Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:11, шпаргалка
1. Античность. Периодизация античной истории
2. Египет в период Раннего и Древнего царства
3. Зарождение и развитие древней цивилизации Китая
4. Государство Шань
5. Государства Древнего Китая
6. История Хеттского царства
7. Возникновение полисной цивилизации. Сущность поилиса
8. Индия в V-III веках
Овидий (43 г. до н. э.—17 г. н. э.) прославился
своими любовными стихами, и особенно
поэмой «Метаморфозы», построенной
на основе мифов о превращении
людей в растения и животных и
завершающейся мифом о превраще
«Римский миф» нашел свое завершение и в римской истории, написанной Титом Ливием. Последние части сочинения не сохранились. Но и по известным нам текстам ясна цель автора—показать, как доблесть, патриотизм, почитание богов возвысили маленький городок на Тибре до положения владыки мира. Живший в Риме грек Дионисий Галикарнасский в своей книге «Римские древности» изложил первые этапы истории Рима, общность римских институтов, культов, верований с греческими.
Современниками Августа были и
многие другие поэты, историки и писатели.
Сам он написал краткое изложение
своих «деяний» (оно дошло до нас
в латинском и греческом
Известно, что Август принимал у себя писателей и ученых, даже если они были отпущенниками, как, например, Гигин, автор сочинений по грамматике, литературоведению, и т. п. Август сделал его заведующим учрежденной в Риме общественной библиотекой, где не только хранились книги, но и авторы читали свои сочинения и велись споры.
Однако, признавая необходимость образования, римляне больше интересовались практическим приложением наук, а не их теорией. Как однажды образно заметил Цицерон, греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же—чтобы измерять земельные участки.
Быстро развивалась техника, особенно строительная. Необходимость соединить разные части империи для военных и торговых нужд стимулировала строительство дорог, а потребность в воде— сооружение акведуков, часть из которых сохранилась до наших дней. Для постройки и ремонта водопроводов Август выделил рабов, специально обучавшихся водопроводному делу, а во главе их поставил начальника из числа сенаторов. Один из них, Фронтин, написал сочинение «О водопроводах». Новый водопровод для Рима соорудил Агриппа. Вода подавалась в общественные фонтаны, бани, частные дома знати, где комнаты и бани обогревались горячим воздухом, поступавшим из подвалов по трубам. Август говорил, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Помимо реставрации 84 старых храмов были воздвигнуты новые, из которых особенно славились храмы Аполлона и Весты на Паллатине, включенные в комплекс дворца Августа, храм «божественного Цезаря», храм Марса Мстителя на новом Форуме Августа, продолжившем Форум Цезаря, и Пантеон Агриппы с огромным куполом—замечательным достижением римской техники. Не только в Риме, но и в италийских и некоторых провинциальных городах строились театры и цирки для гладиаторских игр, травли зверей, инсценировки сухопутных и морских сражений, для чего арена на время затоплялась водой.
Развитие архитектуры вело к развитию настенной живописи, лучше всего известной из раскопок домов в Помпеях. Стиль фресок варьировался, но обычно они состояли из красочных картин на мифологические, исторические, бытовые темы, часто с пейзажами, видами садов, сельских вилл. Остальные части стен покрывались изображениями цветочных гирлянд, светильников, колонн и т. п. Выполнялись они греческими и римскими мастерами, подражавшими греческой живописи. Греческие образцы воспроизводились и скульпторами (большинство творений великих греческих мастеров известно нам именно в римских копиях). Знаменитейшим их творением был посвященный сенатом Августу «алтарь Мира», со всех сторон украшенный барельефами.
На переднем его фасаде была изображена богиня Земли с символами изобилия и плодородия— двумя детьми, колосьями, лежащими у ее ног быком и овцой; на боковых — богиня Р ома, Ромул, Рем и Эней, приносящие жертву, торжественные процессии. Многочисленные статуи Августа изображали его как полководца в панцире и как великого понтифика. Скульптурные портреты частных лиц отличались точной передачей черт, и в этом они расходились с греческими, идеализировавшими оригиналы. Интерес к психологии человека был отличительной чертой римского искусства и литературы. И Цицерон и Гораций требовали от оратора, драматурга, художника знания характера и психологии изображаемых ими персонажей, соответствия их полу, возрасту, социальному положению, занятиям. В речах Цицерона, в «Сатирах» Горация—целая галерея современников с их достоинствами, пороками, причудами, убеждениями. Такую же галерею дают нам римские портреты.
Принципат Августа казался современникам золотым веком. Одной из основных стала идея «вечного Рима». Но в этой умиротворенности таилась опасность, которая ярко проявилась при преемниках Августа. Казалось, что все желания общества удовлетворены, лозунги, за которые боролись разные его слои, стали лозунгами официальной пропаганды. Мысль о незыблемости существующего порядка становилась модной. Но это сопровождалось утратой коллективистских, общественных целей, вело к отчуждению, разрыву связей между человеком и обществом.
Принципат— условный термин в исторической
литературе для обозначения сложившейся
в Древнем Риме в период ранней
империи (27 до н. э. — 284 н. э.), совмещавшей
монархические и республикански
Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.
Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным.
Именно связь с армией, официальная или неофициальная, позволяла императорам первых десятилетий принципата фактически овладеть всей полнотой власти. Выбор воинами очередной кандидатуры на власть порой был неожиданным даже для самого “избранника” и обусловливался самыми различными соображениями.
