«Табель о рангах» Петра Первого, как система реформирования бюрократического аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

В этом смысле «бюрократия» может быть истолкована в различных значениях, как:
1) узкий, привилегированный чиновничье-административный слой;
2) Специфическая форма социальной организации, в которой исполнительная власть практически независима и проявляет тенденции к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ………………………………………6
1.1 СТАРИНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧИНЫ И ЗВАНИЯ…………………………6
1.2 «ДОПЕТРОВСКАЯ» СИСТЕМА ИНОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ………………11
1.3 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ «ТАБЕЛЯ О РАНГАХ»……………….…13
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПРИ ПЕТРЕ ПЕРВОМ…………………20
2.1 ТАБЕЛЬ О РАНГАХ……………………………………………………..…20
2.2 ЭВОЛЮЦИЯ « ТАБЕЛЯ О РАНГАХ»………………………………….…23
2.3 ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ НОВОЙ БЮРОКРАТИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ…….…25
3 ИТОГИ «ТАБЕЛЯ О РАНГАХ»………………………………………….…29
3.1 ИТОГИ РЕФОРМ……………………………………………………….…29
3.2 РОЛЬ ТАБЕЛЯ О РАНГАХ В ИСТОРИИ РОССИИ…………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………45

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 378.57 Кб (Скачать документ)

3. В Табели упоминается  о денежном жалованье в награду  за службу, которое вытесняло  такое вознаграждение, имевшее место  в прошлом, как раздача земли.  Переход к денежной оплате  способствовал формированию бюрократии.

4. Функция государственной  службы объединила дворянство  в политически и юридически  консолидированную группу. Дворянство  стало единственным служилым  сословием, а служба - главной  сферой приложения сил и энергии.  В п. 8 Табели указывается на то, что «сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем… в публичной ассамблеи, где двор находится свободный доступ перед другими нижняго чину, и охотно желает видеть, что б они от других во всяких случаях по достоинству отличались…» Российское законодательство X - XX в.в. Т. IV. М., 1986. С. 62.. Титул и звание превратились из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые роднятся в обер-офицерстве…»

5. Табель регламентирует  начало прохождения государевой  службы, развивая положение Генерального  регламента «О молодых людях  для обучения при канцелярии».  Придавая большое значение набору  дворянских детей для прохождения  гражданской службы, Петр включает  в Табель идею обязанности  обучения юношей для работы  в аппарате государственного  управления. Продвижение по иерархической  лестнице чинов было возможным,  начиная с низшего чина. Устанавливались  сроки службы в определенных чинах.

6. Обвиненные в преступлениях  чиновники могли быть наказаны  публично на площади, быть пытаны, лишены титула и ранга. Если  же после экзекуции они будут  признаны невиновными, свидетельства  о невиновности пытанного мог  выдать царь: «…надлежит ему дать  нашу грамоту со обстоятельством его невинности»..

7. В Табели закреплены  этические требования к поведению  государственного служащего того  времени. Например, в п. 3 говорится:  «Кто выше своего ранга будет  себе почестей требовать, или  сам возьмет выше данного ему  ранга, тому за каждый случай  платить штрафу 2 месяца жалованья», Там же. а в п. 19 указано на то, что лицо должно вести подобающий его рангу уровень жизни: «…напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует». Там же. Здесь же названы санкции, которые применялись в случае нарушения данного требования достойного поведения государственных служащих и о соблюдении субординации в церкви, при дворе во время аудиенции, съездов и во время других официальных мероприятий. Этические требования распространялись и на жен служащих. «Все замужние жены поступают в ранг, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление».

Для придания государственной  службе четкой организационной структуры, обеспечивавшей ее подконтрольность верховной  власти, Петр, учитывая опыт других стран, признавал необходимым установить строгую иерархию всех ее должностей, число которых в связи с  расширением функций государственного управления в начале XVIII в. значительно возросло. Такая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, с другой - быть стимулом службы, создающим условия для последовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами.

Названия должностей и  званий во многих случаях были немецкого  происхождения (в русской транскрипции или в русском переводе). Кроме  того, в Табель были включены кавалеры единственного тогда ордена святого  Андрея Первозванного. Это был исключительный случай: когда позже в России появились  и другие ордена, их кавалеры не получили определенных рангов по Табели.

