Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:27, реферат
РУСЬ (р о с, р о с ы) — наименование восточно-славянских племён, послужившее основой названий «Россия», «русские». В 19 - начале 20 вв. по поводу происхождения термина «Русь» велись споры между историками-норманистами, пытавшимися утверждать северное, скандинавское происхождение слова «Русь», и их противниками, настаивавшими на южном, славянском происхождении наименования «Русь». Последние (Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.) ссылались на летопись, где сказано: «наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля» (842 г.), и на византийские известия о Руси в Поднепровье до т. н. «призвания варягов» (862 г.). Имелись также попытки компромиссного решения вопроса, когда слово «Русь» рассматривалось как слияние северного и южного наименований.
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ.
РУСЬ (р о с, р о с ы) — наименование восточно-славянских племён, послужившее основой названий «Россия», «русские». В 19 - начале 20 вв. по поводу происхождения термина «Русь» велись споры между историками-норманистами, пытавшимися утверждать северное, скандинавское происхождение слова «Русь», и их противниками, настаивавшими на южном, славянском происхождении наименования «Русь». Последние (Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.) ссылались на летопись, где сказано: «наченшю Михаилу царствовати, начася прозывати Руска земля» (842 г.), и на византийские известия о Руси в Поднепровье до т. н. «призвания варягов» (862 г.). Имелись также попытки компромиссного решения вопроса, когда слово «Русь» рассматривалось как слияние северного и южного наименований.
В трудах российских историков утвердилось мнение о Руси как этнониме южного происхождения, с глубокой древности связанном с восточным славянством. От корня «рос» или «русь» происходят наименования многих рек юга Восточной Европы. Оскол некогда назывался Рось. Книга Большого Чертежа называет Русу, впадающую в Сейм. На Правобережье Украины имеется речка Рось с притоком Россавой и Роськой. На основании исследований российских историков и археологов установлено, что слово «рос», «русь» связано с древними этническими элементами в Северном Причерноморье (племенные наименования «русы», «русь», «pocoмоны» в области Сев. Причерноморья и Приднепровья). Важным аргументом в пользу южного происхождения слова «Русь» является сообщение сирийского автора 6 в. Псевдо-Захария о народе «hros» на северо-западе от Дона.
Восточные славяне были одной из трех групп древних славян, выделившихся наряду с западными и южными славянами из общеславянской этнолингвистической общности. Общие черты их этнического облика сформировались в 6-9 вв. на территории Восточной Европы в результате перегруппировки славянских племенных объединений: антов, склавинов, дулебов и др. Восточные славяне взаимодействовали с балтами, финно-уграми, потомками сарматов, тюрками и контактировали с арабами, византийцами, скандинавами и др. К 9-10 вв. они занимали пространства от Чудского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на Юге; от Восточных Карпат на Западе до нижней Оки на Востоке. Восточные славяне занимались наряду с подсечным, полевым пашенным земледелием и оседлым скотоводством, а также охотой, рыболовством, бортничеством и другими промыслами. Развивались ремесла (выработка железа, кузнечное, ювелирное, гончарное и др.). Торговые связи поддерживались на пути «из варяг в греки» и по Волге. Жили в основном территориальными общинами, поселения группировались гнездами. В 9-10 вв. на восточнославянских землях появились города: Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др. Возникли возглавлявшиеся местными князьями союзы племен поляне, древляне, северяне, ильменские словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и др. Будучи язычниками, восточные славяне поклонялись Перуну — богу грозы, Хорсу — богу солнца, Волосу — покровителю богатства и скота и др.
В последней четверти 9 в. два центра восточных славян — Новгород и Киев — были объединены князьями династии Рюриковичей, что положило начало образованию Древнерусского государства.
Оставим вопросы дальнейшего развития Руси историкам, отметим лишь, что к концу XVII в. в состав Руси входили левобережная Украина, территории Поволжья, Урала, Сибири.
XVII был началом перехода от древней и средневековой Руси к образованию Российского государства.
Медицину в нашей стране на первом этапе ее существования следует рассматривать как народную медицину. Ярким примером развития народной медицины на Руси была медицина скифов.
В VII—VI веках до н. э. в Скифии и Греции большой славой пользовались скифские врачи Анахарсид и Токсарид. О враче Токсариде, признанном в Греции героем, говорится, что происходил он из простого скифского рода, был «муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлению к благороднейшим занятиям». Умер он в Афинах.
В I веке до н. э. в городе Пантикапей (Керчь) жил босфорский Митридат VI Евпатор, который занимался врачебной деятельностью, писал о медицине, но труды его не сохранились. Митридат считался создателем «териака»— лекарства от всех болезней, в состав которого входило около 60 противоядий 1.
Для истории отечественной медицины представляют интерес сообщения греческих историков и врачей о некоторых особенностях народной медицины у скифов. Большую историческую значимость имеет мнение Гиппократа, который путешествовал по побережью Средиземного и Черного морей и наблюдал за жизнью, бытом и нравами скифов и других народов.
