Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:41, диссертация

Краткое описание

Ценные бумаги уже сейчас все чаще являются одним из главных средств восстановления и развития рыночных методов хозяйствования и фиксации права собственности на капитал. Это говорит о том, что в государстве складываются цивилизованные рыночные отношения, основанные на принципах законности и правопорядка. Сегодня большинство рыночных субъектов весьма активно принимают на себя обязательства в форме ценных бумаг. Также значение их велико и в платежном обороте государства, как участника рыночных отношений. Кроме того, через ценные бумаги сейчас осуществляется инвестиционный процесс.

Содержание

Введение. 3 стр.
Глава 1. Определение правовой природы документарной ценной бумаги. 6 стр.
Определение понятия ценной бумаги. 6 стр.
Некоторые вопросы, касающиеся классификации ценных бумаг. 13 стр.
1.3. Признаки ценной бумаги как объекта вещного права.20 стр.
1.4. Признаки ценной бумаги как объекта обязательственного права. 26 стр.
Глава 2. Определение правовой природы бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.1. Несовершенное законодательство – основа всех проблем в правовом регулировании бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.2. Бездокументарная ценная бумага как объект вещных прав. «Парадокс права на право». 41 стр.
2.3. Трансформация признаков бездокументарной ценной бумаги как объекта обязательственного права. 50 стр.
Глава 3. Проблемы, связанные с удостоверением и переходом прав на ценные бумаги. 57 стр.
3.1. Удостоверение прав на бумаги по сертификату. 57 стр.
3.2. Удостоверение прав на бумаги по записи в реестре. 61 стр.
3.3. Удостоверение прав на бумаги по записи на счете депо. 68 стр.
3.4. Проблемы, возникающие при переходе прав на ценную бумагу и переходе прав по ценной бумаге. 74 стр.
Заключение. 83 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг.doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, хотя  право акционера на участие в управлении акционерным обществом и носит имущественный характер в широком смысле, оно, тем не менее, является корпоративным правом, отличным от обязательственного права. Понятие же имущественных прав в широком смысле находится за рамками обязательственных прав. Поэтому, действующий ГК РФ, видимо, принимает более широкое толкование сущности обязательства, не связывая его только с имущественным содержанием.

      Конкретные виды  прав, удостоверяемые ценными бумагами, согласно ст. 144 ГК РФ, должны определяться законом или в установленном им порядке. Однако, как было наглядно показано, существуют неточности и недомолвки законодательства, что позволяет продолжать различным авторам полемику по поводу состава и характера этих прав и по сегодняшний день. Но для того, чтобы  избежать  дальнейшего  углубления  в  эту  бесконечную  полемику  и,


* Саватье Р. Указ. Соч. С. 96-97.         

** Агарков М.М. Указ. Соч. С. 175, 226.

*** Эннекцерус Л. Указ. Соч. Т. 1. Полутом 2. С. 26.

одновременно, подытожив сказанное, обозначить свою окончательную позицию по данной проблеме, необходимо отметить, что права, удостоверенные ценной бумагой, неверно сводить только к обязательственным правам. Ценная бумага, помимо обязательственных прав, может удостоверять еще и вещные и корпоративные права.

      Теперь можно обратить  внимание на следующий признак  ценной бумаги как объекта  обязательственного права, который  логично вытекает из предыдущего  и звучит так:     

2.    Имущественные  права, удостоверенные ценной бумагой, - это не просто совокупность прав, но это юридическая совокупность прав.

      Р. Саватье указывал: «Начиная с  того момента, когда созданная…  совокупность существует в качестве  единого имущества, она перестает  быть фактической совокупностью, а начинает составлять юридическую совокупность, поскольку она может быть предметом договора или обязательства»*.

      М. И. Кулагин пишет, что в странах  Запада объектом права собственности  все чаще выступают не отдельные  вещи и права, а их совокупности, объединенные хозяйственным или иным назначением.** Имущественные права, удостоверенные ценной бумагой, также образуют единое целое, представляя собой не механическую совокупность, а юридическую совокупность, которая определяется «корпусом» ценной бумаги – документом, связывающим эти права воедино. Ведь не существует такого отдельного объекта, как, например, право получения дивидендов или же право голоса на собрании акционеров. Поэтому этот комплекс прав представляет собой единый объект гражданского права, а не несколько объектов, как можно было предположить, судя по названию.

      В ст. 2 ФЗ РФ «О рынке ценных  бумаг», в отличие от ст. 142 ГК  РФ, говорится о закреплении ценной  бумагой как раз такой совокупности  прав.     


* Саватье Р. Указ. Соч. С. 149-150.

** Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. – М., «Дело», 1992. С. 65-66.

      Необходимо учитывать, что названный  признак юридической совокупности  носит неабсолютный характер. Существуют  случаи, когда ценные бумаги удостоверяют  не несколько, а только одно имущественное право. Примером такого случая может служить облигация, которая, согласно ст. 2 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», предоставляет право ее держателю на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Это право, хотя оно и может быть осуществляемо в течение длительного срока, является по своей сути единым – одним. Одновременно с этим облигация может предусматривать и другие имущественные права ее держателя. Например, она может быть конвертируемой и, соответственно, предоставлять ее держателю право на конвертирование в акцию (ст. 37 – 41 ФЗ РФ «Об акционерных обществах»). В этом случае она удостоверяет уже совокупность имущественных прав.

3.    Признак неделимости - является третьим признаком ценной бумаги как объекта обязательственного права. Он вытекает из п. 1 ст. 142 ГК РФ, согласно которой, с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. А, как уже говорилось, права, удостоверенные ценной бумагой, по отдельности не оборотоспособны. Они просто не являются в отдельности объектами гражданских прав. И, соответственно, только единая неделимая совокупность имущественных прав может быть объектом обязательственного права.

       Кроме того, в доктрине гражданского  права в качестве отдельного  свойства ценной бумаги выделяется  ее, так называемая, публичная достоверность. Означающая, что добросовестный  владелец ценной бумаги может  довериться тем формальным признакам, которые легитимируют его в качестве владельца ценной бумаги: «Обязанное лицо должно произвести исполнение по ценной бумаге, удостоверившись лишь в наличии необходимых реквизитов и соблюдении формы, а ее владелец может не проверять основания, по которому она выдана, доверившись формальным признакам»*.

      В силу п. 2 ст. 147 ГК РФ недопустим  отказ от исполнения по ценной  бумаге со ссылкой на отсутствие  основания, по которому она выдана, либо со ссылкой на недействительность  такого основания. К примеру, на безденежность займа, по которому выдана облигация; или на признание недействительным  договора об отчуждении имущества, являющегося предметом исполнения по ценной бумаге. Абстрактная сделка не зависит от лежащих в ее основе договоренностей. В этом случае ценная бумага как бы отрывается от своего основания.

      Подводя итог, в целом и коротко  определяя суть своей позиции, после рассмотрения  проблем встречающихся  при характеристике правовой  природы документарных ценных  бумаг, важно отметить, что документарная ценная бумага представляет соединение вещных и обязательственных элементов права. Это говорит о двойственности ее правовой природы и влечет за собой двойственность применяемых к ней норм. Как объект вещного права ценная бумага представляет собой именно документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Как объект обязательственного права ценная бумага представляет собой неделимую юридическую совокупность имущественных прав. Другие выводы и промежуточные итоги по ходу раскрытия темы уже приводились. Поэтому, повторяться не стоит, тем более, что объемы работы этого не позволяют.

 

 

 

 


* Комментарий части первой гражданского  кодекса Российской Федерации для предпринимателей. – М., Фонд «Правовая культура», 1996. С. 183.

 

Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ БЕЗДОКУМЕНТАРНОЙ ЦЕННОЙ БУМАГИ.  

2.1.  Несовершенное законодательство  – основа всех проблем при  определении правовой природы бездокументарной ценной бумагой. 

      История возникновения  и развития рынка ценных бумаг  – это история все более  широкого превращения отношений  между кредиторами и должниками  в оборотоспособное имущество.* Причем  вначале превращение прав требования в оборотоспособный объект шло при посредстве бумажного носителя, а в современных условиях – уже без него. То есть, сегодня в большинстве случаев ценные бумаги дематериализовались. Эта тенденция, получившая название «секьюритизация», стала довольно распространенной на мировом рынке. К примеру, во Франции все акции в настоящее время не имеют сертификатов. Здесь по закону о финансах 1982 г. был установлен принцип «дематериализации ценных бумаг»: с 3 ноября 1984 г. все ценные бумаги перестали быть «физическим объектом обращения в виде напечатанного документа». Они имеют теперь материальную ценность лишь тогда, когда вписаны в документы о финансовых операциях их владельца.** В результате во Франции все ценные бумаги, как именные, так и предъявительские, стали бездокументарными и были превращены в записи на счетах в электронных депозитариях, находящихся в уполномоченных финансовых учреждениях, имеющих счет в центральном депозитарии SICOVAM.***

      Такова мировая  тенденция, но важно, что в России  реализация этой мировой  тенденции   имеет  свои  особенности.  Так,  если  другие  страны  к


*Цвайгерт К., Кетц Х. Введение  в сравнительное правоведение  в сфере частного права. Т.2, - М., Международные отношения, 1998. С. 160. 

** Жамен С., Лакур Л. Торговое  право: Учебное пособие. – М., Международные отношения, 1993. С. 117.

*** Рубцов В.В. Зарубежные фондовые  рынки: инструменты, структура, механизм  функционирования. – М., ИНФРА-М, 1996. С. 203, 216.

