Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:58, реферат
В начале XIV века на международной арене появилось Московское княжество - как новый центр сплочения русских земель в единое государство. При этом Москва становится одновременно не только столицей могучего древнего государства, но и очагом активной культурной и политической жизни русского народа. Ее могущество и международный престиж начинает возрастать, и это требует существенных изменений во многих сферах жизни столицы, в том числе и архитектуре. Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположившегося в нем двора великого князя всея Руси.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общее понятие раннего зодчества Москвы XIV-XV веков, его особенности и периоды развития……………………………………………………………….4
2 Московская архитектура XIV – первой половины XV века………………...
3 Особенности зодчества второй половины XV века………………………...10
Заключение……… ………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………...13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Общее понятие раннего зодчества Москвы
XIV-XV веков, его особенности и периоды развития…………………………………………………………
2 Московская архитектура XIV – первой половины XV века………………...7
3 Особенности зодчества второй половины XV века………………………...10
Заключение……… ………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В начале XIV века на международной арене появилось Московское княжество - как новый центр сплочения русских земель в единое государство. При этом Москва становится одновременно не только столицей могучего древнего государства, но и очагом активной культурной и политической жизни русского народа. Ее могущество и международный престиж начинает возрастать, и это требует существенных изменений во многих сферах жизни столицы, в том числе и архитектуре. Древний Кремль уже не мог отвечать запросам нового государства и тем более расположившегося в нем двора великого князя всея Руси.
Поэтому в Москве в XIV-XV веках особых размеров и значения приобрело монументальное и храмовое строительство. При этом помимо местных мастеров на работу в столицу приглашались как русские зодчие из других городов, так и иностранные – из Италии.
Все это способствовало появлению уникальных архитектурных сооружений, которые сохранились до наших дней и не перестают удивлять нас своей красотой и величием.
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ РАННЕГО ЗОДЧЕСТВА МОСКВЫ XIV-XV ВЕКОВ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
Характеризуя особенности условий формирования общественной и культурной жизни Москвы XIV-XV веков, в первую очередь, стоит отметить влияние татаро-монгольского гнета, который в то время в полной силе господствовал на русских землях. Татарами были захвачены, разграблены, а также частично или даже полностью сожжены многие города Руси, перебита значительная часть населения, уведены в плен ремесленники, в том числе и мастера строительства культовых зданий.
Уже в конце XIII века из совокупности древнерусских городов начинает выдвигаться на первый план Москва. На момент татарского захвата это был скромный небольшой городок, не представляющий никакого значения на Руси. Но уже в 1276 г. Москва начинает выделяться из Великого княжества Владимирского в отдельный удел совместно со Звенигородом и Радонежем. А в 1328 г. уже к Москве присвоили Великое княжество Владимирское. Так, в течении XIV-XV веков Москва окончательно становиться мощным централизованным государством, где сосредотачивались на тот момент архитектурные связи между древнерусскими землями.
Она становится центром
тогдашней древнерусской
Кроме того, в то время Москва была местом притяжения мастеров архитектурного и зодческого промысла, что давало возможность осуществлять обмен опытом и навыками строительного мастерства. Такой взаимный обмен создавал благоприятную почву для возведения новых образцов культового зодчества. Последующее использование этих московских прототипов в конечном итоге объединило соборных архитекторов. Так, со временем общерусское культовое зодчество сменило прежнюю систему региональных школ. [2, c. 86]
Раннее зодчество Москвы XIV-XV веков отличалось характерным постоянством главных типов строительства, которые были присущи феодальному строю. Это были преимущественно жилые дома, хозпостройки, звонницы, церкви, палаты, монастыри и крепостные сооружения. Однако под влиянием жизненных перемен соответственно изменялись структура и стилевой характер воздвигаемых зданий или сооружений. Изменений также распространялись и на строительные материалы и конструкции, что вело за собой перемены в тектонике зданий или сооружений. Одновременно с каменными существенное значение имели и деревянные сооружения, которые на то время были основным типом массового строительства на Руси, при этом они оказывали свое влияние на развитие каменной архитектуры.
