Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:32, дипломная работа
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
- Я укрою только зеленую птичку, а вы ищите себе другое укрытие. А зеленая птичка говорит:
- Раз ты моих сестер не хочешь укрыть, то и я не останусь у тебя. И полетели они дальше. А дождик льет и льет. Промокли перышки у птичек. Наконец, подлетели они к грибу – мухомору и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Гриб-мухомор отвечает:
- Я укрою только красную птичку, мне только этот цвет нравится, а зеленая и желтая пусть себе ищут другое место. Красная птичка ему и говорит:
- Я никогда не останусь одна без своих сестриц. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть. Обиделись маленькие птички на лесных жителей и помчались в поле. И увидели целое поле желтых подсолнухов. Обрадовались птички и все вместе обратились к подсолнухам:
- Укройте нас от дождя, мы уже совсем не можем летать, наши крылышки совершенно промокли и сами мы очень замерзли. Закивали подсолнухи и спрятали птичек за свои большие желтые головки, напоминающие маленькие солнышки».
3. Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки».
- А сейчас, давайте немного отвлечемся. Дети садятся в круг и получают листы бумаги и карандаши. По моей команде вы начинаете рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде, передаете ее соседу справа, а получаете от соседа слева недорисованную картинку и продолжаете ее рисовать. Передача продолжается, пока не сделаете полный круг.
Послушайте, что же было дальше. « Увидело это солнышко, что за тучками скрывалось и обрадовалось, есть же на свете такая верная и бескорыстная дружба. И решило прогнать дождь, разогнало тучи, и снова кругом «все засияло».
4. Этюд «Солнечный зайчик».
- Ребята солнечный зайчик и заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечке, шее, руках, ногах. Улыбнитесь ему.
«Высушили свои крылышки птички, согрелись, стали опять играть и плясать. Высоко в небе раздавались веселые песни - это птички благодарили подсолнухи за помощь в беде. Настал вечер, и птички легли спать». Что с ними дальше было, не знаю. Только знаю, что дружба - в любом деле опора!
- Понравилась вам сказка? А с вами было такое, что вы отказывали кому-то в помощи. Помните, ребята, нужно быть дружными, помогать всем, кто нуждается в помощи, ведь тогда и нам помогут, если она нам понадобится.
5. Заключительный этап.
- А сейчас нам пора возвращаться. Закрывайте глаза, и почувствуйте прикосновение волшебных камешков. Ну, вот мы снова в детском саду.
ЦЕЛЬ: Закрепление правил доброжелательного поведения, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Минутка вхождения в сказку «Прикосновение Феи».
- Здравствуйте, ребята! Хотите в сказку? Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот до кого она дотронется, сразу садиться на пол и ждет начала сказки. К нам в гости пришла сказка, которая живет в кармане у каждого ребенка. Психолог неожиданно находит у себя в кармане блесточку.
2. Сказка о жадном кармашке.
« На платьице у Аленки жил-был жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-нибудь клали, и не нравилось, когда вынимали. По его мнению, Аленка была совсем не бережливая: то даст кому-нибудь свою игрушку, то поделиться чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это в кармашек клала, - думал он. Вот и стал он девочке нашептывать: « Ты сестре дала свою куклу, а она тебе взамен ничего не дала! Подружке конфетку дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в кармашек прячь!» Аленка была хорошая девочка, послушная очень. Вот и послушалась она своего кармашка и стала делать, как он ей советовал. И стал он толстеть, толстеть, потому что в нем лежало много всяких вещей, но ему все было мало. Он непременно хотел хранить какие-нибудь необыкновенные сокровища. А у Аленкиной мамы были красивые бусы. И вот когда мамы не было дома, он уговорил девочку достать их и спрятать в него. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него табуретку и залезла на самую верхнюю полку. Достала девочка бусы - большие, длинные, красивые. Но они не хотели помещаться в кармашке, он для них был слишком мал. Кармашек растянулся немного, и несколько бусинок вошли в него, потом он растянулся еще, затрещал и порвался! Из него посыпались бусы, конфеты, яблоко, зайчик и еще много-много всего.
Аленка очень расстроилась. И решила никогда больше не слушаться советов жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола кармашек, а на него место пришила красивый шелковый цветочек.
3. Беседа «Что такое жадность и кого можно назвать жадным?»
- Ребята, понравилась вам сказка? Хороший был кармашек? А кого можно назвать жадным? Хорошо быть таким как кармашек? А если бы вы были на месте Аленки, вы бы послушали жадный кармашек? Что бы вы ему сказали?
4. Упражнение-тренинг « Подели игрушки».
- А сейчас давайте немного поиграем. Каждому ребенку предлагается 5 красивых игрушек, которые ему нужно разделить:
- себе и другу.
- себе и другим детям.
- себе и брату или сестре. Как вы будете их делать?
