Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:55, контрольная работа
К началу XIIIв. древнерусское искусство уже обладало сложившимися системами жанров, художники архитекторы и зодчие были хорошо знакомы с обширным кругом классических произведений византийских и европейских мастеров. Почти в каждом из жанров были созданы произведения, которые сами являлись образцами, достойными подражания, и определили дальнейшее развитие данного жанра на русской почве. Сложившиеся стили, и произведения не уступали им ни в мастерстве, ни в глубоком смысле
Не только Киев и Новгород, но и Владимир, Смоленск, Чернигов, Галич и многие другие города стали центрами становления художественного стиля, летописания, и архитектурных решений, а так-же обладали большими библиотеками
Введение………………………………………………
1Произведения русской литературы XIII века……..
1.1.Литература первых лет монголо-татарского ига
1237 год — конец XIII века………………………..
1.2.Летописание……………………………………
2.Памятники Куликовского цикла………………..
3.Рассвет русской живописи. ………………………..
3.1.А. Рублев………………………………………..
3.2.Ф. Грек………………………………………..
4Развитие зодчества.
Строительство Кремля в Москве…………..
Заключение…………………………………..
Список литературы……………………
Московский Кремль имеет древнюю историю. Первые деревянные укрепления появились в 1156 г. Крепость возникла на высоком холме при слиянии рек Москвы и Неглинной. В 1237 г. татары сожгли город и его крепость. Однако Москва быстро отстроилась заново. Есть свидетельства, что уже в конце ХШ в. на территории Кремля стояли первые каменные храмы. Если это и может вызывать сомнения, то доподлинно известно, что при Иване Калите, в первой половине XIV в. были построены четыре белокаменных собора: Успенский, Архангельский, Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Тогда же соорудили и новый дубовый Кремль.
Внук Калиты, князь Дмитрий Донской,
готовясь к решительной схватке с татарами,
заменил деревянный Кремль белокаменным.
Но уже через сто лет он пришел в ветхость,
в стенах образовались трещины и проломы.
Их приходилось заделывать деревянными
щитами. Со временем заплат стало так много,
что один итальянец, посетивший Москву
в 1475 г., писал о Кремле, как о деревянной
крепости. В таком виде Кремль дожил до
конца XV в. К тому времени произошло немало
важных исторических событий.
В 1472 г. великий князь московский Иван
III женился на племяннице последнего византийского
императора Софье (Зое) Палеолог.
Хотя Византия как государство перестала существовать, пав под ударами турок, этот династический брак в глазах Европы утверждал Русь в качестве наследницы исчезнувшей православной империи. После знаменитого "стояния на Угре" в 1480 г. Русь полностью освободилась от ордынского ига. Московское княжество стало сильным, независимым государством, собрав большую часть некогда разрозненных русских земель. Иван III с полным правом мог называть себя "Государем всея Руси".
Тогда и возникла мысль
о строительстве новой
Софья Палеолог после падения Византии жила в Италии. Женитьба на ней Ивана Ш позволила установить тесные связи с этой страной, переживавшей в конце XV в. мощный культурный подъем – Ренессанс. Ни одно государство Европы не могло сравниться с Италией по уровню развития наук и искусств. На Русь приехали десятки итальянских мастеров – архитекторов, художников, инженеров, готовых применить свои знания и талант в далекой и неведомой для них стране. Звали итальянцев на Руси "фрязинами", но имена некоторых мастеров все же дошли до нас – Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Антонио Жилярди, Алоизо ди Каркано.
Известна точная дата начала строительства нового Кремля – 19 июля 1485 г. Именно в этот день итальянский зодчий Антон Фрязин на месте старых белокаменных ворот заложил башню, или, как тогда говорили, "стрельницу", со стороны Москвы-реки. В ее основании был проделан к реке тайный ход – отсюда и название башни – Тайницкая. Место закладки первой башни было выбрано не случайно: именно с той стороны Кремля из-за Москвы-реки чаще всего нападали татары. Затем протянули стены вдоль Торговой, будущей Красной, площади, и в последнюю очередь – вдоль реки Неглинной. План крепости диктовал характер местности: две сливающиеся реки образовывали неправильный треугольник.
Строили новый Кремль в основном на фундаментах старого белокаменного. Стены по возможности сохраняли, облицовывали кирпичом, делали выше, толще, прочнее. Новшеством стало применение пропорционального кирпича – материала дешевого, прочного и удобного в работе.
Итальянцы, опытные фортификаторы, возвели в Москве первоклассную по тем временам крепость. Ее стены высотой от 8 до 19 м и толщиной 3-6 м протянулись более чем на два километра. По верхней кромке стены проходила широкая боевая площадка, прикрытая с внешней стороны тысячью зубцов. По форме они напоминают ласточкин хвост, характерный для северо-итальянского зодчества.