В своей знаменитой работе «О воздухах, водах и местностях»2 Гиппократ как проницательный наблюдатель «описал климат, местность, характеры людей. Скифы, свидетельствует Гиппократ, живут к северу от побережья Черного моря. Он подметил, что климатические условия оказывают влияние на внешний облик людей. «Где Ирана голая, безводная, неровная, и если она угнетается холодом и печется солнцем, там увидишь людей твердых, тощих, с хорошо расчлененным телом, сильных и волосатых, и таких, которые от природы энергичны и бодры для деятельности... ты заметишь также, что эти люди для искусств острее и способнее и более годны для ведения военных дел».
У скифов, Гиппократ
отмечает евнухоидизм («женская болезнь»),
боли в суставах и теле. Этой странной
болезнью страдают скифы-мужчины, «благороднейшие
и те, которые посредством верховой езды
достигли величайшего могущества, бедные
же страдают меньше, ибо не ездят верхом». Гиппократу удалось подметить
некоторые новые приемы врачевания у скифов.
Он описывает скифский способ кровопускания,
применяемого при самых различных заболеваниях:
«когда начнут болеть, то открывают обе
вены позади ушей, и когда кровь истечет
то вследствие слабости охватываются
сном и засыпают». Помощь при родах оказывалась
в повозках, обтянутых
войлоком.
Первым древнейшим лекарством, известным на Руси и в Скифии, была полынь. Знаменитый древнегреческий историк Геродот писал о лечебной траве (полыни), произрастающей в Понтийских степях, очень горькой на вкус и увеличивающей количество желчи в организме. Овидий Назон — древнеримский поэт и писатель (43 г. до н. э.— 17 г. до н. э.) поэтически описывает свойства полыни: «...печальный полынь торчит по пустынным полям и горькое растение соответствует своему месту».
Для лечения ран скифы применяли «скифский корень» (ревень), известный в соседних странах как скифская трава (Геродот, Плиний, Теофраст). Александрийские врачи Ктезия и Аристогитон восхищались целебными свойствами скифской травы. «Эта трава от болот Меотийских вывозится за пределы Скифии в Грецию, Италию»,— писал Плиний.
Римский историк Плутарх (около 46—127 г. до н. э.) упоминает о лечебном растении, произрастающем у берегов реки Танаид (Дон) — «злоненавистнике» (очевидно, о бодяге).
О лекарствах Скифии упоминают Диоскорид (I век н. э.) и врач Ксенократ: «Агарик-корень родится в Сарматии, дикий лук или колхик родится в Колхиде»3.
Следовательно, не только полынь, но и другие скифские лекарственные растения (ревень, аконит, «злоненавистник») употреблялись врачами Древней Греции и Рима.
А. Ф.
Никитин указывает на
Медицина языческой Руси воплощалась в магии волхвов, обладавших тайными знаниями, какими не могли владеть обыкновенные люди. В Древнерусском государстве они оставались единственным сословием, обладавшим хоть какими-то приемами врачевания. Уединенно проживая в лесах, волхвы употребляли целебные силы природы на пользу или во вред человеку. В древней литературе под словом «волхвы» подразумевались приверженцы всего таинственного и непостижимого: служители дохристианских культов, знахари, ведуны, ведьмы, восточные мудрецы и звездочеты. По свидетельству Ибн Руста, «волхвы порой повелевают царем русов, приказывая принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу».
Действия волхвов представляли собой магические способы врачевания, различные по степени «мудрости»: от простого невежественного знахарства до почти научной прогностики. Например фантастические описания живой и мертвой воды, так часто повторявшиеся в русских сказаниях, основывались на знаниях о целебной силе вполне реальной минеральной воды. Столь привычный для современного человека нарзан в древности называли богатырь-питьем или кислой водой. Знахари рекомендовали его для укрепления здоровья после тяжкого недуга или советовали пить людям слабого телосложения.
Лечение минеральными водами на Руси известно с незапамятных времен. Целебное свойство «кислой воды» народ знал давно и с успехом применял ее для укрепления здоровья. До настоящего времени сохранилось народное название этой воды — нарзан, что в переводе означает «богатырь-вода». Арабский писатель Ибн-Батута, посетивший в середине XIV века район Пятигорья, писал: «Прибыл из Крыма в Азов, из Азова я отправился в г. Можары, из указанного выше города со спутниками собрался ехать в ставку султана, находящуюся в 4 днях езды в местности, называемой Биш-Даг (Биш — пять, Даг — гора. — М.К). На этом пятигорье находится ключ «горячей воды»4. Иноземный путешественник не случайно упомянул «ключ горячей воды». Народ в глубокой древности применял эту воду с лечебной целью.
