Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:52, дипломная работа
В первой части работы рассмотрим распространенные концепции суверенитета. Во второй – коснемся факторов, которые стимулируют ревизию традиционного понимания суверенитета. В третьей – очертим круг имеющихся в литературе «альтернативных» подходов к этому понятию.
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 История становления института государственного суверенитета в зарубежной юридической практике
1.2 История становления государственного суверенитета Республики Казахстан
2 ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
2.1 Глобальные проблемы и государственный суверенитет в XXI веке
2.2 Влияние интеграционных процессов на независимость государств
2.3 Глобализация и основные причины утраты государственного суверенитета
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
3.1 Роль Казахстана и стран СНГ в разрешении международных конфликтов: сравнительно-правовой анализ
3.2 Проблемы и перспективы развития института государственного суверенитета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
71-140356 (2336x3613x2 tiff)
социально-экономических преобразований в России и странах Центральной Азии, трудности в увязке хозяйственных механизмов в масштабах СНГ, что объективно затрудняют продвижение экономической интеграции.
В этом контексте стоит обратить внимание и на тенденцию к углубленной субрегиональной интеграции. Стремление к более тесному субрегиональному сотрудничеству вписывается в концепцию разноскоростного и разноформатного протекания интеграционных процессов в рамках СНГ, дополняет и усиливает на региональном уровне общий интеграционный вектор. В то же время очевидно, что это и отражение неудовлетворенности положением дел в СНГ, попытка найти более эффективные альтернативные варианты обеспечения национальной безопасности и экономических интересов центральноазиатских государств.
Необходимо принимать во внимание и факт, что в определенных политических кругах ряда центральноазиатских государств сильны, а иногда и гипертрофированы опасения вновь оказаться в жесткой политической и экономической зависимости от «имперского центра». Серьезным раздражителем является, в частности, линия на создание в рамках СНГ наднациональных органов регулирования интеграционных процессов. Такие реальные или надуманные опасения и связанная с ними риторика - отчасти внешняя атрибутика становления национальной государственности, проявление «аллергии» на унитарные формы прежнего союзного устройства, отчасти - отражение действительного стремления (в том числе под воздействием внешних сил) к формированию в регионе новых геополитических реальностей и конфигураций.
Значимость США как одного из наиболее влиятельных и самых могущественных центров современной системы международных отношений, возрастающая активность США в регионе Центральной Азии, соседних регионах и в целом в мире выводят эту страну на одно из первых мест среди приоритетов внешней политики каждого центральноазиатского государства.
71-140357 (2336x3613x2 tiff)
Развитие взаимовыгодных отношений с США способно содействовать проводимым в странах Центральной Азии социальным и экономическим преобразованиям, технологической модернизации промышленности и сельского хозяйства, развитию образования и науки. В то же время разница экономических и военных потенциалов, глобализм интересов США, присутствие американского капитала в транснациональных корпорациях, существующие противоречия с Россией, Ираном и другими государствами, а также наличие определенных имперских традиций в американской внешней политике создают серьезные объективные препятствия для реализации курса центральноазиатских государств на независимое развитие.
Отношения с Китайской Народной Республикой, великой азиатской державой, являются также приоритетным или значимым направлением внешней политики каждого центральноазиатского государства. Это определяется историческими связями, соседством территорий и потенциально неограниченной емкостью его рынка и реальной возможностью становления Китая как одного из мировых центров силы. В то же время растущая мировая экспансия китайских товаров и капитала, в том числе и в направлении Центральной Азии и прогнозируемая рядом специалистов возможность социально-политических потрясений в Китае представляют собой реальную и потенциальную угрозу безопасности государств Центральной Азии.
Внешняя политика стран региона Центральной Азии на начальном этапе независимого развития отличается своей неустойчивостью в связи со сложным и противоречивым процессом ее становления как самостоятельного фактора в мировом политическом процессе. На нее оказывает существенное влияние распад прежней системы международных отношений, базировавшейся на балансе сил сверхдержав, сложности на пути формирования новой системы. Впоследствии государства региона все более определяются в своих национальных интересах и формируют свои внешнеполитические курсы, направленные на защиту своих интересов, которые, как показывает анализ,
71-140358 (2336x3613x2 tiff)
весьма разнообразны. Эти интересы зачастую не совпадают с региональными векторами, что нередко приводит к конфликтным ситуациям, борьбе за первенство во внешней политике. Сотрудничая с Россией, страны региона в то же время стараются заручиться более выгодной для них политической поддержкой Запада и Китая, других государств и как гарантов своего суверенитета, и с целью поддержания баланса своих международных связей на региональном и мировом уровнях. Они считают, что такой курс оптимально способствует их национальному развитию, стимулирует интеграционные процессы в регионе и вхождение государств Центральной Азии в мировое сообщество.
