Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 09:46, реферат
Понятие принципа водного законодательства. Общее понятие правового принципа разработано в теории права. Это исходные начала исторически определенных правовых систем, выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Это своего рода "сгустки" правовой ткани, не только выявляющие наиболее характерные черты содержания данной системы, но и выступающие в качестве высокозначимых регулятивных элементов в структуре права (С.С. Алексеев).
Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 12 указанного Закона имеют право:
- разрабатывать, пропагандировать
и реализовывать в
- за счет собственных
и привлеченных средств
- оказывать содействие
органам государственной
- организовывать собрания,
митинги, демонстрации, шествия и
пикетирование, сбор подписей под
петициями и принимать участие
в указанных мероприятиях в
соответствии с российским
- обращаться в органы
государственной власти
- участвовать в установленном
порядке в принятии
- обращаться в органы
государственной власти
- организовывать и проводить
в установленном порядке
- организовывать и проводить
в установленном порядке
- рекомендовать своих
представителей для участия в
проведении государственной
- подавать в органы
государственной власти
- предъявлять в суд
иски о возмещении вреда
- осуществлять другие
предусмотренные
Согласно статье 13 органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
Еще один пример. В статье 23 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" устанавливается, что граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Аналогичным образом вопрос решен и в иных актах экологического законодательства.
Принцип участия граждан в решении вопросов, касающихся их обязанностей по охране водных объектов и прав на них, тесно связан, таким образом, с принципом гласности осуществления водопользования (п. 12 комментируемой статьи). Кроме того, рассматриваемый принцип корреспондирует еще двум основным началам водного законодательства - равному доступу физическим и юридическим лицам к приобретению права пользования водными объектами и равному доступу этих субъектов к приобретению в собственность водных объектов (п. п. 7 и 8), обеспечивая общественный контроль за законностью реализации этих прав. В данном принципе отражаются и те исходные начала водного законодательства, которые устанавливают значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет их охраны перед использованием.
И в своей совокупности, и по отдельности принципы опираются на конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина. М.М. Бринчук подчеркивает, что "Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам самые широкие возможности для участия в решении вопросов, затрагивающих их права и законные интересы, а также интересы государства в целом" <42>. Конституционные положения в полной мере применимы при реализации прав граждан, так или иначе затрагиваемых регулированием водных отношений. Они создают обширную систему взаимоподкрепляемых гарантий.
Согласно статье 3 Конституции единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Дополнительно статья 32 обеспечивает право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, которое, в свою очередь, подкрепляется нормой статьи 33 о праве граждан на личное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и на направление в эти органы индивидуальных и коллективных обращений. Как уже отмечалось, базовыми для реализации права граждан на участие в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты и обязанностей по охране водных объектов, являются статьи 29 и 24 Конституции РФ, регулирующие право на получение информации и, соответственно, обязанность ее предоставления органами государственной власти, местного самоуправления. Наконец, статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому защиту его прав и свобод, в том числе в судебном порядке путем обжалования действий или бездействий должностных лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления и др.
М.М. Бринчук правильно отмечает, что наиболее действенными и малозатратными формами участия граждан и общественных организаций являются получение информации и представление предложений (обращений). Причем отказ или непредоставление информации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами могут быть обжалованы в суд. Обращаться в суд можно и в том случае, когда проигнорированы государственными и муниципальными органами и их должностными лицами направленные им обращения от граждан и общественных организаций. Важно, чтобы в данных обращениях были сформулированы конкретные правовые требования, выполнение которых необходимо в связи с реализацией прав граждан и общественных организаций на водные объекты.
Однако необходимо отметить, что на практике в большинстве случаев граждане не в состоянии в полной мере реализовать свои права, а в случае их нарушения применить правовые механизмы их защиты.
Реальным и эффективным является в таких случаях использование положений статьи 980 ГК РФ. В соответствии с данной статьей отдельные граждане, общественные и некоммерческие организации вправе выступать в защиту неопределенного количества заинтересованных лиц в целях предотвращения вреда их личности или имуществу, в том числе и в защиту их прав на водные объекты как основу жизни и деятельности человека.
В рамках описанного выше механизма защиты прав наиболее эффективно реализовать право на участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на водные объекты, могут общественные и некоммерческие организации, которые действуют в их интересах.
15. Седьмой принцип закрепляет равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами и сформулирован в части 7 ст. 3 ВК РФ, хотя помимо собственно принципа содержит оговорку о случаях его неприменения, которая сформулирована весьма обобщенно - "за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством". Принцип равного доступа произведен от конституционного принципа равенства. Равный доступ означает отсутствие дискриминаций по любым признакам, будь то национальная, расовая принадлежность, вероисповедание, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а также другие обстоятельства согласно статье 19 Конституции России.
Перечень критериев равенства является открытым, и хотя они не воспроизводятся в пункте 7 ст. 3 ВК РФ, их следует учитывать при реализации принципа равного доступа. Кроме того, данный принцип водного законодательства опирается на конституционные положения, закрепленные в статьях 9 и 36 Основного Закона, регулирующих право собственности и права владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, формы собственности и ограничения указанных прав (непричинение вреда окружающей среде, ненарушение законных прав и интересов третьих лиц).
Физическое лицо - индивид (российский гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), обладающий право- и дееспособностью.
Правоспособность граждан России возникает с момента рождения; полная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) - возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ), частичная дееспособность - частичное ограничение дееспособности в случаях, предусмотренных законом.
Правоспособность гражданина - способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) - признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ).
Юридическое лицо. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 48) таковым признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (см. также ст. ст. 49 - 50 ГК РФ).
Иностранное юридическое лицо рассматривается, в частности, как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов.
Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в пункте 3 ст. 62 Конституции РФ: они пользуются на территории России правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (см. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <43>).
Принцип равенства доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами реализуется в ряде статей Водного кодекса РФ, а именно в статье 6 "Водные объекты общего пользования", т.е. они могут пользоваться общедоступными водными объектами; в статье 9 "Право пользования водными объектами", а помимо этого, учитывается в нормах главы 3 "Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование", главы 5 "Водопользование" (в первую очередь ст. 39 "Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов" и ст. 40 "Антимонопольные требования в области использования водных объектов"), главы 7 "Ответственность за нарушение водного законодательства".
Исключения из данного принципа предусмотрены частями 1, 2 и 4 ст. 6, ограничения - в частях 4 и 5 ст. 6.
Кроме того, принцип равного доступа к приобретению права пользования водными объектами ограничивается наличием преимущественных прав водопользования для определенных категорий российских граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющим традиционное природопользование в местах традиционного проживания.