Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:32, дипломная работа
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
на групповых (2–4 человека) сеансах – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Тревожные, неуверенные в себе дети ведут себя неуверенно, очень осторожно выбирают себе игрушки, часто оборачиваются, спрашивают разрешение у психолога, даже после неоднократных напоминаний, что здесь можно брать все. Во время сеанса пересыпает песок из руки в руку, закатывает игрушки в песок, рельеф местности строит гладкий и т.п.
О наличии страхов свидетельствуют выбранные “страшные” игрушки-монстры, драконы, насекомые и др. Ребенок часто берет их в поднос, но не помещает на песочный лист, а прячет под песочницу, либо закапывает в песок, приговаривая: “Этот дракон не может выйти… Он никого не съест”, “Это страшило всех пугает, ест, убивает и т.д.”
У детей с плохо развитой моторикой игрушки часто падают, не становятся друг на друга, не помещаются на задуманное место и т.п. Во время перехода ребенка от песочницы к полкам, по тому, как он устраивается возле песочницы можно судить и о развитии крупной моторики.
Стиль поведения во время песочной терапии детей с задержкой психического развития, детей с пограничной умственной отсталостью и близких к нормальному развитию заметно различается: чем более глубокая задержка психического развития по интеллектуальному типу, тем менее организовано ведет себя ребенок в песочнице: не выполняет единственного запрета – не сыпать песок на ковер; сюжет более беден, а при умственной отсталости полностью отсутствует; не запоминает, где и какие брал игрушки; с трудом обобщает; не догадывается, куда положить машинку, глядя на полку, полностью заставленную разными видами транспорта.
Групповая форма
Групповая форма сказкотерапевтической песочной терапии предполагает проективную психологическую диагностику системы межличностных отношений в группе, исследование совместимости ее членов и стиля взаимодействия. А также коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общение друг с другом).
Психотерапевтическая группа обычно состоит из 4 человек (по количеству сторон в песочнице). Если вы имеете дело со сложными пациентами (агрессивные, гиперактивные дети, подростки-девианты и пр.), лучше составить группу из трех человек – психолог будет четвертым.
Игры с семьей
Очень хорошо поддается коррекции на песочнице внутрисемейные проблемы. Членам семьи (маме, папе, ребенку) предлагается построить в подносе мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5–10 минут “мир оживает”, и членам семьи предлагается “пожить в мире”. После обсуждения семье предлагается построить “идеальную семью”, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем “идеальный мир” также оживает. После игры проводится обсуждение, предлагая выбрать из коллекции миниатюр те фигуры, которые являются символами достижения идеальной семьи, помощниками или ресурсами в этом достижении, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
Удачи вам и действенной помощи нуждающимся детям. Ведь сказка действительно и лечит, и душу греет, и учит жить.
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить
Рейтинг: / 9
ХудшаяЛучшая
То, что сказка лечит, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни родителям. Однако отчего именно излечивает - стоит подробнее рассмотреть, поскольку дело это серьезное и перспективное.
Прежде всего, сказка способна излечить ребенка дошкольного и младшего школьного возраста от эмоциональных нарушений поведения. От каких именно? А таких, как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности. Звучит наукообразно и неудобоваримо. Попробуем рассмотреть беду нашего ребенка с позиции любви и уважения к нему.
Не так уж редко доводится педагогам и родителям сталкиваться с гневом ребенка или страхом. И гнев, и страх - важнейшие функции личности, позволяющие человеку приспособиться к изменяющимся условиям, не впадать в отчаяние, адаптироваться к жизни. Однако, если гнев появляется на критическую для ребенка ситуацию, опасную для него,— это оправдано. Если же гнев становится постоянным переживанием, то это уже вызывает у взрослых тревогу за ребенка и заставляет искать причины таких нарушений.
В последние годы родители все чаще обращаются к психологам с жалобами на излишнюю агрессивность ребенка, на появление у него высокой тревожности и страхов. Почему гнев перерастает в постоянную агрессивность? На это имеются три веские причины.
