Образ матери и тема материнства в современной русской «женской» прозе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть художественный образ женщины-матери в рассказах Л.Петрушевской, Л.Улицкой и В.Токаревой.
Задачи исследования:
1. рассмотреть своеобразие и особенности современной русской «женской» прозы путем анализа критических и литературоведческих работ
2. выявить специфику рассказов, относящихся к «женской» прозе;
3. раскрыть своеобразие тематики, проблематики и стиля письма авторов 90-х г. ХХв.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЫ
«Женская» проза как часть отечественного феминизма ………………7
Особенности современной «женской» прозы ………………………… 10
Архетип матери по учению К.Юнга ………………………………….. 12
Выводы на основе первой главы ……………………………………… 16

ГЛАВА 2. ОБРАЗ МАТЕРИ В СОВРЕМЕННОЙ «ЖЕНСКОЙ» ПРОЗЕ
2.1 Образ матери в рассказах Л.Петрушевской …………………………….. 18
2.2 Образ матери в рассказах Л.Улицкой …………………………………… 23
2.3 Образ матери в рассказах В.Токаревой …………………………………. 27
2.4 Выводы на основе второй главы ………………………………………… 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 35

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа ЗАКОНЧЕННАЯ.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

 

(Пословицы)

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом современной писательницы Татьяны Никитичны Толстой «Чистый лист», постараемся его проанализировать и поработаем над языком произведения.

 

Т.Н. Толстая  родилась в 1951 году. Внучка Алексея  Николаевича Толстого, выдающегося писателя, автора... (ученики подсказывают: «Приключения Буратино», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», «Хождение по мукам», «Петр I»). Вошла в литературу в 1980-е годы и сразу же стала знаменита своими рассказами, в которых сочетаются точность рисунка с полетом фантазии, психологизм с гротеском, постижение духовных тайн с изощренной писательской техникой. За роман «Кысь» она была удостоена литературного «Оскара» – премии «Триумф» за 2001 год; стала победителем конкурса «Лучшие издания XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки в номинации “Проза-2001”».

 

«Чистый лист»  – один из лучших и загадочных рассказов  Татьяны Толстой. Дома вы уже прочитали  это произведение.

 

– Кто его  главный герой? Что вы можете сказать  о нем и его семье? (Главный  герой – Игнатьев. Он живет с женой и больным ребенком.)

 

– Как он относится  к жене? (Жалеет ее. «Ничто так не выматывает, как больной ребенок». Прикрывает пледом, когда она засыпает. Замечает «изможденное лицо», предлагает принести подушку. «Землистая, усталая, дорогая жена спит под рваным пледом». Это ключевая фраза в понимании отношения Игнатьева к жене. Сколько боли, сколько сострадания к матери его больного ребенка!)

 

– А каково отношение  Игнатьева к сыну Валерику? (Любит  его, жалеет.)

 

– Откуда видно, что любит? («Разметался беленький Валерик – хилый, болезненный росточек, жалкий до спазм – сыпь, железки, темные круги под глазами».)

 

– Найдите слова  с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беленький, росточек, железки). Они  говорят о трепетной отцовской  любви и нежности к ребенку.

 

Когда мальчик  застонал в соседней комнате, «толчком прыгнул Игнатьев в дверь, кинулся  к зарешеченной кроватке».

 

Обращаю внимание учащихся на экспрессивные синонимы: прыгнул, кинулся, – которые передают быстроту действий встревоженного отца.

 

Заканчивая  разговор об Игнатьеве-муже, Игнатьеве-отце, привожу цитату: «...Пожалел ее, пожалел  хилого, белого, опять вспотевшего  Валерика, пожалел себя, ушел, лег  и лежал без сна, смотрел в  потолок».

 

Главное чувство  по отношению к семье – жалость.

 

– Чувствует  ли Игнатьев себя счастливым? (Нет, не чувствует. Из-за этого и не спит ночами. Где-то растут сады, шумят моря, строятся города – Игнатьев чувствует себя их хозяином, но... должен заботиться о семье.)

 

И все-таки в  мечтах он представляет себя «властелином мира» и «добрым королем».

 

– Кто же является постоянной ночной подругой Игнатьева? Кто всегда рядом с ним? (Тоска. Она приходит к герою каждую ночь.)

 

Толстая использует метафорическую перифразу, называя  тоску «печальной сиделкой у безнадежного больного». (Ученики находят и читают цитату: «Каждую ночь к Игнатьеву приходила тоска. Тяжелая, смутная, с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке».)

 

Каждую ночь «рука в руке с тоской молчал Игнатьев». Ему даже кажется, что «в города идет тоска». Вот «тоска придвинулась к  нему ближе, взмахнула призрачным рукавом...».

 

– Какие же картины  показывает страдающему человеку тоска? (Игнатьев представляет далекие корабли, матросов, туземок, капитана; бескрайнюю каменистую пустыню с «мерно ступающим верблюдом» – представляет те места, где он мог быть, если бы...

 

А чаще других он видит «неверную, зыбкую, уклончивую Анастасию».)

