Юридический анализ состава преступления предусмотренного ст.171 УК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цели дипломной работы состоят в том, чтобы определить правовую сущность незаконного предпринимательства, выявить существующие в уголовном праве проблемы, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, определить направления разрешения этих проблем.
Цели дипломной работы обусловили постановку следующих локальных задач:
раскрыть собственно понятие предпринимательской деятельности;
установить природу общественной опасности незаконного предпринимательства;
дать понятие объектов уголовно-правовой охраны ст.ст. 171,172 УК РФ;

Содержание

Введение
I Понятие; социально-правовая характеристика уголовной ответственности.
1.1. История развития законодательства о незаконной предпринимательской деятельности.
2.1. Социально-правовая характеристика незаконной предпринимательской деятельности.
( Незаконная предпринимательская деятельность; Н.П.А. связанные с незаконной предпринимательской деятельности, какие есть нарушения).
II Юридический анализ состава преступления предусмотренного ст.171 УК РФ.
2.1. Объективные признаки незаконной предпринимательской деятельности.
2.2. Субъективные признаки незаконной предпринимательской деятельности.
2.3. Квалифицирующие признаки незаконной предпринимательской деятельности.
2.4. Спорные вопросы, квалифицирующие незаконную предпринимательскую и ограничение от смежных составов преступлений.

Заключение
Библиографический список

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 126.24 Кб (Скачать документ)

Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 171.1 УК РФ (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г.).

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. ст. 171 и 238 УК РФ (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 18 ноября 2004 г.).

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 171 УК РФ, а также по ст. 181 УК РФ как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 18 ноября 2004 г.).

Принципиально иначе, нежели раньше, решил Пленум Верховного Суда РФ спорный вопрос о необходимости дополнительной квалификации незаконного предпринимательства по статьям о налоговых преступлениях. В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. ныне записано: "Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пунктами 2 и 2.1 части 1 статьи 81 УПК РФ признаются вещественными доказательствами и в силу пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения".

Обращает на себя внимание, однако, что не внесено изменение в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" <1> (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.), которое тоже решало вопрос о квалификации незаконного предпринимательства и налоговых преступлений: "В соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" налогообложению подлежат доходы, получаемые физическими лицами в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности. Исходя из этого, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, получаемых в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. ст. 171 и 198 УК РФ" (п. 4).

--------------------------------

<1> Бюллетень ВС РФ. 1997. N 9.

 

С позицией, занятой Пленумом Верховного Суда РФ, нельзя согласиться. Неуплата налогов имманентно присуща таким формам незаконного предпринимательства, как деятельность без государственной регистрации и без лицензирования. И уголовная ответственность за эти деяния введена законодателем в том числе, а возможно, и главным образом для предупреждения ущерба государственному бюджету от непоступления в него обязательных платежей, в целях общей превенции.

Поэтому предпринимательство, с которого лицо не уплачивает налоги, должно квалифицироваться или как незаконное предпринимательство, если нарушен порядок осуществления этой деятельности, или как налоговое преступление, если лицо занимается предпринимательской деятельностью на законном основании. Одновременно с принятием такого решения Пленуму Верховного Суда РФ нужно было вернуться к корректировке своего Постановления от 4 июля 1997 г.

 

 

2.4. Спорные вопросы, квалифицирующие незаконную предпринимательскую и ограничение от смежных составов преступлений.

С учетом изменений, внесенных в диспозицию данной статьи Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., под незаконным предпринимательством понимается: "Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере".

Сложный характер диспозиции ст. 171 УК РФ требует четкого установления содержащихся в ней признаков состава преступления, что представляется актуальным. В судебно-следственной практике все более утверждается тенденция признавать в качестве незаконного предпринимательства занятие какими-либо криминальными видами деятельности, которые не предусмотрены УК РФ в качестве самостоятельных составов преступлений.

За незаконное предпринимательство принимаются случаи занятия каким-либо сомнительным, а иногда и преступным видом деятельности лишь только на том основании, что отсутствуют свидетельство о регистрации либо лицензия на занятие такого рода деятельностью. В основе такого представления о преступлении лежит буквальное толкование названия статьи 171 УК как "Незаконное предпринимательство", однако при этом не принимается во внимание тот факт, что не всякого рода деятельность может быть зарегистрирована и на нее может быть получена лицензия.

При решении вопроса, что представляет собой незаконное предпринимательство, следует исходить не из названия статьи, а из содержания ее диспозиции, где акцент делается не на какой-либо вид деятельности, а на предпринимательскую деятельность в целом, которая осуществляется с нарушением установленного законом порядка.

Традиционно анализ состава преступления следует начинать с определения объекта преступления, однако в данном случае установлению его должно предшествовать уяснение содержания понятия "предпринимательская деятельность".

Конституция РФ 1993 г. статьей 34 устанавливает право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, указывая на следующее: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Законодатель особо подчеркивает, что предпринимательская деятельность - это один из видов экономической деятельности, не запрещенный законом, иначе теряет всякий смысл переход экономики страны на рельсы развития рыночной экономики, движителем которой является предпринимательская деятельность. Кроме того, предпринимательская деятельность - это общественно полезная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли путем удовлетворения интересов рынка и потребительского спроса. "В этом признаке выражается сущность предпринимательской деятельности, без него нет предпринимательства" <*>.

--------------------------------

<*> Санкт-Петербургские  ведомости. 2001. 9 августа.

