Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 00:54, курсовая работа
Представленная дипломная работа посвящена теме «Тактико-психологические основы допроса. Тактические особенности допроса по делам террористической направленности».
Допрос — это самое распространенное следственное действие. Как показывают исследования, в среднем около 66 % протокольных материалов уголовных дел составляют протоколы допроса. На производство допросов следователи тратят примерно 25 % своего рабочего времени. Объясняется это высокой информационной емкостью каждого отдельно взятого допроса, его гносеологической ценностью.
Введение
Глава I. Тактико-психологические основы допроса
§1. Понятие и сущность допроса как следственного действия
§2. Процессуально-тактические основы допроса
§3. Психологический контакт и особенности его установления
Глава II. Тактические особенности допроса свидетелей и потерпевших по делам террористической направленности
§1. Допрос свидетелей
§2. Допрос потерпевших
Глава III. Тактические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых по делам террористической направленности.
§1. Допрос подозреваемых
§2. Допрос обвиняемых
§3. Очная ставка
Заключение
Список использованной литературы
2. Активно использовать в ходе допросов преимущество, заключающееся в том, чтобы выявленные члены преступной группы, организованной преступной группы или террористической организации были бы хорошо изолированы между собой, способствовать недопущения каких-либо непредвиденных для следствия их коммуникаций друг с другом.
3. Применение приема, заключающегося
в выборе наиболее «слабого»
с психологической точки
В качестве реакции на такого рода прием подозреваемый (обвиняемый) может назвать реального организатора преступления (группы, организации, сообщества), если, конечно, таковые известны ему самому.
4. В ситуациях, когда обвиняемый частично признал свою вину, следователю в ходе допроса целесообразно использовать показания, информацию, данную другими членами преступной группы, террористической организации об уровне участия (соучастия) самого допрашиваемого лица в преступлении террористического характера, при этом рекомендуется оптимально детализировать и конкретизировать задаваемые вопросы;
5. В случаях отказа допрашиваемого от дачи каких-либо показаний, ему также могут зачитываться отдельные отрывки текстов из протоколов допросов других участников (соучастников) преступления террористического характера, показываться найденные следствием вещественные доказательства вины допрашиваемого лица.
6. Активное использование приема, заключающегося в чтении следователем невербальной информации в поведении и жестикуляции допрашиваемого. Заметим, что в последние десятилетия вышло, и было издано достаточно много разнообразной литературы в данном тематическом направлении.22 Использование соответствующих познаний при прочих тактических приемах поможет правильно установить правдивую или лживую информацию предоставляет допрашиваемое лицо в процессе его допроса; и др.
В целом же, заметим, что отличие допросов обвиняемых лиц от допросов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, сопряженных с терроризмом, очень несущественно. Поэтому вышеперечисленные приемы подходят как для допросов подозреваемых, так и обвиняемых.
В процессе же самого допроса, обвиняемым либо подозреваемым в совершении преступлений, сопряженных с терроризмом, может быть задан перечень вопросов, касающийся сведений о возможных соучастниках, примерно следующего характера:
● Какие цели, задачи Вы преследовали, какими мотивами руководствовались, когда принимали участие в совершении преступления террористической направленности?
● Осуществляли ли Вы преступление самостоятельно или с иными соучастниками? Если допрашиваемый выберет второй вариант ответа, тол рекомендуем переходить к следующему вопросу:
● Кто именно (помимо Вас) участвовал в произошедшем преступлении?
● С какого конкретного момента времени и на протяжении какого периода эти лица содействовали соответствующей преступной деятельности?
● Какие конкретные роли и функции они выполняли?
● Контактировали ли эти лица лично с Вами?
● Если да, то каким образом эти лица контактировали лично с Вами?
● В какое время, с кем именно и при каких конкретных обстоятельствах происходили контакты такого рода?
● Использовались ли вами или другими соучастниками преступления какие-либо электронные, цифровые либо иные виды связи?
● Если да, то назовите, какие именно опишите их как можно более подробно.
● Контактировали ли с кем-нибудь соучастники соответствующего преступления помимо Вас?