Закон 22 января 1722 г. состоял  из пространной собственно Табели о  рангах и разъяснительного текста («пунктов»), «каким образом с оными рангами  каждому поступать надлежит». Шепелев Л.Е. [Электронный ресурс] / Л.Е. Шепелев «Титулы, мундиры и ордена Российской империи». - СПб.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. С - 423, http://bibliotekar.ru/CentrTitul/3.htm

Преимущественное право  на государственную службу предоставлялось  дворянам (имелось в виду главным  образом потомственное поместное  дворянство). Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении  по ее рангам. Ставка на дворян учитывала  не только значение дворянства как  социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в  целом образовательный уровень (дворянам легче было получить образование) и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Один из главных организационных  принципов государственной службы заключался в том, что государственный  служащий должен был пройти ее снизу  вверх целиком, начиная с выслуги  низшего классного чина. Это диктовалось  как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой  опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум  лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий  класс предполагался как занятие  открывшейся вакансии. В связи  с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской  службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там  могло быть более быстрым. Учитывался и общеобразовательный уровень  государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что  лица, окончившие курс наук в кадетском  шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу  не только в XIV класс, но и в более  высокие обер-офицерские чины. Поскольку  число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение  по службе нередко оказывалось слишком  медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи  с этим, в гражданской службе минимум  лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность  более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий  класс с оставлением на прежней  должности. Класс как ранг должности  превращался в самостоятельный  правовой феномен - ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской  службе обычным явлением. Возможность  этого предусматривалась уже  в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, которым он действительно  управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность. Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «...как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

Возможен был и противный  вариант: назначение на должность более  высокого класса, чем чин. Необходимость  этого обнаружилась сразу же после  введения Табели, когда пришлось на гражданские должности высоких  классов назначать людей, не успевших выслужить соответствующие чины. Чинопроизводство при этом обычно ускорялось. Служащий, назначенный на должность, класс которого был выше класса его  чина, имел право лишь на «почести»  по должности, но не получал тех преимуществ, которые были прямо связаны с  классом чина (дворянства, например).

Такой чин (не связанный с  должностью) сначала пытались обозначать указанием классов (например, коллежский асессор VIII класса, а после получения  следующего чина - коллежский асессор VII класса), но это оказалось неудобным, прежде всего потому, что каждая должность относилась лишь к одному классу. Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися к классу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиями (статский советник).

В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в  середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись, в своем основном качестве, в перечень чинов, разнесенных  по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все  должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

По мере увеличения числа  должностей (особенно в гражданской  службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, Табелью о рангах предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство. Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство. Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства (дворянства) не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т. е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит». В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал. Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV - личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие только личное. 9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство). В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано. 1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.

Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания.

Помимо старшинства рангов по каждому роду службы, устанавливалось  старшинство военной службы над  гражданской и придворной (среди  чинов одного класса старшим считался военный). Лишь позднее военные утратили право на старшинство в I и II классах. Среди обладателей одного чина старшим  являлся тот, кто был раньше пожалован  в него. Старшинству чинов и  выслуги придавалось очень большое  значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них. Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

Принцип старшинства распространялся  на жен и дочерей чиновников. «Все замужние жены поступают в рангах по чинам мужей их», - говорилось в «пунктах» к Табели. Незамужние дочери чинов I класса получали «ранг ... над всеми женами, которые в V ранге обретаются»: аналогичным образом «девицы, которых отцы во II ранге, - над женами, которые в VI ранге» и т. д. На сыновей же старшинство их отцов не распространялось, и по достижении совершеннолетия они должны были выслуживать ранги сами.

Таким образом, Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течение последующих  двух веков. Разумеется, петровская «Табель  о рангах» не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а  менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Вся эта система, просуществовавшая  очень длительное время, была упразднена в 1917 году декретами советской власти об уничтожении чинов, сословий и  титулов.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Богатые бояре (многие из них  были и в XVIII веке богаче государя) —  прямые потомки Рюрика и Гедимина — не воспринимали внука безродного Михаила Романова как помазанника Божия. Петр решил бороться со старым боярским укладом — и начал укреплять свою власть. Рассчитывать он мог лишь на "новых" дворян — была надежда, что, получив статус из рук царя, они будут ему большей опорой, чем родовитое боярство. Потому царь решил не только ввести принцип личной выслуги, но и заменить им принцип родовитости, древности рода.

Информация о работе «Табель о рангах» Петра Первого, как система реформирования бюрократического аппарата