1. Постоянное агрессивное поведение родителей, являющихся для детей образцом. Не умеют собой руководить и регулировать свое поведение родители
— откуда научиться этому детям?
2. Постоянное проявление нелюбви к ребенку. На этой основе у него появляется чувство беззащитности, опасности, враждебности по отношению к окружающим.
3. Частое оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства.
Тревожность у ребенка — это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. Тревожность в детском дошкольном и младшем школьном возрасте является устойчивым образованием, сохраняющимся иногда на длительное время.
У мальчиков тревожность может объясняться большей активностью и подвижностью, чем у девочек, это связано с их физиологией. А результат — частые наказания, ссоры со сверстниками и взрослыми, ведущие к появлению тревожности, беспокойства, чувства вины.
Эмоциональное неблагополучие может быть связано с затруднениями в общении и приводить к нарушениям в поведении ребенка. Прежде всего, это неуравновешенное, импульсивное поведение. Выглядит это как яркая вспышка гнева, громкий плач и обида отчаянная. Такие вспышки легко появляются и легко же гаснут, однако приводят к ссорам, дракам, конфликтам.
Поведение другого ребенка с эмоциональным неблагополучием в общении может выглядеть несколько иначе: обида, недовольство или неприязнь не исчезают вскоре после зарождения, а наоборот, остаются в памяти ребенка надолго. Эти дети могут избегать общения со сверстниками или быть к таким контактам совсем равнодушными.
Третий ребенок ведет себя так из-за появления у него многочисленных страхов. Обычно страх бывает вызван каким-либо пугающим предметом, животным, непонятной для ребенка ситуацией. Страх же из-за эмоционального неблагополучия бывает затяжной, бесконтрольный со стороны сознания и проявляется в форме ужаса, эмоционального шока, потрясения.
Бывали случаи, когда психологи находили причину таких потрясений в несущественных, на взгляд родителей, обстоятельствах. Например, ребенок стал свидетелем рок-концерта на городской площади. Эмоциональная нагрузка на сознание ребенка была такова, что психика вынуждена была прибегнуть к защитной реакции. Сродни таким эмоциональным потрясениям и домашние скандалы, участие в которых принимают самые близкие и не безразличные ребенку люди. Можно сказать, что чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше причин для возникновения страхов.
Появление состояния эмоционального дискомфорта - это тоже одно из проявлений эмоционального нарушения поведения. При общении со сверстниками, взрослыми у ребенка появляется образ своего «Я». Это и есть самосознание. Проявляется оно в желаниях, стремлениях, осознании пока еще ограниченности своих возможностей.
Из-за того, что не все у ребенка получается, что окружающие его люди быстрее и успешнее справляются с заданиями, может возникнуть заниженная самооценка, а это ведет к разочарованиям, появлению чувства вины, неудовлетворенности. Выражается внешне это в появлении у ребенка подавленности, угнетенности, излишней застенчивости и эмоционального дискомфорта.
Эмоциональная неустойчивость личности ребенка связана, прежде всего, с неумением распознать эмоции у тех, с кем он общается. Понять эмоциональное состояние другого человека — значит, обеспечить успех общения с ним. В дошкольном и младшем школьном возрасте поведение ребенка чаще всего характеризуется импульсивностью, несдержанностью, необдуманностью. А это те самые качества, которые и затрудняют ребенку общение с окружающими. Ну, кому приятно иметь дело с обидчивым, вспыльчивым или безответственным человеком, даже если он еще ребенок?
А при чем тут сказка, спросите вы? •
Конечно, коррекция эмоциональных нарушений поведения может быть проведена и с помощью иных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, пожалуй, доступным и любимым детьми средством является сказка. Вот почему коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью науки сказкотерапии. Лечение сказками. Разве это возможно?
Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Обратите внимание, и тут о сопереживании, о взаимопонимании человека человеком.
