Социальная политика Наполеона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 23:13, реферат

Краткое описание

Приток огромных средств осуществлялся из покоренных Наполеоном территорий, а также за счет расширения французского экспорта в Европу, порою принудительного. Широкая захватническая политика Наполеона сопровождалась ростом военных расходов. Это чрезвычайно усиливало налоговый гнет. Вводились дополнительные косвенные налоги на соль, табак и пр. Многочисленными налогами облагались также подвластные территории. Стремясь создать колониальную империю, Наполеон навязывал захваченным странам невыгодные им торговые договоры и устанавливал беспошлинный ввоз своих товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическая политика Наполеона 9
1.1 Общая характеристика экономики Наполеона 9
1.2 Кодекс Наполеона 27
1.3 Континентальная блокада Наполеона 33
Глава 2. Социальная политика Наполеона 40
2.1 Социальная политика Наполеона в России 1812 года 40
2.2 Религиозная политика Наполеона 56
2.3 Реформирование системы образования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Прикрепленные файлы: 1 файл

магист Наполеон.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

Эти печальные итоги сразу значительно охладили отношение буржуазии к императорскому режиму. И ни субсидии, ни премии, ни казенные заказы не могли уже восстановить прежнего энтузиазма. Буржуазии был нужен мир во что бы то ни стало и восстановление торговых сношений. Если Наполеон мешал этому, то они ничего не имели против того, чтобы дать ему расчет, как дают расчет неумелому приказчику.  

 

 

 

1.2 Кодекс Наполеона

 

Создание Гражданского кодекса французов 1804 г. (Кодекса Наполеона), оцениваемое как начало нового периода истории французского гражданского права, стало наиболее значимым событием в истории европейского права XIX столетия. Кодекс стал не только национальным достоянием Франции, но и получил широкое распространение во многих частях Европы. Его достоинства были оценены не только во Франции, но и во многих других странах. Французское гражданское право было воспринято многими народами.

Одной из причин распространения кодекса была внешняя завоевательная политика Наполеона Бонапарта. Из Франции кодекс перешел в Европу, «он следовал за французским оружием и одерживал вместе с ним победы». Территория влияния Франции расширялась, и помимо самой Франции включала Бельгию, Голландию, левый берег Рейна от Везеля до Базеля, полосу Северной Германии до Балтийского моря, часть Швейцарии, Пьемонт, Тоскану и Папскую область. Во всех этих странах кодекс Наполеона приобретал силу положительного закона. Также он действовал в Неаполе, большинстве мелких княжеств Германии, в Данциге, в Великом герцогстве Варшавском. Так Наполеон стал законодателем не только во Франции, но и во многих частях Европы. Здесь образ Наполеона-военачальника вытесняется фигурой законодателя, и он предстает как юрист и миротворец.

При этом широкое распространение кодекса Наполеона нельзя объяснить только завоевательной политикой Франции. Есть территории, вообще не имевшие французского политического влияния, и где кодекс закрепился на целое столетие, где к его принципам возвращались после временной антифранцузской реакции (напр.: Луизиана, Бельгия, Женева и др.).12

Одним из достоинств, принесшим кодексу популярность, стал простой, ясный и точный язык его изложения. «Каждая из статей дает полное и законченное понятие, и для установления смысла отдельного положения законодатель не прибегает к этим постоянным ссылкам на другие параграфы, которыми так затрудняется чтение нового германского уложения».  Даже если на некоторых европейских территориях кодекс не был введен в действие в переведенном или переделанном виде, он послужил основой и образцом систематизации и последующего развития национального гражданского законодательства. Так, закрепленные в нем принципы легли в основу некоторых европейских кодексов (итальянского, испанского, саксонского).

Процесс приспособления к новым гражданско-правовым порядкам проходил несмотря на то, что после завоевания народы, симпатизировавшие ко всему французскому, напротив, стали ненавидеть французские идеи. В связи с этим представляется, что кодекс соответствовал потребностям и мировоззрениям многих людей и за пределами Франции.

После падения режима Наполеона, во многих государствах наступила реакция против французского вообще, и французского законодательства в частности. Такой поворот событий также имеет политические предпосылки. Некоторые государства отказывались от кодекса Наполеона не потому, что он не соответствовал уровню развития гражданско-правовых отношений или духу исторически сложившегося национального права, а потому что напоминал о притеснениях и унижениях народа. Однако некоторые государства сохранили, и длительное время продолжали пользоваться кодексом Наполеона. Так, в течение всего XIX века население Царства Польского и прирейнских княжеств Германии прекрасно приспособилось и не испытывало никаких затруднений при применении чужеземного кодекса.

