Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:27, реферат
РУСЬ (р о с, р о с ы) — наименование восточно-славянских племён, послужившее основой названий «Россия», «русские». В 19 - начале 20 вв. по поводу происхождения термина «Русь» велись споры между историками-норманистами, пытавшимися утверждать северное, скандинавское происхождение слова «Русь», и их противниками, настаивавшими на южном, славянском происхождении наименования «Русь». Последние (Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.) ссылались на летопись, где сказано: «наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля» (842 г.), и на византийские известия о Руси в Поднепровье до т. н. «призвания варягов» (862 г.). Имелись также попытки компромиссного решения вопроса, когда слово «Русь» рассматривалось как слияние северного и южного наименований.
Контроль за изготовлением лекарств в придворной, а позднее и в «вольных» аптеках осуществлялся Аптекарским приказом, руководившим всей системой медицинской помощи в России. Первые упоминания в литературе о деятельности Аптекарского приказа относятся к 1620 г. В его функции входило наблюдение за качеством лекарств, чтобы «никакого внешнего, ни внутреннего зла, ни смерти не навесть и не осквернить». В XVI столетии при Аптекарском приказе в Москве существовала довольно хорошо оборудованная лаборатория.
Специалисты Аптекарского приказа, лекари, алхимисты, аптекари, занимались вопросами изготовления разнообразных лекарственных зелий, растительных препаратов. В этой лаборатории проводились исследования неизвестных трав и «кореньев», найденных у различных лиц. Аптекарский приказ осуществлял контроль и за лекарствами, приготовленными так называемыми «диштилляторами» из трав, произраставших в аптекарском огороде. До нас дошел интересный наказ одному из «диштилляторов». Ему велено быть на аптекарском огороде «у всяких водочных сидений и у варенья всяких сыропов, пластырей, которые в запас делаются», и заботиться, чтобы все лекарства изготовлялись из свежих и доброкачественных веществ, в которых «сила и мочь была бы совершенна». Строго наказывалось «диштиллятору» наблюдать, чтобы в составляемые лекарства не попало ничего «вредительного и смерти наводящего, а также скверного». Одним из первых «химиков-диштилляторов» был Василий Шилов, следивший за тем, «чтобы всякая водка и состав совершенную силу по предписанному действию в рецептах дохтурских имела».
Аптекарским приказом осуществлялась также и судебномедицинская экспертиза. Для этой цели в приказ посылали травы и лекарства, состав которых был неизвестен. Осмотр и исследование лекарств и неизвестных трав проводились в Аптекарском приказе докторами, аптекарями и алхимистами. Русские алхимисты не имели ничего общего с алхимиками Запада, это были первые аналитики в России.
Одним из первых алхимистов был Тихон Ананьин, имя которого впервые упоминается в делах Аптекарского приказа в 1669 г. Он готовил лекарства, следил за их качеством и исследовал неизвестные вещества. Подобные же обязанности, очевидно, выполнял еще ранее алхимистского дела ученик Емелька Климов, упоминания о котором в делах Аптекарского приказа относятся к 1662 г., а в 1663 г. — Ерофейко Мухановский, «химик» «водочного построения и всяких водок», хотя он еще не назывался алхимистом.
Сохранился интересный документ о заключении, сделанном алхимистами в результате исследования неизвестного лекарства.
В 1679 г. в Аптекарский приказ поступила мазь, которой неудачно лечили князя Федора Щербатова. Алхимисты Аптекарского приказа Петр Пиль и Тихон Ананьин, «смотря в деревянном ставчике, сказали: по виду-де и по вкусу в том ставчиче мазь, а какая мазь — того они не знают и чаят-де в ней сулема положена»..
Для определения состава неизвестного лекарства и для осуществления контроля за качеством лекарств необходимы были химические методы анализа. Возникновение химического анализа в России тесно связано с работой аптек. Первые аналитические работы проводились алхимистами в аптеках.
Роль аптек в деле развития химии была значительной. Аптеки являлись тогда, в нашем понимании, научно-исследовательскими лабораториями, в стенах которых исследовалось и очищалось основное сырье, получаемое с химических промыслов. Работа алхимистов не ограничивалась контролем лекарств; им также поручалось исследование различных руд: в своего рода аналитических лабораториях аптек делали «пробу» руд и продуктов так называемых «минеральных заводов».
