Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:58, реферат
В начале XIV века на международной арене появилось Московское княжество - как новый центр сплочения русских земель в единое государство. При этом Москва становится одновременно не только столицей могучего древнего государства, но и очагом активной культурной и политической жизни русского народа. Ее могущество и международный престиж начинает возрастать, и это требует существенных изменений во многих сферах жизни столицы, в том числе и архитектуре. Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположившегося в нем двора великого князя всея Руси.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общее понятие раннего зодчества Москвы XIV-XV веков, его особенности и периоды развития……………………………………………………………….4
2 Московская архитектура XIV – первой половины XV века………………...
3 Особенности зодчества второй половины XV века………………………...10
Заключение……… ………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………...13
Почти через 100 лет после кончины митрополита Московского и Всея Руси святителя Алексия в основанном им монастыре возвели церковь, освящённую в его имя, а строителем был митрополит-архимандрит Геннадий, который очень почитал святителя Алексия. Однажды «вниде ему в ум» почтить святого и вскоре, около 1485г., была построена Алексеевская церковь, в которую и были тогда перенесены мощи святителя Алексия. В 1680г. вместо этой церкви архимандритом Адрианом, последним перед введением синодального управления всероссийским патриархом, были заложены две новые церкви под одной кровлей — одна во имя святителя Алексия, а другая — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В ризнице новопостроенной Алексевской церкви хранилось Евангелие, которое святитель по преданию писал собственноручно.
Особенно хорош был иконостас Алексиевской церкви — сделанный из бронзы в 1839г., по рисунку М.Д. Быковского; царские двери работы знаменитой ювелирной фирмы Сазикова сияли серебром. Эта церковь была ещё и своеобразным воинским памятником: по указанию Николая I-го на её стенах были развешаны трофеи русско-персидской войны 1826—1828г.г.
В Алексиевскую церковь вело высокое псевдоготическое крыльцо, пристроенное в 1730г. к двухэтажному монастырскому корпусу по проекту М.Ф. Казакова.
Под аркой, соединявшей Алексиевский и Благовещенский храмы, с 1686г. в серебряной раке покоились мощи святителя Алексия, рядом лежал его посох, а за стеклом на стене находилось облачение владыки. В торжественной церемонии перенесения мощей, сопровождавшейся крестным ходом, участвовали цари Иоанн V-ый и Петр I-ый,а также царевна София.
Под монастырским храмом святителя Алексия в 1906г. устроили церковь-усыпальницу великого князя Сергея Александровича, убитого террористами в Кремле, она была освящена во имя преподобного Сергия Радонежского. Церковь-усыпальницу украшал замечательной работы резной белокаменный иконостас, иконы для которого написал художник К.П. Степанов. Из такого же белого мрамора изваяли надгробие, стоявшее в центре подземного храма. Одновременно этот подземный храм был и небольшим музеем древностей, в котором находились ценные вещи из коллекции, собиравшейся великим князем: иконы XVI и XVIIв.в., нательный крест XIVв. в серебряном ковчеге, а также его личные вещи. В храме находились носилки, на которых переносились останки Сергея Александровича, и гренадёрская шинель, укрывавшая их.
Автором проекта храма-усыпальницы был архитектор В.П. Загорский, а внутренняя отделка производилась по замыслу и по рисункам П.В. Жуковского.
В Чудовом монастыре была также четвёртая церковь — во имя святого апостола Андрея Первозванного, построенная для монастырской братии. Упразднённая в 1814г., она была в 1881г. устроена вновь как домовая митрополичья.
Еще одним не дошедшим до нас величайшим памятником архитектуры был храм Спаса-на-Бору.
Собор во имя Спаса Преображения - третий каменный храм, возведенный Иваном Калитой в Кремле. Собор был построен в 1329-1330-х годах возле великокняжеского двора, располагавшегося на высоком мысу Боровицкого холма в юго-западной части Кремля. Храм строился по благословению митрополита Феогноста, пребывавшего тогда в Киеве. Одновременно с собором Калита заложил здесь и монастырь со степенью архимандрии. Одноименная церковь, вероятно деревянная, и монастырь ранее уже существовали на этом месте. Иван Калита придал ему статус придворного монастыря с дворцовым храмом Спаса Преображения, ставшим местом княжеских захоронений. В 1331 году здесь была погребена жена Ивана Калиты.
