Преступность несовершеннолетих с психическими отклонениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями, будучи порождением множества взаимосвязанных социально-экономических и биопсихологических процессов и явлений, требует всестороннего изучения и комплексных мер предупреждения.
Эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних с психическими отклонениями может быть обеспечена лишь при координации деятельности правоохранительных органов с органами здравоохранения и общественности.

Содержание

Введение.
1. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями как результат криминогенного взаимодействия внешних явлений и личностных особенностей.
2.Личность несовершеннолетнего преступника с психическими отклонениями.
3. Признаковый аспект ответственности несовершеннолетних как социальной единицы.
4. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетими с психическими отклонениями.
Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Преступность несовершеннолетних с психическими отклонениями.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Исследования показали, что школьники-психопаты раньше начинают совершать преступления, чем  школьники-олигофрены (средний возраст  психопатов — 15,2 лет, олигофренов — 15,6). Далее было выявлено, что более  дерзкому и сложному преступлению в общей массе соответствует и более высокий возраст, при этом возраст совершающих преступления самостоятельно несколько выше возраста совершающих преступления в группе. Очевидно, совершение конкретных преступлений конкретным способом вообще возможно только по достижении психически неполноценным школьником определённого возраста.

Малый возраст, а также  наличие психических аномалий обусловливают  то обстоятельство, что из общего числа  этих школьников, совершивших преступления в соучастии, лишь 3,0% были членами групп, в которых имелись совершеннолетние, остальные же 97% входили в группы, состоящие только из несовершеннолетних, и из них примерно треть входили в группы, состоящие только из психически неполноценных несовершеннолетних, где руководили либо психопаты, либо расторможенные олигофрены. Видимо, для того, чтобы стать членом какой-то преступной группы, также необходимо обладать соответствующим уровнем интеллекта и достигнуть определённого возраста. Иначе говоря, психические аномалии и возраст их носителей оказывают обратное воздействие на социально-психологические и прочие отношения несовершеннолетних.

Все описанные выше виды преступлений несовершеннолетних являются практически монополией мужского пола. Удельный вес женского пола среди  совершивших преступления несовершеннолетних с психическими аномалиями составляет ежегодно 6,5%. При детальном изучении было установлено, что самостоятельно они совершают только кражи и крадут только предметы личного потребления (продукты питания, одежду, обувь). При этом они чаще своих сверстников мужского пола крадут в одиночку (78,8% от случаев краж). Другие же преступления они совершают только в соучастии с несовершеннолетними мужского пола, причем все эти преступления приходятся на страдающих олигофренией с признаками психопатизации.

Иными словами, особенности  психики определённым образом влияют на уровень притязаний психически неполноценных  несовершеннолетних и характер их реализации.

Обращает на себя внимание тот факт, что потребности несовершеннолетних с психическими аномалиями в той или иной мере опосредованы социальной действительностью. «Личные планы, желания людей, — пишет А. М. Яковлев, — далеко не случайны. Отдельный случай принятия какого-либо решения выглядит как бы результатом «свободного усмотрения». Однако взятые в совокупности устремления индивидов теряют в целом характер случайных, произвольных, «независимых». В них явственно выступают определённые тенденции и устремления, выявляется их социально производный характер. В устремлениях индивидов получает своё объективное отражение иерархия социальных ценностей. Следовательно, «уровень притязаний» — это явление не только индивидуальной, но и социальной психологии»31. Однако в неполноценной психике эти ценности обретают своеобразное отражение, ибо «общественные условия оказывают доминирующее влияние на выбор поступка, но не непосредственно, а лишь преломившись в личностном стереотипе человека»32. И суть вопроса состоит в том, каким образом социально опосредованные потребности и ценностные ориентации преломляются в неполноценной психике человека и как они воздействуют на его поведение, какова роль при этом индивидуальных особенностей психики, воспринимающей иерархию общественных ценностей.

Общество не только формирует  определённые ценности, но и создаёт  возможности для их использования. Однако эти возможности могут быть реализованы отдельным индивидом лишь в том случае, если у него самого будут иметься для этого индивидуальные возможности и способности. Человек, правильно соизмеряющий свои потребности со своими способностями и возможностями, стремится к обладанию именно тем кругом ценностей, который соответствует его действительному положению, а от ценностей, которые не соответствуют его личностному статусу, он отказывается. Человек, не умеющий соизмерять свои возможности с потребностями, полагающий, что его действительное положение не соответствует его внутреннему уровню (особенно часто это бывает среди психопатов), пытается достичь своей цели в иных общностях. Так, стремящиеся к положению лидера психопаты, не добившись признания в легальной общественной среде, находят удовлетворение этой потребности в создании преступных группировок. Как показали проведённые нами

––––––––––––––––––––

31. Яковлев А.М. Преспупность и социальная психология; 1971 г.

