Кооперативное движение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Кооперативное движение – это массовое социально-экономическое движение, направленное на создание благоприятных условий, для развития кооперативных организаций, с целью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей членов кооператива. Кооперативное движение формировалось в течении более чем 150 лет и представляет сегодня массовое жизнеспособное социально-экономическое движение, объединяющее свыше 800 миллионов человек. Кооперативное движение характеризуется многообразием кооперативов в разных отраслях и сферах деятельности. Кооперативы создали местные, региональные, национальные и международные объединения, укрепляющие их позиции в конкурентной среде.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая-готоавя.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Поскольку товарный голод  усиливался, в 1930 г. для снабжения рабочих и служащих отдельных крупных предприятий и учреждений в рамках ЦРК стали создаваться закрытые распределители (ЗР) и закрытые рабочие кооперативы (ЗРК). Государство выделяло им специальные фонды продовольственных и промышленных товаров. Поскольку от ЦРК отделилось большое количество закрытых рабочих кооперативов, сами ЦРК были преобразованы в городские и районные рабочие кооперативы (горрабкоопы и райрабкоопы). Они стали снабжать часть городского населения, которая не была охвачена закрытым распределением.

К декабрю 1932 г. в системе потребительской кооперации действовало 1738 закрытых рабочих кооперативов и около 1800 закрытых распределителей, а всего в стране насчитывалось 46 тыс. обществ потребителей, объединивших 73 млн. членов. Из них 23,5 млн. в городах и 49,5 млн. в сельской местности. Потребительская кооперация имела около 200 тыс. розничных торговых предприятий и 50 тыс. предприятий общественного питания. Кооператоры заготовляли более половины картофеля и овощей в стране, кормили хлебом большинство городского населения, производили около 5% рыночных фондов мяса в своих подсобных хозяйствах.

Жилищно-арендная и жилищно-строительная кооперации в городах стали ведущими в аренде и строительстве городского жилого фонда.

Но огромные потенциальные  возможности этой системы не были использованы.

Как ни старалось партийное  руководство заставить работать советских людей на голом энтузиазме, материальная заинтересованность оставалась главным стимулом к интенсивной и качественной работе.

Этот врожденный инстинкт невозможно было уничтожить никакими призывами, красочными миражами близкого будущего, командами и репрессиями. Сталин не мог не считаться с этим. Поэтому сталинское руководство поставило надбавки к нормам продуктов, распределяемых по карточкам в прямую зависимость от производительности труда. Ударник ведущей профессии получал дополнительно 75% карточной нормы, неведущей — 50, а ударник из служащих — 30%.

Однако самоуправлявшиеся  закрытые рабочие кооперативы, распределявшие по карточкам продукты питания и  одежду, не подчиненные руководству предприятия, мешали администрациям заводов и новостроек использовать снабжение как средство повышения производительности труда. И они были просто ликвидированы постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) (декабрь 1932 г.). Вместо закрытых рабочих кооперативов и кооперативных закрытых распределителей на их материально-технической базе были созданы государственные организации — отделы рабочего снабжения (ОРСы) - сначала на крупнейших заводах и новостройках, а затем на всех государственных предприятиях. Так фактически были отобраны у рабочих около 32 тыс. торговых предприятий, тысячи столовых, пекарен, подсобных хозяйств. Это была первая массовая национализация потребительской кооперации.

В 1935 г. советское государство  окончательно прекратило деятельность городской потребительской кооперации, национализировав ее материально-техническую базу без всякой компенсации паевых взносов членам-пайщикам.

Итак, за три года (с  декабря 1932 по сентябрь 1935 г.) Сталин ликвидировал рабочую кооперацию, которая была создана самим рабочим классом  и успешно служила ему более 30 лет. Число потребительских кооперативов сократилось с 46 тыс. до 25,7 тыс., число членов — с 73 млн. до 40,8 млн.

Народный комиссариат  торговли (Наркомторг) и созданный  в 1930 г. Народный комиссариат снабжения (Наркомснаб) вновь сконцентрировали в своих руках организацию  индивидуального потребления городского населения, превратив городскую кооперацию в государственный распределительный аппарат.

В 1936 году потребительская  и промысловая кооперация потеряли свой Всероссийский кооперативный банк, все средства которого после его ликвидации были переданы в Торгбанк СССР.

По мере так называемого  строительства социализма, т.е. создания тоталитарного сталинского режима и административно-командной системы  управления, кооперативы — демократически управляемые, рыночные организации  все меньше вписывались в жесткие централизованные планово-распределительные советские структуры.

Потребительскую, промысловую, кредитную, сбытоснабженческую кооперацию советское руководство начало преобразовывать, закрывать, сливать, разделять и  национализировать, т.е. просто отбирать имущество и денежные средства на нужды индустриализации и партийного аппарата.

В партийных документах 30-70-х годов участь кооперации была предрешена — по мере своего развития и совершенствовании оставшаяся после разгрома кооперативного движения в 30-х годах собственность потребительской, промысловой и колхозов должны сливаться с государственной общенародной собственностью. Т.е. кооперативные предприятия должны перейти в подчинение соответствующих министерств, что и было сделано с промысловой  кооперацией в 1956 и в 1960 гг. В 30-60-х годах многие колхозы были преобразованы в совхозы, все городские потребительские кооперативы были ликвидированы, а их имущество передано Министерству внутренней торговли в 1932 и 1935 годах.                        

