Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:41, диссертация

Краткое описание

Ценные бумаги уже сейчас все чаще являются одним из главных средств восстановления и развития рыночных методов хозяйствования и фиксации права собственности на капитал. Это говорит о том, что в государстве складываются цивилизованные рыночные отношения, основанные на принципах законности и правопорядка. Сегодня большинство рыночных субъектов весьма активно принимают на себя обязательства в форме ценных бумаг. Также значение их велико и в платежном обороте государства, как участника рыночных отношений. Кроме того, через ценные бумаги сейчас осуществляется инвестиционный процесс.

Содержание

Введение. 3 стр.
Глава 1. Определение правовой природы документарной ценной бумаги. 6 стр.
Определение понятия ценной бумаги. 6 стр.
Некоторые вопросы, касающиеся классификации ценных бумаг. 13 стр.
1.3. Признаки ценной бумаги как объекта вещного права.20 стр.
1.4. Признаки ценной бумаги как объекта обязательственного права. 26 стр.
Глава 2. Определение правовой природы бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.1. Несовершенное законодательство – основа всех проблем в правовом регулировании бездокументарной ценной бумаги. 34 стр.
2.2. Бездокументарная ценная бумага как объект вещных прав. «Парадокс права на право». 41 стр.
2.3. Трансформация признаков бездокументарной ценной бумаги как объекта обязательственного права. 50 стр.
Глава 3. Проблемы, связанные с удостоверением и переходом прав на ценные бумаги. 57 стр.
3.1. Удостоверение прав на бумаги по сертификату. 57 стр.
3.2. Удостоверение прав на бумаги по записи в реестре. 61 стр.
3.3. Удостоверение прав на бумаги по записи на счете депо. 68 стр.
3.4. Проблемы, возникающие при переходе прав на ценную бумагу и переходе прав по ценной бумаге. 74 стр.
Заключение. 83 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг.doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

      К такому решению тем более  подталкивает то, что в действующем  законодательстве процесс передачи  прав по бездокументарной ценной  бумаге внешне уже схож с  процессом передачи прав по собственно ценной бумаге. Например, как по документарной эмиссионной именной ценной бумаге, так и по бездокументарной эмиссионной именной ценной бумаге для оформления перехода прав на бумагу обязательным является совершение соответствующей записи в реестре держателем такого реестра (или депозитарием по счету депо).

      Кроме того, размывается грань  отличающая документарные и бездокументарные  бумаги - если, например, сертификаты  документарных ценных бумаг помещены  на централизованное хранение  в депозитарий, то в этом случае право собственности на документарные бумаги подтверждается уже не сертификатом, а записью по счету депо, что схоже с правами на бездокументарные ценные бумаги, которые тоже могут учитываться через депозитарий. Получается, что права различной природы на различные объекты подтверждаются одинаковым образом – записью по счету депо.

      Также надо учитывать и то, что выпуск глобальных сертификатов  на ценные бумаги документарной  формы - это уже далеко не классическая  документарная форма ценной бумаги. Практически это уже бездокументарная ценная бумага, лишь слегка завуалированная сертификатом, причем одним на весь выпуск.

      Все это, несомненно, говорит о  существующей тенденции к сближению  правил оборота документарных  и бездокументарных ценных бумаг. Более того, наблюдается стремление к постепенному снижению значения документарных бумаг на рынке (с помощью в основном установок содержащихся в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг») и замещению их недокументированными ценными бумагами.

      Обратимся, например, к «Генеральным условиям эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 861. В соответствии с ним, государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сертификаты), выпускаются именно в документарной форме с обязательным централизованным хранением, но вот документом, удостоверяющим права, закрепляемые золотыми сертификатами каждого выпуска, является глобальный сертификат.* Действительно, зачем оформлять каждую ценную бумагу в виде документа, если намного проще ввести обязательное хранение всех бумаг в депозитарии. Достаточно оформить весь выпуск глобальным сертификатом. Но как же быть с принципом материальности документарной ценной бумаги? Про него в этом случае забыто совсем.

      Таким образом, становится ясно, что появление бездокументарных  ценных бумаг является логическим  следствием появления депозитариев  и глобальных сертификатов, которые  приучают к мысли о нематериальности  ценных бумаг.

      Такое стремление к отождествлению классических ценных бумаг и бездокументарных ценных бумаг представляется, в свете всего вышесказанного, ошибочным. Думается, что, необходимо, сознавая различия в правовых режимах документарных и бездокументарных бумаг, стремиться к унификации правил их оборота только там, где это возможно и где это не противоречит их различной правовой природе.