Согласно былинам, волхвы исцелили легендарного Илью Муромца, видимо исхудавшего за 33 года сидения на печи. «Испив чарочку питьица медвяного», молодец смог вернуть себе богатырскую силу. Напитки на основе меда являлись основным лекарственным средством русских знахарей. Горячая смесь меда с кобыльим молоком излечивала простуду. Подобным действием наделялись панты оленя и рыбья печень, как известно обладающая большим количеством витамина А. Сырой печенью языческие знахари успешно излечивали «куриную слепоту». Страдавшие этим заболеванием нормально видят днем, теряя остроту зрения в сумерках. Эта болезнь упоминалась в Гиппократовом сборнике, где в качестве лекарства рекомендовалось съедать бычью печень с медом.
Волхвы оказывали помощь каждому, кто к ним обращался, не требуя платы за труд. Отрывочные сведения о волхвовании встречаются в Евангелии от Матфея, указавшего на то, что «во время рождения Христа в Иерусалим пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский».
Рецепты языческих врачевателей обобщены в многочисленных травниках и лечебниках, составленных после Крещения Руси монастырскими переписчиками. До нашего времени сохранилось не более 250 старинных рукописей. Из текстов можно представить разнообразие лекарств, изготовлявшихся из всего, что предоставляла людям природа. Среди растений считались полезными полынь, багульник, крапива, подорожник, бодяга, лук, чеснок, хрен. У липы использовался цвет, у березы — листья, у ясеня — кора. Настой можжевеловых ягод служил для обеззараживания ран, а во время эпидемий подожженными ветками этого кустарника окуривали помещения в целях профилактики. Широко использовались минералы, как в качестве талисманов, так и в виде порошков для приема внутрь. Будущие матери носили кулоны с яхонтом. От рези в животе рекомендовался растертый хризолит. Волхвы знали целебную силу медного купороса, серебра, скипидара, селитры, мышьяка, ртути, сурьмы, уксуса.
Подобно всякой монотеистической религии, христианство не отличалось терпимостью к язычникам. Занятие волхвованием считалось преступным деянием, а знахари жестоко преследовались. Христианские священники верили в таинственную силу лесных магов, считая их пособниками нечистого духа. В летописях зафиксированы подробности суда Новгородского вече в 1227 году. Обвиненные в неверии, поклонении дьяволу, в отравлении людей 4 волхва были осуждены народом и церковью, а затем сожжены на городской площади.
Однако на Руси были и врачи-профессионалы, которые умели распознавать и лечить болезни, готовить лекарства и даже предсказывали исход некоторых заболеваний. В Киеве, Новгороде и других городах при княжеских дворах, монастырях имелись русские и иностранные врачи. Великий князь Владимир в 988 г. своего врача Ивана Смера посылал в другие страны. Письмена этого врача были начертаны железными буквами на медных дощечках, обнаруженные в 1567 г. польскими учеными в Перемышльском Спасовом монастыре. Вот что писал Иван Смера великому князю: «...я с трудностию прошел пустынные горы, прошел Паннонию, через Дунай с великою скорбию, потом Сербию, Булгарию, Мисию и великую славную Империю Греческую с пятью царствами ее, был в Антиохии, после в Иерусалиме, из Иерусалима же пришел сюда в Александрию... Сие тебе верно начертываю врач и посланник твой Иванец Смера Половлянин»5. Из этого писания видно, что оно составлено грамотным человеком, называвшим себя врачом. В тот же период (1060) «лекарственные зелия поступали в Киев из Александрии», что свидетельствует о широте медицинских связей древнерусского государства.
В XII веке было известно также имя врача Петра Сариянина (араба), служившего при дворе Черниговского князя до 1106 г.
С развитием христианства лесных чародеев сменили народные врачеватели, именовавшиеся тогда лечцами. Передавая свои познания от отца к сыну, они строго берегли тайну врачевания внутри «семейных школ». Почти не интересуясь здоровьем своего народа, русские князья все же пытались регулировать общественные отношения. В «Русской правде» содержались краткие положения, касавшиеся оплаты труда лечцов. Если человек получил увечье в драке, то обидчику вменялось выплатить 3 гривны пострадавшему и лечебное вознаграждение любому, кто возьмется лечить рану.
В Древнерусском государстве были известны некоторые методы лечения больных (трепанация черепа, кровопускание, массаж, водолечение). Среди врачей известны были специалисты, которые умели лечить раны, ожоги, производили ампутацию конечностей. Многие болезни получили названия в народе: куриная слепота, грудная жаба, сучье вымя (гидроаденит), почечуй (геморрой), ячмень, чахотка, рак, злая корча (отравление спорыньей), весница (цинга), сибирская язва (персидский огонь) и др. Некоторые из этих болезней настолько прочно вошли в русскую медицинскую терминологию, что до сих пор употребляются в современной медицине. Н. А. Богоявленский расшифровал названия некоторых болезней, известных врачам Древней Руси: златяница (желтуха), камчуг (артрит), усови (плеврит), вдушь (астма), тряска (малярия), прищ горющ (сибирская язва), свербежь (чесотка) и др.