 

Юридическая сущность предпринимательства определена ст. 2 ГК РФ, в которой указывается, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Определяющим в сущности предпринимательской деятельности является, помимо ее направленности на систематическое получение прибыли, обязательность государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Игнорирование требования обязательной регистрации либо несоблюдение правил регистрации и неполучение в необходимых случаях лицензии при занятии законными видами предпринимательской деятельности или нарушение лицензионных требований и условий и составляют суть уголовно наказуемого незаконного предпринимательства при наличии хотя бы одного из двух криминализирующих факторов, а именно причинение крупного ущерба или извлечение дохода в крупном размере.

Законодателем, видимо, учтен тот факт, что нечеткое название ст. 171 УК РФ порождает путаницу в представлении о сущности рассматриваемого состава преступления, потому что аналогичные правонарушения в КоАП РФ помещены в ст. 14.1 под названием "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)".

Однако представление о незаконном предпринимательстве как о занятии незаконным видом деятельности, можно сказать, утвердилось в практике правоохранительных органов, при этом не обращается внимание на то, что вид деятельности не просто незаконный, а по своей сущности преступный.

Примером такого подхода можно привести публикацию, в которой сообщалось, что "в ходе оперативных мероприятий было установлено, что часть территории в ремонтных боксах у АТП арендует ООО "Авангард", деятельность которого осуществлялась без государственной регистрации и лицензии. В ремонтных боксах были обнаружены кузова нескольких автомашин, объявленных в розыск как угнанные с уничтоженными идентификационными номерами, блоки двигателей и большое количество отрезанных крыш автомобилей. Все разрезанные кузова и запчасти, непригодные для дальнейшего использования, были помещены в полуприцепы и подготовлены к вывозу на свалку, в металлических контейнерах были также обнаружены комплектующие к автомобилям, в частности 35 дверей, 33 капота, 32 крышки багажников, 27 задних панелей, бамперы, передние панели со щитками приборов, блоки цилиндров.

Было установлено, что на территорию АТП пригонялись украденные на "заказ" автомобили, где в условиях конспирации специально оставленными для работы в ночное время членами преступной группы проводились их разборка, изменение идентификационных номеров агрегатов, окраска автомобилей.

Следственными органами решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 171, ч. 2, п. "а" <*>.

--------------------------------

<*> Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 18 - 19.

 

В приведенном примере состав преступления, предусмотренный ст. 171 УК РФ, не содержится, хотя деятельность осуществлялась без лицензии. На такого рода деятельность лицензию нельзя получить, потому что в данном случае имеет место преступление, связанное с хищением чужого имущества, которое квалифицируется по соответствующей статье УК РФ.

Уточнение сущности предпринимательской деятельности позволяет установить и объект преступления незаконного предпринимательства. Им является установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности, а не нормальная экономическая деятельность, как это утверждается в ряде научных и учебных публикаций. Последнюю, скорее, можно рассматривать в качестве видового объекта преступления, исходя из названия главы 22 УК РФ, в которую помещена ст. 171 УК, а именно - "Преступления в сфере экономической деятельности".

Общественная опасность незаконного предпринимательства заключается в его распространенности, в потере государственного контроля над хозяйствующими субъектами, сокращении налогооблагаемой базы. Кроме того, уходя из-под контроля государства, лица, вращающиеся в сфере незаконного предпринимательства, попадают под контроль организованной преступности, что является той самой питательной средой для существования и развития "теневой экономики". Этими факторами определяется повышенная степень общественной опасности незаконного предпринимательства.

Предпринимательские отношения относятся к общественным отношениям материального свойства, и поэтому при характеристике объекта преступления нельзя не затронуть вопрос и о предмете преступного посягательства, причем в данном случае необходимо разделять предмет предпринимательской деятельности или предпринимательской активности и предмет незаконного предпринимательства как преступления.

Предметом предпринимательской деятельности, как видно из содержания ст. 2 ГК РФ, являются товары, работы, услуги, при реализации которых предприниматель стремится извлечь прибыль и удовлетворить потребительский спрос. Реализуемые на рынке предметы должны отвечать требованиям товара, работы, услуги, предъявляемым к ним в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", т.е. быть качественными и соответствовать стандартам безопасности. Предметы, не отвечающие этим требованиям, к предметам предпринимательской деятельности не относятся. В целом подобного рода деятельность по их изготовлению и реализации не может быть признана в качестве предпринимательской.

В связи с этим следует признать ошибочной квалификацию по ст. 171 УК РФ случаев изготовления и реализации фальсифицированных ликероводочных изделий либо лекарственных средств и фармацевтических препаратов, что получило широкое распространение в судебно-следственной практике. Подобные деяния квалифицируются либо только по ст. 171 УК, либо по совокупности со ст. 159 УК - мошенничество.

Например, деяние квалифицировалось по совокупности ст. 171 и 159 УК РФ при следующих обстоятельствах.

ООО "Мегафарм", арендующее офис и складские помещения на территории НПО "Источник", вместе с Х. Сафаряном, имеющим просроченную лицензию на выпуск фармацевтических товаров, организовали выпуск фальсифицированных медицинских товаров. В одном из помещений были обнаружены заготовки для производства лекарств, коробки с пустыми стеклянными флаконами и пластиковыми пробками, этикетки, специально заготовленные пачки с инструкциями потребителям и большое количество коробок с подсолнечным маслом различных сортов. Стоявшая большая пластиковая бочка с маслянистой жидкостью издавала запах подсолнечного масла, смешанного с каким-то компонентом.

Информация о работе Юридический анализ состава преступления предусмотренного ст.171 УК РФ