Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования: заключается в изучении управления государственным имуществом, комплексном анализе проблем, возникающих в процессе управления государственным имуществом субъектов Российской Федерации.
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
изучить современную литературу по данной проблеме;
определить сущность, основные функций и принципы государственного управления;
выявить проблемы управления государственным имуществом субъектов Российской Федерации;
обозначить основные пути совершенствования правового регулирования управления имуществом в субъектах РФ и правоприменительной деятельности органов власти;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
1.1 Исторические аспекты образования Управления государственного имущества
1.2 Государственное регулирование управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации
Сущность и функции и задачи управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика ГУ "Фонд имущества Амурской области"
2.2 Обеспечение приватизации и предпродажной подготовки объектов приватизации
2.3 Управление акциями (долями) Амурской области в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ
2.4 Управление жилищным фондом Амурской области
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
3.1 Теоретическое обоснование организационно-правовых проблем управления государственной собственностью субъекта РФ
3.2 Проблема кадровой политики в государственных учреждениях по управлению государственным имуществом в субъектах Российской Федерации
3.2 Пути совершенствования правовых норм эффективного управления Государственным имуществом в субъектах Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В силу отсутствия в настоящее время таких федеральных нормативных актов, как:
субъекты Российской Федерации принимают свои нормативно-правовые акты, которые устанавливают нормы права, действующие до приведения их в соответствие с принятыми федеральными нормативными актами.
Основным препятствием в развитии нормотворчества области как субъекта Федерации является отсутствие договора между органами госвласти Российской Федерации и органами госвласти субъектов Российской Федерации как правовой формы разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Заключение договора способствовало бы конкретизации предметов ведения и полномочий, определяло бы условия и порядок разграниченных договором полномочий, в т.ч. и в области правового регулирования тех или иных общественных отношений.
Таким образом, выработка эффективной политики, о взаимоотношениях органов государственной власти, направленной на повышение эффективности управления государственным имуществом, призванной обеспечить продуктивное использование имеющегося имущество в субъектах Российской Федерации, заключается в формировании четких и стабильных организационно-правовых основ управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации.
Структуру государственного имущества можно рассматривать исходя из самых разнообразных показателей его дифференциации. В данном случае целесообразно остановиться на критерии отношений собственности.
Изменение структуры государственного имущества происходит под влиянием двух процессов: приватизации и разграничения единой государственной собственности на федеральную, собственность субъектов Федерации и муниципальную.
Потенциал массовой приватизации в области к настоящему времени полностью исчерпан. Однако проблема не потеряла свою актуальность и по ряду причин приобретает все большую остроту. Если на этапе массовой приватизации главными ее объектами были предприятия как имущественные комплексы, то в настоящее время назрела необходимость возможно оперативной приватизации конкретных видов имущества, которые государство не в состоянии охранять и содержать: высвобождаемое в результате расформирования воинских частей военное имущество; огромный массив объектов незавершенного строительства, не используемое или недоиспользуемое в силу общего спада объемов производства имущество государственных унитарных предприятий, содержание которого является тяжким бременем.
Оперативно осуществив приватизацию указанных видов имущества, мы могли бы сделать поистине благое дело, попытавшись спасти от разрушения хотя бы частицу того, что создано огромным человеческим трудом. Однако, если на этапе массовой приватизации порядок ее проведения был предельно и весьма неумело упрощен, то в настоящее время он настолько усложнен, опутан противоречащими друг другу нормативными актами, предельно забюрократизирован и централизован, что к моменту решения о приватизации объекта приватизировать зачастую оказывается уже нечего. Особенно это касается незавершенного строительства и военного имущества. К глубокому сожалению, законодательство о приватизации признает только один шаблон. Образно говоря, и индустриальный гигант, и богом забытая фабричка – развалюха, и покосившаяся хибара должны пройти одинаковую процедуру: согласование в федеральных органах, независимую оценку, разработку плана приватизации, реализацию на конкурсе либо аукционе.
Почему бы не дифференцировать имущество по его значимости, не предоставить право принимать решения по приватизации органам по управлению имуществом субъектов Федерации в отношении «бросовых» объектов: давно «замороженной» незавершенки, растаскиваемого оставленного военного имущества и т.п.? Почему надо выставлять заведомо нереальные цены, не позволяя снижать их до цены фактически возможной реализации? Зачем громоздить процедуры конкурсов и аукционов в отношении копеечных объектов, да еще требовать их независимой оценки? Кому нужны эти якобы «антикоррупционные» меры, когда общеизвестно, что любые административные барьеры можно всегда при желании и объехать и обойти?