Безусловно, создание гражданского кодекса стало событием общеевропейского масштаба и обусловило широкое распространение французского законодательства. Некоторые называют его «кодексом современного цивилизованного мира», полагая, что Франция «своим гражданским кодексом установила лучшую форму общественного строя». «Таким путем Франция вознаградила человечество за кровь, пролитую во время войны, и несколько компенсировала зло, причиненное современному поколению, теми огромными благами, которые она обеспечила грядущим поколениям». В течение всего XIX века французское законодательство господствовало в Европе, и законодательства государств не могли не считаться с его принципами и положениями. А благоприятную основу для его распространения создали французская философия и культура XVIII века.

За XIX век существенно изменились социально-экономические условия жизни общества, и кодекс Наполеона, уже во многом не соответствовал потребностям гражданского оборота. Но французы держались за основополагающие принципы гражданского права и не допускали радикального пересмотра кодекса. «В то время, как прорываются на свет учения, грозящие разрушением всему социальному (существующему) строю, и находят себе сторонников, когда предлагают заменить законный брак свободным сожительством, когда на собственность делаются нападения во имя социального равенства, забывая, что неравенство составляет один из основных законов природы, когда попирают доверие, которое свойственно договорам, когда некоторые судьи, избранные равными и предназначенные внести мир между капиталом и трудом, унижают и извращают свои обязанности до того, что заранее обещают признавать правыми рабочих, а виновными предпринимателей – было бы опасно открывать простор для обсуждения широких социальных задач, разрешенных уже нашим кодексом».

За 135 лет существования кодекса, из общего количества 2881 статей более 370 было изменено. При том, «новые статьи излагались тяжело и многословно, так что объем кодекса сильно увеличился». Наибольшим изменениям подверглась первая книга, говорящая о лицах. Наименьшее количество изменений коснулось вещного и обязательственного прав, что указывает на «живучесть» принципиальных положений кодекса, их соответствие капиталистическому типу производственных отношений.13

Французские гражданские законы на протяжении XIX века «… не только не изменились, несмотря на политические перевороты, но напротив – остались незыблемыми в тех даже своих частях, которых недостатки были обнаружены и признаваемы единогласно». На протяжении длительного времени кодекс сохранял свой престиж даже при различных революциях и экономических преобразованиях, его цитировали и комментировали не реже, чем на другой день после опубликования. Он оставался тем авторитетным предком, к которому обращались за советом, и именно вокруг него юристы пытались сформировать ряд новых промышленных законов. При этом юрист-консульты не обращали внимания на те трещины, которые произвело в нем время, и искусственно, путем остроумных ухищрений, старались согласовать новые законы с принципами, которые были в ходу в эпоху мелкой промышленности и личного деспотизма.

Система гражданских законов, обнародованная во Франции 20 марта 1804 года, носила первоначальное название «Гражданского кодекса Французов». Когда кодекс получил распространение в других странах, его название было заменено другим, более свойственным тогдашним политическим отношениям – «Кодекс Наполеона». После падения режима Наполеона, кодексу было возвращено название «Гражданского кодекса», и уже в 1852 году был возвращен прежний титул – «Кодекс Наполеона». Смена названий кодекса происходила вследствие происходивших во Франции политических переворотов. При этом практически не менялись форма и содержание первоначальной редакции кодекса. Политические перевороты «… не только не в силах были опрокинуть этот памятник или поколебать его до основания, но даже не оставили на нем почти никакого явственного следа…». На этот счет французский оратор Симсон предсказал судьбу кодекса Наполеона: «Когда время не может изгладить памяти о наших победах, разрушить однако их трофеи, всепожирающая коса его и тогда даже не в состоянии будет истребить наш кодекс. К нему будут обращаться, как обращаются в продолжение стольких веков к римским законам, в которых, к чести нашей будет сказано, мы черпали полными руками, но которые мы однако улучшили и усовершенствовали, – в чем каждый беспристрастный судья должен будет сознаться». Сам же Наполеон, во время пребывания на острове Св. Елены, говорил: «моя слава держится не сорока выигранными сражениями, потому что Ватерлоо изгладил впечатление стольких побед. Но то, что никогда не изгладится из памяти потомства, что будет вечно жить, – это мой гражданский кодекс».

Даже во время событий 1848 года, когда все политическое устройство Франции мгновенно разрушилось и превратилось в хаос, гражданский порядок, основанный на гражданском кодексе, не только уцелел, но и спас Францию от нравственного и материального упадка.14

Таким образом, политические перемены в государстве почти не коснулись гражданского кодекса, ограничившись его переименованием.