От армий зависели прочность положения и успехи правителя. Настроения войск формировались не только на основе взглядов самих легионеров и их отношения к происходящему, но и направлялись командирами, окружающим населением. В легионах “сходились” взгляды нескольких групп населения империи: аристократии, мелких землевладельцев, городского и сельского пролетариата, из которого набирались воины. Таким образом, все группы населения, взгляды и настроения которых могли влиять на поведение войск были политизированы и намерены активно отстаивать свои интересы.
Взаимодействие правителя (императора) с армией выражалось в назначении командиров, перемещении войск, организации военных кампаний, вознаграждениях воинов и в поддержке императора со стороны воинов. Большое значение в оформлении положения принцепса как главы государства играла присяга армии императору, выделявшая в качестве военного лидера конкретную личность.
Армия периода раннего принципата выполняла многие не свойственные ей “государственные функции”, такие, как контроль над назначением правителей, устрашение оппозиции, и другие. Именно вооруженные силы стали главным инструментом создания общеимперской бюрократии; а армия - ведущим элементом механизма прямого принуждения, и в этом качестве заняла в римской государственной машине ведущую роль.
Тиберий был усыновлен Августом “ради государства”. К моменту смерти Августа Тиберий уже был утвердившимся государственным деятелем.
Сразу после смерти Августа, Тиберий, опираясь на проконсульский империй, дал пароль преторианцам, разослал приказы армии и окружил себя охраной. После этого сенат во главе с консулами, а за ним преторианцы, войска, народ и провинции принесли ему присягу. 17 сентября власть была вручена ему сенатом.
События 17 сентября имели огромное
значение. Это был первый переход
власти при новой системе. Она
перерастала в постоянно
Передача власти Гаю Калигуле обусловливалась только династическим фактором, поскольку личной карьеры, подобно Тиберию, Калигула не сделал. К моменту смерти Тиберия он не имел ни личных заслуг, ни юридически оформленных полномочий. Сын Германника, молодой Гай Калигула пользовался большой популярностью как среди воинов так и в народе. Кроме того, он был родным правнуком Августа. Это и стало главной причиной получения им высшей власти в государстве.
18 марта 37 г. Гай по решению сената получил проконсульский империй, трибунскую власть и остальные полномочия принцепса. Как и ранее, армия, провинции и народ дали. Новый принцепс обычно именовался Гай Юлий Цезарь Германик.
Отдельные действия нового принцепса можно считать направленными на формирование династии. Он начал подчеркивать роль своей семьи в государственных делах Рима.
Калигула во время своего недолгого
правления ничего нового в области
замещения или прохождения
Клавдий оказался во главе государства благодаря тем же факторам, что и его предшественник: нового принцепса нашли и провозгласили императором преторианцы, причем исходя именно из принципа принадлежности к “правящей династии”. Произошло это сразу после смерти Гая Цезаря, 24 января 41 г. Сенат же только на следующий день, 25 января, признал нового принцепса и дал ему все полномочия главы государства.
В отличие от своих предшественников, Клавдий предпринял ряд действий, которые можно охарактеризовать как династическую политику, это касается, главным образом, бракосочетаний самого Клавдия и его дочери. В 49 г. Клавдий и Агриппина (внучка Германика и правнучка Августа) вступили в брак, что имело далеко идущие последствия для государства. Основным мотивом брака Клавдия с Агриппиной был расчет соединить две различные линии потомков, сплотив силы Юлиево-Клавдиевой династии.
Их действия показывают, что для всех уже была очевидной перспектива перехода власти от принцепса к его наследнику Нерону. Все события, связанные с наследниками, демонстрируют очевидность для всех того факта, что от принцепса зависит, кто примет власть после его смерти.
Клавдий утвердил новые правила прохождения магистратур. Право принцепса воздействовать на магистратов и создавать для них новые нормы уже не подвергалось сомнению.
Нерон формально получил власть от сената, фактически же - из рук преторианцев, как наследник умершего принцепса.
В период принципата Нерона происходило дальнейшее изменение положения и функций магистратур. Некоторые из них теряли свое значение и утрачивали функции, чаще всего - в пользу складывающегося императорского аппарата. Остатки прав, сохранившиеся за народными трибунами, были еще более ограничены запрещением разбирательства ими ряда дел. Ограничил деятельность квесторов. Сам Нерон четырежды занимал должность консула, что должно было подчеркнуть значение этой республиканской магистратуры.
После смерти Нерона, в 69 году, выступления легионов поочередно (почти параллельно) привели к власти Гальбу, Отона, Вителлия, Веспасиана. Гальба, опытный полководец и правитель, был провозглашен императором галльскими и испанскими войсками, которые поддержала провинциальная знать. Однако, популярность нового императора среди как воинов, так и аристократии очень скоро упала, поскольку он не сумел учесть их интересы в своей деятельности. Результатом стало убийство Гальбы. Сальвия Отона императором провозгласили преторианцы непосредственно в Риме. Его неумелая политика и личные недостатки (такие, как жестокость) также вскоре привели к падению авторитета, потере поддержки войск и свержению. Авл Вителлий был провозглашен императором германскими легионами, которые и принесли ему присягу. Итог его правления был таким же плачевным, как и итог принципата Отона и Гальбы - свержение и убийство.
Первого июля 69 года в Александрии был провозглашен императором Тит Флавий Веспасиан. Ему также принесли присягу легионы, находившиеся в Иудее и Сирии, поддержала его и провинциальная знать.
Веспасиан не имел родства с Юлиями-Клавдиями. Его приход к власти был обусловлен личными заслугами и связанной с ними поддержкой армии. Веспасиан целенаправленно готовил своих сыновей к осуществлению высшей власти в государстве, они и стали его преемниками.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории Цивилизации Востока и Запада в древнем мире"