 

– «Неверная, зыбкая, уклончивая»... Это положительная или отрицательная характеристика? (Конечно, отрицательная.)

 

Игнатьев понимает, что она не стоит его любви, – и все-таки любит.

 

Сейчас мы с  вами инсценируем фрагмент рассказа «Игнатьев с другом в погребке». (Учащиеся читают по ролям со слов После работы Игнатьев не сразу шел домой, а пил с другом в погребке пиво, заканчивая диалогом:

 – А как  его зовут?

 – Н.)

 

– На что жалуется Игнатьев школьному товарищу? (На отчаяние, на тоску. «Я в отчаянии. Я просто в отчаянии». Трижды он повторяет слово тоска.)

 

– Прочитайте, что говорит Игнатьев о жене. («Жена  – она святая. Работу бросила, сидит  с Валерочкой... Она просто выкладывается. Почернела вся».)

 

– О чем говорят  эти слова? (Игнатьев сочувствует  жене, понимает, как ей трудно.)

 

– А что он говорит о сыне? («Он болен, все время болен. Ножки плохо ходят. Маленький такой огарочек. Чуть теплится. Врачи, уколы, он их боится. Кричит. Я его плача слышать не могу».)

 

Снова обращаю  внимание на слова с уменьшительно-ласкательными  суффиксами; учащиеся находят: ножки, маленький, огарочек.

 

– А что такое  огарочек?

 

Заранее подготовленный ученик читает статью из словаря Ожегова:

 

Огарок. Остаток  недогоревшей свечи.

 

Очень выразительное  слово: отцу кажется, что жизнь в  его ребенке чуть теплится и вот-вот  догорит.

 

Игнатьев продолжает жаловаться на судьбу.

 

(Ученики находят  и читают отрывок: «А я вот,  представь себе, страдаю. Жена  страдает, Валерочка страдает, и  Анастасия, наверное, тоже страдает... И все мы мучаем друг друга».)

 

Обращаю внимание на синтаксис: о своих страданиях Игнатьев говорит в отдельном предложении, а о страданиях жены, сына, Анастасии — в другом.

 

– Кто, по его  мнению, страдает больше всех? (Он сам, потому и говорит в первую очередь  о своих переживаниях.)

 

– А как считаете вы? (Самые мучительные страдания испытывает жена. Она не спит ночей. Вынуждена оставить работу. Перестала следить за собой: «Игнатьев посмотрел на отросшую черноту волос – давно уже не притворялась блондинкой...».)

 

Поясняю: Валерик  страдает, но меньше. Маленькие дети не умеют болеть, потому что, в отличие от взрослых, не знают, что тяжелый недуг может закончиться смертью. Временное облегчение – и ребенок снова бодр и весел.

 

– А что вы скажете о страданиях Игнатьева? (Он страдает меньше всех, не сидит с  больным ребенком, может отвлечься на работе, в общении с другом; единственное, что делает, – читает сыну по вечерам «Репку».)

 

Друг иронически называет Игнатьева «мировым страдальцем», «бабой», упивающейся «придуманными  мучениями».

 

Игнатьев говорит  о себе: «Я болен...».

 

– Чем же он болен? (Игнатьев считает болезнью свою тоску.)

 

Да, в пивном погребке сидят не только Игнатьев с другом, но и тоска – недаром  она «поспешала» за нашим героем... Отвязаться от нее не было никакой  возможности, швейцар пускал ее и  в погребок.

 

А еще Игнатьев устал жалеть, страдать и сострадать – жалость, сострадание, милосердие кажутся ему болезнью.

 

– Герой мечтает  стать другим человеком. Каким же? («...взбодрюсь. Анастасию забуду, заработаю  кучу денег, вывезу Валерочку на юг... Квартиру отремонтирую...».)

 

– Какой выход предлагает друг? (Считает, что Игнатьеву нужно сделать операцию. «Больной орган необходимо ампутировать. Как аппендикс».)

 

– Что говорит  школьный товарищ о результатах  операции? Какие доводы приводит в  ее пользу? («1. Необычайно обостряются  мыслительные способности. 2. Растет сила воли. 3. Все идиотские бесплодные сомнения полностью прекращаются. 4. Гармония тела и... э-э-э... мозга. Интеллект сияет, как прожектор».)

 

И последнее, что  особенно убеждает, – уже есть оперированные: «...один кореш есть – я с ним в институте учился. Большой человек стал».

 

Значит, удалив этот ненужный орган, можно даже стать  «большим человеком».

 

– Что же это  за орган? Называет ли его друг? (Нет, не называет. Он говорит: «У собак ее нет. У них рефлексы. Учение Павлова».)

 

Запомним местоимение  ее. Следовательно, ампутировать будут  орган, и этот орган не он (мозг), не оно (сердце), а она.

 

Далее мы видим  Игнатьева, пытающегося дозвониться  до «неверной» Анастасии. В мире, где  все делятся на пешеходов и  пассажиров, он пешеход, потому что не имеет машины.

 

– Как относится  Игнатьев к автолюбителям? (Не любит  их. «Кто-то на “Жигулях” нарочно  прокатил по луже, облил Игнатьева  мутной волной, забрызгал брюки. С  Игнатьевым такое случалось часто».)