32. Эдельгауз Е.М. К вопросу о понятии свободы воли в уголовном праве; 1962 г.

исследования преступных групп, состоящих только из психически неполноценных несовершеннолетних, лидерами этих групп были либо психопаты, либо олигофрены с психопатоподобным  поведением, при изучении которых было установлено, что они никогда не пользовались авторитетом ни в школе, ни в училище, ни на работе.

Уровень удовлетворения потребностей конкретного индивида во многом зависит и от того, насколько  соответствуют предъявляемые к  нему обществом требования его возможностям и способностям. Отношение к конкретным членам общества или группам должно строиться на основе учёта их специфических особенностей и прежде всего особенностей психики. Там же, где социально-психологический климат не соответствует состоянию и динамике психики несовершеннолетнего, происходят срывы в его психической деятельности. Как показали проведённые нами исследования, олигофрены, обучающиеся во вспомогательных школах, при прочих равных условиях совершают антиобщественные поступки примерно в 1,9 раза реже олигофренов, обучающихся в общеобразовательных школах. Значит, те требования, которые предъявляются к олигофренам во вспомогательных школах, соответствуют их возможностям, способствуют удовлетворению многих потребностей и в частности потребности в самоутверждении, которую им весьма трудно удовлетворить в общеобразовательной школе, где они всегда на плохом счету.

Создание социально-психологического климата, соответствующего особенностям неполноценной психики несовершеннолетнего, необходимо не только по месту учёбы  этого несовершеннолетнего, но и  по месту работы, жительства, а также  в воспитательно-трудовых учреждениях. «При посильном труде, — отмечает занимавшаяся проблемой олигофрении несовершеннолетних И. А. Юркова, — соответствующем возможностям больного, при условии благоприятного быта, больные были исполнительными, легко подчинялись дисциплине на работе. Если условия работы превышали возможности больного (более быстрый темп работы) или больной подвергался насмешкам со стороны окружающих, это служило поводом для конфликтов с окружающими, больные самовольно оставляли работу»33. Иначе говоря, не столько опасна сама по себе психическая аномалия, сколько опасны игнорирование особенностей неполноценной психики, неправильные меры в отношении психически неполноценных, преступное поведение которых обусловлено не только социальными, но и биологическими процессами.

 

 

 

 

 

 

–––––––––––––––––––

33. Юркова И. А. указанная статья

Личность преступника.

Личность преступника  в общем в криминологии рассматривается, во-первых, как обобщённый статистический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения. Во-вторых как особый социальный тип, получивший название криминогенный тип личности. В-третьих личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное действие.

Личность преступника  как целостное образование представляет собой социальное качество человека. В то же время человек есть продукт двойной детерминации, поскольку его природа бессознательна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологическое находится в подчинённом отношении к социальному и выступает в нём не непосредственно, как у других животных существ, а в преобразованном, “очеловеченном “ виде.

Принципиальное значение имеет правильное решение вопроса  о взаимодействии биологического и  социального в личности преступника  и преступном поведении. В криминологической литературе но этому вопросу высказывались различные суждения и оценки: от крайне биологизаторских до упрощенно социологических. Крайне биологизаторский подход подразумевает признание примата биологической наследственности над социальной и выведение всей содержательной стороны поведения человека из индивидуально-биологических предпосылок. В российской криминологии такой подход в основном связан с этапом ее становления (20-30-е гг.). В настоящее время ученые криминологи едины в признании социальной природы преступности и ее причин, считая, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные качества индивида, а биологические детерминанты  не  являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль.

Индивидуальное развитие личности, формирование неповторимого  духовного облика каждого человека происходит во взаимодействии диетической  и социальной программ. Социальная программа (материальная и духовная культура человечества) под влиянием воспитания в непосредственном взаимодействии с генетической программой в той или иной мере усваивается индивидом, постепенно становится  внутренним содержанием личности. Процесс осуществляется на всех уровнях (от отдельной личности до целого поколения).

Различные представители  того или иного поколения усваивают  социальную программу по-разному. Так, люди с врожденными или приобретенными физическими и психическими недостатками образуют особый тип, поскольку они  либо вообще не в состоянии усваивать социальные программы, либо усваивают их в ограниченном объеме. Криминологов интересует не вся эта группа людей, а лишь те из них, у кого врожденные или приобретенные физические и психические аномалии, во-первых, повлекли личностные изменения, не исключающие вменяемость, во-вторых, могут привести к преступному поведению. Эмпирические исследования показали, что психические и физические аномалии влияют на поведение человека, облетают, иногда даже стимулируют действие криминальных личностных ориентации.

К психическим аномалиям относятся: алкоголизм, психопатия, остаточные явления черепно-мозговых травм, олигофрения, наркомания, сосудистые заболевания с психическими изменениями, шизофрения в  стадии стойкой ремиссии и эпилепсия.