бездокументарным бумагам пришли от классических ценных бумаг-документов, через их дематериализацию и иммобилизацию, то в России практически все эмиссионные ценные бумаги, вопреки ГК РФ, сразу же были выпущены в бездокументарной форме. Почти все акционерные общества выпустили именно бездокументарные акции. Многие государственные облигации (например, ГКО) выпускались также в бездокументарной форме.

      Мало того, Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг  Российской Федерации (далее –  ФКЦБ РФ), своим постановлением  от 21 марта 1996 г. №5 «Об утверждении  Положения об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей; Положения о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей; Стандарта деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей»*, в безбумажную форму пыталась перевести даже такую классическую ценную бумагу как вексель. Надо сказать, что это уж совсем странно, поскольку из всех обязательных реквизитов векселя с необходимостью следует только документарная форма векселя.

      В целом можно  сказать, что практики фондового рынка России и авторы ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», не имея по сути предшествующего опыта других стран, пытаются сделать бездокументарную форму не просто особой, а основной формой ценных бумаг в России. И тут мы снова вынуждены вернуться к «противостоянию» ГК РФ и доктрины российского права – с одной стороны - и названного ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» - с другой стороны.

      Как уже говорилось, в ГК РФ, помимо прочего установлено, что ценная бумага – это  документ. А тут вдруг в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» появляется уточнение: всякая ценная бумага, в том числе и бездокументарная. Никто не сможет отрицать, что прилагательное «бездокументарный» образовано от словосочетания «без документа», иными словами,  означает,  что  некие  имущественные   права  удостоверяются   чем


* См. Вестник ФКЦБ России при  Правительстве РФ. 1996. №2.

угодно, но только не документом, находящимся в руках управомоченного субъекта. Получается, что ценная бумага – это нечто, что может существовать без той формы, в которую оно облечено – документарной или бездокументарной. А для передачи прав, удостоверенных бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризированном). Речь идет о том, что при передаче этих прав иногда, в предусмотренных законом случаях, не нужно предъявлять самого документа. В. А. Белов по этому поводу заявляет, что законодатель совершает принципиальную ошибку, «посягнув на святую святых теории ценных бумаг – на начало предъявления (презентации) бумаги как условие, необходимое для осуществления и передачи прав на нее и из нее»*. Это ничто иное, как непоследовательность и противоречие (о которых говорилось в предыдущей главе) всей доктрине российского, континентального права.

      Таким образом, урезав начало презентации, законодатель вынужден был сделать вывод: если бывают случаи, когда предъявления документа не нужно, то можно совсем отказаться от самой идеи существования такого документа, как ценная бумага, заменив его закреплением прав в специальном реестре.** Причем права эти, в случаях предусмотренных законом или в установленном им порядке, могут быть удостоверены и иначе, а именно – путем выполнения соответствующих записей об этих правах лицом, получившим специальную лицензию. Соответственно, и все операции с такими правами (по выражению п. 2 ст. 149 ГК РФ – с «бездокументарными ценными бумагами», хотя от ценной бумаги здесь осталось одно название) могут совершаться только при обращении к тому лицу, которое официально совершает записи прав. В остальном же согласно п.1 ст. 149 ГК РФ к бездокументарным ценным бумагам должны применяться правила, установленные для обычных ценных бумаг.


* Белов В.А. Бездокументарные ценные  бумаги. – М., «Центр ЮрИнфоР», 2002. С.6.        

** См. Сперанский В. Бездокументарные ценные бумаги // Российская юстиция. 1998. №4.

      На лицо искажение  и «вульгаризация»* самого понятия  ценной бумаги. Для большей наглядности  и иллюстрации этого утверждения  еще раз резюмируем и сравним  тезисы ГК РФ и ФЗ РФ «О  рынке ценных бумаг».

      Из положений ГК  РФ следует вывод, что существуют  ценные бумаги – необходимо  презентационные и публично достоверные  документы, удостоверяющие имущественные  права. Однако эти права можно  удостоверять и иным способом, чем выдачей документов – составлением и ведением записей об имущественных правах, их содержании, объеме и изменении. Поскольку целью такого способа удостоверения прав является замена ценных бумаг-документов, то права, удостоверенные таким образом, подчиняются правилам о правах, удостоверенных ценным бумагам.

      ФЗ РФ «О рынке  ценных бумаг» утверждает: существуют  ценные бумаги – нечто, что  может быть воплощено как в  виде обособленного документа, выдаваемого  на руки, так и в виде записей  в специальном реестре. Поскольку  и в том и в другом случае это «нечто» является ценной бумагой, то к ним применяются правила о ценной бумаге в равной степени. Получается, что по закону под ценными бумагами понимается совокупность имущественных прав, но никак не документ, который эти права фиксирует и удостоверяет. Особо показательны в этом отношении ч. 14 ст. 16 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»: «Любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами…» и наименование ст. 18 того же ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»: «Форма удостоверения прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу».

Информация о работе Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг