Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 00:42, диссертация
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении сущностных оснований процесса глобализации культуры в современном мире.
Реализация намеченной цели предусматривает решение следующих основных задач диссертационного исследования:
- проанализировать сущность глобализационных процессов в современной культуре;
- раскрыть особенности инновационной модернизации культуры в информационно-техническом обществе;
- исследовать процессы глобализации образования как феномена инновационной культуры;
- эксплицировать специфические особенности социокультурного самоопределения России в глобализирующемся мире;
- изучить проблему цивилизационной идентичности России в условиях глобализации;
- дать концептуальное обоснование феномену метаобразования как новому качественному этапу глобализации образования.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа глобализации
культуры 21
1.1. Сущность глобализационных процессов в современной
культуре
21
1.2. Особенности инновационной модернизации культуры в
информационно- техническом
обществе 47
1.3. Глобализация образования как феномен инновационной
культуры
65
Глава 2. Специфика глобализационных процессов в Российской
культуре 86
2.1. Особенности социокультурного самоопределения России в
глобализирующемся
мире 86
2.2. Цивилизационная идентичность России в условиях
глобализации
100
2.3. Метаобразование как новый качественный этап глобализации
образования
..124
Заключение 142
Библиография 153
В процессе самоопределения России придется в полной мере учитывать и положительные и отрицательные моменты социокультурной глобализации. Ей предстоит интегрироваться в глобальную экономику в условиях, когда структурная перестройка хозяйства внутри страны идет чрезвычайно медленно и сопряжена с серьезными социально-экономическими проблемами. Найти свое место в глобальном мировом сообществе Россия сможет только при условии устранения существующих деформаций во всех сферах жизнедеятельности. Как считает В.В. Михеев, «роль и место России в процессах глобализации видятся в том, чтобы:
- разрабатывать и отстаивать российские варианты развития экономического регионализма в Европе и Азии - на двух континентах, частью которых является Россия»1.
По сути, Россия только начинает путь интеграции, поэтому на данном этапе реальное продвижение России по этому пути связано с осуществлением таких первоочередных шагов, как вхождение в международные торговые и экономические организации и даже просто
Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. - М., 2001. - С.
43.
налаживание позитивных отношений с лидерами западных государств. Следует признать, что за последние полтора десятилетия произошли определенные позитивные сдвиги в этом отношении.
Лондонская встреча в верхах в 1991 г. положила начало интеграции России в «большую семерку, которая играет важную роль в координации экономической политики и оказывает определяющее влияние на деятельность МВФ, Всемирного банка и ВТО, по существу являясь «мировым правительством». В течение последующих нескольких лет дальше приглашений руководства Росси на обсуждение отдельных вопросов в рамках «семерки» дело не продвигалось. Только в 1998 г. на встрече в Бирмингеме западные державы согласились на присоединение России к «семерке», которая, таким образом, формально превращалась в «восьмерку». Реально превращение России в полноправного члена этого клуба развитых стран произошло на встрече «восьмерки» в Кананаскисе (Канада, июнь 2002), хотя обсуждение и координация политики по многим вопросам продолжаются в рамках так называемой финансовой «семерки». Как было объявлено в средствах массовой информации, в России начался процесс подготовки к председательствованию на заседаниях «восьмерки» в 2006 году, для чего создана специальная правительственная комиссия.
На пути вхождения России в мировое экономическое сообщество неизбежно возникает вопрос приобщения ее и к региональным экономическим структурам и соглашениям и, прежде всего, к Европейскому союзу. Прямое вхождение России в ЕС в качестве одного из его членов в настоящее время нереально. И не только потому, что Россия слишком велика, хотя по населению это почти половина Западной Европы, а по территории во много раз больше ее. Это -- пока иной мир, со специфическими экономическими и политическими реалиями, существенно отличающимися от западноевропейских. Наша страна переживает переходный период от одного состояния к другому, только начинает выходить из глубочайшего экономического кризиса.
В то же время страны ЕС далеко продвинулись в своем интеграционном развитии, вплоть до введения в одиннадцати странах единой валюты. Наши партнеры в Западной Европе справедливо полагают, что России, прежде всего, надо решить собственные проблемы, в том числе институциональные, принять правила игры на мировом рынке, обрести экономическую и политическую устойчивость. Реалистический вариант развития отношений ЕС и России нашел воплощение в «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве» между ними, вступившем в силу в конце 1997 г. Оно создает рамки и условия приобщения России к процессам европейской интеграции, провозглашает введение режима наибольшего благоприятствования в экономических отношениях стран ЕС с Россией и создание в будущем свободной экономической зоны «ЕС -- Россия».
