Быт и традиции русского дворянства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Мировую культуру нельзя приставить без культуры России, а русская культура во всем многообразии своего содержания не мыслима без культурного богатства накопленного другими народами.
Быт и культура русского дворянства XVIII – XIX вв. занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь для нас и по сей день «волшебной сказкой». В результате изучения этого вопроса мы становимся богаче: «открылась новая полоса русской культуры, интересная и важная не только совершенством своих материальных созданий, но и своими мыслями, своей поэзией и философией, своими верованиями и вкусами».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БЫТ», «КУЛЬТУРА», «РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII НАЧ. XIX ВВ.» И ИХ СООТНОШЕНИЕ 4
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ В РОССИИ 9
3 БЫТ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА 16
4 ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа, Быт и традиции русского дворянства.docx

— 58.65 Кб (Скачать документ)

Человек из знатного боярского рода обыкновенно начинал свою службу в чине московского дворянина или стольника, незнатный провинциальный дворянин редко мог дослужиться выше чина жильца или московского дворянина (чиновника для особых поручений, которого правительство посылало на воеводство, начальником стрелецкой роты, сотни и т.д.).

Правящий класс, в том числе дворянство, составлявшее наибольшую по численности его часть, – это привилегированное замкнутое сообщество, переход в которое из других, непривилегированных, «черных», сословий все больше затрудняется. Но это не означает, что он совсем невозможен. Происходит своего рода социальная диффузия: обедневшие представители дворян могли «опускаться» в низшие сословия, вплоть до холопов, а некоторые счастливчики из низших сословий проникали в дворянскую среду (становились приказными людьми, получали поместное жалованье – землю, крестьян, зачислялись в дворянскую корпорацию по какому-либо «городу»).

В ХVII веке дворянство значительно укрепляет свои позиции. В течение XVII в. столичное дворянство пополняется за счет городового выборного дворянства; в то же время происходит оседание обедневших столичных дворян в «городах». Дворяне, столичные и провинциальные, участвуют в работе земских соборов, выбирая делегатов от своих уездных корпораций. Возрастает их роль в Боярской думе, приказах, воеводском управлении. А такие дворяне, как Акинфиевы, Головины, Елизаровы, Желябужские, Матюшкины, Нарышкины, Ртищевы, Соковнины, Стрешневы, думные чины, получают земли и крестьян. Они же составляли значительную часть бюрократической прослойки [4].

Участие дворян в политических событиях нередко играло значительную, а то и решающую роль. Это случалось не раз, например, во времена «смуты» начала XVII в. (свержение Лжедмитрия I и Василия Шуйского, Первое и Второе ополчения и др.).

На протяжении всего столетия дворяне боролись, упорно и целеустремленно за свои права. И власти, уступая этому нажиму, пошли им навстречу. Соборное уложение 1649 года усилило сословную консолидацию дворянства. По нему поместное и личное вотчинное землевладение отныне являлось сословной привилегией только служилых людей «по отечеству», т.е. дворянства. И в 1682 году было отменено местничество.

На протяжении ХVIII века дворянство постепенно превращалось в привилегированное сословие, чему главным образом способствовали реформы Петра I.

Важнейшими вехами этой трансформации являлись 1714, 1762, 1775 и 1785 года. В 1714 г. указом Петра I дворянские поместья, носившие характер условного землевладения, были обращены в собственность дворян (т.е. вотчины). Манифестом 1762 года дворяне были освобождены от обязательной государственной службы в мирное время с сохранением за ними на правах собственности поместий и крестьян. В 1766 г. они приобрели право иметь корпоративную организацию на уездном уровне. В 1775 г. дворянской корпорации была придана более эффективная организация на уездном и губернском уровнях, право иметь сословный дворянский суд и участвовать в комплектовании из своей среды администрации в уездах и губерниях путем выборов.

«Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства» (обычно именуется в литературе как «Жалованная грамота дворянству»), вступившая в силу 21 апреля 1785 г. систематизировала и подтвердила все полученные раньше дворянством права и добавила новые: в частности, были образованы самоуправляющееся дворянское общество и губернское дворянское собрание, получившее права юридического лица. Грамота освободила дворянство от всех налогов, повинностей и телесных наказаний, установила внешние признаки дворянской принадлежности – мундир, шпага, экипаж, место в церкви.

На протяжении XVIII – первой половины XIX вв. основным занятием дворянства оставалась служба в армии и на флоте. Достаточно вспомнить А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Голенищева-Кутузова, П.И. Багратиона, П.С. Нахимова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, М.Д. Скобелева и многих других. К началу XIX в. все более престижным для дворян становится обучение в университетах, лицеях. Многие из дворян блестяще проявили себя на государственной и дипломатической службе (канцлер А.М. Горчаков, барон М.А. Корф были выпускниками Царскосельского лицея; граф С.Ю. Витте закончил физико-математическое отделение Новороссийского университета, П.А. Столыпин – Петербургский университет). Часть дворян занимались организацией сельского хозяйства в поместьях, а также строительством заводов и фабрик, занимающихся производством различной продукции для нужд страны.