Остановимся на проблеме использования авторских сказок в преодолении негативных поведенческих реакций детей. Именно в авторских сказках чувствуется непохожесть языка, сказочных ситуаций и чувств, вложенных в текст конкретным человеком — автором. Из таких сказок, дети черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка заставляет ребенка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается опыт жизненных коллизий и путей их разрешения, развивается творческое воображение.
Именно воображение в сочетании с памятью даст ребенку возможность в кратчайший срок выбрать наиболее правильное и эффективное решение проблемы, столкнись он с чем-то подобным в жизни. А сказка — это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной, порой кажущейся безвыходной, ситуации — все равно есть! Более или менее желательный, не всегда легкий, но есть. В жизни тупиков не бывает. Просто человек часто оказывается не готов к выходу из них
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии и является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.
Поэтому воспитатель, учитель начальной школы, родитель может использовать сказкотерапию в работе с ребенком, конечно, при условии специально созданного для этой цели учебного материала. Подобной методической разработкой и является материал данной книги, включающей тексты авторских сказок Л.Д. Коротковой, анализ каждой из них с точки зрения практического применения в работе с детьми, последовательность и содержание работы с ребенком при наличии у него эмоциональных нарушений поведения. Такие нарушения и их признаки конкретно указаны в методических разработках к каждой сказке, названы проявления социальной дезадаптации и методика их устранения.
Всякий ребенок по-своему понимает и воспринимает ту или иную сказку. Поэтому одна сказка производит на него большое впечатление, а другая проходит мимо, не задевая его чувств. Но это не означает, что в «копилочке жизненных ситуаций не прибавилось еще одной «ячейки», просто она не будет задействована до того момента, когда ребенок столкнется с подобной жизненной проблемой (например, проблемой выбора, формой взаимоотношений между зятем и тещей, снохой и золовкой, отношением к потере либо краже чего-то важного и значимого и т. д.).
В связи с этим перед взрослыми встают две одинаково важные задачи: понять, что чувствует ребенок, что за переживания для него открылись либо вспомнились; оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки или появившихся по ассоциации.
Поскольку сказка способна воздействовать не только на сознание, но и на подсознание человека, опираться на «память предков» или генетическую память, то не следует бояться сложности сюжета. Для сказок, предназначенных для коррекции эмоциональных отклонений поведения, важна не глубина понимания сюжета, а понимание взаимоотношений людей, их поступков, результатов тех или иных выборов, свое собственное осознание ситуации и установление связей и взаимозависимостей со своей собственной жизнью, событиями и поступками.
Другая возможная трудность — обеспокоенность родителей наличием в некоторых сказках тревожных ситуаций, страхов. Подобные волнения родителей не оправданы лишь по одной причине: страх и тревога не в самой сказке, а в душе человека, который ее слушает или читает. Это следует учитывать, поскольку часто родители выдают свои собственные страхи за страхи своего ребенка. Страх смерти, как и страх жизни, характерны не только для детей, и часто не столько для них, сколько для родителей. Это еще и страх оказаться несостоятельным в жизни, страх потерять жену (мужа), страх развала семьи, страх за свою некомпетентность на работе... Это страхи наши с вами, дорогие взрослые. Не следует их приписывать нашим детям.
В методических рекомендациях, помимо текстов сказок, даны вопросы, которые можно задать детям после чтения сказки. Причем не следует эти вопросы навязывать им помимо желания. Заинтересованный разговор о проблеме должен быть непринужденным.
Часто к нам обращаются родители с недоуменными вопросами: «Почему ребенок изводит нас каким-то маловажным, глупым вопросом? Почему заставляет рисовать по содержанию сказки или помогать ему в создании рисунка? Почему ходит за мной «хвостиком», заставляя прочитать сказку еще раз, говоря при этом: «Мне там надо подумать...»
Все это, конечно, неспроста. Ребенок интуитивно почувствовал, что в сказке затрагивается важная для него жизненная проблема, которую он еще не смог сформулировать либо понять в силу возраста, но которая тревожит его, заставляет переживать. И тогда он просит прочитать сказку снова, а еще лучше, если родители начнут разговор на тревожащую ребенка тему между собой.