Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:35, реферат
Второй важнейшей функцией нервной системы, расстройства которой нам предстоит изучить, является чувствительность. Головной мозг не только посылает на периферию импульсы, но и сам все время получает их с периферии: всякое соприкосновение — в широком смысле — человеческого организма со средой доводится до сведения центральной нервной системы и так или иначе ею перерабатывается. Одни из этих впечатлений приобретают ж мозгу ту Неподдающуюся определению окраску, которая называется сознательностью: они сознаются человеком, ощущаются им в том или ином виде, другие лишены этого свойства, хотя также доходят до мозговой коры и оказывают свое влияние на общий ход жизненных процессов.
Второй важнейшей функцией нервной системы, расстройства которой нам предстоит изучить, является чувствительность.
Головной мозг не только посылает на периферию импульсы, но и сам все время получает их с периферии: всякое соприкосновение — в широком смысле — человеческого организма со средой доводится до сведения центральной нервной системы и так или иначе ею перерабатывается.
Одни из этих впечатлений приобретают ж мозгу ту Неподдающуюся определению окраску, которая называется сознательностью: они сознаются человеком, ощущаются им в том или ином виде, другие лишены этого свойства, хотя также доходят до мозговой коры и оказывают свое влияние на общий ход жизненных процессов.
Отсюда деление разбираемых явлений на две основные группы: на чувствительность сознательную и чувствительность подсознательную.
Примером явлений первой группы может служить любое из тех бесчисленных восприятии, которые имеют место у каждого человека всю его жизнь: ощущение прикосновения к любому предмету, ощущение боли, например, вследствие укола, температурные ощущения от окружающей среды, ощущения света, звука и т.. п.
Примером подсознательной
Например при заболеваниях мозжечка параличей может не быть, и все виды сознательной чувствительности могут остаться в порядке. Но способность сохранять равновесие и правильно передвигаться может сильно расстроиться, и именно вследствие нарушения деятельности подсознательной чувствительности, благодаря которой в норме мы получаем ощущение положения нашего тела в любой момент и сообразно с этими ощущениями действуем.
Оставим пока область подсознательной чувствительности и разберем подробно то, что касается чувствительности сознательной.
Все, что относится сюда, нужно разделить прежде всего на специальную чувствительность, обслуживаемую высшими органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние), и общую.
Специальная чувствительность будет подробно рассмотрена мною, когда мне придется говорить о черепных нервах; сейчас же я приступлю к разбору чувствительности общей.
У человека почти все участки его тела, — и лежащие более поверхностно, и лежащие глубже, — могут воспринимать различные раздражения и с большей или меньшей степенью сознательности их оценивать. Чувствуют самые поверхностные слои нашего организма — кожа и слизистые оболочки, чувствуют и глубокие его участки — мышцы, сухожилия, связки, кости, суставы.
Отсюда первое подразделение общей чувствительности на поверхностную и глубокую. К первой относятся ощущения с кожи и слизистых оболочек, ко второй — ощущения от глубжележащих тканей и органов.
Эти два вида чувствительности требуют отдельного разбора.
Все ощущения, которые доставляются к нашему сознанию от кожи и слизистых оболочек, можно разделить на три основных группы: 1) болевые ощущения, 2) термические и температурные, и 3) тактильные, т. е. ощущения прикосновения; сюда же относят и ощущение давления.
Соответственно этим категориям ощущений поверхностную чувствительность разделяют на три подвида: 1) чувствительность болевую, 2) термическую и 3) тактильную.
Болевая чувствительность. Чувство боли возникает у человека тогда, когда всякое раздражение переходит известную границу в смысле интенсивности. Можно, например, нанести на кожу или слизистую оболочку настолько легкий укол, что ощущение от него не получит той специфической окраски, которую мы называем болью; но стоит сделать это раздражение более сильным, и окраска эта не замедлит появиться: возникает боль.
Можно нанести термическое раздражение не особенно большой интенсивности, например прикоснуться к коже умеренно-теплым предметом, и ощущение будет носить характер чисто термический; но стоит перейти известную границу, прикоснуться чем-нибудь очень горячим, — и к термическому ощущению присоединяется, а иногда и совершенно его покрывает — ощущение болевое.
