Общая характеристика ведущих политических партий Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:50, реферат

Краткое описание

В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференции (1988 г.), на которой было принято решение о проведении в 1989 г. выборов на съезд народных депутатов на альтернативной основе. В 1988 г. в центральной прессе началась дискуссия по проблемам социалистической многопартийности. Правовым основанием для формирования многопартийной системы стало принятое в январе 1990 г. решение съезда народных депутатов СССР об отмене статьи 6 Конституции СССР.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Полит партии РБ.docx

— 67.96 Кб (Скачать документ)

После достаточного быстрого «полевения» БСДГ и создания летом 1995 г. Социал-демократического союза (далее  — СДС), в который вошло немало сторонников Президента, ПКБ выступила  с резкой критикой СДС и БСДГ. Так, В. Новиков назвал партии, входящие в СДС, лицедеями, которые защищают интересы мелкой буржуазии, и выразил  готовность к сотрудничеству с президентом11. В начале 1996 г. в Верховном Совете XIII созыва ПКБ и Аграрная партия имели почти половину депутатских мест. Однако резкая критика ПКБ и ее парламентской фракции в июле 1996 г. политики А. Лукашенко, его попыток провести референдум по конституционным вопросам привела к расколу партии. Часть коммунистов во главе с В. Чикиным 2 ноября 1996 г. заявила о возобновлении деятельности КПБ и о поддержке президента на ноябрьском референдуме. Состоявшийся же в январе 1997 г. IV съезд ПКБ, наоборот, одобрил политику руководства партии и фракции в период проведения ноябрьского референдума.

Многие политологи предполагали, что ПКБ постепенно начнет эволюционировать в социал-демократическую партию, однако этого не произошло: партия до сих пор именует себя коммунистической, а в ее официальных документах присутствует прежний классовый принцип характеристики общественного строя и партий, в соответствии с которым последние делятся на буржуазные и социалистические. Тем не менее, поскольку руководство партии выступает за многоукладную экономику и политический плюрализм, а также сотрудничает с демократической оппозицией, ПКБ, в отличие от КПБ, можно рассматривать как партию, находящуюся на самом левом фланге партий социал-демократического направления.

 

ОДПБ—ГП—ОГП

 

История партии, которая  сейчас называется Объединенной гражданской  партией (ОГП) берет свое начало в  ноябре 1990 г., когда состоялся учредительный  съезд Объединенной демократической  партии Беларуси. Поскольку основную роль в его подготовке и проведении играли бывшие члены Демплатформы, многие ожидали, что вновь созданная партия заявит о своей приверженности социал-демократическим идеям. Однако еще до съезда его организаторы договорились, что по своим идеологическим ценностям это будет партия либерального направления. 19 марта 1991 г. после регистрации в Минюсте ОДПБ стала первой зарегистрированной партией в новейшей истории Беларуси. На II съезде БНФ (конец марта 1991 г.) ОДПБ не согласилась стать коллективным членом БНФ.

II съезд ОДПБ (ноябрь 1991 г.) принял Декларацию программных  целей и принципов, в которой  выражалась уверенность, что решить  проблемы, стоящие перед Беларусью,  можно только путем немедленного  проведения либеральных реформ  в области как экономики, так и политики. Председателем партии был избран народный депутат СССР А. Добровольский.

В Верховном Совете XII созыва ОДПБ имела всего лишь двух депутатов  — А. Спиглазова и В. Зеленина. Зато члены ОДПБ — депутаты Минского и Гомельского городских Советов народных депутатов смогли сформировать в составе этих Советов свои партийные фракции.

Появление на политической арене партии, которая выступала  за независимость страны и государственность  белорусского языка, одновременно проявляя умеренность в языковом вопросе, что не давало возможности властям  обвинить ее в национализме, могло  привести к созданию наряду с БНФ  мощной политической силы, способной  объединить вокруг себя демократически настроенную русскоговорящую часть  населения страны. Однако неуверенность в своих силах, жесткая риторика БНФ по отношению к ОДПБ, которая, с его точки зрения, занимала мягкую позицию в вопросе белорусизации, а также нежелание лидеров ОДПБ вносить диссонанс в ряды общедемократического движения (что, возможно, было оправдано до августовского путча 1991 г.) и другие причины не позволили ей превратиться во влиятельную политическую силу. Часть членов руководства ОДПБ обвинила ее лидеров в национализме и призвала дистанцироваться от БНФ. В конце 1992 г. они организовали фракцию «За реализм» и выступили за придание русскому языку статуса государственного, а также за развитие более тесных политических отношений с Россией, но не получили большинства в партии.

Осенью 1993 г. по инициативе ОДПБ и Белорусской селянской партии было создано Объединение демократических  сил «Весна—94», которое летом 1994 г. на президентских выборах поддержало экс-спикера парламента С. Шушкевича. В объединение «Весна—94» вступил ряд политических партий, организаций и профсоюзов, в том числе БСДГ, Конфедерация труда и Объединение предпринимателей Беларуси. Под Декларацией о создании объединения поставили подписи многие известные писатели, ученые, деятели культуры, депутаты. Создание «Весны—94» явилось первой серьезной попыткой создать в Беларуси центристскую политическую силу, не приемлющую крайностей и радикализма как КПБ, так и БНФ.