В толще стены сделан сквозной проход, по которому можно было обойти весь Кремль. По периметру стен располагались 18 мощных башен – многоэтажных сооружений с 3-5 ярусами бойниц. Угловые башни для удобства обороны были круглыми (лишь одна, Собакина, – многогранная), остальные – четырехгранные. Расставили их на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел штурмующих.
Башни Кремля выполняли кроме оборонительной еще ряд полезных функций. В основании угловой Водо-взводной башни, стоящей на берегу Москвы-реки, находился колодец, снабжавший крепость водой. На Набатной, обращенной к Красной площади и Китай-городу, висел сигнальный колокол. В глубоких подвалах Троицкой башни находилась тюрьма, а на Спасской в XVII в. появились часы с боем.
Войти в Кремль можно было через шесть башен. В XVII в. царь обычно въезжал через Спасские ворота, а патриарх – через Троицкие. Боровицкие ворота использовались для хозяйственных нужд. Ныне только четыре башни – Спасская, Троицкая, Боровицкая и Никольская – сохранили свои ворота. А вот ворота Тайницкой и Константино-Еленинской были заделаны. Культурный слой вокруг стен Кремля за столетия настолько вырос, что почти полностью скрыл арку ворот Константино-Еленинской башни.
Проездные башни были наиболее уязвимы при нападении врага, поэтому их особенно тщательно укрепляли. Некоторые имели даже отводные стрельницы – дополнительные пристройки снаружи, защищавшие ворота. Внутри были встроены опускающиеся металлические решетки – герсы, а снаружи находились подъемные мосты и предмостные укрепления.
Кутафья башня, единственное сохранившееся с тех времен предмостное укрепление, в XVI в. выглядела иначе. Башню окружал глубокий ров, заполненный водой. Через ров был перекинут подъемный мост, который вел к единственным (вместо нынешних трех) боковым воротам. В начале XVI в. со стороны Красной площади вдоль кремлевской стены был прорыт ров глубиной 12 м и шириной 35 м. Он соединил Москву-реку с рекой Неглинной и превратил Кремль в остров. Теперь крепость защищали не только высокие башни и прочные стены, но и труднопреодолимые водные преграды.
Православный центр Москвы В древности Московский Кремль был мало похож на нынешний. Он представлял собой часть средневекового города с улицами и площадями, жилыми домами и хозяйственными постройками, садами и огородами. До XVII в. Кремль был застроен преимущественно деревянными зданиями. Здесь же находились царский и патриарший дворцы, а также дворцы родственников царя и некоторых знатных бояр, размещались главные правительственные учреждения – приказы. В Кремле располагались по меньшей мере два монастыря, несколько монастырских подворий и множество храмов. Сейчас трудно представить себе, как все это умещалось на пятачке земли площадью 27 га, но для средних веков такая плотность городской застройки считалась нормальной. Главная площадь Кремля – Соборная. Сюда своими фасадами выходят основные кремлевские храмы – Успенский, Архангельский, Благовещенский, церковь Ризоположения, а также Грановитая палата и колокольня Ивана Великого. Древнейший из существующих соборов Кремля – Успенский..
Болонский архитектор Фиораванти, построивший нынешний Успенский собор, был прозван Аристотелем за свой талант и знания. Не только хороший зодчий, но и опытный инженер, он заложил под храм глубокий фундамент. Стены и своды, чуть ли не впервые в архитектуре Московской Руси, выложили из кирпича. По свидетельству летописца, при строительстве применялись неизвестные ранее русским мастерам подъемные механизмы.
Фиораванти познакомил московских мастеров и с архитектурным чертежом, которого до этого не знали на Руси. Летописец отмечает, что итальянец все делал "в кружало да в правило", т. е. с помощью циркуля и линейки.
К западу от Соборной площади в древности размещался государев двор–резиденция царя. За долгие века царский дворец многократно перестраивался. До наших дней сохранились лишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата. В конце XV в. ее построили итальянские архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Фасад палаты, обращенный к площади, облицован белым граненым камнем, отсюда и название – Грановитая. На втором этаже палаты находится огромный двухсветный, с двумя рядами окон зал площадью почти 500 кв. м. Его своды высотой 9 м опираются на единственный четырехгранный столб, стоящий в центре. Столб и портал входа украшены нарядной резьбой и позолотой. В древности палата была расписана фресками. К сожалению, они не сохранились, а нынешняя живопись относится к XIX в. В Грановитой палате устраивали праздничные обеды, здесь проходили приемы иностранных послов, заседали Земские соборы. К залу палаты с западной стороны примыкают просторные Святые сени, где в ожидании приема у царя собирались бояре, дворяне, иностранные дипломаты. Сени – традиционно неотъемлемая часть крестьянского жилого дома. Однако дворцовые сени совсем не походили на деревенские. Это большой, вытянутый в длину зал с высоким сводчатым потолком, богато украшенный росписью, резьбой, позолотой.