5. Окончание занятия.
- Ребята, закройте глаза и ждите прикосновения феи, нам пора возвращаться в садик.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, И каждый специалист находит в ней тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи
Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоуменных взглядов и уточняющих вопросов у практических психологов. Слово знакомое, часто используемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах и психологических центрах, хосписах и больницах. В обычных общеобразовательных школах также немало практических психологов занимается сказкотерапией. Однако до сих пор это чарующее слово «сказкотерапия» понимается психологами очень по-разному, и смыслы, которые в него вкладываются, отличаются порой не меньше, чем, скажем, бытовые сказки и волшебные.
Одним из камней преткновения является, по-видимому, буквальная расшифровка слова «сказкотерапия» – «лечение сказками». Вообще понятия, имеющие в своем составе часть «терапия» (гештальттерапия, телесная терапия и подобные), не получили полной легитимности в системе образования. Ведь в функциональных обязанностях школьного психолога не предусмотрены психотерапевтические процедуры. Более того: медики периодически подчеркивают, что нечего психологам «внедряться на чужую территорию». Психотерапия, по их мнению, - сугубо медицинская область. Им, правда, невдомек, что психологи и не претендуют на то, чтобы кого-нибудь «лечить». И психотерапевтические методы (лукаво называя их психокоррекционными) используют не для работы с психопатологиями, а - чаще всего - в развивающих целях. Потому-то, чтобы как-то оправдать и объяснить применение психотерапевтических методов психологами, в последние годы все чаще говорят о психологической модели психотерапии. Впрочем, в школе использование даже такой модели пока не признано.
Хотя сказкотерапию назвать клиническим психотерапевтическим методом тоже вроде бы нельзя. Во всяком случае, в солидной и серьезной «Психотерапевтической энциклопедии», вышедшей в 1999 году под редакцией Б.Д.Карвасарского, никаких упоминаний о сказкотерапии мне найти не удалось. Значит, все-таки это психологический метод? И да, и нет. Потому что сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Один из самых авторитетных в этой области психологов Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева (2000) так определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательная систему, сообразную духовной природе человека.
Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» (там же, с.8), и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» (там же, с.8), и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (там же, с.9), и «процесс объективации проблемных ситуаций» (там же, с.12), и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности» (там же, с.12), и «процесс экологического образования и воспитания ребенка» (там же, с.13), и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта» (там же, с.14), и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки» (там же, с.15). Безусловно, все эти аспекты могут быть выделены в содержании сказкотерапевтической работы. Однако такое определение сказкотерапии носит скорее функциональный характер и оставляет в тени сущность самого метода.
Врач-сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы» (2002, с.6). Кроме того, он подчеркивает, что «сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения» (там же).
Не опровергая мнения признанных специалистов, рискну высказать собственную трактовку этого термина. Но сначала расскажу коротенькую сказку, придуманную одним маленьким мальчиком.
Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы». Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.
Вот так – незатейливо, образно и метафорично – маленький мальчик поведал о том, что каждый должен быть самим собой.
Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности. Возможно, звучит не вполне понятно, но в дальнейшем я попробую подробно раскрыть, что именно стоит за этой формулировкой.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.
При этом, думается, вполне правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами) имеют психологический характер. Однако возникает вопрос: а есть ли основания считать важнейшими целями сказкотерапии именно эти? И второй: почему же сказкотерапия может стать одним из важнейших инструментов работы школьного психолога?
Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка), с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г.Юнг и его последователи.
Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели – помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовым условием такого развития является повышение уровня самосознания – надо же иметь представление, что и как развивать в себе.
В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного психического развития детей, то следует помнить о значении социальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды - того, над чем приходится работать психологу в школе, - сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.
Есть и другие соображения, позволяющие обосновать не только правомерность, но и необходимость применения сказкотерапии в школе. Современные научные концепции в психологии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это основополагающим условием человеческой жизнедеятельности.
Особо важную роль субъект-субъектное взаимодействие играет в педагогическом процессе, поскольку именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект-субъектных отношениях. Построение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися определяет эффективность педагогического труда и может способствовать развитию субъектности всех участников образовательного процесса. Поэтому так важно найти способы построения полисубъектного взаимодействия учителя и учащихся в рамках единой развивающейся системы. Противопоставление учителей и учащихся при изучении, характерное для современных исследований, мешает пониманию того, что в образовательном процессе происходит (или не происходит) развитие и тех, и других. Полисубъектный подход к деятельности практического психолога, внутри которого и разрабатываются авторские сказкотерапевтические технологии, позволяет рассмотреть общность "учитель-учащиеся" как единую развивающуюся систему и вскрыть средства, с помощью которых можно помочь развитию этой системы и развитию всех субъектов, входящих в эту систему, в частности, развитию их самосознания.