Особенно усилилась подобного рода аналитическая работа аптек при Петре I. В то время аналитической химии как таковой еще не было, но существовало пробирное искусство, которым интересовался сам Петр I. Создаются учреждения для анализа рудных и нерудных веществ. Но велико было значение аптечной аналитической лаборатории и в то время даже, когда в 1720 г. была построена химическая лаборатория при Берг-Коллегии в Петербурге, а затем и в Москве. Большинство химических продуктов направлялось в медицинскую канцелярию, которая их отсылала в главную аптеку для анализа. Лиц, занимавшихся анализом веществ при медицинской канцелярии и в аптеке, называли пробирерами, т. е. аналитиками (до Петра I их называли алхимистами).
Анализ лекарств и различных веществ в аптеках и пробирных лабораториях способствовал возникновению и развитию фармацевтического анализа и аналитической химии в России 24.
Таким образом, обзор состояния медицины и лекарствоведения, химических знаний и развития химических производств показывает, что отсталая в результате почти трехсотлетнего монголо-татарского ига страна довольно быстро становилась на путь экономического прогресса. Уровень медицинских, фармацевтических и химических знаний едва ли можно считать слишком отсталым по сравнению со странами Западной Европы. Однако в этот период Россия еще не имела собственных специальных школ и университетов, за исключением «ученичества» при Аптекарском приказе. Несмотря на это отдельные русские самоучки, преодолевая большие трудности, овладевали знаниями, умели получать и обрабатывать растительные, животные и минеральные продукты для изготовления лекарственных препаратов, производить лекарственные формы и применять их для лечения многих заболеваний.
В развитии химии и фармацевтической науки в России алхимический период фактически отсутствовал, что благотворно сказалось на дальнейшей деятельности русских ученых, характеризовавшейся тесными связями развивающейся науки с производством.
XVI—XVII вв. на Руси были временем становления аптек и аптечного дела, создания первых больниц в городах, начала подготовки врачей из прирожденных россиян, зарождения государственной организации медицинского дела в России.
1 Думка Н. С, О скифской медицине. — «Советское здравоохранение», 1956, № б, с. 59.
2 Гиппократ. Избранные книги. Т. I. М., 1936, с. 299—304.
3 «Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе», 1896, вып. 2, т. 1, с.
507.
4 Данные экспозиции Пятигорского краеведческого музея.
5 Сын отечества. СПб., 1821. Ч. 76, с. 248, 354.
6 Федотов Н. П., Мендрина Г. И. Очерки истории медицины и здравоохранения Сибири.
— Томск: Изд. Томского университета, 1975, с, 63.
7 Летопись Нестора. М., 1824, с. 5.
8 Максимович-Амбодик Н. М. Врачебное веществословие. СПб, 1783, кн. 1, ч. 1, с. 35.
9 Семенченко В.Д. «История отечественной фармации». ИКЦ «МарТ», М., 2003, с. 316.
10 Собрание медицинских рукописей XVI—XVII столетия. Казань, 1878, с. 12.
11 Русские простонародные травники и лечебники. Казань, 1878, с. 21.
12 «Прохладный Вертоград», глава 302.
13 Там же, глава 305.
14 Д.К. Соколов. «Памятник древнерусской медицины (к 300-летию со дня издания книги
«Прохладный ветроград»». Советская медицина, №7. М. 1073. с. 127-128.
15 История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. Заведений / Татьяна Сергеевна
Сорокина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, с. 205.
16 Грицак Е.Н. «Популярная история медицины». М., Вече, 2003, с. 302.
17 Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в старинной России. — М.: Тип. Императорского университета, 1891. — С. 13; а также Киево-Печерский патерик по древним рукописям / В перелож. на соврем, язык Марии Викторовой. — Киев, 1870. — С. 88.
18 Семенченко В.Д. «История отечественной фармации». ИКЦ «МарТ», М., 2003, с. 315.
19 Богоявленский Н.А. «Медицина в древней Руси», «Фельдшер и акушерка», №9, 1954, с.28-29.
20 Семенченко В.Д. «История отечественной фармации». ИКЦ «МарТ», М., 2003, с. 325-326.
21 Прусак А.В. «Аптечное дело в Древней Руси». Аптечное дело., №6, 1954, с. 39-40.
22 Для составления списка фитонцидных растений, употреблявшихся в русской медицине XVII в., были использованы русские медицинские рукописи, хранящиеся в Рукописном отделении Ленинградской государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина и Рукописном отделении Ленинградской библиотеки Академии наук (например, Травник О XVII, 34)
23 Прусак А.В. «Из истории аптечного дела на Руси». Аптечное дело., №6, М., 1953, с. 56-59.
24 Кудакова Н.А. «Некоторые данные о возникновении контроля качества лекарственных веществ на Руси». Аптечное дело., №5, 1953, с. 53-55.