Участие ОДПБ в президентской  предвыборной кампании наглядно показало, что рассчитывать на серьезный успех  на предстоящих в 1995 г. парламентских  выборах можно только в случае укрепления финансового положения  партии, привлечения в нее известных  всей стране людей и объединения  усилий с другими политическими  партиями и группами.

Летом 1994 г. был образован  оргкомитет по созданию Гражданской  партии, провозгласивший своими ценностями либерализм. В числе подписавших Декларацию по созданию Гражданской партии стояли фамилии известных промышленников и предпринимателей, деятелей науки и культуры, в том числе президента промышленного концерна «Амкодор» В. Шлындикова, председателя правления Белорусского Фонда финансовой поддержки предпринимателей Н. Бобрицкого, известного белорусского драматурга А. Дударева, художественного руководителя Русского драмтеатра Б. Луценко и др. В декабре 1994 г. новая партия была зарегистрирована Минюстом. Вскоре начались переговоры ОДПБ и ГП об объединении в одну партию. После неудачи на парламентских выборах в мае 1995 г. лидеры двух партий с одинаковой идеологией пришли к выводу о том, что нужно как можно скорее объединять усилия перед лицом наступающей диктатуры.

Учредительный съезд новой  Объединенной гражданской партии состоялся 1 октября 1995 г. Председателем партии стал экс-председатель правления Национального  банка Республики Беларусь С. Богданкевич; в нее вошли такие видные политики, как Г. Карпенко и В. Гончар. В Программе и Уставе, принятых на объединительном съезде, отмечалось, что ОГП является партией либерально-консервативного направления. Опрос, проведенный в октябре 1995 г. социологической службой «Общественное мнение», показал, что 61,3% населения положительно оценили объединение ОДПБ и ГП. Это позволило ОГП добиться относительного успеха во втором туре выборов в Верховный Совет, в ноябре-декабре 1995 г.

В соответствии с Программой ОГП «основной гарантией индивидуальных свобод человека является частная собственность», а «свободное и конкурентное предпринимательство, основанное на частной собственности, является лучшей созидательной силой, раскрывающей творческий потенциал  человека»12. ОГП тесно сотрудничает с Европейским Демократическим  союзом — организацией, которая  объединяет партии консервативного, христианско-демократического и либерального направления (в 2000 г. ОГП получила статус наблюдателя  в этой организации), а также с  Консервативной партией Великобритании, Союзом правых сил в России, Партией  Умеренных в Швеции. Несмотря на это, в политической жизни страны ОГП по-прежнему больше известна как  партия либерального направления, и  редко кто из журналистов пишет  о ней как о партии либерально-консервативной.

На IV съезде ОГП (февраль 1999 г.) была поставлена задача преобразования ее в массовую народную партию, что  свидетельствовало о постепенной  эволюции ОГП на правый фланг политического  спектра.

В Верховном Совете XIII созыва ОГП имела фракцию «Гражданское действие», в которую входили  более 20 человек, что составляло более 10% депутатских мандатов. Лидером  фракции «Гражданское действие»  был избран С. Богданкевич. В результате договоренности между фракциями Г. Карпенко стал заместителем председателя Верховного Совета, а В. Шлындиков возглавил комиссию по экономической политике и реформам. В короткие сроки комиссия В. Шлындикова представила Верховному Совету пакет экономических законопроектов и Программу оздоровления народного хозяйства. Летом 1996 г. ОГП выступила с инициативой импичмента президента, что сделало фракцию «Гражданское действие» ведущей в Верховном Совете.

После раскола БНФ новое  руководство ОГП во главе с  А. Лебедько взяло курс на более тесное сотрудничество с Партией БНФ, которую  возглавляет В. Вячорка.

ОГП активно участвует  в работе Координационной рады демократических  сил и Консультативного совета оппозиционных  политических партий.

 

БСДГ-БСДП (НГ)

 

Особенность партий социал-демократического направления в Беларуси состояла в том, что процесс их создания проходил вне рамок КПБ—КПСС. Это  давало основание официальной партийной  пропаганде причислять их к партиям  правого фланга политического спектра. В отличие от инициаторов создания ОДПБ, подавляющее большинство выступивших  с идеей возрождения Белорусской  социал-демократической Грамады (М. Ткачев, О. Трусов, А. Гуринович и др.), не только являлись активистами БНФ, но и занимали важные должности в руководстве этой организации.