● Известны ли Вам случаи, когда они общались или передавали друг другу сообщения через каких-нибудь посредников?
● Если да, то сообщите известные Вам сведения о таких посредниках, их имена и отличительные черты внешнего вида;
● В каких конкретных формах проявлялась «помощь» преступникам, поступающая от предполагаемых соучастников?
● Известны ли Вам о том, чтобы какой-то из названных Вами соучастников расследуемого преступления кому-то подчинялся (т.е. перед кем-то регулярно отчитывался, докладывал о результатах проделанной работы, спрашивал указаний, разрешения на какие-то действия и т.п.)?
● По Вашему мнению, кому именно подчинялся конкретный соучастник (соучастники) соответствующего преступления?
● Получали ли лично Вы указания от какого-то лица на осуществление террористической деятельности, совершение террористического акта или иного преступления террористического характера?
● Если да, то от кого именно, в какой форме, в какой вербальной формулировке?
● Обещалось ли Вам кем-то какое-то материальное (финансовое) вознаграждение за исполнение преступления террористического характера, если да, то каковым был размер такого вознаграждения и его форма?
● Кто конкретно и когда именно, в какие конкретные даты, время суток принимал непосредственное участие в разработке плана преступлений террористического характера?
● В чем конкретно это выражалось, какие формы и виды деятельности при этом использовались соответствующими преступными элементами?
● Какие задачи и цели, по Вашему мнению, ставились этими лицами?
● На основании каких именно фактов и известных Вам обстоятельств Вы пришли к такому убеждению?
● Если Вам известно, опишите подробнее, какая конкретная схема осуществления преступления террористического характера планировалась его организатором (организаторами)?
● Назовите, какое оружие и (или) боеприпасы, и (или) специальные устройства и техника военного назначения использовались Вами или иными исполнителями преступления во время его совершения?
● Имеете ли Вы специальное образование, дающее Вам знания о том, как пользоваться теми или иными видами оружия, специальными устройствами техникой военного назначения?
● Если да, то какое и чем это подтверждено?
● Если нет, то каким образом, от кого, в каком объеме Вы получили знания о том, как эксплуатируются (используются) данные приборы на практике?
● Опишите конкретное лицо, которое Вам передало эти знания, или назовите иной информационный ресурс, из которого вы их получили (например, название сайта, где якобы это описывается); и т.д.
В случаях же, когда уже стало известно конкретное лицо, которое предположительно и являлось соучастником преступления террористического характера, рекомендуем использовать для его допроса следующий примерный перечь вопросов:
● При каких обстоятельствах, в какой конкретно форме, в какой временной промежуток Вы начали сотрудничать, выступать в качестве соучастника преступной деятельности террористической группы, организации и (или) сообщества?
● Какое образование, специальность или профессию Вы имели к моменту начала участия в противоправной деятельности террористичского характера?
● Поддерживались ли Вами, осознавались ли в полной степени цели и задачи данной преступной группы (организации или сообщества), декларируемые ими формы борьбы и принципы жизни?
● Каким образом распределялись функциональные обязанности и роли в этой группе (организации или сообществе)?
● В чем конкретно выражалась Ваша помощь отдельным преступникам, преступной группе, организации или целому преступному сообществу?
● Какие конкретные задачи Вы выполняли?
● С какой целью Вы это делали?
● Давал ли Вам кто-нибудь конкретные задания или Вы действовали исключительно по собственной инициативе?
● Если кто-то давал Вам конкретные задания, то опишите этого человека или группу лиц: их имена, черты внешности, вероятное местонахождение, роль в преступной группе (организации) и т.п.;
● С кем конкретно, помимо человека, который давал Вам задания (если такой был), Вы контактировали в процессе реализации своей преступной деятельности?
● При каких обстоятельствах Вы контактировали с этими людьми, по какому поводу, как часто, с использованием каких средств связи?
● Получали ли Вы какое-либо вознаграждение за осуществление Вами соучастия?
● Если да, то в каком размере, в какие конкретно даты, при каких обстоятельствах, где и от кого именно? И т. п.
Перечень данных вопросов должен быть продлен и конкретизирован в зависимости от числа соучастников расследуемого дела, в зависимости от их готовности давать правдивые показания, а также других обстоятельств конкретного дела.
В очередной раз подчеркнем наличие очень высокого уровня конфликтности ситуации. На данное обстоятельство нами уже обращалось внимание ранее. Конфликтность ситуации, прежде всего, проявляется в том, что допрашиваемые крайне редко дают правдивые показания в процессе самих допросов.
Для решения этой проблемы, одним из наиболее эффективных действий представляется контроль и запись телефонных переговоров родственников задержанных и их близких друзей, подозреваемых в оказании помощи преступникам.
В числе прочего эффективными могут оказаться: перекрестный допрос и очная ставка; исследование и анализ сведений, которые были предоставлены разными допрошенными лицами; выявление в таковых данных противоречивого характера; использование этих данных в форме аргументации в процессе проведения допроса подозреваемых и обвиняемых; и т.д. Также эффективной мерой может оказаться исследование поведения, речи допрашиваемых подозреваемых (обвиняемых) в присутствии косультанта-психолога.
§2. Очная ставка
Очная ставка проводится только после того, как ее участники предварительно допрошены и если в их показаниях имеются существенные противоречия. Однако по делам террористической направленности при определенных обстоятельствах возможно и целесообразно проведение очной ставки и при наличии несущественных противоречий. В проведении очной ставки есть особый смысл в том случае, если у следователя имеется основание полагать, что участники террористического акта иди иного преступления террористического характера дают неправдивые показания. В некоторых случаях сам факт проведения очной ставки может сыграть роль тактического приема. К тому же на следствие работает и психологический фактор затрудненности лжи в присутствии человека, заведомо знающего правду, позиция которого по отношению к таким показаниям может быть и неизвестна. Однако, данная рекомендация не соответствует общим правилам и может быть использована только в тех случаях, когда возможное согласование позиций участников очной ставки не представляет существенной опасности. Еще одним доводом за проведение очной ставки при незначительных противоречиях в показаниях может быть фиксация попыток сговора участников очной ставки, особенно на языке, который, по их предположению, не должен знать следователь. Таким образом могут быть выявлены и использованы улики поведения.
Основной особенностью проведения очной ставки при расследовании деятельности террористических организаций и сообществ является во многих случаях отказ от проведения данного следственного действия. Это вызвано чрезвычайно большим риском, порой непредсказуемостью возможных результатов проведения очной ставки, опасностью резкого ухудшения следственной ситуации.
По данной категории уголовных дел очную ставку проводить нецелесообразно в следующих случаях.
1. Если существует опасность, что "изобличающий" участник очной ставки в результате запугивания или по другим причинам может изменить показания.
2. Если очная ставка может быть использована для согласования усилий по противодействию расследованию.
3. Если очная ставка может быть использована обвиняемым, подозреваемым для передачи информации.
4. Нет смысла проводить очную ставку не для устранения противоречий в показаниях, а для закрепления прежних показаний.
5. Нецелесообразно проводить очную ставку в большинстве случаев между обвиняемым и его родственниками и близкими знакомыми. Последние из чувства жалости могут внести ложные поправки в свои показания.
В случаях нецелесообразности проведения очной ставки следователь может попытаться устранить противоречия путем:
- предъявления ознакомления во время допроса с протоколами проведения иных следственных действий;
- прослушивания во время
Очная ставка между лицами, которые не были знакомы, но могли видеть один другого при различных обстоятельствах, связанных с совершением преступлений, проводится только после предъявления их для опознания.
При подготовке к проведению очной ставки следователь:
- анализирует показания лиц, участвующих в проведении очной ставки;
- выявляет суть противоречий и определяет вопросы, которые необходимо задать на очной ставке (при этом он может ограничить число лиц и эпизодов, относительно которых могут задаваться такие вопросы);
- определяет круг иных
- организует вызов участников очной ставки; при этом порой важно организовать "серию" очных ставок, следующих одна за другой, с участием одного из обвиняемых, дающего, по мнению следователя, ложные показания;
- обеспечивает правильное