      Как подтверждение данному мнению  звучит, содержащийся в «Докладе  о концептуальных подходах к  месту и роли депозитарной  деятельности на современном рынке ценных бумаг» от 1 июля 1997 г. ЦБ РФ, ФКЦБ РФ и Минфина РФ, вывод о том, что для описания отношений связанных с ценной бумагой, приходится выбирать между двумя юридическими инструментариями, свойственными либо вещному, либо обязательственному праву. Но ни одно из них полностью не подходит к описанию всей полноты отношений, возникающих в реальной жизни по поводу ценных бумаг.**

      Поэтому для ценных бумаг, в  том числе и бездокументарных, необходимым представляется создание  специальных норм права. Это не означает отказ  от  регулирования ценных бумаг в  ГК  РФ. Такой шаг был бы


* Российская газета. 1998. 26 июня. № 163.

** Параграф 11 раздел 1 указанного доклада  от 1 июля 1997 г. ЦБ РФ, ФКЦБ РФ и  Минфина РФ // Российская газета. 1997. 20 сентября. № 183.

неверным, потому как ценные бумаги являются объектом гражданских прав, хотя и в достаточной степени специфичным. Наоборот, непосредственно в ГК РФ, наряду со специальными законами, необходима более четкая и подробная регламентация правил о ценных бумагах. Это, безусловно, позволило бы избежать искажения этих правил в подзаконных нормативных актах.

      Ясно, что правовой режим бездокументарных  и документарных ценных бумаг  не может быть одинаковым. Проблема  состоит в отсутствии четкости в вопросе о том, какие правила о ценных бумагах можно и нужно применять к бездокументарным ценным бумагам, а какие нет. По данной проблеме есть разные мнения. Более целесообразным и экономичным представляется решение этой проблемы путем законодательного определения именно тех правил о ценных бумагах, которые не могут быть применены к бездокументарным ценным бумагам. Если же, наоборот, пытаться назвать те правила, которые могут быть применены только к бездокументарным ценным бумагам, то это неизбежно приведет к значительным упущениям и новым проблемам в правовом регулировании данного института.

      Таким образом, задача состоит  в том, чтобы дать четкое детальное  описание исключений из правил  о ценных бумагах применительно  к бездокументарным ценным бумагам, избежав при этом постоянных отсылок к сравнительному анализу того, позволяют ли особенности фиксации бумаги применить ту или иную норму о ценных бумагах к бездокументарным ценным бумагам.

      Многих проблем при определении  правовой природы собственно  ценных бумаг и бездокументарных ценных бумаг можно было бы избежать, если бы законодатель подробно и недвусмысленно определил особенности правового регулирования бездокументарных ценных бумаг и его отличия от правового регулирования собственно ценных бумаг.

      Этого, как представляется, можно  добиться двумя разными способами  или путями.

      Первый путь тот, по которому  пошел законодатель: ошибочный путь  прямого указания на применение  к имущественным правам, удостоверенным  бездокументарной ценной бумагой, отдельных элементов вещно-правового режима. 

      И второй путь – гораздо  более предпочтительный путь  установления, желательно на уровне  федерального закона, специально  для бездокументарных ценных  бумаг всех изъятий (исключений) из режима собственно ценных бумаг.

      В итоге, важно сделать следующие  краткие выводы.

      1. Бездокументарная ценная бумага, в отличие от собственно ценной  бумаги, представляет собой только  объект обязательственного права  – совокупность имущественных  прав. Она является нематериальным объектом гражданских прав и не является объектом права собственности.

      2. Бездокументарной ценной бумагой  могут быть удостоверены не  все имущественные права, а лишь  те, которые определяются законом  или в установленном им порядке (п. 1 ст. 149 ГК РФ). Поэтому совокупность имущественных прав, удостоверенных бездокументарной ценной бумагой, можно, в отличие от формальной совокупности, назвать юридической совокупностью прав, обладающей признаком неделимости.

      3. Несмотря на нематериальность бездокументарной ценной бумаги, на нее как объект обязательственного права, законодательство, тем не менее, частично распространяет некоторые элементы вещных прав (п. 1 ст. 1013 ГК РФ, п. 1, 3 ст. 1020 ГК РФ, п. 1, 4 ст. 454 ГК РФ и т. д.).

      4. Правовое регулирование бездокументарных ценных бумаг в настоящее время изобилует проблемами. Например, необходимо установить: в чем состоят изъятия из правил о ценных бумагах для бездокументарных ценных бумаг; законодательно закрепить невозможность применения к защите прав, удостоверенных бездокументарной бумагой, вещно-правовых способов защиты и т. п. Кроме того, детальная ревизия и четкое определение правовых режимов ценных бумаг были бы очень полезны во многих случаях.

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С УДОСТОВЕРЕНИЕМ И ПЕРЕХОДОМ ПРАВ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ.

3.1. Удостоверение прав на бумаги  по сертификату.

      Надо сказать, что в настоящей  главе будут рассмотрены в  основном эмиссионные ценные  бумаги как наиболее часто  встречающиеся в имущественном  обороте и единственно урегулированные ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг».