Криминологические исследования свидетельствуют о наличии устойчивых зависимостей между отдельными видами психических аномалий и отдельными видами преступлений. Данные о высоком уровне лиц с психическими аномалиями

среди убийц (72%) совпадают  с результатами исследований, проведенных в 20-е гг. Для лиц с психическими аномалиями характерно совершение тяжких насильственных преступлений (убийств, телесных повреждений, изнасилований, грабежей, разбоев). Более половины лиц, совершивших эти преступления, имеют различные психические аномалии: алкоголиков больше среди тех, кто совершил тяжкие насильственные преступления (разбой, грабеж, хулиганство); психопатов, лиц, страдающих остаточными явлениями черепно-мозговых травм и органическими заболеваниями центральной нервной системы, — среди тех, кто совершил убийство, хулиганство, изнасилование, грабеж и разбой; для олигофренов характерно совершение изнасилований и хулиганств; для эпилептиков и шизофреников — убийств и хулиганств, а для наркоманов — убийств, хулиганств и краж.

 «Наиболее распространенными психическими аномалиями среди преступников являются алкоголизм и психопатия. Эмпирические исследования свидетельствуют, что алкоголизм и психопатия, как правило, сопровождаются формированием криминально значимых черт личности: повышенной раздражительности и агрессивности, конфликтности, подозрительности и мнительности, ревности, сутяжничества, садизма.» 34

Таким образом, криминологические  исследования подтверждают положение  о том, что врожденные и приобретенные  психические аномалии могут оказывать заметное влияние (а при заболеваниях, исключающих вменяемость, — решающее влияние) на усвоение человеком социальных программ. Психические аномалии способствуют формированию криминогенной личности, однако сама криминогенность психических отклонений всегда зависит от социальных условий формирования и жизни индивида. Поэтому их влияние на развитие и поведение личности может быть скорректировано под воздействием социальной среды и лечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–––––––––––––––––––

34. Бурлакова В.Н. , Кропачева Н.М.   Криминология ; 2005 г.

 

Признаковый аспект ответственности несовершеннолетних.

Считается, что ответственность  несовершеннолетних скорее воспитательная функция чем наказательная. Как же следует рассматривать то, что и несовершеннолетний с психическим отклонением такой же подросток как и все,  и уголовный закон должен это учитывать. Должна быть выявлена чёткая взаимосвязь возрастных и социальных факторов.

Ответственность имеет регулирующую, оценочную, мотивационную  роль в поведении человека. Именно обладая определенным сознанием, человек понимает суть своих связей с обществом, необходимость существования этих связей и в силу этого готов принять социальный контроль и выполнить предъявляемые ему обществом требования. Во-вторых, ответственность - это реальная необходимость ответа за свои отрицательные поступки. Подходя так к оценке сущности ответственности, З. А. Астемиров ставит вопрос о способности человека отвечать за свои действия. Он справедливо отмечает, что эта « способность зависит не только от состояния психики человека, но и от уровня его знаний».35  Естественно, что все  это происходит с годами, и поэтому способность понимать характер своих действий и отвечать за них возникает у человека в определенном возрасте.

Уяснение  сущности уголовной ответственности требует раскрытия в ней не только объективного содержания, но и субъективных, личностно-психологических моментов. С точки зрения субъективно-личностной ответственность предполагает  усвоение правосубъектными лицами требований уголовного закона, запечатление в их сознании  содержащихся в нем норм (правил поведения) и сообразовывания ими своего поведения с этими нормами, а также охватывает осознанную обязанность и вынужденность отвечать перед органами правосудия  в случаях совершения преступления и понести заслуженное наказание.

«Субъективно-личностный аспект ответственности непосредственно связан с такими философскими (социологическими) категориями, как «свобода» и «необходимость», и вместе с ними отражает степень формирования, социализации личности».36 По мере познания необходимости и  постижения свободы личность динамично приобретает способность нести ответственность в той или иной форме. Ответственность в субъективном смысле вызревает точно также,  как вызревает и мужает человек, укрепляются его разум и воля, расширяется кругозор. Поэтому ее можно отнести к свойствам личности. Это важное положение, признаваемое в социологии и этике, почему-то отвергается отдельными авторами-юристами.     «Признание ответственности «одним из решающих элементов структуры личности, определяющим степень свободы и основное направление поведения человека», а ее воспитание -  одной из главных задач воспитательной работы и составной частью формирования личности имеет прямое отношение к проблеме ответственности вообще, к раскрытию сущности и специфики  ответственности несовершеннолетних, к ее субъективно-личностному аспекту в частности» 37.

Отсюда вытекает очень важный и принципиальный вывод: по мере формирования, социализации личности та или иная форма ответственности

Информация о работе Преступность несовершеннолетих с психическими отклонениями