Внешняя политика России в царствование Николая Ι

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к историческим личностям - императорам, полководцам, полити-кам был всегда. В советское время историков привлекали, прежде всего, деятели революционного движения, боровшиеся с самодержавием и его правительствами. О царях, королях, императорах отзывались, в основном, лишь негативно. В последние годы этот перекос преодолевается: появились статьи, книги, подробно анализирующие воспитание, образование, взаимоотношения в семье, формиро-вание характера, личность российских самодержцев. Однако их внешнеполи-тическая деятельность не привлекала столь пристального внимания, хотя извест-но, что в этой области правители России показали себя умелыми дипломатами, чувствовавшими время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 – 6
Глава 1. Россия и Западная Европа…………………………………………..7 – 12
Россия и Европа в 1830-е гг…………………………………………7 – 12
Россия и общеевропейская революция 1848 – 1849 гг…………….12
Глава 2. Восточный вопрос в 1825 – 1855 гг………………………………...13 – 27
2.1 Русско-иранская война 1826-1828 гг………………………………...13 – 14 2.2 Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг………………………………14 – 22
2.3 Россия и ближневосточный кризис 1832 – 1833 гг………………....22 – 23
2.4 Восточный вопрос в 40-е гг. ΧΙΧ века………………………………24 – 26
Глава 3. Крымская Война……………………………………………………...27 – 37
Заключение……………………………………………………………………..38 – 39 Список использованных источников и литературы…………………………40

Прикрепленные файлы: 1 файл

курс история.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

1 июня российским правительством  был издан меморандум о разрыве  дипло-матических отношений с Турцией.

После этого Николай I приказал русским войскам (80 тыс.) занять подчи-нённые султану дунайские княжества Молдавию и Валахию.  В свою очередь анг-лийское правительство приказало средиземноморской эскадре идти в Эгейское море.

21 июня (3 июля) русские войска вступили в дунайские княжества.

Это вызвало протест Порты, который, в свою очередь, привёл к тому, что  в Вене была созвана конференция уполномоченных Англии, Франции, Австрии и Пруссии. Результатом конференции стала Венская нота.31 Компромиссная для всех сторон, потребовавшая от России эвакуации из Молдавии и Валахии, но дававшая России номинальное право защиты православных в Османской империи и номинальный контроль над святыми местами в Палестине.

Венская нота позволяла  России выйти из ситуации без потери лица и была принята Николаем I, но отвергнута османским султаном, надеявшимся  на обе-щанную Стратфордом-Редклифом военную поддержку Британии. Порта предло-жила различные изменения в упомянутой ноте. На изменения эти согласия со сто-роны русского государя не последовало.

Истинные причины Крымской войны коренились главным образом именно в столкновении колониальных интересов России и Англии, а также России и Франции, отчасти России и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. И Англия в союзе с Францией, и Россия стремились в Крымской войне к одинаковой цели, то есть к господству в указанных районах, хотя и разными путями: Англия и Фран-ция, которым выгодно было иметь в лице Турции постоянный противовес и угрозу России, предпочитали закабалить Турецкую империю, тогда как Россия хотела уничтожить ее. Турция, в свою очередь, преследовала давнюю цель оттор-гнуть от России Крым и Кавказ. Словом, Крымская война была захватнической, грабительской со стороны всех ее участников.32

Пытаясь использовать благоприятную  возможность «проучить» Россию ру-ками западных союзников, османский султан Абдул-Меджид I 27 сентября (9 ок-тября) потребовал очищения дунайских княжеств в двухнедельный срок, а после того, как Россия не выполнила это условия, - 4 (16) октября 1853 года объявил России войну. 20 октября (1 ноября) аналогичным заявлением ответила Россия.

Силы России.

Частичная мобилизация  русской армии началась еще феврале 1853 г. общая численность составляла более 1 млн. 100тыс. человек (см.приложение 1). Однако войска были разбросаны по всей Европейской России. В течение всей войны приходилось держать огромные силы на западных, северо-западных и юго-западных границах страны ввиду неопределенной позиции Швеции и Австрии, которых союзная коалиция пыталась всячески втянуть в военные действия на своей стороне. Заметно отставала русская армия и в качестве вооружений.

В 1840—1850-х годах в  европейских армиях активно шёл  процесс замены устаревших гладкоствольных ружей на современные нарезные.

Гладкоствольные ружья  имели прицельную дальность стрельбы до 200 метров, нарезные – 900-1200 метров. Пехота, вооружённая нарезными ружьями, имела очевидное превосходство в дальнобойности и скорострельности и могла растре-ливать пехоту противника издалека.

На начало войны доля нарезных ружей в стрелковом вооружении русской армии не превышала 4—5 %, во французской же нарезные ружья составляли около трети стрелкового оружия, а в английской - более половины.33

Артиллерия европейских армий в то время всё ещё была гладкоствольной. Дальность стрельбы картечью русской полевой артиллерии составляла около 600 метров, что делало её уязвимой для огня дальнобойного стрелкового оружия союзников.

Учитывая равнинный  характер местности в Крыму, дальнобойные нарезные ружья союзников позволили им издалека расстреливать пехоту, кавалерию и артиллерийские расчёты русской армии и полностью доминировать на поле боя.