При жизни Калиты интерьер собора оставался нерасписанным. Лишь в 1345-1346 годах русские мастера - ученики греческих живописцев, приглашенные княгиней Анастасией - женой Симеона Гордого, покрыли его стены фресками
В 1350 году к храму с запада был
пристроен притвор - придел, судя по
обнаруженным здесь в 1836 году захоронениям,
предназначавшийся для
Впоследствии Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался: в 1527 году Василием III, в 1554 году при Иване Грозном после московского пожара. Постепенно его объем обрастал пристройками с придельными церквями. К 1635 году при нем числилось одиннадцать приделов. После постройки в ХVII веке новых Теремных церквей храм стал использоваться в качестве прихода для дворцовой прислуги, а к концу ХVIII века пришедший в запустение и сильно обветшавший, был полностью разобран и заменен новым из большемерного кирпича. Как предполагают исследователи он копировал предшествующий храм первой трети ХVI века, в свою очередь возможно повторивший в общих чертах постройку Ивана Калиты.
Строительство нового храма велось под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова. Графических документов по этому этапу строительства не найдено, но сохранились живописные изображения храма конца ХVIII - начала ХIХ века. В период строительства Большого Кремлевского дворца в 1830-1850-х годах собор был отреставрирован по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера. Выявив три строительных периода в истории храма, он убрал поздние пристройки, восстановил первоначальное завершение и древнюю форму оконных проемов.
Самое древнее изображение церкви Спаса на Бору мы видим на плане Кремля начала 1600-х годов, где он показан с одной главой над центральным объемом, с тремя апсидами, с позакомарным покрытием и дополнительными рядами кокошников под главой. С северной и южной сторон к собору примыкают приделы. Четвертая глава, очевидно, принадлежит западному притвору - приделу.
Если принять версию,
что дошедшее до нашего времени сооружение
в основе своей повторило древнюю
постройку Ивана Калиты, то собор
1329-1330-х годов был
Однако аналогичное объемно-планировочное решение можно приписать и постройке первой трети ХVI века. Возможно храм, по аналогии с Успенским собором, изначально имел придел - «застенок» в виде отдельно стоящего объема у северо-восточного угла, где, в соответствии с письменными источниками, в 1396 году был погребен Стефан Пермский. Южная и западная галереи, восстановленные Ф.Ф. Рихтером, а также юго-восточный придел могли принадлежать собору 1527 года.
В 1933 году, в связи с пристройкой к северному фасаду Большого Кремлевского дворца нового корпуса с обслуживающими помещениями, собор Спаса на Бору был уничтожен. При его разборке в кладке фундаментов обнаружили белокаменные блоки с резным орнаментом, по технике и рисунку близким орнаментальной резьбе Успенского собора в Ростове Великом начала ХIII века, а также декору более поздних храмов Звенигорода и Троице-Сергиевской лавры. Эти орнаментированные камни, вероятно принадлежавшие собору Ивана Калиты, были использованы вторично при его перестройке.
Стоит также упомянуть безвозвратно утраченный Вознесенский монастырь (до 1817 Стародевичий), женский монастырь в Кремле. Основан в 1387 (по другим сведениям, в 1407) у Спасских ворот Кремля на месте княжеских палат княгиней Евдокией Дмитриевной (постриглась в Вознесенском монастыре под именем Ефросиньи) после смерти её мужа князя Дмитрия Ивановича Донского. В 1407 заложен каменный Вознесенский собор. В 1415 Вознесенский монастырь сгорел, возобновлён в 1467 великой княгиней Марией Ярославной, супругой великого князя Василия II Тёмного. Через 16 лет монастырь вновь пострадал от пожара и был возобновлён в 1518—19 великим князем Василием III.
По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.
В 1407 Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Её невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла, 50 лет стоял недостроенным, и лишь в 1467 восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Темного. Архитектор Василий Ермолин для прочности «одевает» старые стены собора в новые.
Шестнадцать лет спустя монастырь был снова поврежден огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.
До недавнего времени ученые единодушно считали, что именно этот собор с перестройками и поновлениями сохранялся до начала ХХ века. При этом не принималось во внимание свидетельство летописей о строительстве при царе Федоре Иоанновиче, предположительно в 1587-1588 годах, нового каменного храма «…на Москве в Кремле- городе в Девиче монастыре у Вознесения, о пяти верхах, больши старово». Этому утвердившемуся мнению способствовало всеми отмечаемое сходство в архитектуре Вознесенского и Архангельского соборов.