Важнейшим направлением внешней политики центральноазиатских государств является развитие международных коммуникаций, которые бы обеспечили их эффективными и разнообразными выходами в мировое пространство. С этой целью государства региона координируют свою деятельность по строительству авто- и железных дорог, ЛЭП, газ- и нефтепроводов. Стратегически перспективным проектом является восстановление и развитие на современном уровне трансконтинентальной магистрали "Шелковый путь", изложенной в одноименной доктрине Президента Кыргызской Республики А.Акаева, и проекты о создании транспортного коридора Европа-Кавказ-Центральная Азия при поддержке ЕвроСоюза и магистрали Север-Юг к Индийскому океану и Персидскому заливу.
Проведенный анализ современного этапа развития Центральной Азии дает возможность сформулировать следующие выводы.
На современном этапе мирового развития происходит формирование новой системы международных отношений, которая сочетает в себе взаимодействующие и сталкивающиеся между собой процессы глобализации и регионализации.
71-140359 (2336x3613x2 tiff)
Сочетание процессов глобализации и регионализации международных отношений объективно ведет к формированию многополюсного мира. В настоящее время происходит трансформация системы международных отношений: региональные центры силы, являясь полюсами региональных интеграционных систем, претендуют на большее участие в мировой политике. Одновременно на мировое (фактически на абсолютное) лидерство/гегемонию претендуют США. Под их патронажем такая международная организация как НАТО расширяет свою геополитическую сферу деятельности на весь европейский регион и даже Евразию.
Качественной особенностью возникновения интеграционного процесса в системе межгосударственных отношений регионального уровня является выделение особых общих интересов, обособляющих данную группу стран из всей совокупности международных отношений, осуществление в рамках этой общности институтов управления внутренними связями и внешними сношениями его участников на уровне политических систем участников интеграции.
Особенностью современного этапа мирового развития является включение в глобальные процессы интеграции и регионализации новых независимых государств, возникших после распада СССР.
Территории Центральной Азии, сформировавшиеся под началом России/СССР как определенная социокультурная целостность, являлись частью единого государственного и экономического пространства, распад которого создает предпосылки для формирования новых тенденций в развитии Центральной Азии. Современная политика новых государств осуществляется под знаком национального возрождения. Развитие новых независимых государств Центральной Азии характеризуется сменой хозяйственного уклада, общественного строя и политического режима. В то же время при всем этом сохраняется устойчивая система национальных ценностей, которая с той или иной степенью интенсивности влияет на формирование современного
71-140360 (2336x3613x2 tiff)
национального сознание и поведение. Важной частью системы национальных ориентиров является исламская религия.
Современный характер становления межгосударственных отношений стран Центральной Азии и их внешняя политика также детерминированы национальными ценностями. Вопросы безопасности рассматривается государствами Центральной Азии через призму сохранения и развития своих национальных ценностей, своего национального достоинства.
Социально-политические и культурные изменения, происходящие в странах Центральной Азии на современном этапе их развития в решающей степени определяют их будущее, оказывают значительное влияние на развитие соседних стран и создает условия для изменения региональных контуров. Центральная Азия расширяет свои внешние связи. Есть основания утверждать, что новые самостоятельных государства Центральной Азии начинают играть определенную роль в региональной и мировой политике.
Важнейшей составной частью становления независимых государств Центральной Азии является налаживание связей с внешним миром. Они определяются отнюдь не только интересами и позициями самих стран региона. В не меньшей, если не в большей степени, на ситуацию влияет политика внешних сил.
Центральная Азия является объектом пристального внимания как со стороны России, так и фактически всех других главных центров силы современного мира: США и Запада в целом, Китая, ведущих государств Ближнего и Среднего Востока, Восточной Азии. Их влекут в центральноазиатский регион соображения самого различного порядка: от экономических до геополитических.
Зарубежные государства проявляют свою политическую и экономическую заинтересованность в развитии отношений с новыми независимыми государствами Центральной Азии. Особое значение приобретает расширяющаяся политическая, экономическая и культурная
71-140361 (2336x3613x2 tiff)
деятельность зарубежных государств непосредственно в Центральной Азии. Развитие отношений государств Центральной Азии с соседними странами -Китаем, Ираном, Пакистаном, Саудовской Аравией и Турцией - способствует восстановлению исторических взаимосвязей и способствует выходу к мировым коммуникациям и на рынки азиатского континента.
Центральная Азия исторически была сферой геополитических и торгово-экономических интересов Китая. Китай имеет общую границу с тремя из пяти новых азиатских государств - Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. После заключения КНР договоров о границе с Казахстаном и Кыргызстаном были урегулированы спорные пограничные вопросы. При наличии добрососедских отношений географическая близость, урегулированные и открытые границы, а также налаженные транспортные коммуникации естественно создают благоприятные возможности для развития деловых и иных контактов.