Итак, в свете вышесказанного, можно составить следующую классификацию российского дворянства в период его расцвета:

  1. Древнее дворянство – потомки древних княжеских и боярских родов, могущие доказать своё происхождение более чем за 100 лет (например Еропкины, Скрябины, Травины и другие знатные роды, представители которых вносились в VI часть родословных книг по губерниям).
  2. Титулованное дворянство – князья, графы, бароны (роды вносились в V часть родословных книг).
  3. Иностранное дворянство – роды вносились в IV часть родословных книг.
  4. Потомственное дворянство – дворянство, передававшееся законным наследникам (роды вносились в I, II и III части родословных книг):

а) роды дворянства военного – во II часть;

б) роды дворянства, приобретённого на гражданской службе или по ордену – в III часть.

  1. Личное дворянство – дворянство, полученное за личные заслуги (в том числе при достижении XIV класса на гражданской службе), но не передающееся по наследству и поэтому не заносящееся в родословные книги. Было создано Петром I с целью ослабить замкнутость дворянского сословия и дать к нему доступ людям низших классов.
  2. Беспоместное дворянство – дворянство, полученное без наделения и закрепления земель (поместий).

 

 

3 Быт  и традиции русского дворянства

 

В XVIII веке сформировалось новое дворянское сословие, которое, в рассматриваемую эпоху отличалось от всех обязательностью государственной службы, сначала бессрочной, потом ограниченной определенным сроком.

С самых петровских реформ служба для дворянства была обязательной. Поэтому естественно, что в основном она была принудительной. За службу дворяне получали оклады и жаловались им поместья, которые потом могли, в связи с определенными заслугами дворянина, жаловаться в вотчину, то есть переходить в постоянное пользование.

Очень сложно, практически невозможно было в XVIII веке получить отставку, только в случае серьезной болезни, мешавшей дальнейшей службе. Одной из самых распространенных болезней была чахотка, иногда туберкулез и лихорадка. Усугубляло и еще более распространяло эти болезни пьянство, которое было в армии достаточно серьезной проблемой.

При отставке дворянин обычно получал новый чин. Но, соблюдалось это, смотря по обстоятельствам. Отставленным в том же чине или даже чином ниже мог быть тот, кто, например, за время службы получал много взысканий. Можно было не получить при отставке чин не угодив начальству.

Если говорить о гражданской службе, то в то время государственные учреждения чаще всего пополнялись отставными военными. Можно сказать, что, уйдя в отставку, дворянин не совсем был потерян для службы. Кроме того, дворяне имели право служить на выборных, например губернских, должностях.

Каждый дворянин обладал каким-то имуществом: усадьбой, крестьянами. Количество их естественно зависело от состоятельности человека. Но это его имущество начинало интересовать его только после отставки. Ведь именно после отставки, на покое дворяне всерьез начинали заниматься своим хозяйством.

Загородная дворянская усадьба конца XVIII – первой трети XIX столетия в силу универсальности своего назначения представала одновременно роскошной резиденцией аристократа, сельским культурным салоном, кабинетом просвещенного дворянина, приютом поэта, ученого, философа, многофункциональным хозяйством и патриархальным семейным очагом.

Большое значение дворяне того времени придавали воспитанию и обучению своих детей, с которыми занимались гувернеры, гувернантки, учителя. Они учили детей нескольким языкам. Как правило, это французский, английский, немецкий, латинский.

Русскому языку детей учили, используя в качестве учебных пособий «Письма русского путешественника» и «Детское чтение» Н. М. Карамзина, произведения В. А. Жуковского. Басни И. И. Дмитриева и И. А. Крылова, оды Г. Р. Державина выучивали наизусть. Также детей обучали арифметике, геометрии, астрономии, физике, географии, священной истории. Особое внимание уделялось изучению древней и новой истории, истории Отечества. При этом целью являлось не только запоминание отдельных фактов, но размышление и рассуждение над историческими примерами. Занимались с детьми каллиграфией. Они вели дневники, писали письма. Детей также учили танцевать, играть на фортепиано, рисовать, ездить верхом.

Жизнь летом в усадьбе определяла во многом распорядок дня и характер детского досуга. Вставали рано. По воскресеньям, после обедни, отправлялись в лес на прогулку, ходили за грибами. Днем в хорошую погоду играли в гимнастические игры, иногда в компанию приглашали деревенских детей. В жаркие летние дни дети купались в пруду.

Жизнь в усадьбе определяла круг занятий дворянских жен. Большую часть своего времени они посвящали детям. Помимо этого они много читали, музицировали. Иногда ездили в гости к соседям, принимали их у себя.

По праздникам принимали множество гостей. Традиционно широко отмечали день Святой Троицы, день Петра и Павла, дни рождения и именины, святки. К праздничным дням взрослым и детям дарили, шили новую одежду.

Поездки, прогулки по живописным окрестностям совершались в различного рода экипажах. Хранились экипажи в каретных сараях усадеб. В конюшнях находились выездные лошади.

Уклад усадебной жизни был тесно связан с жизнью крестьян. Господская усадьба, являясь многофункциональным хозяйством, существовала в окружении мира крепостных и находилась с ним в постоянном и тесном взаимодействии.

В личных архивах: мемуарах, дневниках, записках, документах, сохранившихся в фондах дворян и частично опубликованных в XIX – начале XXв., осталось немало свидетельств того, что во многих дворянских домах имелись христианские святыни. И не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты, а с ними и другие христианские святыни, разными путями попавшие к их владельцам.

Русское дворянство в лучших его представителях видело свое служение на поприще государственном и социальном (в управлении крестьянами) как служение религиозное, Богом данное. И надеялись в этом случае благочестивые дворяне не столько на себя: на власть, на свой ум, сноровку и знание – сколько на благословение Божие своему дому, своим делам. В святынях, которые собирались в таковых домах, видели залог благодатного покровительства святых Божиих и скорого слышания своих молитв, Небесной помощи в многотрудном деле властедержания.

 

 

4 Женское  образование

 

Дворянское образование, как и воспитание, закладывались в детстве, в зависимости от того, каким принципам и установкам следовали родители, их экономической базой, образом жизни, образованием учителей и воспитателей, соприкосновением дворянской и народной культур. В России второй половины XIX в. получение образования становилось фактом биографии многих дворянских женщин, как столичных, так и провинциальных. В начале столетия, по мнению Ю.М. Лотмана, различались три «вида женского образования» – домашнее, пансионское и институтское[9], такая же структура в образовании наблюдалась и в пореформенный период.

Традиционно, как и в первой половине XIX в., так и во второй в некоторых семьях присутствовало обучение детей самими родителями, например, А.В. Тыркова-Вильямс пишет: «Мама нас никогда не сбрасывала с рук, не сдавала нас наемницам, сама за всем следила, всем руководила. Она сама нас всех выучила русской грамоте. Учительница она была очень хорошая, и благодаря ее настойчивости мы знали русскую грамоту лучше многих наших сверстников»[18]. По-прежнему оставалась и традиция нанимать для обучения специальных учителей, в провинции хороших преподавателей и учебников практически не было, их в крупнопоместных имениях выписывали из столицы. В первой половине XIX в. гувернерами и гувернантками чаще всего были немцы и французы, позднее, уже в пореформенный период в этом качестве подрабатывали молодые люди, только что окончившие университет в России. В своих воспоминаниях А.В. Щепкина указывает на то, что: «Желая дать детям хорошее образование, дядя поместил сыновей в гимназию; девочек обучали дома, приглашая к ним русских учительниц и гувернанток»[1].

Организация женского образования к середине XIX в. пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц просто не были в силах охватить всех желающих учиться, а ведь женщины составляли более половины населения Российской империи. Что касается сословного состава женского населения Курской губернии, то в конце XIX в. женщин-крестьянок было 93,3 %, представительниц мещанского сословия 4 %, дворянок было чуть более 1 %, количество женщин, принадлежащих к духовенству – 0,6 %, купчих – 0,2 %[10]. Жизнь настоятельно диктовала изменение привычного внутреннего и внешнего облика женщины. Всё больше женщин оставалось вне семьи, и было вынуждено работать. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый дворянский быт[13].

В целом, для девушек и молодых женщин университетское образование было вообще официально закрыто. Даже общее среднее образование для женщин было ограничено и стояло ниже по уровню обучения, чем в мужских гимназиях. Идея открытых и бессословных учебных заведений для девушек была высказана и осуществлена в отношении общеобразовательных женских училищ Н.А. Вышнеградским (1821-1872). По его проекту в 1858 г. было открыто первое училище для приходящих девиц в Петербурге, а позднее и в других городах России. Н.А. Вышнеградский разработал устав и правила для этих училищ, переименованных в 1862 г. в Мариинские женские гимназии[22].

Так, в Курской губернии Мариинская гимназия являлась старейшим средним учебным заведением. Она была основана на различные пожертвования и открыта в 1861 г. вначале под названием женского училища первого разряда, а в 1870 г. преобразована в гимназию[15]. Каждый год гимназия выпускала учениц, которые были награждены серебряными и золотыми медалями. В гимназии к тому времени уже существовало 10 стипендий, назначаемых беднейшим воспитанницам, заслуживших их своими успехами и поведением. К отстающим гимназисткам применялись меры в виде репетиционных занятий, бесед с родителями, дополнительных занятий со слушательницами старших классов[3].

Информация о работе Быт и традиции русского дворянства