Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 00:54, курсовая работа
Представленная дипломная работа посвящена теме «Тактико-психологические основы допроса. Тактические особенности допроса по делам террористической направленности».
Допрос — это самое распространенное следственное действие. Как показывают исследования, в среднем около 66 % протокольных материалов уголовных дел составляют протоколы допроса. На производство допросов следователи тратят примерно 25 % своего рабочего времени. Объясняется это высокой информационной емкостью каждого отдельно взятого допроса, его гносеологической ценностью.
Введение
Глава I. Тактико-психологические основы допроса
§1. Понятие и сущность допроса как следственного действия
§2. Процессуально-тактические основы допроса
§3. Психологический контакт и особенности его установления
Глава II. Тактические особенности допроса свидетелей и потерпевших по делам террористической направленности
§1. Допрос свидетелей
§2. Допрос потерпевших
Глава III. Тактические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых по делам террористической направленности.
§1. Допрос подозреваемых
§2. Допрос обвиняемых
§3. Очная ставка
Заключение
Список использованной литературы
Испуг – психическое состояние, сходное со страхом, но в отличие от страха следует за воздействием и является следствие внезапного дефицита сведений об источнике и размерах неожиданной угрозы. Установлено, что испуг угнетающе действует на запоминание воспринятого. Если страх испытывается во время совершения преступления, то испуг, это состояние, охватывающее потерпевшего уже после посягательства. Сознание потерпевшего постоянно возвращается к пережитому и при этом потерпевший плохо воспринимает происходящее с ним в настоящий момент времени. Этим и объясняются пробелы в показаниях потерпевшего.
Боязнь, тревога, беспокойства так же являются эмоциями, которые испытывает потерпевший после преступления. Причиной их возникновения являются социальные последствия преступления. Снижается чувство личностной целостности, наступает потеря душевного равновесия. Потерпевший теряет уверенность в успешных результатах работы правоохранительных органов. Этот отрицательный эмоциональный фон может существенно повлиять на формирование показаний потерпевшего и даже может привести к отказу потерпевшего сотрудничать с правоохранительными органами. Установив наличие данных эмоций у потерпевшего, следователь должен попытаться устранить их причину – вселить уверенность в потерпевшего, разъяснить ему полезность его участия в процессе расследования.
В) Фрустрация (данное состояние также именуют «растерянность») – стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное нарушением близко достижимой и значительной цели, срыв стратегических планов личности.12 Фрустрация является трудно преодолимым психическим состоянием, так как потерпевший не может устранить причины этого состояния. На практике оно оказывает отрицательное воздействие на формирование показаний и очень трудно устраняется следователем. Фрустрация значительно затрудняет адекватную оценку обстоятельств дела. Потерпевшие, переживая потерю душевного равновесия, стрессовые ситуации расследования и, иногда, неуверенность в успехе предварительного следствия, нередко, стремятся уклониться от участия в следственных действиях, относятся к ним формально, безразлично. В этом случае следователю необходимо установить психологический контакт с потерпевшим, избрать правильную тактику допроса с использованием приемов убеждения, обеспечить активное участие потерпевшего в ходе предварительного следствия.
Рассмотрев влияние эмоций на формирование показаний потерпевшего следует сделать ряд рекомендаций. При проведении допроса следователю необходимо установить, под действием каких эмоций проходило формирование показаний и под действием каких эмоций находится потерпевший в конкретный момент допроса. Зная особенности внешнего проявления эмоций, это нетрудно сделать, т.к. данная цель может быть достигнута путем опроса потерпевшего о том, что он испытывал в момент совершения преступления, что он чувствовал. Эти вопросы могут быть заданы следователем при формировании психологического контакта с допрашиваемым. Полученные в результате сведения могут быть использованы как при выборе тактических приемов допроса, так и последующей проверке и криминалистическом анализе показаний с целью оценки их достоверности.
Влияние боли и болезненных состояний на формирование показаний потерпевшего.
Учеными доказано, что существует взаимосвязь между переживаемыми
эмоциями и восприятием болевых ощущений. Так, чувство боли усиливается при состоянии страха, а тяжелые психические переживания и стресс подавляют чувство боли.