Даже наиболее невинные, если можно так выразиться, тактильные раздражения, перейдя известную границу, приобретают характер боли: прикосновение чрезмерно сильное превращается уже в давление, а сильное давление сопровождается ощущением боли.
Это обстоятельство подало повод к длинным спорам о том, является ли боль самостоятельным ощущением, для которого есть особые концевые приборы и особые приводящие пути, или это только обратная сторона той меда ли, если можно так выразиться, которую составляют тактильные и термические ощущения. Одни из этих вопросов остаются и сейчас спорными, другие уже можно считать вполне решенными.
Так, например, существование отдельных проводящих путей болевой чувствительности — по крайней мере в пределах центральной нервной системы — нужно признать прочно установленным фактом.
Как решить вопрос, находился ли болевая чувствительность у данного больного в нормальном состоянии или же она патологически изменена?
Для этой цели мы наносим на исследуемый участок тела ряд легких уколов булавкой и спрашиваем больного, ощущает ли он эти уколы как прикосновение чего-то острого, связанного с легкой болью, или же они кажутся ему прикосновением тупого предмета, не вызывающего боли.
Смотря по состоянию болевой чувствительности, мы можем получить разные ответы. Субъект с нерасстроенной чувствительностью ответит, что он чувствует везде острое прикосновение и что это слегка болезненное ощущение острого везде одинаково. При наличности расстройства болевого чувства мы можем получить другие ответы. Больной, например, может ответить, что в известном участке кожи он вовсе не ощущает боли от укола, и последний кажется ему простым прикосновением; дело, стало быть, будет итти о полной утрате болевой чувствительности. Иногда он скажет, что боль он все-таки ощущает, но она слабее, чем от укола на соседнем участке: здесь, следовательно, болевая чувствительность будет только понижена, но не совсем утрачена.
Если вы вдумаетесь в эти ответы, то вы увидите в них две части, которые являются путями, соединяющими норму с патологией: 1) степень понижения болевой чувствительности и 2) район ее расстройства.
К методике исследования относится первый вопрос, и поэтому мы рассмотрим его сейчас же.
Дело, следовательно, идет о количественном измерении состояния болевой чувствительности аналогично тому, как мы измеряли силу мышц при изучении двигательной сферы.
И здесь, как в вопросе о движении, техника исследования шла двумя путями.
Во-первых, было создано довольно много приборов, называемых алгезиометрами.
Идея всех этих приборов приблизительно одинакова, и потому достаточно описать один-два из них.
Так, например, в одном типе острая игла вывинчивается микрометрическим винтом из прибора наружу, наподобие того, как, например, в известных каждому карманных карандашах вывинчивается графит. Укол производится с таким расчетом, чтобы погрузить в кожу всю выдвинутую часть иглы; количественная сторона вопроса определяется числом оборотов микрометрического винта.
В других приборах игла все время остается выдвинутою из металлического цилиндра, внутри которого находится тонкая спираль.
Вы наносите больному укол, игла сдавливает спираль, а последняя, как на пружинных безменах, отмечает особым указателем на шкале с делениями соответствующую цифру.
Есть приборы, наконец, где сила укола измеряется наиболее точно — весом различных грузов, давящих на иглу.
В результате исследования здорового человека всеми этими приборами мы получаем ряд цифровых данных, характеризующих нормальную болевую чувствительность. Она оказывается не совсем одинаковой на всем теле. Приведу несколько примеров.
У женщин болевая чувствительность несколько тоньше, чем у мужчин.
Тоньше она у культурных народов по сравнению с дикарями. На левой половине тела болевое чувство сильнее развито, чем на правой. Передняя поверхность туловища менее чувствительна к боли, чем задняя.
Ниже всего болевая чувствительность в области таза и на подошвах, а выше всего — на тыле пальцев и на лбу вблизи линии волос. Слизистые оболочки менее чувствительны, чем кожа. Состояние болевой чувствительности определяют в цифрах еще при помощи исследования электрическим током.
Всякий знает то болезненное ощущение в коже, например в пальцах, когда через них пройдет электрический ток. Эта боль возникает только при определенной силе тока; при слабых же токах боли в собственном смысле слова нет, а есть только своеобразное щекочущее ощущение. На этом основано исследование фарадическим током.