Анализируя литературные источники, историю архитектуры Москвы XIV-XV веков можно условно разделить на два периода: зодчество XIV – первой половины XV века и зодчество второй половины XV века.
Первый период раннего зодчества Москвы характеризуется первым строительством каменного сооружения, которое согласно письменным источникам, датируется 1326-ым годом: на месте, которое с 1330-х гг. стало именоваться Кремлем, была воздвигнута «первая церковь камена» - Успенский собор. А уже в первой половине XV столетия храмовая архитектура Москвы переживала пору расцвета. В первые десятилетия века в московском строительстве утвердился тип компактного, уравновешенного, одноглавого храма, в равной степени удобного для интерпретации его и в церковные здания приоритетно эманационного характера, и в культовые сооружения преимущественно имманационного качества.
В это период Москва по количеству новопостроенных храмов заняла лидирующее место на Руси. За ней следовали Новгород, Псков, Тверь, Нижний Новгород, Рязань, при этом архитектурный стиль всех этих городов так или иначе оказывался под влиянием зодчества Москвы.
Во второй период раннего московского зодчества после захвата турецкими войсками столицы Византии Константинополя - «второго Рима» в 1453 г., Москва стала претендовать на звание мировой столицы православной веры. Такие амбиции на роль «третьего Рима» вынудили во второй половине XV века выписать опытных зодчих из Италии, причем в основном тех, которые были в достаточной мере знакомы с особенностями классицистической архитектуры кватроченто. При этом совместная работа древнерусских и итальянских мастеров существенно не изменила путь развития художественной системы эманационно - диктатного зодчества Руси, а, наоборот, расширила для него технические возможности и пределы творческого замысла. [5,c. 258]
2 МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА
XIV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
Рассвет жизни Москвы в конце XIII-XIV вв. характеризовался активными оборонительными, культовыми и дворцовыми строительными процессами. Как уже отмечалось ранее, появились первые каменные постройки: Успенский и Архангельский соборы (на месте ныне существующих одноименных храмов), а также Ивановская церковь-колокольня (позже замененная колокольней Ивана Великого).
В конце XIV - начале XV вв. были построены старый Благовещенский собор, каменные соборы Чудова и Воскресенского монастырей, первые каменные палаты. Однако кремлевские постройки раннемосковского периода почти не сохранились. Об архитектуре этого периода дают представление храмы княжеской вотчины в Звенигороде и ряда монастырей.
Благовещенский собор расположен в в Кремле на Соборной площади, рядом с Успенским и Архангельским соборами. Изначально собор выполнял функции домовой церкви. Стоявший на этом месте в конце XIV в. одноглавый Благовещенский храм в 1416 г. был значительно реконструирован. К концу XV в. домовую церковь разобрали, а на ее подклете в 1484–1489 гг. построили новый собор. Предполагается, что строившие его псковские зодчие в основном повторили план центрального объема и размеры предшествующего храма. Собор был увенчан тремя главами и окружен открытой галереей-гульбищем со сходами на Соборную площадь.
Во время восстановления собора после пожара 1547 г. галереи перекрыли сводами, на которых по углам возвели четыре предела в форме одноглавых церквей, а над главным объемом храма поставили еще две главы. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и кокошники у центрального барабана. Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. В 1508 г. вызолотили центральную главу, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор в народе стали называть «златоверхим».
На южную паперть собора ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно было построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы. С Иваном Грозным предание связывает и появление сохранившегося до наших дней пола собора из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Некогда этот пол попал в Ростов Великий из Византии, а потом из Ростова был вывезен в Иваном Грозным в Москву.