Влияние боли на процесс формирования показаний весьма противоречиво, что связано с противоречивым влиянием боли на процесса восприятия. Болевые ощущения в целом дезорганизуют процессы восприятия и мышления. Но могут способствовать активации деятельности отдельных видов ощущений у потерпевшего. Лазарев П.П. отмечает, что по мере увеличения болевых раздражений чувствительность зрения повышалась. При дальнейшем усилении раздражения наступал максимум, а затем при более сильных раздражениях наступало понижение предельной чувствительности.13 Таким образом, под действием боли повышается не только чувствительность «пораженной ткани», но и чувствительность зрения, слуха, обоняния, статических и мышечно-суставных ощущений. Это благотворно влияет на полноту, точность и объем воспринятой и запечатленной информации, что существенно повышает качество показаний потерпевшего.
Наиболее типичным отрицательным результатом действия боли, проявляющемся в показаниях потерпевшего, является неверная оценка потерпевшим временных промежутков. Это может выражаться как в неверной оценке момента наступления события, так и в увеличении или уменьшении в показаниях потерпевшего длительности преступления. Поэтому при оценке и проверке показаний потерпевшего, формировавшихся под действием боли, необходимо особо проверять при помощи всех других материалов дела достоверность оценки временных промежутков потерпевшим.
Существенное влияние на формирование показаний может оказать и болезненное состояние потерпевшего. Болезненные состояние потерпевшего можно подразделить на:
а) болезненные состояния, существовавшие у потерпевшего до совершения в отношении него преступления;14
б) болезненные состояния, возникшие у потерпевшего в момент совершения преступления и являющиеся его следствием.
В результате совершения преступлений террористической направленности для потерпевшего оказываются характерны болезненные состояния второго типа, на которых мы и остановимся. Например, в результате взрыва потерпевшему может быть причинен физический вред различной степени тяжести – различного рода травмы, увечья. С точки зрения особенностей формирования показаний наибольшее значение имеют вызванные преступными действиями сотрясения мозга различной степени тяжести, контузии или ушибы мозга. В сочетании со сверх сильным психическим воздействием, вызванным преступлением террористического характера, возникает торможение в качестве защитного механизма от нервного перенапряжение и истощения.
Влияние данных состояний на формирование показаний потерпевшего может быть различным. Оно зависит от длительности и интенсивности данных состояний, а также от ценности информации, которая остается не воспринятой при потере сознания.
Травмирующее воздействие преступления террористической направленности настолько велико, что у потерпевших могут возникать различные психические расстройства, которые также оказывают влияние на формирование показаний и на саму возможность воспроизведения данных о событии преступления в ходе допроса.
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние боли и болезненных состояний на формирование показаний потерпевшего различно и зависит от конкретной ситуации преступления, личностных качеств жертвы и тяжести причиненного вреда. Потому показания потерпевших могут быть как точными, полными, объективными, так и содержать искаженную, неполную информацию. Во избежание последнего, потерпевшие по делам террористической направленности перед допросом должны быть направлены на комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, с результатами которой следователь должен внимательно ознакомиться и последующий допрос проводить в присутствии специалиста-психолога.
Глава III. Тактические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых по делам террористической направленности.
Напомним, что допрос не должен рассматриваться только как процесс получения от допрашиваемого информации об известных ему обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по делу. Для понимания сущности тактики допроса необходимо исходить из того, что это в первую очередь психическое отношение двух лиц - допрашиваемого и допрашивающего, общение, всегда напряженная мыслительная работа с обеих сторон.
Понятие информации, которую получает следователь от допрашиваемого, более емкое, чем только словесное описание факта, события. Информация содержится и передается поведением допрашиваемого, особенностями его речи, психическим состоянием и т.д., в связи с чем ее надлежит подразделять на: информацию об интересующем следствие событии, факте и информацию об источнике устного сообщения об этих фактах, событиях.
Информация второго вида дает возможность правильно оценить источник передачи сведений и в ходе допроса избрать правильную тактику допроса, которая позволяет получить от допрашиваемого правдивые сведения о совершенном преступлении.
Информация, передаваемая допрашиваемым при допросе, имеет ряд особенностей: процесс ее передачи должен быть соответствующим образом возбужден постановкой задачи от следователя; процесс передачи информации, полнота, активность ее изложения, воспоминания, как правило, зависят от желания носителя информации передать ее следователю в ходе допроса, наличия психологического контакта.
Для установления истины по делу в ходе допроса необходим обмен информацией между следователем и допрашиваемым. Как правило, допрашиваемый первым должен сообщить информацию следователю.
