Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:33, диссертация
Целями настоящей работы являются: реконструкция совокупности научных, политических, социальных, экономических, философских взглядов Татищева, рассмотрение их в связи с его просветительской и практической деятельностью; оценка его места и роли в становлении идей просветительства в России в первой половине XVIII столетия.
Задачи работы:
1. Выяснить семантику понятий «просвещение», «просветительство», «просветитель», используемых в исторической литературе и литературе информационно-справочного характера;
2. Рассмотреть философскую основу мировоззрения ученого;
3. Проанализировать идеи Татищева, касающиеся тенденций социально-экономического и политического развития России в первой половине XVIII века;
4. Выявить и оценить вклад мыслителя в процесс развития народного образования и охарактеризовать роль ученого в становлении отечественной исторической науки;
5. Оценить влияние Татищева на процесс формирования российского просветительства в указанный период.
Введение.
Глава I. Мировоззренческая основа просветительских идей В.Н. Татищева.
1.1. Понятия «просвещение», «просветительство» и «просветитель» в научной литературе
1.2. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие
России в первой половине XVIII века.
1.3 Философские воззрения В.Н. Татищева.
1.4. Социально-экономические и политические взгляды В.Н. Татищева.
Глава II. Деятельность В.Н. Татищева в области науки и просвещения.
2.1. В.Н. Татищев - зачинатель исторической науки.
2.2. Деятельность В.Н. Татищева по созданию школ и библиотек.
Анализируя точки зрения
исследователей, рассматривающих социально-
Возвращаясь к анализу
работ дореволюционных ученых, отметим,
что они не характеризовали Татищева
как просветителя, но указывали на
наличие во взглядах ученого элементов
просветительства, а именно описывая
практическую деятельность ученого
на Урале по созданию школ и библиотек.
Деятельность В.Н. Татищева в области
образования отмечалась в работах
дореволюционных авторов. В 1831 году
в научный оборот был введен проект
Заводского устава, разработанного под
руководством Татищева в 1735 году на специальном
совещании заводчиков
Обращаясь к исследованию работ советских ученых, следует отметить, что эта проблема решалась Н. Волковым, A.A. Буровым, H.A. Константиновым, H.H. Кузьминым, Н.В. Нечаевым, В.Я. Струминским, A.M. Сафроновой и другими. Работа Н.В. Нечаева «Школы при горных заводах Урала первой половины XVIII века», вышла в 1944 году. До сегодняшнего времени исследование является единственным монографическим трудом, посвященным деятельности Татищева в области образования. В книге Нечаева был отмечен и тот факт, что из числа «учащихся татищевских школ вышли такие замечательные самородки, как первый русских теплотехник И. Ползунов и механик-гидротехник К. Фролов» (Нечаев 1944:6).
О возможности проследить черты просветительства во взглядах ученого высказывались те исследователи, которые изучали философские воззрения
B.Н. Татищева. В целом,
дореволюционные историки
В отличие от этой группы исследователей, другая часть ученых, среди которых можно назвать А.Д.Корсакова, Г.В. Плеханова и других, выделяли во взглядах Татищева такие мировоззренческие черты, как рационализм, деизм, антиклерикализм. По мнению А.Д. Корсакова, которое он выразил в статье «В.Н. Татищев» (1886), просветительство ученого заключалось в «умопросвещении», основанном «не на внешнем рабском подражании Западу, а приноровленное к «умоначертанию» русского народа, к его действительным потребностям и нуждам» (Корсаков 1886:576).
В советской исторической науке философским воззрениям Татищева посвящены работы JI.A. Петрова, A.A. Галактионова, П.Ф. Никандрова,
C.С. Шкуринова, C.B. Перевезенцева, М.М. Персица и других. Они признавали наличие во взглядах ученого деизма, и продолжили традицию, начатую А.Д. Корсаковым, говоря о свободомыслии и вольнодумстве Татищева.
Вновь обращаясь к рассмотрению
работ дореволюционных авторов,
необходимо отметить их оценку отношения
Татищева к религии. Многие исследователи
XIX века опровергали тезис о
Более расширенно вопрос об отношении Татищева к религии был поставлен только в советской исторической науке. И.Б. Вороницын, H.JI. Рубинштейн, М.М. Персиц, C.B. Перевезенцев, А. Чернышева признавали за Татищевым рационалистический и деистический подход к философии и религии в целом. А. Д. Корсаков отмечал, что в своих разнообразных занятиях исследователь руководствовался практическим смыслом. Значение Татищева определялось и его взглядами на образование как на дело государственной важности. Что, в свою очередь, дает нам возможность охарактеризовать Татищева как просветителя.
Вновь обращаясь к рассмотрению
трудов дореволюционных
1 1.Болыная советская
2.Краткая литературная энциклопедия. - М., 1972, - T.5.
3.Культурология в терминах
и понятиях. - М., 1997. просвещение»
и «просветительство», так как
это вполне соответствовало
П.Н. Милюков в монографии «Главные течения русской исторической мысли» (1898), называя Татищева «наиболее типичным представителем петровской эпохи», признавал, что Василий Никитич явился первым русским историком, высказывал мысль о том, что история была для ученого «. необходимою частью его общего мировоззрения, сводившегося к самопознанию» (Милюков 1898:21-22).