Великий князь Василий III (1479-1533) в самом начале своего правления повелел «благолепно» украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть гипотеза, что в каменный собор перенесли иконы письма Андрея Рублева из старого, деревянного храма, а новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев. В том числе и с этой гипотезой связывают появление в настенной росписи Благовещенского собора изображений древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа — со свитками в руках, содержащих философские изречения, близкие к истинам христианского учения.
Пол Благовещенского собора выложен разноцветными кремниевыми плитками разного размера. Известно, что в 17 веке он уже существовал в таком виде. По свидетельствам Карамзина, эти плитки в 12 веке привезли из Византии в Ростов Великий, а после большого пожара, случившегося в Москве 1547 году, их переправили в Благовещенский собор. Но последние исследования говорят о том. Что, возможно, пол был изготовлен московскими мастерами на месте.
Старинный подклет, который послужил основанием для собора, имеет в плане квадратный вид с одной апсидой. Толщина стен подклета равняется 1,5 метра, внутренний размер – 7,7 метров. Стены подклета составлены из грубо отесанного белого камня, иногда даже без соблюдения горизонтальных линий в кладке. Подклет заканчивается каменными сводами, которые опираются на арки. В промежутках между арками находится квадратный опорный пилон.
Южная галерея в конце 19 века была совершенно преобразована, а уже в наши дни. В 1989 году ко дню 500-летия со дня строительства Благовещенского собора в ней расположилась коллекция икон храма.
Согласно хорошо известным летописным свидетельствам, собор во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех был построен в 1365 г. в Московском Кремле по повелению одного из крупнейших общественных деятелей того времени митрополита всея Руси Алексея. Каменное здание храма было заложено, полностью закончено и освящено в течение одного летнего строительного сезона. При вновь возведенном здании митрополитом тогда же был устроен мужской общежительный монастырь.
Каменный собор Чудова монастыря являлся шестым монументальным храмом на всей Москве и как бы противостоял возведенному незадолго перед тем каменному собору Спаса на Бору (1330 г.) придворного княжеского монастыря, основанного в Кремле самим Иваном Калитой. Недаром Алексей богато снабдил свой собор, согласно житийным сведениям, «всяческими добротами... иконами, и книгами, и подписью, и златыми сосуды священными и прочими всякыми узорочьи». Кроме того, монастырь получил от него «многа же села, и домы, и люди, и езера, и нивы, и места... и вся, елико довлееть на потребу манастырю».
К сожалению, судить об архитектуре собора Чудовского монастыря мы можем только по различным косвенным данным, в основном по письменным источникам. В 1431 г. верх храма неожиданно рухнул во время службы, после чего здание полностью разобрали, а на его месте построили новый, второй собор. Об этом сообщает нам Патриаршая летопись под 6939 годом. Достоверность этих сведений подтверждают житийные тексты. Однако они остались незамеченными позднейшими летописцами, которые при сообщении о возведении следующего, третьего собора в 1501 г. ошибочно указывают на разборку старой церкви, говоря, что ее «заложилъ и совершилъ святый Алексей митрополитъ чюдотворець въ лето 6873». На основе этого некоторые исследователи (В.А.Прохоров и др.) делали ошибочное заключение о том, что новый собор был поставлен на сохранившемся от первоначального здания 1365 г. подклете.
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (между 1410- 1427гг.) - наиболее яркое произведение раннемосковского зодчества. Здесь ярусы закомар и кокошников сочетаются с пониженными угловыми объемами, отчего ступенчатая столпообразность выявилась особенно отчетливо. Расчленение композиции на отдельные объемы послужило началом характерной для последующего времени многообъемности структур, а в общей пирамидальности силуэта и вертикальной устремленности композиций обнаруживается начало тенденции, приведшей в XVI в. к столпообразным шатровым храмам. Ступенчатая «корона» закомар и кокошников также получила в последующем широкое развитие в зодчестве XVI-XVII вв.[1, c. 135]
По преданию, в 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу Яузы митрополит Алексий во исполнение обета основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.
Монастырь был поставлен на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.