и мужской выборках ……………………………………………………..28
ВЫВОДЫ …………………………………………………………...………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….38
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

2013.05.13. Петухова Катя.docx

— 121.70 Кб (Скачать документ)

Жизнь пожилых людей рассматривается как предмет исследования личности и как предмет исследования когорт. В первом случае анализируется влияние социальных и исторических событий - таких, как Великая Отечественная война, репрессии, сиротство - на индивидуальную жизнь человека в пожилом возрасте. Во втором случае анализируется влияние участия в войне и локальных военных конфликтах на курс жизни определенных когорт по рождению, представители которых различаются по возрасту, когда они испытали влияние военного времени. Некоторые исследования биографии пожилых людей показали, что наличие опыта преодоления трудностей помогает и в дальнейшем справляться с возникающими задачами развития, например с адаптацией к процессу старения. Отмечено, что имеется ограниченное число исследований, различающихся не только методическими, но и методологическими подходами. Кроме того, обзорные исследования всей жизни трудно осуществимы, поскольку помимо огромных затрат они связаны с этическими соображениями.

Другой подход этого направления  исследований связал понятие генеративности, предложенное Э. Эриксоном, биографию  и воспоминания. Было рассмотрено, как  применяется модель истории жизни (которая отражается в описании личной биографии) к определению идентичности. Согласно Э. Эриксону, она формируется  через прохождение личностью  различных стадий. В детстве и  подростковом возрасте создается «сценарий» ожиданий от будущего («набор Я»), а  затем идентичность формируется  через «историю» уже прожитой жизни, которую человек начинает конструировать в ранней взрослости. Д. Макадаме усовершенствовал эриксоновскую  концепцию генеративности как продолжение  идентичности: личностное значение сложных отношений между требованиями, желаниями, заботой, верой и убеждениями, обязательствами и действиями определяется генеративным повествованием, или «генеративным сценарием», в котором взрослый человек создает собственную субъективную историю в отношении обеспечения следующего поколения, повествует (самому себе или другим) о собственном понимании того, где его усилия быть генеративным подходят подего персональную историю и адекватны современному обществу и социальному миру. Генеративный сценарий, следовательно, является существенной частью большой истории жизни или персональным мифом, который взрослый человек выстраивает как свою идентичность.

Третье направление исследований посвящено достаточно широкому кругу  вопросов социальной активности пожилых  людей, под которой понимают их участие на добровольных началах в различных видах общественной и культурной деятельности. В жизни пожилых людей большое значение имеет постоянство социальной активности. Хотя интенсивность социальной активности может уменьшаться, часто пожилые люди придерживаются той стратегии поведения и жизни, которая предшествовала выходу на пенсию. Участие пожилых в общественной жизни происходит в нескольких формах. Одна, наиболее прямая, не только голосование на выборах, но и участие в политической жизни на местном, региональном или общенациональном уровнях. Другой формой участия в жизни общества является добровольческая (волонтерская) работа, которая охватывает широкий спектр видов деятельности в спорте, культуре, социальной сфере. Рассмотрены степень участия пожилых людей в деятельности волонтерских организаций (Г. Хойфт и др., 2003), политике (Г.А. Гильман и др., 2000; C.B. Мишакова, 2000), а также роль религии и религиозности в пожилом возрасте (ВН. Тимохин, 2000).

Социальная ситуация пожилых  людей часто рассматривается  как следствие структурированной  зависимости, разобществления (в теории Е. Камминга и В. Генри, недостатка социальных ролей. Согласно этим теориям, выход на пенсию, уход выросших детей из дома и вдовство способствуют развитию необратимого процесса потери социальных ролей. В то же время современное общество предоставляет слишком мало возможностей для реадаптации в новой социальной ситуации. В последние десятилетия растет средняя продолжительность жизни, но пролонгированное время жизни пока социально не структурировано, что приводит к подмене понятия социализации в пожилом возрасте такими, как адаптация или реадаптация, приспособление. В контексте обсуждения проблемы социализации в позднем периоде жизни приводятся две противоположные позиции в отношении социальной активности пожилых людей (Г.М. Андреева, 2003). Согласно первой, все социальные функции свертываются, согласно другой, социальная активность сохраняется, однако изменяется тип активности.

Волонтерское, политическое и религиозное поведение рассмотрены  как примеры того, что пожилой  человек не прекращает усваивать  социальный опыт, несмотря на то, что он оставил часть социальных ролей, которые играл в малых группах - в семье или на работе.