Из дореволюционных историков
наиболее четкую оценку просветительства
во взглядах Татищева дал Г.В. Плеханов
в своем исследовании «История русской
общественной мысли» (1915). Рассматривая
взгляды Татищева, он отмечал, что
«. главная отличительная черта
мышления Татищева это рассудность»
(Плеханов 1915:56). Плеханов первым из исследователей
наследия Татищева, относил его к
просветителям - по «приемам мышления»
и в «рассуждениях о «
4.Малая советская
5.Словарь русского языка. - М., 1983, - Т.З.
6.Советская историческая энциклопедия. - М., - 1968, - Т.П.
7.ФилософскиЙ
В советской историографии при изучении мировоззрения В.Н. Татищева были затронуты иные аспекты его деятельности. В частности более конкретно рассматривался вопрос о просветительстве ученого. В связи с этим можно выделить различные точки зрения в анализе взглядов ученого.
С.Н. Валк в статье «Исторический источник в русской историографии XVIII века» (1934) оценивает Татищева как защитника самодержавия, который своим творчеством хотя и «открывал ряд дворянскихисториков», но основной его темой явилась «тема самодержавия», а вся история сводилась к «историимонархии» (Валк 1934:34-35). Следовательно, Татищев не может быть причислен к числу просветителей, так как являлся лишь родоначальником одной отрасли знания - истории. В своих же исторических произведениях он защищал существующий строй, а не выступал против него. Таким образом, Валка можно назвать основоположником первой точки зрения в оценке воззрений мыслителя, считая его «монархистом» и «крепостником».
Впоследствии это мнение
в своих исследованиях
Широкая дискуссия по вопросам просветительства как явления, развернулась в 60-е годы, в ходе, которой, изучение просветительства во взглядах Татищева не могло быть оставлено за ее пределами. В обсуждении принимали участие не только историки, но и представители других научных дисциплин, прежде всего литературы.
М.М. Персиц в работе ««Разговор о пользе наук и училищ» Татищева, как памятник свободомыслия XVIII века» (1956) подчеркивает рационализм и свободомыслие ученого «при всей классовой ограниченности Татищева» (Персиц 1956:287). По его мнению, своей деятельностью Татищев «расчищал дорогу для победы юридического мировоззрения, которая, по выражению Энгельса, стало «классическим мировоззрениембуржуазии» (Персиц 1956:309).
З.И. Гершкович в своем исследовании «О методологических принципах изучения русского просветительства» (1961) полагает, что целесообразно объединить в один период просветительство всей первой половины XVIII ввека, включая М.В. Ломоносова. При этом автор отмечал, что в России просветительское движение «особенно на раннем этапе, было связано с деятельностью дворянства», и последовательно включал в число просветителей Татищева (Гершкович1961:154). Е. Плимак в статье «Основные этапы в развитии русского просвещения XVIII века» (1961) указывает, что к XVIII веку в русской просветительской идеологии сложились три «группировки», одна из которых - «дворянская аристократия, использующая идеи «естественного права» в своих корыстных интересах» (Плимак 1961:129). Фамилия Татищева не фигурирует в рассматриваемой работе, но мы вправе предположить, что автор в группу «дворянской аристократии» включает и его.
Близким предшественником» не только М.В. Ломоносова, но и А.Н. Радищева «в области социологии и философии» видел Татищева П.П. Епифанов, о чем он написал в своей статье «Ученая дружина и просветительство XVIII века» (Епифанов 1963:39).
Подчеркивая, что русское
просвещение как идеология
Таким образом, можно констатировать,
что в ходе дискуссий появилась
вторая точка зрения при оценке мировоззрения
Татищева: признание ученого
Особую позицию в советской исторической науке по вопросу о генезисе просвещения в России занимает А.Г. Кузьмин. Он явился основоположником третьей теории на Татищева как на просветителя. В своих работах «Русское просветительство XVIII века» (1978), «Первые попытки ограничения самодержавия в России» (1980), «Политические и правовые взгляды В.Н. Татищева» (1982) А.Г. Кузьмин особо отмечает, что идеи просвещения в России сложились не сразу, и в их становлении большую роль сыграл В.Н. Татищева: «Как многие деятели, выросшие в петровское время, Татищев от практических дел стремился к научным знаниям, а научные знания стремился применять на практике» (Кузьмин 1978:111). Вслед за Г.В. Плехановым А.Г. Кузьмин причисляет Татищева к «родоначальникам российского просветительства». Особый упор в своих работах автор сделал на рассмотрение политических взглядов Татищева. А.Г. Кузьмин отмечает, что мыслитель стремился «выразить насущные государственные потребности», которые в середине XVIII века «заключались в необходимости стимулирования буржуазного развития» (Кузьмин 1982:110).
Информация о работе В. Н. Татищев - основоположник российского просветительства