С Соборной площади в Святые
сени ведет недавно восстановленная
нарядная лестница – Красное крыльцо,
пристроенное к южной стене Грановитой
палаты. Оно предназначалось для торжественных
выходов царя из дворцовых покоев на площадь.
Парадную лестницу с тремя площадками
покрывают шатры, украшает каменная резьба.
Комплекс царского дворца включал несколько храмов. Главным из них был Благовещенский собор. Он строился одновременно с Грановитой палатой, но русскими мастерами. Первоначально собор был трехглавым. Позже, в XVI в., его обнесли крытой галереей с четырьмя приделами, отмеченными главками, а над главным объемом надстроили еще две главы. Так у храма появилось девять золоченых куполов. Благовещенский собор служил домовой церковью русских царей и соединялся переходом со стоящим рядом дворцом. В 1572 г. Иван Грозный женился в четвертый раз. Это противоречило законам церкви, и царю запретили доступ в храм. Тогда юго-восточный придел собора превратили в личную царскую молельню, к которой пристроили отдельное крыльцо.
Войти в храм можно только через окружающую его галерею. В XVI-XVTI вв. ее расписали фресками лучшие московские мастера. Интересно, что среди персонажей росписи – античные философы, писатели, историки: Аристотель, Гомер, Виргилий, Плутарх, Фукидид. Северный и западный входы из галереи в храм обрамляли редкие по красоте резные порталы. Внутри храм невелик. Это и понятно, ведь он предназначался лишь для царя и его небольшой свиты. Над западным входом устроены хоры. К сожалению, древние фрески собора сильно пострадали в XIX в. от неумелой реставрации. Большинство их сюжетов было посвящено Апокалипсису – заключительной книге Священного писания, повествующей о конце света. Дело в том, что в 7000 г. по старому летосчислению (1493 г. по новому) ожидался конец света. Видимо, художники, расписывающие храм, были проникнуты апокалипсическими настроениями.
Кроме государева двора на территории Кремля, к северу от Успенского собора, размещался двор патриарха. В середине XVII в. властолюбивый патриарх Никон выстроил для себя трехэтажное здание (Патриаршие палаты), не уступавшее по богатству царскому дворцу. Первый этаж палат занимали хозяйственные помещения, на втором находились парадные залы, а на третьем – жилые покои патриарха.
Среди парадных залов выделялась
размерами и красотой Крестовая
палата площадью 280 кв. м без каких-либо
промежуточных опор внутри. Вот как
описывает этот зал иностранец, побывавший
в Кремле в середине XVII в.: "Пол
в нем наподобие бассейна, которому
не хватает только воды. Он выстлан
чудесными разноцветными
В Крестовой палате патриарх устраивал праздничные трапезы, в ней проходили приемы иностранного духовенства, заседали церковные соборы. В комплекс Патриарших палат входил пятиглавый храм Двенадцати Апостолов – домовая церковь святейшего. Архитекторы поставили ее на арочный проем, ведущий к Соборной площади. Сейчас в Патриарших палатах на втором этаже находится музей Прикладного искусства и быта России XVII в. – один из интереснейших кремлевских музеев.
"Кричать во всю Ивановскую" Одно из самых знаменитых сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому и получила название Ивановской. Ну а Великой ее прозвали за необыкновенную высоту – более 80 м. Колокольня долгое время считалась самым высоким зданием Руси.
Заложили колокольню в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г. при Борисе Годунове – об этом свидетельствует надпись, сделанная под куполом золочеными буквами на синем фоне. Царь Борис вознамерился тогда построить в Кремле грандиозный собор. Подстать ему должна была быть и колокольня. Ее выстроили, а до храма руки так и не дошли.
У Ивана Великого мощные стены – до 5 м у основания. Это, пожалуй, рекорд для древнерусского некрепостного зодчества. Внутри колокольни находится лестница (329 ступеней), ведущая наверх. В XVI в. к колокольне была пристроена звонница, увенчанная куполом. Сейчас на ней висит 21 колокол, в том числе, может быть, самый крупный из действующих в мире – 70-тонный Успенский.
За колокольней Ивана Великого расположена еще одна древняя площадь Кремля – Ивановская. Это было, наверное, самое бойкое место в Кремле. На площади, по краю холма стояли здания приказов – старых допетровских органов управления государством. Решения приказов тут же, на площади, при большом скоплении народа дьяки выкрикивали зычными голосами. Отсюда вошло в поговорку выражение "кричать во всю Ивановскую".
Нередко раздавались на Ивановской
площади крики другого рода. Рядом
с приказами приводили в