Сложность тактики допроса определяется тем, что в ходе общения допрашиваемый стремиться получить информацию не только для того, чтобы правильно решить поставленные перед ним мыслительные задачи и в конечном итоге сообщить объективную информацию следователю, но и нередко для того, чтобы восполнить недостающую, отсутствующую у него информацию о действиях и намерениях следователя.
Следует отметить, что допрос, пожалуй, является самым индивидуальным следственным действием. Это значит, что никакая тактика, рекомендации не предусмотрят особенности допроса конкретного человека, его поведение, реакцию и пр. Здесь, следователю может помочь только профессиональный и жизненный опыт, его интеллект, воспитание, подготовленность, умение перестраиваться и изучать характер людей.
§1. Допрос подозреваемых (обвиняемых)
Допрос подозреваемых и обвиняемых является наиболее распространенным и сложным следственным действием. В комплексе первоначальных следственных действий по делам о терроризме допрос подозреваемого занимает особое место. В результате этого следственного действия следователь получает дополнительные доказательства, подтверждающие или опровергающие вину подозреваемого (обвиняемого), поскольку именно ему известны все подробности происшедшего события и обстоятельства, ему предшествовавшие.
На случай возможного ареста и допросов террористы тщательно готовятся к тому, чтобы оказать противодействие следователю. Они решают, какие обстоятельства необходимо скрыть, и заведомо договариваются о возможной линии поведения на следствии. Как показывает криминалистическая теория и следственная практика, представление следователя об этих обстоятельствах бывает обычно неполным. В процессе раскрытия преступления и познания его сущности он как бы отстает от действий террориста. Имея выигрыш во времени, подозреваемый вынуждает следователя действовать в максимально затрудненной обстановке.
Подобного рода столкновение человеческих интересов в конфликтной ситуации и обусловливает необходимость криминалистической тактики, позволяющей вырабатывать в складывающейся ситуации такую линию поведения, при которой следователь оказывался бы в более выгодном положении при самых неблагоприятных действиях заинтересованных в расследовании лиц. При этом необходимо исходить из сознания того, что противостоящие оперативному работнику, следователю подозреваемые обладают достаточно высокими интеллектуальными и волевыми качествами.
Несмотря на отсутствие времени, допросу подозреваемого должна предшествовать его тщательная подготовка: изучение материалов, связанных с осмотром места происшествия (планов, схем, фотографий, видеопленок); протоколов осмотра вещественных доказательств и допроса очевидцев; материалов ведомственных технических комиссий и экспертиз и т.п.
Допрос задержанного террориста должен быть своевременным и целенаправленным. Следователь должен четко представлять, какие вопросы необходимо выяснить и в какой последовательности, а также подготовить доказательства
По уголовным делам о совершенных или планируемых террористических актах всех задержанных подозреваемых можно дифференцировать на две большие группы:
- подозреваемые, не конфликтующие со следствием;
- подозреваемые, конфликтующие со следствием.
Тактика допроса первой группы подозреваемых заключается в основном в поддержании доброжелательных отношений с допрашиваемым, детальном ознакомлении его с нормами закона, предусматривающими смягчение наказания (ст. 61, 62, 64, 65, 73 УК) или даже освобождающими от уголовной ответственности (ст. 75, примечание к ст. 205 УК). В бесконфликтной следственной ситуации необходимо использовать позитивные аспекты жизни подозреваемого, выявлять причины, толкнувшие его па преступный путь, акцентировать внимание допрашиваемого на реальной возможности возврата к нормальной жизни, друзьям, семье и работе. Следователь должен не просто повторять "прописные истины", а приводить яркие примеры запутавшихся, но все же вернувшихся к нормальной жизни бывших террористов, преодолевших пагубное влияние своих расчетливых и трусливых главарей. В то же время с учетом возможности изменения показаний подозреваемого следователь обязан закреплять полученные на допросе данные иными объективными доказательствами: результатами повторных и дополнительных осмотров, обысков, освидетельствований, допросами лиц, на которых ссылался подозреваемый, и т.д.
При этом сотрудники органов дознания, осуществляющие оперативное сопровождение, должны путем производства гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий не только проверять полученную доказательственную информацию, помогать следователю в ее процессуальном закреплении, но и всемерно расширять ее, выявляя новые источники данных, новые эпизоды преступной деятельности.
При допросе подозреваемых второй (конфликтной) группы сложная следственная ситуация разрешается путем применения широкого комплекса тактико-психологических приемов. Рассмотрение этих приемов и методов начнем со специфических аспектов тактики допроса:
1. Используются результаты