В то же время тот факт, что в Синьцзяне, граничащим с центральноазиатскими государствами, проживает значительное количество уйгуров, казахов, кыргызов, таджиков, узбеков, имеющих родственные связи со своими соплеменниками в Центральной Азии, может способствовать сепаратистским настроениям в Синьцзяне, что беспокоит Пекин. Предотвращение такого влияния на Синьцзян со стороны центральноазиатских соседей выделяется в Пекине как «задача первостепенной важности, от которой зависит сохранение территориальной целостности родины».
Центральная Азия рассматривается в Пекине как важнейший экономический партнер, от сотрудничества с которым зависит успех программ развития народного хозяйства Китая, в частности Северо-Западных провинций.
Стратегия Пекина в центральноазиатском регионе сводится к следующему: не допустить доминирования в Центральной Азии ни одной крупной державы или политико-идеологической силы, включая Россию, США и остальной Запад, исламские страны; исключить негативное этническое
71-140362 (2336x3613x2 tiff)
воздействие Центральной Азии на Синьцзян; превратить ЦА в ключевого поставщика энергоносителей и важнейшего экономического контрагента в целом; добиться в перспективе лидирующих позиций КНР в регионе. На нынешнем этапе Китай не возражает против тесных связей центральноазиатских стран с Россией, их многовекторной политики, интеграционных процессов внутри региона.
В отношении центральноазиатской политики в целом других государств Востока можно сделать следующий вывод. Они проводят и будут проводить политику торгово-экономического, культурного и религиозного проникновения в центральноазиатские республики, преследуя стратегические цели по укреплению своих позиций в регионе и переориентации части связей центральноазиатских государств с севера на юг. При этом между ними существует конкуренция. Каждая из этих стран стремится занять лидирующее положение и получить определенные преимущества в регионе или в отношениях с той или иной центральноазиатской страной. В то же время негативное воздействие на ситуацию в Центральной Азии оказывает деятельность экстремистских религиозных организаций и их контакты с исламскими радикальными организациями в некоторых странах региона.
Интерес государств Центральной Азии к развитию связей с южными соседями определяется их геополитическим положением - возможность сыграть роль важного связующего звена между Центральной, Западной и Южной Азией при условии реализации существующих транспортных проектов. Они также рассчитывают на их помощь в реализации этих проектов, а также привлечении дополнительных инвестиций в экономику.
Распад Советского Союза простимулировал начало процесса активного проникновения ведущих государств Запада в Центральную Азию, которые проявили свою заинтересованность в заполнении образовавшегося политического, военного, экономического и культурного вакуума в регионе. Западные государства стремятся усилить свои позиции в стратегически важном
71-140363 (2336x3613x2 tiff)
регионе азиатского континента и в целом в системе международных отношений в Евразии, получить новые источники стратегического и энергосодержащего сырья и создать новые рынки для своей промышленности.
Активно внедряется в центральноазиатский регион НАТО. НАТО реализует с этими государствами сотни различных проектов, в том числе в рамках масштабной программы «Партнерство ради мира». Платформа НАТО в отношениях с центральноазиатскими странами сводится к тому, что Североатлантический альянс действует в соответствии с новым миропорядком, взаимодействует с другими международными организациями (ООН, ОБСЕ, ЕС), стремится к укреплению системы безопасности на Евразийском континенте, делает акцент на превентивность дипломатии, выступает за единообразие систем военного планирования, введение единых стандартов. Руководство НАТО утверждает, что эта организация базируется на миролюбивых, демократических, оборонительных принципах и представляет собой межправительственную организацию, в которой военные подчиняются политикам, каждая страна-участница имеет право вето, все решения принимаются коллективно и непредсказуемые действия исключены.
Программа деятельности НАТО в Центральной Азии направлена на интеграцию стран региона в мировое сообщество. При этом НАТО не рассматривает себя в качестве альтернативы другим институтам сотрудничества и реализации региональных инициатив. Но институт «Партнерства ради мира» даст Центральной Азии дополнительную уверенность. В качестве дальнейшего развития процесса предусматривается создание Совета атлантического партнерства в качестве всеохватывающей основы сотрудничества. Североатлантический альянс заинтересован в оказании конструктивной помощи в развитии Центральной Азии, при этом признается уникальный характер региона и специфика его безопасности.
В то же время появление НАТО в Центральной Азии означает коренную трансформацию геополитических контуров этой части Евразии. Это вызывает
Информация о работе Государственный суверенитет и глобальные проблемы