I (Учредительный) съезд  БСДГ прошел 2—3 марта 1991 г.  в Минске. На нем было принято  Программное заявление, в котором  отмечалось, что БСДГ «выступает  за равноправие всех форм собственности,  в том числе и частной». Подобный  подход к определению роли  частной собственности не выходил  за рамки традиционного понимания  «левой» социал-демократии. Судя по высказываниям М. Ткачева, Грамада должна была заполнить вакуум, связанный с отсутствием в стране левой партии, созданной на основе бывшей компартии, т.е. стать левой национально-ориентированной социал-демократической партией. В интервью газете «Беларусki час» М. Ткачев выдвинул тезис, который явно шел вразрез с позицией Фронта: «Никто не против союза суверенных государств, я бы сказал: конфедерации»13. В поисках новых организационных форм объединения демократических сил Грамада, по инициативе М. Ткачева, предложила создать широкий демократический блок «Новая Беларусь», который был создан 2 февраля 1992 г. В него вошло 13 политических партий и общественных организаций. БНФ и ОДПБ воздержались от вступления в блок «Новая Беларусь». 2 октября 1992 г. БСДГ подписала соглашение о сотрудничестве с Федерацией профсоюзов Беларуси14.

После преждевременной смерти М. Ткачева и избрания на II съезде БСДГ (декабрь 1992 г.) председателем О. Трусова партия начала «праветь». Это  нашло свое отражение в Программе  «Шаг за шагом», которая была принята  на съезде. В ней, в частности, говорилось, что в современный период социал-демократия «должна выполнять три функции: либеральную, собственно социал-демократическую  и патриотическую». Осенью 1993 г. Грамада стала участником Объединения демократических сил «Весна—94», а на президентских выборах поддержала не 3. Пазьняка, а С. Шушкевича. В начале 1995 г. Грамада вошла в предвыборный блок, который возглавлял БНФ. Накануне выборов в новый Верховный Совет (апрель 1995 г.) фракция Грамады в парламенте состояла из 15 депутатов, однако практически всегда находилась в тени фракции БНФ и редко выступала в качестве самостоятельной силы.

Дальнейший сдвиг «вправо» вызвал недовольство в руководстве  Грамады, и на IV внеочередном съезде БСДГ (июнь 1995 г.) председателем партии был избран Н. Статкевич, а принятый в партию незадолго до съезда П. Кравченко — заместителем председателя по международным связям. В интервью «Народной газете» новый лидер Грамады подчеркнул, что замена председателя связана со сменой курса партии, и подверг критике некоторые действия БНФ. Грамада, вспомнив, что является левоцентристской партией, взяла довольно резкий курс на сближение с «левыми» партиями, в первую очередь с Партией народного согласия (далее — ПНС) и Партией Всебелорусского единства и согласия (далее — ВЕС). Некоторые публицисты считали, что к объединению с указанными и другими партиями и организациями социал-демократического направления Грамаду подталкивали немецкие социал-демократы, с которыми у нее после президентских выборов установились хорошие отношения.

14 июля 1995 г. четыре партии  — БСДГ, ПНС, ВЕС и Партия  здравого смысла — выступили  с заявлением о намерении создать  Союз демократических сил (СДС). Соглашение об образовании СДС  было подписано 25 июля 1995 г. в  Доме-музее I съезда РСДРП только  тремя партиями - БСДГ, ПНС и ВЕС.

Создание Союза вызвало  бурные комментарии в прессе. Коммунисты выразили свое негодование прежде всего тем фактом, что СДС был образован в Доме-музее I съезда РСДРП. Лидер Фронта 3. Пазьняк заявил, что СДС — это попытка уничтожить Грамаду, основанную сторонниками БНФ.

В период проведения второго  тура выборов в Верховный Совет (ноябрь—декабрь 1995 г.) СДС вел достаточно жесткую борьбу с конкурентами из демократического лагеря, которая, однако, временами носила напускной и  вычурный характер. Так, например, председатель программной комиссии СДС Л. Лойко в одном из материалов назвал ОГП «партией жирных котов», которая стремится к власти с целью обогащения. На выборах в Верховный Совет СДС получил 12 мандатов, а во фракцию «Союз труда» вошло 18 человек.

Сохраняя верность прежним  договоренностям, БСДГ и ПНС 29 июня 1996 г. провели объединительный съезд  и создали единую партию, которая  стала называться Белорусской социал-демократической  партией (Народная Грамада). В этот же день противники объединения с ПНС, возглавляемые О. Трусовым, создали в структуре новой партии фракцию по сохранению БСДГ. Не будь ноябрьского референдума 1996 г., возможно, все бы утряслось, и Грамада смогла бы «переварить» организационно менее структурированную ПНС, тем более что идеологические установки обеих партий действительно во многом совпадали. Однако после референдума политическая ситуация резко изменилась, и в мае 1997 г. пропрезидентски настроенные члены бывшей ПНС вышли из зарегистрированной в январе 1997 г. БСДП (НГ), создав свою собственную партию — Белорусскую социал-демократическую партию народного согласия. Позднее из БСДП (НГ) вышли и сторонники сохранения политических и моральных традиций прежней Грамады, которые в сентябре 1997 г. года воссоздали БСДГ. Возглавил восстановленную Грамаду бывший председатель Верховного Совета С. Шушкевич, который прежде не являлся ее членом. По своей ценностной ориентации Грамада находится на правом фланге среди партий социал-демократического спектра и сотрудничает с Партией БНФ В. Вячорко и ОГП. Таким образом, планируемое в 1995 г. объединение всех социал-демократических партий не состоялось.

Информация о работе Общая характеристика ведущих политических партий Беларуси