В последней четверти ХХ века возникла другая версия строительной истории монастырского храма. Тщательное изучение чертежей ХIХ века архитектора Ф. Рихтера и обмеров собора перед его сносом в 1929 году позволили прийти к выводу о строительстве в конце ХVI века совершенно нового сооружения с сохранением его древнего предназначения - быть местом захоронения представительниц женской половины царствующего дома. За образец же его был взят Архангельский собор - усыпальница великих князей и царей.
Стремление Бориса Годунова
- истинного правителя
Дошедшие до нашего времени графические и фотоматериалы ХIХ - начала ХХ веков позволили сделать теоретическую реконструкцию собора конца ХVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм изначально завершался пятью световыми главами, форма которых не претерпела изменений во времени. Здание было поставлено на развитый профилированный цоколь. Фасады разделялись лопатками на три прясла. Их архитектурное оформление напоминало декор Архангельского собора. Первоначальное покрытие кровли было позакомарным.
Вероятно в начале ХVII века при соборе появились приделы, в том числе Михаила Малеина - покровителя царя Михаила Федоровича, существовавший до постройки в 1618 году одноименной отдельно стоящей деревянной церкви. В ХVII веке над северной папертью была надстроена ризница, а в конце его в соборе растесали окна. В 1730-х годах в северной паперти осветили придел Успения Богородицы, а с юга по велению императрицы Анны Иоанновны пристроили придел Всех Скорбящих Радости в память об ее умершей сестре.
В 1814 году после ухода
французов храм был заново освящен.
В 1880-е годы в преддверие 500-летнего
юбилея монастыря собор
В Вознесенском соборе находились уникальные памятники древнерусского искусства: иконы, церковная утварь, книги. При разрушении его в 1929 году часть икон была передана Государственной Третьяковской галерее. Иконостас собора рубежа ХVII-ХVIII веков установили в церкви Двенадцати Апостолов.
3 ОСОБЕННОСТИ ЗОДЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
В конце XV в. Москва по праву уже считается признанным центром политической, религиозной и культурной жизни Русского государства. Сплочение государственного управления под руководством Москвы благоприятствует окончательному освобождению Руси от монгольских захватчиков, развитию внутренних экономических связей, а также закреплению политической унитарности русского народа. Кроме того постепенно увеличивается международное призвание и авторитет Руси.
Главным политическим ориентиром в то время становится мысль «Москва - третий Рим», она же закрепляется заключением брака между великим князем Московским и племянницей последнего византийского императора. Такая новая сложившаяся ситуация требовала нового отношения к предмету монументального строительства. Москва постепенно укреплялась, ведь теперь архитектурное лицо города должно было всецело отвечать престижу и международному значению Русского государства.
Так, начиная со второй половины XV в. в Москве начинаются колоссальные проекты по перестройке Кремля. Помимо местных мастеров на строительство в Москву приглашаются Наряду строительные артели из других русских городов - Пскова, Новгорода, Ростова и др. Также по специальному княжескому приглашению в столицу приезжают итальянские зодчие, которым поручается возведение ряда новых кремлевских построек-соборов, палат, крепостных сооружений.
Среди дошедших до нас храмов этого времени важное место занимает Троицкая (Духовская) церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря, построенная псковскими мастерами. Храм по своему типу принадлежит к группе церквей «под колоколы». Строившие его зодчие преследовали цель создать стройное сооружение, которое возвышалось бы над остальными монастырскими постройками. Основу здания составляет обычный четырехстолпный трехапсидный «кубический» храм. Его фасады, расчлененные на три доли, завершаются килевидными закомарами; внутрь ведут перспективные порталы. Узорные пояса с терракотовыми балясинами и изразцами украшают стены и барабан главы. Необычны пучки тонких полуколонок, сменившие обычные лопатки, и обработка апсид рядом опрокинутых арочек с подвешенными к ним тягами. Верх здания как бы сочетает раннемосковские и псковские черты. Над закомарами фасадов поднимаются закомары диагональных сводов-крыш второго яруса. Под барабаном главы помещен ярус звона - арки для колоколов на приземистых круглых столбах, напоминающих столбы псковских звонниц. Над звоном возвышается барабан с поясом кокошников в основании. Оригинальное завершение Духовской церкви, при наличии типично московских приемов декоративного убранства, заставляет видеть в ней подражание более древним московским же храмам «под колоколы». Мелкое декоративное убранство в верхних частях здания, при гладких плоскостях стен внизу, придавало храмам легкий и жизнерадостный облик, чему способствовала и более сложная композиция верхов, а иногда и трехглавие (Благовещенский собор в Кремле). Эти архитектурные и декоративные приемы создавали особенности московской школы, которые отличали ее от зодчества Владимиро-Суздальской Руси.