Французское гражданское право XIX века исключительной целью имело организацию гражданского общества и было лишено политического влияния, которым были пропитаны все средневековые гражданские законы Западной Европы. Французское гражданское право не имело бы столь широкого распространения и не смогло бы удержаться столь длительное время, если бы не его историческое происхождение, философские начала и опора на юридическую литературу и науку. В кодексе Наполеона были выработаны и закреплены наиболее соответствовавшие духу времени юридические принципы и конструкции, которые формировавшие наиболее простой и удобный режим гражданско-правовых отношений.

 

 

 

 

 

1.3 Континентальная блокада Наполеона

 

Континентальная система одновременно является и местью за английскую блокаду, и стратегией, нацеленной на поражение Англии путем разрушения ее экономики. Наполеон почти преуспел.

Первым шагом Континентальной системы был запрет на продажу англичанами их товаров на континенте, и таким образом лишение Англии рынков сбыта. И наоборот, произведенные товары и сырьевые материалы из Европы запрещалось продавать Англии.

Британцы пытались отрезать Европу от ее колоний и помешать трансатлантической торговле, а также навигации вдоль европейского побережья. С обоих сторон блокада основывалась на нарушении международных морских правил.

1. Средства блокады

Британцы эффективно использовали свой флот, Royal Navy, самый мощный в мире. В 1803 г. он насчитывает примерно пятьдесят кораблей, а к 1814 г. это число возрастет до 240. Англия потребляет массу дерева, в основном из скандинавских стран, Норвегии и Швеции. Лондон готов платить за сырьевые материалы, необходимые для кораблестроения - дерево, пеньку или лен, медь, железо и смолу.

Обеспечение морского превосходства всегда было основой британской политики. Лондон даже предпочитает нападать на нейтральные страны, нежели вступать в переговоры, что прекрасно доказывает бомбардировка Копенгагена 2 сентября 1807 г. Это превосходство морского флота также содействует экономике, так как военные корабли могут перевозить сырьевые материалы. Это позволяет также англичанам вторгаться в колонии европейских стран в Вест-Индии и Индийском океане.15

Наполеон, со своей стороны, использует континентальные ресурсы, блокируя порты и побережье. Более того, чтобы контролировать все побережье, Наполеон не останавливается перед нападением на страны, которые не присоединяются к Системе, например, Португалию в 1807 г. Вначале континентальные государства выступают за такое военное состояние. Большинство старых союзников - против Англии. Все считают Англию "нацией лавочников" и смотрят на нее сверху вниз.

Для того, чтобы ввести Систему, использовались два легальных пункта: захват кораблей и право на блокаду. Морские правила были установлены в 1713 г. Утрехтским договором, в соответствии с которым считалось, что флаг защищает торговца. Но в военное время ничто не может защитить торговца от захвата военными кораблями. Такой закон работал на Англию и Наполеон решил применить законы итальянской школы, которые запрещали воюющим государствам захватывать торговые суда. Более того, Наполеон хотел бы учредить на море те же коммерческие законы, которые защищают торговцев на суше.

Таким образом, Берлинским декретом постановлялось, что против британцев будут применяться репрессалии, пока "Англия не признает, что закон войны - один и тот же, на море и на суше, и что он не может относиться к какой-либо частной собственности или к личности, не входящей в состав армии."

Теоретически, любой корабль, пытающийся нарушить блокаду порта, может быть затоплен. Лондон объявляет, что все порты, перед которыми нет его кораблей, закрыты. Но по закону нейтральных стран, утвержденным в основном русской императрицей Екатериной II, для введения блокады для действительного закрытия порта необходимо, чтобы перед портом действительно "стоял на якоре или находился поблизости" корабль. Это "или" превратится в "и", когда Лондон и Санкт-Петербург после 1801 г. станут друзьями. Наполеон отстаивает законы нейтральных государств, которые утверждают, что "закон блокады применим лишь к действительно блокированным портам". Все эти моменты - теоретические, а на практике все получается по-другому.

2. Фазы Континентальной  системы

Уже после разрыва Амьенского мира Наполеон и Лондон предпринимают специальные шаги. 20 июня 1803 г. и 13 марта 1804 г. Бонапарт запрещает импорт коммерческих или производственных товаров из Англии. Товары из нейтральных стран разрешается ввозить, если поставка сопровождается сертификатом, выданным французским агентом (указ от 20 июня 1803 г.).

В июне и июле 1803 г. Лондон вводит блокаду устья Эльбы, затем Везера. 9 августа 1804 г. эта мера применяется ко всем французским портам на Северном море и Ла-Манше. В апреле 1806 г. англичане закрывают устье Эмза и Трава. 16 мая 1806 г. введена блокада от "реки Эльбы до порта Брест включительно".

Информация о работе Социальная политика Наполеона