Подчеркивается, что существуют значительные расхождения в методологических подходах как к изучению социальной активности, так и к анализу  взаимодействия личности и окружающей среды, роли среды в развитии личности, роли жизненного опыта, биографии и  ее субъективной оценки пожилыми людьми. Это дало основание в четвертом  параграфе перейти к описанию методологических принципов исследования личности пожилого человека.

Пожилой возраст как новый период в жизни обусловлен множеством социальных и психологических проблем. Кризис пожилого возраста возникает на границе зрелости и старости примерно в возрасте 55– 65 лет. Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания, связанные, в первую очередь, с влиянием таких факторов, как: физическое здоровье, социально-экономический статус (утрата работы в связи с выходом на пенсию), потребность в чувстве удовлетворения от труда, нарушенные отношения с детьми, одиночество, обеспокоенность внешним видом. Все это напрямую связано с самоотношением пожилого человека.

В отечественных и зарубежных типологиях личности показано, что  среди лиц пожилого возраста присутствуют как благополучные, так и неблагополучные типы. Последние образуются вследствие неуспешного приспособления человека к новой жизненной ситуации.

Старение представляет собой не только прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, но и наличие ряда психологических новообразований со специфическими изменениями в интеллектуальной, эмоциональной и ценностно-мотивационной сфере. И.А. Аршавский под старением понимает физиологические процессы, которые первично не являются заболеваниями, однако приводят к ограничению функциональных возможностей организма и снижению его устойчивости к внешним воздействиям. Их сущность не сводится просто к количественным изменениям. Речь идет о возникновении качественно новых психофизиологических корреляций.

Характер, типы и интенсивность  старческих изменений ассоциируют обычно с именем английского философа Ф. Бэкона, который особенности старения связывает с влиянием средовых факторов: «…образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений».

И. Кон определил шесть  типов старости в зависимости  от характера деятельности человека. Первые четыре типа являются психологически благополучными, так как наделены хорошей социальной и психологической  приспособленностью. К оставшимся отрицательным  типам старости он относит «агрессивных старых ворчунов», критикующих все, кроме себя, и «одиноких грустных неудачников», которые винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

В работах С.И. Гавриловой, А.Я. Иванюшкина, В.Я Семке условно выделяют три типа старости: «счастливая», «несчастливая» и «психопатологическая». «Счастливая» старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая «несчастливая» старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти. «Психопатологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций.

Д.Б. Бромлей выделяет пять видов стратегий приспособительных реакций в пожилом возрасте: конструктивная стратегия; стратегия пассивной зависимости; стратегия оборонительно-приспособительная; враждебная стратегия; стратегия самобичевания.

Вышеперечисленные стратегии  находят свое отражение в работах  Е.С. Авербуха, А.Н. Леонтьева, Д.Ж. Курцмена. Они считают, что у пожилых  людей под воздействием накопившихся психологических и социальных травм формируется ряд разнонаправленных адаптивно-приспособительных реакций.

Многие из этих реакций последовательно закреплены, а выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения и продолжительность жизни в целом.

1.3Особенности самооценки людей пожилого возраста

 

На сегодняшний день работы по изучению проблематики самооценки людей пожилого возраста содержат весьма противоречивые сведения. В одних  высказывается мнение о том, что с возрастом самооценка становится все более негативной, самооценка снижается, растет число людей, не удовлетворенных своей жизнью, в других отмечаются противоположные факты. Такая разнородность в результатах экспериментальных исследований, вполне вероятно, обусловлена реальным, внутренне противоречивым характером психологического старения, который находит свое отражение, в частности, в Я-концепции человека, обусловливая ее качественное своеобразие и разнонаправленные тенденции.

О.Н. Молчановой было показано, что с возрастом наряду с общим  снижением ценности Я и отдельных его аспектов будет проявляться и другая тенденция, названная автором психологическим витауктом, которая представляет собой процессы, стабилизирующие деятельность субъекта, компенсирующие нарастание негативных характеристик, уберегающих систему Я от разрушения. Проведенные О.Н. Молчановой исследования показали, что люди старческого возраста по сравнению с представителями других возрастов обнаружили наивысшие оценки по шкале «социальные контакты» (методика «Кто Я?»). Выявленный рост самооценок по шкале «удовлетворенность работой» (для работающих пенсионеров) и «участие в труде» (для неработающих) соответствует многочисленным данным, устанавливающим факт повышения с возрастом удовлетворенности работой. Ориентация на труд, высокие оценки своей трудовой деятельности не только не исчезают с прекращением работы, но даже возрастают. Однако у лиц позднего возраста оценки, относящиеся к деловой сфере, часто носят ретроспективный характер. Обращение к прошлому трудовому опыту может свидетельствовать не только о силе и устойчивости выработанных за прожитую жизнь стереотипов, но и о затруднениях в адаптации к условиям «незанятости», а также о желании сохранить, поддержать свой прежний статус, компетентность.