Иная ситуация во взаимоотношениях России с организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 1997 г. она была принята в члены этой организации, но интеграционные процессы там не зашли так далеко, как в Европейском союзе, и сводятся пока к снижению таможенных тарифов. Задача создания зоны свободной торговли и инвестиций в Азии ставится к 2010 г. для развитых и к 2020 г. -- для развивающихся стран. У России есть время, чтобы подключиться к участию в этом процессе. Было бы естественным для России участие и в начавшемся в середине 1990-х годов коллективном диалоге лидеров ЕС и восточно-азиатских стран по вопросам развития экономических отношений между двумя крупнейшими регионами мировой экономики.
Интеграция России в общемировые и региональные экономические структуры, безусловно, послужит фактором сдерживания тенденции к доминированию в них одной или нескольких держав, универсализации и демократизации механизмов регулирования международных экономических отношений. Но, прежде всего, она отвечает интересам самой России, поможет ей провести структурно-технологическую и институциональнуюмодернизацию своей экономики, войти в общее русло мирового социально-экономического процесса.
В этой связи следует отметить, что сегодня центр экономической активности перемещается из США в другие регионы и это означает, что в образе жизни ряда западных стран, и, прежде всего, США, должны произойти значительные перемены. «США, несомненно, остающиеся единственной сверхдержавой в классическом смысле слова, все чаще сталкиваются с неспособностью более играть роль сверхдержавы, платящей непропорционально высокую цену за поддержание системы, основным бенефициаром которой является она сама. При всей развитости американской экономики страна обладает гигантскими дефицитами»21. Тем самым, становится ясно, что хотя традиционно именно США выступали в качестве проводника глобальной культуры, однако весьма вероятно, что на ее место вскоре заступит какая-нибудь другая страна. В этих обстоятельствах появляется шанс у многих стран, в том числе и у России, хотя говорить об этом пока, разумеется, преждевременно.
В условиях беспрецедентной
динамики развития современного мира
очень трудно делать какие-либо прогнозы,
вычерчивать траектории будущего. С другой
стороны, без долгосрочной стратегии развития
вряд ли может быть эффективным тот или
иной процесс. В этой связи следует отметить,
что сегодня вырисовываются контуры концепции
постепенного, рассчитанного примерно
на 20 лет,
поэтапного движения к российскому варианту
экономики современного постиндустриально-
Первый этап продолжительностью 3-4 года должен обеспечить выход из экономического кризиса. На этом этапе происходит запуск того дееспособного, что сохранилось в легкой, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, а также машиностроении, при сравнительно небольших капитальных вложениях, восстановление основных систем жизнеобеспечения страны, инвестиционного механизма, банковской системы.
Чтобы не упустить шанс для выхода из кризиса, нужен целый комплекс мер: раздвижка спросовых ограничений, контроль над ценами на продукцию естественных монополий, облегчение налогового бремени, уценка основного капитала, оставшегося от прошлых времен, в соответствии с новыми рыночными условиями, преодоление нехватки оборотных средств у предприятий, расширение доступа к кредитам, вытеснение бартера, преодоление неплатежей.
Для защиты отечественных производителей, поддержки экспорта целесообразно сохранять пониженный валютный курс рубля, активно использовать тарифные и нетарифные методы регулирования импорта. В сочетании с остающейся пока низкой ценой труда это даст возможность развернуть производство сравнительно дешевой и доступной большинству населения продукции, дать импульс кумулятивному эффекту (рост производства -- увеличение доходов населения -- расширение спроса и т. д.) и переходу к устойчивому экономическому росту.
Уже на этом этапе, в меру расширяющихся финансовых возможностей, нужно оказывать выборочную поддержку заделам в области высоких технологий и современных производств, принять неотложные меры по сохранению имеющегося в стране научно-технического потенциала. Ослабление зависимости потребительского рынка от импорта позволит вырваться из тисков формулы «экспорт газа и нефти -- импорт продовольствия» и переориентировать валютную выручку на цели модернизации экономики.
На втором этапе, который может длиться 8-10 лет, стало бы возможным осуществить масштабную технологическую и структурную перестройку индустриальной основы хозяйства, санацию устаревших отраслей -- угольной, металлургической промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, широкую программу ресурсосбережения. На этом этапе может быть создан серьезный постиндустриальный уклад, который будет оказывать все большее влияние на экономику и позволит значительно расширить выход на мировые рынки высокотехнологичной продукции и услуг. Соответственно этому таможенная политика может быть приведена в полное соответствие с общепринятыми в мировой практике нормами.
Наконец, на третьем этапе во всей полноте и масштабности может быть развернута технологическая перестройка экономики, достигнут современный уровень наиболее развитых стран мира и завершено органичное вхождение в систему глобальной экономики.
Важным условием поэтапного движения страны по пути постиндустриальной трансформации является совершенствование и углубление институциональных преобразований в направлении создания современной системы социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики, укрепление принципов демократии.
Важнейший показатель самоопределения любой страны в мире -- ее положение и роль в сложившейся системе международных отношений. Внутренняя и внешняя сторона самоопределения тесно взаимосвязаны: состояние национальной экономики, социально-политическая стабильность и нравственное здоровье общества, благополучие и гражданская активность населения определяют, в конечном счете, национальную безопасность и международный авторитет той или иной страны; с другой стороны, прочность позиций на мировой арене способствует, нередко решающим образом, успешному решению внутренних экономических, политических и духовно-нравственных проблем.
Эта связь внутреннего и внешнего существовала всегда. Однако в условиях глобализации воздействие метавнешнего фактора на внутреннее развитие многократно увеличивается. Поэтому положение страны в системе внешних и метавнешних (глобальных) отношений становится решающим фактором ее самоопределения. Для России же, переживающей глубокую внутреннюю общественно-экономическую трансформацию, данную ситуацию можно охарактеризовать, как проблему самоопределения трансформирующегося общества в трансформирующемся мире.
Выше уже говорилось о том, что в условиях глобализации России жизненно важно не остаться на периферии этого процесса. Между тем опасность этого весьма велика. Некоторые исследователи процессов глобализации и глобализма как идеологии этого планетарного явления констатируют, что при всех видимых и формальных успехах глобализации, западный мир (инициатор и руководитель этого процесса) в последнее время активно «самозамыкается», сосредотачивается в масштабах своей части мира. Так, Н.М. Ракитянский пишет: «Реальная статистика показывает, что за послевоенные десятилетия в мировой экономике весьма жестко прослеживаются тенденции, подтверждающие, что западный мир становится все более обособленным от остальной части человечества, хотя формально он все более и более активно с ней взаимодействует»1.
Такое противопоставление Запада, с одной стороны, и всего остального мира, с другой говорит о том, что структура современного мира все очевиднее выстраивается по схеме «центр = периферия», причем эта схема распространяется и на внутрисоциальную жизнь, в том числе западных стран. Так, во многих западных странах доходы управителей корпораций, доходы тех, кто создает свои собственные компании в области высоких
Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации // Социологические исследования. -2002. - № 4. - С. 61.
технологий, доходы программистов, исследователей в соответствующих областях, особенно в информационной, на порядки превосходят доходы ординарных рабочих. Это не случайно, поскольку на сегодняшний день глобализационные процессы особенно активно проявляются в информационной сфере, в развитии информационных технологий. И если в экономической сфере символом глобализации является ВТО, то в сфере информации таковым считается Интернет.
Однако следует отметить, что тезис об Интернете как наиболее зримом воплощении глобализации в информационной сфере для большинства стран мира имеет выраженно спекулятивный характер. К середине 2000 г., по данным, приводимым Д. Фельдманом, число пользователей Интернета было близко к 304 миллионам. При этом 88 % пользователей живут в странах, численность населения которых составляет менее 15% жителей планеты. В США и Канаде, где живет менее 5% мирового населения, сосредоточено более 50% пользователей Интернета. Да и там типичным пользователем сети является мужчина моложе 35 лет, с высшим образованием и высоким уровнем дохода, англоговорящий городской житель. В России число пользователей Интернета в настоящее время по реалистичным оценкам около 1% населения страны. При этом доступ во "Всемирную сеть" имеют в основном жители самых крупных городов (более миллиона жителей), учащиеся и сотрудники вузов, НИИ, крупных государственных учреждений, промышленных и, естественно, финансовых организаций. При этом, как правило, они владеют английским языком на уровне, значительно превышающем «англоязычность» среднего россиянина23.
Информация о работе Глобализация культуры и специфика ее проявления в России