Сегодня погоня за доходами от приватизации и стремление поставить шлагбаум на пути коррупции выходят за рамки здравого смысла. С одной стороны, на содержание государственного имущества ни в федеральном, ни в областном бюджете не предусмотрено даже соответствующей строки. А с другой - государство не может осознать простой факт, что имущество, которое оно не в состоянии содержать и сохранить, выгоднее передать в частные руки пускай за бесценок, пускай даже даром, поскольку действующий объект даст реальный доход в виде налогов.
В разграничении имущества - практически таже проблема: необоснованная централизация, предельная бюрократизация, противоречивость нормативной базы.
Действующим законодательством все государственное имущество на территории России было объявлено изначально федеральным. Порядок его передачи в собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность регламентирован в конце 1991 - начале 1992 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 3020-1 и Распоряжением Президента Российской Федерации №114-рп, а также рядом иных подзаконных актов.
Установлено, что передача имущества, отнесенного исключительно к федеральной собственности, в муниципальную, а также федерального имущества - в собственность субъектов Российской Федерации производится непосредственно Правительством России, при получении предварительного согласия отраслевых федеральных ведомств.
Тем самым был запущен механизм длительных, многомесячных согласований в отношении любого, самого незначительного объекта.
В то же время процесс разграничения федеральной собственности приобретает все большую актуальность.
Как уже отмечалось, федеральные органы не в состоянии обеспечить ни содержание большей части федерального имущества, ни контроль над его использованием.
Региональные органы, которым в первую очередь приходится нести ответственность за все, что происходит на их территории, органы власти субъектов Федерации лишены каких-либо полномочий по распоряжению федеральным имуществом. Однако именно к региональным лидерам предъявляются претензии населения в отношении неудовлетворительного распоряжения федеральными объектами.
Наиболее бурно процесс разграничения происходил в период 1992-1993 гг., когда в столицу направлялись многостраничные перечни федерального имущества, которое считалось целесообразным передать в собственность областей, краев, республик. Через сито московской бюрократии «прорывались» лишь отдельные объекты. Очевидно, что при подобном подходе не приходится говорить о формировании сколько-нибудь целостного имущественного комплекса субъектов Федерации, обеспечивающего реальную возможность решения стоящих перед территориями социально- экономических задач.
До последнего времени многие федеральные предприятия, прежде всего военно-промышленного комплекса, продолжают выполнять несвойственные функции по содержанию жилья, коммунально-бытового хозяйства и объектов соцкультбыта. При существующем порядке передачи соответствующих объектов в муниципальную собственность даже при наличии полного согласия муниципальных образований процесс затягивается не только на месяцы, но и на годы. При этом федеральные структуры, возвращая соответствующий пакет документов, справедливо отмечают, что предназначенный для передачи объект не настолько значителен, что по нему требуется решение на уровне Правительства. Однако другого порядка законодатель не предусмотрел. В результате возникает замкнутый круг: участок дороги, часть теплотрассы, котельная и т. п. действительно «недостойны» рассмотрения на правительственном уровне, однако, по законодательству, они могут быть переданы в собственность субъектов РФ исключительно по постановлению Правительства России.
Таким образом, изменение структуры государственного имущества является назревшей необходимостью, которая, однако, практически не реализуется в результате предельной централизации принятия решений. Россия от лозунга «берите суверенитета столько, сколько хотите» перешла к необоснованной централизации имущественных отношений. Указанная централизация наносит ущерб, прежде всего, самой Российской Федерации и строится на чисто схоластических рассуждениях о «праве федеральной собственности».
«Рецепт»- и «законодателям», и «исполнителям»- в отношении форм собственности из зарубежного опыта который, кстати, никто из них реально не изучал, и абстрактных представлений о праве собственности вернуться к реальной жизни, к анализу реальных отношений и обеспечить дифференцированный подход к приватизации и разграничению федерального имущества, делегировав принятие решений по определенному кругу объектов местным органам по управлению имуществом.
Исследование управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации позволило сделать ряд выводов:
Анализ деятельности ГУ "Фонд государственного имущества Амурской области позволил выявить ряд проблем, усложняющий эффективную работу ГУ:
В третьей главе было дано теоретическое обоснование организационно-правовых проблем управления государственной собственностью субъекта РФ, в результате чего выявлено, что эффективность управления государственным имуществом зависит от рационального использования «триады» правомочий собственника:
Главным недостатком правового обеспечения процесса приватизации является отсутствие стратегического видения и системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы:
Предложены пути совершенствования правовых норм для эффективного управления Государственным имуществом в субъектах Российской Федерации, которые позволят эффективно управлять государственным имуществом в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, проведенное исследование по проблеме управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации, показало, что выработка эффективной политики, взаимоотношения органов государственной власти, направленной на повышение эффективности управления государственным имуществом, призванной обеспечить продуктивное использование имеющегося имущество в субъектах Российской Федерации, заключается в формировании четких и стабильных организационно-правовых основ управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации. Что подтверждает выдвинутую гипотезу в исходном положении исследования.