В целом О.Н. Молчанова  выявила, что к позднему возрасту наряду с общим снижением уровневых характеристик самооценки нарастают факторы компенсации, способствующие длительному поддерживанию стабильности Я-концепции, которые можно назвать психологическим витауктом: а) наличие у испытуемых позднего возраста высоких позиций реальной самооценки по ряду параметров; б) фиксация на позитивных чертах своего характера; в) снижение идеальных и достижимых самооценок, а также их сближение с реальной самооценкой; г) относительно высокий уровень самоотношения; д) признание своей позиции удовлетворительной (даже если она крайне низка); е) ориентация на жизнь детей и внуков; ж) ретроспективный характер самооценки. И наконец, в позднем возрасте обнаруживаются резко выраженные индивидуальные вариации особенностей Я-концепции.

Многолетнее исследование, проведенное В.В. Болтенко в условиях дома-интерната, позволили охарактеризовать динамику изменения личности в старости не только со стороны иерархии мотивов. Автор показал, что в случае стратегии старения по типу «замкнутого контура» (единственно возможной в условиях домов-интернатов) происходит постепенное сужение самосознания. Тот факт, что самооценка в геронтогенезе в целом не снижается, объясняется, с одной стороны, нарастающей некритичностью вследствие нарастающего органического процесса, с другой стороны — психологической защитой, не допускающей осознания своей малоценности и проникновения в сознание признаков, угрожающих самооценке. Наличие психологической защиты, непременно предполагающей сохранность положительного отношения к самому себе, свидетельствует о личностной реакции на происшедшие в себе изменения. Психологическая защита в старости строится на основе сохранных качеств, которым придается большой личностный смысл, что способствует самоутверждению и позволяет сохранить высокую самооценку. Доминирующий смысл несет в себе насыщенную эмоциональную окраску, напряженное отношение. В процессе старения в условиях дома-интерната сужение системы ценностей происходит за счет актуализации, а затем отмирания приобретенных социальных качеств. Первоначально труд ценен для престарелых как средство реализации своих способностей, затем становится ценной сама способность выполнять труд: трудовые процессы превращаются в демонстрацию и способ подтверждения сохранности этой способности. Труд становится нерегулярным, эпизодическим. Состояние здоровья, всегда выступавшее лишь как внутреннее условие для деятельности и не являющееся личностной характеристикой, вдруг становится центром самосознания и основным ориентиром в обедненной системе ценностей. Начиная с этого момента личность утрачивает социальные качества, индивидуальность нивелируется, и человек не умирает, но уже перестает жить. Возврат к социальным ценностям, как правило, не происходит, так как единственной ценностью остается сама уходящая жизнь.

В целом надо отметить, что  существует достаточно мало фундаментальных  отечественных исследований личности пожилого человека.

 

 

2 Организация  и методы исследования гендерных аспектов самооценки личности в пожилом возрасте

2.1 Характеристика выборки

 

В исследование гендерных  аспектов самооценки личности в пожилом  возрасте принимало участие 20 лиц  мужского и женского пола, взятых в  равном количестве: 10 мужчин и 10 женщин, в возрасте от 60 до 65.

 

Таблица 1 – Характеристика выборки по полу

Пол

Число человек

%%

м

10

50

ж

10

50%


 

Рисунок 1 – Характеристика выборки по полу

 

Таблица 2 – Характеристика выборки по возрасту

Возраст

Число человек

%%

  • Пожилой возраст
  • мужчины 61-74 лет
  • женщины 56-74 лет

 

10

10

 

 

 

100 %

  • Старческий возраст
  • мужчины 75-90 лет
  • женщины 75-90 лет

 

0

0

 

0

0

0 %

  • Возраст долгожительства — более 90 лет

0

0 %


 

 

Рисунок 2 - Характеристика выборки по возрасту

 

Таблица 3 – Характеристика выборки по семейному положению

Семейное положение

Число человек

%%

Женат/замужем

13

65

Холост/не замужем (никогда не были в браке)

1

5

Разведён/разведена

2

10

Вдовец/вдова

4

20


 

Таблица 4 – Характеристика выборки по образованию

Образование

Число человек

%%

Высшее

9

45

Средне-спец

6

30

Средне-технич.

5

25

Среднее

0

0


2.2 Основные этапы исследования

Информация о работе Гендерные аспекты самооценки личности в пожилом возрасте