Чтобы как-то компенсировать слабость огня русских ружей, русским войскам поневоле пришлось вырабатывать новую тактику: залегать под огнем, активнее использовать земляные укрытия, действовать цепью и делать упор на ближний, штыковой бой.

Стоит также отметить, что до 1853 года в русской армии на обучение пехоты и драгун отпускали 10 патронов в год на человека.34 Впрочем, недостатки были при-сущи и армиям союзников. Так в британской армии времён Крымской войны была распространена архаичная практика комплектования армии офицерским составом путём продажи чинов за деньги.

Кавказские войска России (боевые части покорявшие Кавказ до начала войны) отличались от войск европейской части страны инициативностью и решитель-ностью, высокой слаженностью действий пехоты, кавалерии и артиллерии35.

С начала XIX века в европейских  флотах активно шёл процесс замены устаревших парусных судов на современные паровые (пароходы)-сначала колёс-ные (известные как пароходо-фрегаты), а затем и винтовые.

Парусные суда могли  двигаться только при наличии ветра, пароходы - в любую погоду, причём скорость хода парохода в любом случае была выше36. Будучи построены позднее, пароходы также обладали более дальнобойной артиллерией.

В бою против парохода шансы парусного судна невелики: сбив паруса, пароход может, заняв  удобную позицию, не торопясь расстрелять  обездвиженного против-ника. Повредить ходовую часть парохода, особенно винтового (двигатель которо-го находится внутри корпуса, а винт - под водой), паруснику намного сложнее.

Российский флот накануне Крымской войны занимал по численности  боевых кораблей третье место в мире (после Англии и Франции), но имел в своем составе всего 15 пароходо-фрегатов и ни одного винтового парохода. Балтийский флот имел 26 линейных кораблей, 9 фрегатов, 8 корветов и бригов, 9 пароходо-фрегатов, 10 транспортов, 143 мелких судна, а Черноморский флот - 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 16 корветов и бригов, 6 пароходо-фрегатов, 32 транспорта и 82 мелких корабля.

Английский флот насчитывал более 200 судов (из которых паровых - 115), включая 19 парусных линейных кораблей и 11 линейных кораблей с паровым двигателем, 50 парусных фрегатов, 32 пароходо-фрегата, 67 мелких парусных и 71 паровых судов. Французский флот по числу паровых судов занимал второе место после Англии и состоял из 171 судна (из которых паровых - 108)37.

Учитывая количественный и, главное, технический перевес  англо-французского флота, превосходство  союзников на море было подавляющим, и российский парусный флот почти  всю войну не вел активных действий на море. Однако флот внес большую роль в оборону побережья Балтики. Здесь пытаясь компенсировать подавляющий перевес противника, российские моряки впервые в мировой практике применили подводные мины, разработанные академиком Б. С. Якоби.

По инициативе капитана 2 ранга Шестакова и при поддержке великого князя Константина Николаевича с января по май 1855 для действий в мелководном Финском заливе были построено 32 винтовые канонерские лодки. В после-дующие 8 месяцев было построено еще 35 винтовых канонерок, а также 14 винто-вых корветов и клиперов. Паровые машины, котлы и материалы для их корпусов были изготовлены под общим руководством чиновника особых поручений кораб-лестроительного департамента Н.И. Путилова в петербургских механических мастерских. Механиками на вводимые в строй винтовые военные корабли назна-чались русские мастеровые, участвовавших в изготовлении для них машин и механизмов.

Черноморский флот руководимый талантливыми русскими флотоводцами, таки-ми как Истомин, Корнилов и Нахимов, сыграл решающую роль в обороне Севастополя - главной базы Черноморского флота. Следует отметить, что в 1854-1855 гг. мины на Чёрном море русскими моряками не применялись, несмотря на то, что сухопутные войска уже применяли подводные мины в устье Дуная в 1854 году и в устье Буга в 1855 г. В итоге, возможность применения подводных мин для блокирования входа союзного флота в Севастопольскую бухту и другие гавани Крыма осталась неиспользованной.

Военные действия.

Основные сражения кампании 1853 г. развернулись на Дунайском фронте. Здесь 80-тысячной русской армии под  командованием М.Д. Горчакова, вышед-шей к Дунаю, противостояли 145 тыс. турок во главе с Омер-пашой. Турки гото-вились форсировать Дунай, занимая укрепленные позиции на его левом берегу. Но все попытки турецкого наступления отбивались контратаками русских войск.

Тем временем, русскому командованию стало известно о концентрации в Синопской бухте турецких военных кораблей, для осуществления десантной операции на Кавказе. Не дожидаясь выхода турецких кораблей в море, русская парусная эскадра из 8 кораблей во главе с вице-адмиралом П.С. Нахимовым 18 ноября 1853 г. напала на турецкий флот в Синопе, сожгла почти все его суда и разрушила береговые укрепления. Это послужило поводом для прямого вмеша-тельства Англии и Франции в конфликт. В январе 1854 г. 70-тысячная англо-французская армия высадилась в болгарском городе Варна.38 9 февраля 1854 г. Николай Ι объявил о разрыве политических отношений с Англией и Францией. 15(27) марта о состоянии войны с Россией объявила королева Виктория, на следующий день такое же заявление сделал император Наполеон ΙΙΙ.