К исследуемому месту приставляют, проще всего, два конца проводов от фарадической катушки и следят, при каком расстоянии первичной и вторичной катушек впервые возникает отчетливое болевое ощущение.
Цифры, указывающие эти расстояния, будут характеризовать состояние чувствительности на данном участке.
Можно пользоваться гальваническим током, причем цифры будет давать гальванометр, а также конденсаторными разрядами.
Эти методы ничего особенно нового не дают; ввиду кропотливости работы с ними их мало применяют в клинике.
Наиболее простым, практичным и большей частью вполне пригодным для клинических целей является исследование при помощи булавки, как это я описал вначале.
При небольшом навыке врач с помощью ответов больного и сравнения с другими участками тела легко решает вопрос о состоянии болевой чувствительности, нормальна ли она или расстроена, и если расстроена, то в каком районе.
Чтобы конечная цель нашего изучения — усвоение патологии чувствующей сферы — была достигнута возможно легче, мне остается еще коснуться, вопроса об анатомическом субстрате разбираемого явления, о путях проведения болевой чувствительности.
Позвольте освежить в вашей памяти соответствующие сведения из микроскопической анатомии нервной системы.
Путь проведения болевых ощущений. чувствующие, центростремительные импульсы, подобно двигательным, пробегают по системе нейронов. разница между этими двумя видами нервных механизмов заключается: 1) в направлении импульса: чувствующий импульс идет с периферии к центру, а не наоборот, как это имеет место с двигательным импульсом, 2) число нейронов в чувствующих путях иное и 3) расположение этих нейронов также иное.
Ганглиозная клетка всякого периферического чувствующего нейрона лежит вне центральной нервной системы — она находится в так называемом спинальном ганглии (g. intervertebrale), лежащем в межпозвоночном отверстии (foramen intervertebrale).
Эта клетка дает от себя один отросток, который делится на 2 ветви (как принято говорить, делится Т-образно). Причем одна идет на периферию и оканчивается где-нибудь концевым прибором, а другая идет в составе так называемого заднего (или чувствующего) корешка и входит в вещество спинного мозга. Так построен и периферический нейрон пути болевой чувствительности. Клетка его лежит в межпозвоночном узле, дает отросток, делящийся Т-образно на две ветви, из которых одна идет к коже и слизистой, где оканчивается концевым прибором, а другая через задние корешки входит в спинной мозг и оканчивается концевыми разветвлениями возле клетки основания заднего рога.
Указанные концевые разветвления прикасаются к клетке второго чувствующего нейрона, лежащей, как я уже сказал, у основания заднего рога: так происходит контакт между периферическим чувствующим нейроном и первым центральным нейроном.
Каков ход этого первого центрального нейрона?
От его клетки отходит отросток, который через переднюю спайку переходит на противоположную сторону в боковой столб п в составе пучка Говерса (точнее, в составе так называемого fasciculus spino-thalamicus) идет кверху через весь спинной мозг и через весь мозговой ствол до зрительного бугра, где и оканчивается в его вентральных ядрах.
Концевые разветвления этого первого центрального нейрона входят в контакт с клетками вентральных ядер, являющихся началом 3-го нейрона. Этот последний идет от. зрительного бугра через внутреннюю капсулу до мозговой коры; участками мозговой коры, соответствующими вентральным ядрам thalami, у человека являются: 1) operculum, 2) обе центральные извилины, 3) парацентральная извилина, 4) gyrus supramarginalis, 5) gyms angularis (рис 7).
Резюмировать наиболее важные пункты из всего сказанного можно так:
1. Путь проведения болевой чувствительности состоит из трех нейронов — одного периферического и двух центральных.
2. Это путь — перекрещенный, т. е. ощущения от правой половицы тела передаются в левое полушарие, и наоборот.
3. Перекрест происходит в спинном мозгу, и совершает его второй нейрон, — т. е. fasciculus spino-thalamicus.
Термическая чувствительность. Термическая чувствительность заключается в способности воспринимать вообще температурные впечатления — тепло, холод — и оценивать их количественно, т. е. отмечать разницу температур.
Информация о работе Чувствительность. Физиология чувствительности