 

– Почему же такое  происходит? (Из-за дурного воспитания. Тот, кто едет, кичится своим богатством перед тем, кто идет, и не просто кичится, а еще хочет унизить, обидеть человека.)

 

Здесь важную роль играет слово нарочно. Нарочно –  значит специально, чтобы обидеть, посмеяться над пешеходом. А ведь лужу можно и объехать. Кстати, в Европе на дорогах так себя не ведут. Водители останавливаются, давая возможность перейти улицу идущему человеку.

 

– Какие мысли  приходят в голову Игнатьеву? («...Куплю  машину, сам буду всех обливать. Мстить за унижения равнодушным».)

 

Как видите, хамство  одних порождает озлобленность  и хамство других – это как  цепная реакция.

 

– Но откуда видно, что Игнатьев все-таки не хам, не наглец? (Он «устыдился низких мыслей, покачал  головой. Совсем я болен».)

 

Важное слово  для понимания характера героя – устыдился. Подберите синоним к слову стыд. (Ученики без труда находят самый близкий синоним – совесть.)

 

Да, стыдно –  это совестно, неловко, неудобно перед  другими.

 

Смуглый человек, который стучит монеткой в стекло телефона-автомата, дожидаясь своей очереди, раздраженно бросает мальчику: «Совесть надо иметь». Так в рассказе начинает звучать тема совести.

 

– Смог ли дозвониться  до Анастасии Игнатьев? (Нет, не смог. «...долгие гудки не нашли отклика, растворились в холодном дожде, в холодном городе, под низкими холодными тучами».)

 

Трижды Толстая  повторяет слово холодный. Повтор здесь – средство выразительности, эмоциональности. Он нужен для того, чтобы показать, как неуютно чувствует  себя герой в родном городе, –  ему, пешеходу, холодно среди пассажиров. У него есть совесть, милосердие. «Смуглого низенького человека», выходящего из кабины телефона-автомата со слезами на глазах, он встретил «сочувственной улыбкой».

 

Чтение по ролям  эпизода «Игнатьев у “большого  человека”» (со слов «Н. принял через неделю...» кончая словами «Аудиенция окончена»).

 

– Из кабинета большого человека выходит заплаканная  женщина. О чем говорит эта  художественная деталь? (Н. – большой  начальник. Он отказал женщине в  какой-то просьбе, поэтому она выходит  со слезами.)

 

– Почему друг Игнатьева нервничал, разговаривая с институтским товарищем? (Н. – «человек значительный». Работает в солидном учреждении. «Стол, пиджак, золотая  авторучка в кармашке» – словом, начальник.)

 

Правильно, любой  простой смертный робеет перед «властителями и судиями», тем более что они чаще всего, не поняв даже сути дела, этим простым смертным отказывают.

 

– Что сказал Н. насчет операции? («...Быстро, безболезненно, я доволен... вырывают, экстрагируют».)

 

– Вы знаете что  такое экстракт? (Заранее подготовленный ученик читает: Экстракт. То же, что вытяжка. – Ожегов).

 

Экстрагируют  – значит извлекают, вытягивают отдельные  составляющие из целого.

 

– Почему разговор с Н. был таким коротким? (Н. –  большой начальник, деловой человек. Ему некогда. Отвечая на вопрос, смотрит на часы.)

 

– Какие канцеляризмы встречаются в этом коротком эпизоде? («Я действовал так...», «не афишировать», «времяхранилище», «аудиенция окончена».)

 

Кладбищенским холодом веет от этих слов. Времяхранилище – авторский неологизм Толстой. Для данной ситуации – чрезвычайно выразительное слово. Начальники такого ранга считают, что каждая минута их жизни драгоценна, неповторима, и стараются поскорее избавиться от назойливых посетителей.

 

– Откуда видно, что Н. – человек очень обеспеченный? (У него «золотая авторучка», «массивное золотое времяхранилище», дорогой ремешок.)

 

– Как мы видели, тоска сопровождает Игнатьева всюду  как его постоянная спутница. Ходила ли она с Игнатьевым в кабинет  «значительного человека»? (Нет, не ходила. В солидном учреждении с множеством табличек и с крепкими дверями ей не место. Да начальникам и не нужно знать, что такое тоска.)

 

Тоска возвращается к Игнатьеву уже после аудиенции. (Учащиеся находят цитату: «Опять подбиралась  тоска, вечерняя подруга. Выглядывала из-за водосточной трубы, перебегала мокрую мостовую, шла, смешавшись с толпой, неотступно следила, ждала, когда Игнатьев останется один».)

 

– Какую жизнь  обещает друг Игнатьеву после  операции? («Здоровая, полноценная жизнь, а не куриное копание! Карьера. Успех. Спорт. Женщины. Прочь комплексы, прочь занудство! Ты посмотри на себя: на кого ты похож? Нытик. Трус! Будь мужчиной, Игнатьев! Мужчиной! Тогда тебя и женщины любить будут. А так – кто ты? Тряпка!»)

Информация о работе Образ матери и тема материнства в современной русской «женской» прозе