С другой стороны уничтожить одномоментно все виды кооперации, например, в 1936 году, когда Сталин провозгласил полную и окончательную победу социализма в нашей стране, было невозможно по экономическим и политическим причинам.

Фактически крестьяне  и жители районных городов на сноп средства осуществляли свое торговое обслуживание. Таким образом, с потребительской кооперацией были связаны экономические интересы более половины населения страны. Огромная стоимость перевода колхозов в совхозы, где материально-техническая база в 2,5 раза была мощнее и дороже, не позволяла реализовывать в полной мере и в сельском хозяйстве марксистко-дрпппскую догму об образовании единой государственной собственности в стране.

Таким образом все  виды кооперации в Советском Союзе, особенно, в   30-50-е годы,  развивались в обстановке постоянной неопределенности и неуверенности в своем будущем, постоянного вмешательства в хозяйственную деятельность, постоянного диктата партии и советского государства в области планирования материально-технического снабжения, сбыта, заработной платы, штатов, ценообразования, постоянных перемещений и репрессий против руководителей и рядовых членов кооперативов и их союзов. В таких экстремальных условиях кооперация не могла раскрыть все свои возможности и действовать эффективно для улучшения обслуживания своих членов.

 

Заключение

 

 

Более чем полуторавековой  опыт кооперации народов и государств показал и доказал, что стремление и умение людей объединяться в  сообщества (товарищества, артели, общества, бригады, кооперативы) на принципах добровольности и равенства, демократичности и незащитимости от политики идеологий, верований, частности и взаимопомощи помогают им выжить в трудных, подчас экстремальных социально-экономических условиях.

В конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. вследствие грубого вмешательства партийных органов и государства в ее основополагающие принципы были разрушены устои экономической деятельности, социальной защиты и материальной заинтересованности пайщиков, кооперация оказалась на грани.

С восстановлением принципов  добровольного членства и внесения паевых взносов кооперация получила возможность укреплять своё финансовое положение за счёт средств самих  потребителей, объединявшихся в сельские, городские, рабочие, транспортные, военные, ученические и другие кооперативы.

Исторический экскурс  в функционировании кооперативных  принципов в процессе строительства  социализма в России на первом его  этапе позволяет сделать вывод  о неимоверных трудностях, которые  пришлось преодолевать потребительской  кооперации. Созданная еще в XIX в. российская кооперация по существу была разрушена как целостная система и превратилась в разрозненные организации без единого руководящего центра.

Анализ деятельности потребкооперации России во втором и  третьем десятилетиях XX в. показывает ее способность быстро реагировать на любые перемены, адаптироваться к новым условиям хозяйствования, осуществлять стоящие перед ней задачи. Неизменно главными составляющими деятельности кооперации во все времена является следование кооперативным принципам в любых исторических условиях. Общечеловеческие ценности, лежащие в основе кооперативных принципов, помогают людям выживать сообща, преодолевая любые трудности.

Но в результате репрессий 1935-1940 гг. кооперация была почти полностью  обезглавлена. Она потеряла тысячи квалифицированных работников. Почти   прекратилась   работа   по   кооперированию. Число пайщиков стало сокращаться. Как свидетельствуют неопровержимые факты истории, канун второй мировой войны был очень сложным периодом для потребительской кооперации России.

Все виды кооперации в Советском Союзе, особенно, в   30-50-е годы,  развивались в обстановке постоянной неопределенности и неуверенности в своем будущем, постоянного вмешательства в хозяйственную деятельность, постоянного диктата партии и советского государства в области планирования материально-технического снабжения, сбыта, заработной платы, штатов, ценообразования, постоянных перемещений и репрессий против руководителей и рядовых членов кооперативов и их союзов. В таких экстремальных условиях кооперация не могла раскрыть все свои возможности и действовать эффективно для улучшения обслуживания своих членов.

Таким образом, исторический опыт кооперативного движения в России убедительно свидетельствует о том, к каким тяжелым и даже роковым   последствиям   кооперации   и   государства   в   целом приводят непонимание, игнорирование, деформация кооперативных принципов, вмешательство властных структур в ее деятельность, внедрение в кооперативный механизм командно-административных методов руководства, диктат партии и, как следствие, утрата кооперацией своей независимости.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бланк Г.Я. Основы теории и истории потребительской кооперации. – М.: Центросоюз, 1963.
  2. Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. – М.: Экономика, 1990.
  3. Вахитов К.И . История потребительской кооперации России: Учебное пособие. – М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998.Ч. 1, 2.
  4. Глушетский А.А. Кооперация: роль в современной экономике. – М.: Профиздат, 1991.
  5. Ермаков В.Ф., Киселёва Г.В., Балашов А.И. и другие. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации  России. – М.: Издательский дом Центросоюза, 2001.
  6. Исаенко Е.В. Стратегия устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации. – Белгород: Кооперативное образование, 2002.
  7. Киселёва Г.В. Управление кадровым потенциалом в системе потребительской кооперации. – Белгород: Издательство университета потребительской кооперации, 1998.
  8. Киселёва Г.В.. Теплова В.И., Исаенко Е.В., Прижигалинская Т.Н. Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежных стран. – Белгород: Кооперативное образование, 2002.
  9. Климов А.П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. – М.: Экономика, 1980.
  10. Кооперация. Страницы истории: В 3-х т. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей, кооператоров-практиков: В 3-х кн. Кн. 1. 30-40-е годы XIX – начало XX в. – М.: Наука, 1998.
  11. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. – Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998.
  12. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.
  13. Теплов В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.

Информация о работе Кооперативное движение в России