Военные действия на Дунайском  фронте в 1854 г. несколько активизирова-лись: в марте русские войска форсировали Дунай, а в мае осадили стратегически важную турецкую крепость Силистрию. Успехи российского оружия испугали формально не входившую в антирусскую коалицию Австрию. Под ее прямым давлением Николай Ι и главнокомандующий армией И.Ф. Паскевич решили, сняв осаду Силистрии, отвести войска за Дунай. К сентябрю 1854 г. русская армия очистила и Дунайские княжества, территория которых была немедленно окку-пирована австрийцами. Завершение Дунайской кампании знаменовало собой изменение характера действий для России: теперь война утратила для нее наступательный характер и превратилась исключительно в оборонительную. Со-вершенно очевидными стали и захватнические, агрессивные намерения Англии и Франции, потерявших после вывода русских войск из Дунайских княжеств последние аргументы в пользу своего вмешательства в русско-турецкий конфликт.39

В июне-июле 1854 г. англо-французские  войска высадились в Варне, а союзная  эскадра блокировала русский флот в Севастополе. Весной-летом 1854 г. неприятельский флот атаковал береговые укрепления по всему периметру мор-ских границ российской империи. 22 апреля 1854 г. бомбардировке подверглась Одесса. Другим районом активности союзного флота стала Балтика. Направ-ленные сюда еще до официального объявления войны английские корабли не решились атаковать хорошо укрепленные Кронштадт и Свеаборг и, дождавшись французской эскадры, в июле 1854 г. высадили десант на Аландских островах. После десяти дней ожесточенного сопротивления малочисленного русского гар-низона союзникам удалось овладеть недостроенными укреплениями Бомарзунда. Попытки высадки десанта в других местах закончились неудачно, и осенью 1854 года англо-французский флот покинул русские территориальные воды. Столь же неудачно завершилась экспедиция английских кораблей в Баренцевом и Белом  морях. Подвергнув бомбардировке Соловецкий монастырь и маленький городок Колу, англичане не смогли высадить десанты. Отбито было и их нападение на Архангельск. Ожесточенное сопротивление противнику оказал гарнизон Петро-павловска-на-Камчатке во главе с генерал-майором В.С. Завойко. В августе 1854 года ему удалось отбить атаки англо-французского десанта.

Несмотря на географический размах, все эти военные операции носили вспо-могательный характер: основные силы союзников готовились к переброске в Крым, к главной базе русского черноморского флота – Севастополю.

Накануне начала полномасштабных  действий в Крыму Австрия от имени  великих держав предъявила России в  качестве условия мирного регулирования следующие четыре пункта:

  1. Установление коллективного протектората пяти великих держав над Дунай-скими княжествами (в замен русского покровительства над Молдавией и Валахией).
  2. Свобода судоходства по Дунаю и передача контроля за его устьем в руки представителей всех великих держав.
  3. Изменение режима Черноморских проливов, установленного Лондонской конвенцией 1841 г.
  4. Замена покровительства России православным подданным турецкого султана коллективной гарантией их прав со стороны всех великих держав.

«Четыре пункта» австрийских  условий фактически сводили на нет  все чет-вертьвековые достижения российской армии и дипломатии, лишали Россию самостоятельности на Ближнем Востоке и на Балканах. Неудивительно, что Николай Ι «не дал никакого хода» предложениям Вены.40

2 (14) сентября 1854 года началась высадка экспедиционного корпуса коали-ции в Евпатории. Всего за первые дни сентября на берег было переправлено око-ло 61 тысячи солдат. 20 сентября в сражении на Альме союзники нанесли пораже-ние российской армии (33 тысячи солдат), пытавшейся преградить им путь к Севастополю. После этой неудачи Меншиков отвел свою армию к Бахчисараю, бросив Севастополь на произвол судьбы.

Город с суши был почти  не укреплен. Под руководством военного инженера Э.И. Тотлебена, были наскоро собраны военные отряды, которые при помощи гражданского населения начали возводить импровизированные оборонительные сооружения. Русский парусный флот не мог оказать сопротивления могучим эскадрам паровых союзников. Русские корабли были затоплены при входе в севастопольскую бухту, чтобы затруднить вторжение проитивника. Экипажи судов под командой своих адмиралов влились в состав гарнизона крепости.41 Так началась 349-дневная героическая оборона Севастополя.

Первая бомбардировка  города 5(17) октября 1854 г. не достигла цели. И хотя среди ее жертв оказался вице-адмирал В.А. Корнилов, руководивший обороной, неприятелю не удалось сломить  сопротивление защитников города и  овладеть им штурмом. Это дало возможность Меншикову перегруппировать силы и дважды атаковать противника с тыла. 24 октября (5 ноября) произошло Инкерманское сражение, в котором русские войска потерпели поражение. Атаки Меншикова не сумели заставить союзников снять осаду Севастополя.

Информация о работе Внешняя политика России в царствование Николая Ι