Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:01, контрольная работа
Эмоции важная составная часть всей жизни человека, они сопровождают его на протяжении всего существования от рождения и до смерти. В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества – эмоциональные особенности и свойства личности.
К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность – экспрессивность.
Эмоциональные качества определяют психический облик индивида – образуют эмоциональный тип личност
2.2 Возрастные
изменения в эмоциональных
реакциях
Маленький ребенок, переживая страх, скорее всего, бросится к родителям или к старшему брату или сестре. Но в сознании подростка такое поведение ассоциировано с эмоцией стыда, жить с которой так же трудно, как и со страхом. Поэтому подросток старается совладать со страхом по-другому – старается оценить степень опасности, занять более выгодную позицию, а если это не удается, просто игнорирует угрозу, не придавая ей значения. Маленькие дети обычно бегут от опасности в буквальном смысле слова, тогда как старшие дети чаще преодолевают опасность с помощью вербальных средств.
Другой пример возрастных изменений эмоциональных реакций может дать нам наблюдение за детской игрой. Интерес к игрушке заставляет 10-месячного ребенка исследовать ее, всячески манипулировать ею. В этом возрасте дети любят с грохотом бросать игрушки на пол, поскольку ощущения, вызываемые этим действием, приятны ребенку, доставляют ему радость. Но уже у 14-месячного ребенка мы можем наблюдать зачатки ассоциативной игры, соотнесение одних игрушек с другими – например, ребенок помещает игрушечную чайную ложку в игрушечную чашку, кладет трубку игрушечного телефона на рычаг. Если эти же игрушки дать трехлетнему ребенку, то интерес к ним будет проявляться иначе: он может, например, разыграть телефонный разговор с матерью, отцом, или даже воображаемым другом.
Как видно,
интерес к игрушкам в зависимости
от возраста ребенка порождает разные
типы игры, однако мотивационное качество
эмоционального переживания остается
неизменным, меняется лишь способность
ребенка воплотить свой интерес на более
высоком, более сложном уровне. С возрастом
наши реакции, вызванные эмоциональным
переживанием, становятся мягче и слабее.
Мимические проявления становятся более
утонченными, мы научаемся выражать эмоцию
вербально, не прибегая к помощи рук и
ног. С возрастом человек меньше плачет,
переживая печаль, не отворачивается и
не прячет лицо, когда испытывает смущение,
и все реже краснеет, переживая стыд.
14
Глава 3.
Общие тенденции возрастных
изменений эмоциональной
сферы
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти – шестимесячного человеческого плода.
Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале 20 века писал: «В начале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи – приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения»(1997, с.201). Сходная динамика развития эмоциональной сферы ребенка дается и С. Л. Рубинштейном: «Эмоциональное развитие человека проходит…путь, аналогичные пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения – родных, близких, в которое ребенок врос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций от единичных и частичных объектов в область общего и абстрактного, происходит другой, не менее показательный сдвиг – чувство становится избирательным» (с. 503-504).
Меняются
способы произвольного
Как отмечает
К. Изард (2000), с возрастом меняются
не только эмоциональные реакции, но
и назначение активаторов конкретных
эмоций. Так, в трехнедельном возрасте
звук женского голоса вызывает у ребенка
улыбку, но, по мере того как ребенок становиться
старше, этот же голос может вызвать у
него раздражение. Удаляющееся лицо матери
не вызовет особой реакции у трехмесячного
младенца, в то время как 13-месячный отреагирует
на это сердитым протестом,
15
а 13-летний подросток может даже обрадоваться, так как остается дома один, без родительской опеки.
К.
Изард, Ю. А. Макаренко и др.
психологи выявили, что в
К. Бюлер (1930) показал, как с возрастом развиваются положительные эмоции. Момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. На следующей ступени развития удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс игры. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия в начале игровой деятельности.
В процессе
онтогенеза развивается способность
использования эмоциональной
С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Это показали венгерские ученые Ф. Ленард и Э. Форраи-Банлаки (1960), изучавшие это умение у учащихся 7-17 лет. Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временный регресс в распознавании ряда эмоций.
Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольство и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом. А. М. Прихожан (2000). Показана возрастная динамика изменения тревоги у школьников. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается ее относительная устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-ом классе. В 10-ом классе уровень тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы.
Социальное
преобразование эмоциональных реакций
отчетливо видно из данных, полученных
Ф.Гудинаф (1931). Проанализировав рассказы
матерей о проявлениях у детей
состояния гнева в период от семи
месяцев до семи лет десяти месяцев,
она установила, что с возрастом
гнев как взрыв, не направленный на конкретный
объект, встречается все реже и реже,
16
а гнев,
направленный на конкретный
Итак, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями проявления эмоций и чувств.
С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное – неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими; так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. Увеличивается число параметров, по которым характеризуются эмоции; в начале их два – «возбуждение – успокоение» и «удовольствие – неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту» и т.п. Если в пять лет дети тесно связывают эмоцию ситуации ее возникновения и определяют первую через вторую, то позже ребенок начинает дифференцировать представления о причинах эмоции и внутренних состояниях, опосредствующих связь ситуации с эмоциональной реакцией.
Показательно
в плане формирования в онтогенезе
эмоциональной сферы ребенка исследования
Дж. Бельский и др.(1991) Авторы исследовали
изменения в проявлении негативных и позитивных
эмоций у младенцев в период с трех до
девяти месяцев в связи с характеристиками
семейной атмосферы. Как видно из таблицы
1, детская эмоциональность зависит от
эмоциональной атмосферы в семье.
Таблица
1
Зависимость изменений в эмоциональном фоне ребенка от эмоциональной атмосферы в семье
Отцы обладают низко выраженной ориентацией на других; менее позитивно оценивают свой брак до рождения ребенка; обнаруживают большую рассогласованность со своими женами по поводу оценки своей вовлеченности в воспитание ребенка | Матери отличаются более высокой самооценкой; менее негативно оценивают свой связанный с браком жизненный опыт; взаимодействие с ребенком характеризуется большей гармоничностью, отзывчивостью и полнотой |
От низкого уровня проявления негативных эмоций – к высокому | От высокого уровня проявления негативных эмоций – к низкому |
Таким
образом, вопреки мнению
17
3.1 Развитие эмоциональной сферы младенцев
Я.Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать - испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а так же на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плачь. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира.
Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. Н.Ю.Кистяковская (1946) отмечает, что если трех – четырех месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, то пяти – шести месячные дети при приближении и обращении к ним другого взрослого, место того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.
Н.Л.Фигурин и М.П.Денисова (1949) пишут, что до года улыбка появляется у ребенка почти исключительно на человеческое лицо и голос. Крик (испуг) в ответ на зрительные воздействия впервые появляется при дифференцировании знакомого человеческого лица от чужого человека или маски.
Формы реагирования, связанные с плачем и улыбкой, по – видимому, универсальны и отражают процесс созревания нервной системы. Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается та же последовательность событий. Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека. С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования – формирование аффективно – личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие у него средств экспрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключается мимика, звуки и телесные движения.
Меняется
и характер голосовой экспрессии.
На протяжении первого месяца крик
ребенка выражает только его недовольство,
причем звуковой состав этого крика сходен
с интонациями обиды и недовольства взрослых.
На втором месяце появляется спокойное
«гуление», на третьем – звуки радости,
а позднее – смех. Правда по другим данным,
ребенок впервые начинает смеяться в возрасте
пяти – девяти недель. Стимулы, вызывающие
смех, с взрослением младенца меняют свое
значение.
18
Дети десяти – двенадцати месяцев, как показали Л.Сроуф и Дж. Вунш (1972), гораздо чаще смеялись в ответ на зрительные и социальные стимулы, тогда как дети семи – девяти месяцев – в ответ на тактильную и звуковую стимуляцию. Авторы объявляют это тем, что у более старших детей понимание ситуации как смешной когнитивные процессы принимают уже большее участие. В среднем реакция смеха у детей возникала на тактильные стимулы – в шесть с половиной месяца, на слуховые – в семь месяцев, на социальные (игра в прятки) – в восемь месяцев, на зрительные – в десять с половиной месяца.
В трехмесячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядеть страдающим.
Информация о работе Факторы эмоционального развития личности