      Ни для кого не секрет, что  для успешного оборота ценных  бумаг важным является четкое  определение порядка перехода  прав на ценные бумаги от  одного владельца к другому. Согласно  п. 1 ст. 142 ГК РФ права на ценную бумагу должны подтверждаться самой ценной бумагой. Они осуществляются или передаются при предъявлении самой ценной бумаги. Никакого другого документа не требуется. В случаях же предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризированном).

      Ст. 28 ФЗ РФ «О рынке ценных  бумаг» призвана более подробно  решить вопрос о способе удостоверения  прав на эмиссионные ценные  бумаги. Необходимо отметить, однако, что название этой статьи ее содержанию не соответствует. Статья называется «Форма удостоверения права собственности на эмиссионные ценные бумаги», в самом же ее тексте говорится не о праве собственности на бумаги, а именно о праве на бумаги: «Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).

      Права владельцев на эмиссионные  ценные бумаги бездокументарной  формы выпуска удостоверяются  в системе ведения реестра  – записями на лицевых счетах  у держателя реестра или в  случае учета прав на ценные  бумаги в депозитарии – записями по счетам депо в депозитариях».

      Право собственности на бумагу  и право на бумагу нужно  все-таки различать – это суть  различные понятия. Право собственности  на ценную бумагу как документ, т. е. вещь, может осуществляться  только в отношении классической документарной ценной бумаги. Бездокументарная ценная бумага, представляя собой лишь совокупность прав, не может быть объектом права собственности. В ее отношении более правильным представляется употребление выражений «право на бездокументарную ценную бумагу», «субъект права на бездокументарную ценную бумагу», но не понятий «право собственности на бездокументарную ценную бумагу», «собственник бездокументарной ценной бумаги». Если же в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» такие неверные понятия все-таки употреблены, то их следует считать юридическими допущениями, не забывая об их истинном значении.

      В любом случае, если выпуск  эмиссионных ценных бумаг осуществляется  в документарной форме, то в  качестве доказательства прав  на нее используется сертификат. Вообще, под сертификатом эмиссионной ценной бумаги ст. 2 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» понимает «документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг». Сертификат имеет приоритетное значение в части защиты прав владельцев ценных бумаг по сравнению с решением о выпуске этих бумаг.

      Один сертификат может удостоверять  право как на одну, так и  на несколько или же все  бумаги (так называемый глобальный  сертификат) с одним регистрационным  номером. Но одна эмиссионная ценная бумага, в свою очередь, может удостоверяться только одним сертификатом.

      В связи с этим возникает  вопрос, можно ли сам сертификат  считать ценной бумагой? Думается, нет, поскольку п. 1 ст. 142 ГК РФ  определяет ценную бумагу как документ, удостоверяющий определенные имущественные права. И даже ст. 2 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг», не смотря на все ее спорные и проблемные места, под сертификатом эмиссионной ценной бумаги понимает документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. То есть, из анализа этих положений можно сделать заключение, что сертификат лишь закрепляет права на некоторое количество ценных бумаг, самостоятельно ценной бумагой не являясь.

      Однако, тот же ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» все же стремится придать сертификату значение не просто документа, удостоверяющего право на ценную бумагу, но и документа, удостоверяющего сами права, закрепленные ценной бумагой. Это следует из ст. 18 названного Закона, где сертификат и решение о выпуске ценных бумаг названы при документарной форме ценных бумаг документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой.

      Интересно по этому поводу  мнение Ф. А. Гудкова, который говорит, что «совмещение в сертификате качеств документа, удостоверяющего права владения ценной бумагой и прав, составляющих ценную бумагу, придает сертификату смысл нечто среднего между производной ценной бумагой и бланком самой ценной бумаги»*. Тем не менее присутствует уверенность в том, что сертификат отождествлять с собственно ценной бумагой нельзя. Скорее он  только замещает ценную бумагу. Как уже говорилось, сертификат может удостоверять право на одну, несколько или все эмиссионные ценные бумаги с одним регистрационным номером (ст. 16 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»). И хотя бы один этот пример уже показывает несовпадение понятий сертификата ценной бумаги и самой ценной бумаги.

      Существует еще одна проблема, заслуживающая упоминания в данном  параграфе. Она связана с возможностью утраты сертификата. Действительно, тот факт, что осуществление прав по документарной эмиссионной ценной бумаге, может быть произведено только при предъявлении сертификата, делает эту проблему достаточно актуальной.


* Гудков Ф.А. Инвестиции в ценные  бумаги. – М., ИНФРА-М, 1996. с. 18.

      Для решения этой проблемы  обратимся к статье 148 ГК РФ, где  установлено: «Восстановление прав  по утраченным ценным бумагам  на предъявителя и ордерным  ценным бумагам производится  судом в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством». Хорошо, но как же быть в отношении именных ценных бумаг. По поводу их утраты почему-то не установлено никаких особых правил. А ведь не смотря на то, что владелец именной ценной бумаги должен быть указан в реестре или у депозитария (при хранении в депозитарии), он все же не сможет осуществить свои права по бумаге без предъявления сертификата.

Информация о работе Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг