Быт и традиции русского дворянства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Мировую культуру нельзя приставить без культуры России, а русская культура во всем многообразии своего содержания не мыслима без культурного богатства накопленного другими народами.
Быт и культура русского дворянства XVIII – XIX вв. занимает важное место в истории отечественной культуры этого периода, оставаясь для нас и по сей день «волшебной сказкой». В результате изучения этого вопроса мы становимся богаче: «открылась новая полоса русской культуры, интересная и важная не только совершенством своих материальных созданий, но и своими мыслями, своей поэзией и философией, своими верованиями и вкусами».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БЫТ», «КУЛЬТУРА», «РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII НАЧ. XIX ВВ.» И ИХ СООТНОШЕНИЕ 4
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ В РОССИИ 9
3 БЫТ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА 16
4 ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа, Быт и традиции русского дворянства.docx

— 58.65 Кб (Скачать документ)

Во второй половине XIX в. происходит увеличение количества обучающихся девушек в средних и других учебных заведениях. Так, например, в Курской губернии в 1897 г. по сравнению с 1867 г. в университетах и других высших заведениях на 5 чел. больше, в специальных средних учебных заведениях на 17, в средних учебных заведениях на 959 чел. Это говорит о том, что в пореформенный период образование стало более доступным для дворянок. Да и в целом, уровень образованности дворянок на начало и на конец XIX в. увеличился на 33 %, так если в 1867 г. было образованных 935 чел., то в 1897 г. - 1859 чел[11].

Вся деятельность женских учебных заведений традиционно освящалась авторитетом императрицы. В 1870 г. было издано «Положение о женских гимназиях», согласно которому все женские гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии Министерства народного просвещения, содержавшиеся на средства городов и земств. Учреждались четырехклассные женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим классам гимназий. Программа обучения для обоих типов гимназий практически ничем не различалась. Новым было создание в женских гимназиях дополнительного, восьмого педагогического класса. Постановка преподавания во всех женских средних школах вначале отличалось поверхностно, а учебные курсы - краткостью и бессодержательностью. Но с тех пор как на твёрдую почву стало высшее женское образование, и усиление стремления женщин к труду, обучение в женских гимназиях стало серьёзней.

Среднее образование в России преимущественно развивалось по плану правительства, которому нужны были образованные чиновники, техники, врачи, юристы. Частная и общественная инициатива в организации среднего образования была слабо выражена, и очень часто тормозилась правительством. Поэтому частных школ до начала XX в. было очень мало. Средние учебные заведения для женщин имелись в Курске, Белгороде, Короче, Новом Осколе, Старом Осколе, Обояни, Путивле, Рыльске, Судже, Тиму, Фатеже, Щиграх, это были в основном женские гимназии. Эти гимназии имели принадлежность или к «Министерству Народного Просвещения», или к «Ведомству учреждений императрицы Марии – Мариинские[6].

Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) – аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы. Женские гимназии Министерства Народного Просвещения также имели семилетий курс обучения, был и восьмой класс – педагогический. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, с медалью – домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Помимо дополнительных педагогических классов в гимназиях были также и рукодельные классы, где ученицы постигали азы различных женских рукоделий.

Помимо государственных учебных заведений имелись и частные гимназии. Например, частная гимназия, содержимая Г. Якубович (урожденная Федченко) в Белгороде; частная гимназия Г. Гончаровой в Белгороде; частная гимназия, содержимая З.А. Каменевой в Курске[6]. В октябре 1882 г. была открыта первая Курская женская прогимназия, которая в марте 1884 г. была преобразована в гимназию, получившую название от имени попечительницы – О.Н. Красовской, которая действовала с 1884 по 1901 г. Частная женская гимназия З.А. Каменевой обучала преимущественно детей дворян[16].

Женское профессиональное образование во второй половине XIX в. развивалось слабо, что объяснялось в первую очередь неполноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины – это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на 1 съезде по техническому и профессиональному образованию? – всякого рода познания, и общеобразовательные и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи»[19].

В конце XIX в. увеличивается количество учителей дворянского происхождения в земской школе. Учительский труд для многих выходцев из разорившихся семей был часто единственно возможным способом прокормиться. Так, в повести «Тени прошлого» об одной из барышень говорится: «Ольга, воспитанная еще при жизни матери, умной, добросовестной и талантливой гувернанткой, блистала образованием в кругу самых зажиточных помещиков. Потом семья обеднела, и она сама готовилась в гувернантки»[20]. Редко кто из обеспеченных дворянских семей шел в земскую школу за романтикой труда, их выбор часто был вынужденным, сама жизнь, экономические обстоятельства были причиной значительной доли дворянства среди учащих в начальной сельской школе[21].

Что касается высшего женского образования, то, лишенные на родине доступа к высшему образованию, русские женщины вынуждены были поступать в зарубежные институты (и то, если позволяло материальное положение семьи). Однако, в 1872 г. правительство все таки создало комиссию для изучения вопроса о высшем женском образовании. Комиссия пришла к выводу, что в России необходимо учредить высшие женские учебные заведения со строго определенным и законченным курсом[7]. Территориально высшая школа тяготела к крупным административным и культурным центрам экономических районов с развитыми промышленностью, сельским хозяйством, торговлей. В конце XIX – начале XX вв. Высшие женские учебные заведения, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, появились и в других университетских городах, в том числе это Харьковские высшие женские курсы[7]. Можно предположить, что в связи с близостью расстояния между Курской, Воронежской губерниями и Харьковской дворянские дети могли получить образование в этом учебном заведении.

Таким образом, образование, которое женщины-дворянки получали в юности, можно рассматривать как один из элементов русской дворянской культуры. Вместе с тем, оно представляло собой своего рода основу порождавшей его культуры, воплощая основные её ценности. Во второй половине XIX в. наличием образования во многом определялись жизненные перспективы и культурный облик русской дворянки.

 

 

Заключение

 

Русская культура в XVIII – начале XIX вв. переживает примечательные изменения. Петровские реформы первой четверти столетия привели к тому, что российское общество в короткий срок совершило огромный рывок вперед – в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии. И особым явлением стало оформление культуры русского дворянства.

На протяжении XVIII в. шел процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей «по-отечеству» (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). Второе направление – консолидация в рамках единого привилегированного сословия – российского дворянства – феодальной верхушки всех народов, населявших Российскую империю. Это был способ укрепления единства империи как многонационального государства. Третье направление развития дворянского сословия состояло в том, что непрерывно расширялись его привилегии, повышался правовой статус.

Именно в XVIII веке происходит окончательное складывание культуры русского дворянства – как правящей и наиболее европеизированной российской социальной группы. Во многом специфика его традиций и быта была обусловлена именно этим смешением – русского и европейского.

В XVIII веке на волне идей Просвещения в России укореняется и развивается женское образование, что было связано прежде всего с деятельностью Екатерины Второй.

 

Список использованной литературы

 

  1. Буганов, В.И. Российское дворянство/ В.И. Буганов// Вопр.истории.- 1994.- №1;
  2. Елисеева, О.И. Повседневная жизнь благородного сословия в «золотой век» Екатерины.- М.: Молодая гвардия, 2008;
  3. Лаптева, Т.А. Повседневная жизнь провинциального дворянства в XVII в./ Т.А. Лаптева// Росс. История.- 2010.- №4;
  4. Александра Владимировна Щепкина (1824—1917) / / Русские мемуары. Избранные страницы. (1826—1856) / Сост. вступ. ст., биогр. очерки и примеч. И.И. Подольской. М.,1990;
  5. Веселовский, С.Б. Труды по историковедению и истории России периода феодализма. - М.: «Наука», 1978;
  6. Выросткова, О.И. Курская Мариинка / / Курский край. 2004. № 6-7;
  7. Демидова, Н.Ф. Служилая бюрократия в России ХVII в. И ее роль в формировании абсолютизма.//. – М.: «Наука», 1987;
  8. Ключевский, В.О. Собрания сочинений. В 9 томах.// - М.: «Мысль», 1987. – т. 3;
  9. Косетченкова, Е.А. Из истории женского профессионального образования в российской провинции в конце XIX — начале XX века (на примере Курской губернии) / / Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Шаповалова. Белгород, 2004;
  10. Косетченкова, Е.А. Социокультурные факторы становления женского образования и развития сети женских учебных заведений в России в конце XIX — начале XX вв. / / Труды Курского областного научного краеведческого общества. Курск, 2004. Т. I. Ч. II;
  11. Лимонов, Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь.– Л.: «Наука», 1987;
  12. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVI11 — начало XIX). СПб., 1994;
  13. Переверзева, Е.Н. Численность и состав женского населения Курской губернии на рубеже ХІХ-ХХ вв. // Социальная история российской провинции в контексте модернизации аграрного общества в XVI11 -XX вв.: Материалы международной конференции (май 2002 г.) / отв. ред. В.В. Канищев. Тамбов, 2002;
  14. Подсчитано по: Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / под ред. И.А. Тройницкого. XX. Курская губерния. СПб., 1904;
  15. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ).//. - Т II. – М.: «Академия наук СССР, Ин-т истории», 1962. –87с.; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.//. – М-Л.: «Изд-во Академии наук», 1950;
  16. Пономарева, В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в XVI11 -начале XX в.: приобретения и потери / / Мир истории. 2000. № 6;
  17. Пушкин, А.С. Полн. собр. соч. в 16-ти т. [М.; Л.], 1937–1949, т. 11;
  18. Танков, А.А. Исторический очерк Мариинской женской гимназии 1861-1911 гг. Курск, 1911;
  19. Терещенко, А.А., Рянский, Л.М., Рянский, Р.Л. Курский край в XIX веке. Научно-популярная серия: в 20 т. Курск, 2003. Т. VIII;
  20. Тихомиров, М.Н. Условное феодальное державие на Руси.//. – М.: «Наука», 1952;
  21. Шатохина, С.Б. Место женщин в педагогической интеллигенции Курской губернии на рубеже XIX—XX вв. // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Шаповалова. Белгород, 2005. Ч. 2;
  22. Школа и педагогическая мысль России второй половины XIX — начала XX вв. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. / Сост. А.А. Лебедев. М., 1990. С. 10.

 


 



Информация о работе Быт и традиции русского дворянства