Русский военно - морской флот в русской - японской войне 1904 - 1905 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

В 1873 г. в стране создаются военное и военно-морское министерства, принимается закон о всеобщей воинской повинности. Первыми учителями-советниками японцев по флоту были будущие британские адмиралы Трэйси и Хопкинс, а позднее французский корабельный инженер Эмиль Бертэн и англичанин капитан 1-го ранга Инглез. Наряду с заказом кораблей за границей - в Англии и Франции - японцы с помощью французских специалистов оборудовали для строительства крейсеров адмиралтейство в Йокосуке. Программой 1889 г. предусматривалось строительство 25 крейсеров и канонерских лодок, а также 30 миноносцев. Для ее выполнения пришлось выпустить внутренний морской заем в 50 млн. йен.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Русский военноморской флот в русскояпонской войне 19041905 годов.doc

— 702.50 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО  ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«государственный университет

МОРСКОГО И РЕЧНОГО  ФЛОТА АДМИРАЛА с.о. мАКАРОВА»

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ В РУССКОЙ–ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ

 

1904-1905г.

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил: Разгуляева Елена Александровна

                                                                                     (Фамилия, имя, отчество)

                                                     Студент ВЗО курса II спец.туризм

 

                                                                    Группа  Тур-5-II  № зачет. книжки Т11131

 

 

 

                                      Проверил: Борисенко М.В. 

                                                              (Фамилия, имя, отчество)                                                                                                        

                                                                                       

                              Дата: _________________

 

                          Подпись_______________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ В РУССКОЙ-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ

1904-1905г.

 

СОЗДАНИЕ ЯПОНСКОГО ФЛОТА

До середины XIX в. флот Японии, находившийся в искусственной изоляции от всего  мира, представлял собой действующий  музей примитивных судов, типы которых  восходили к древней истории  страны и не могли сравниться с  высшими достижениями кораблестроения. Только после реставрации власти императора (микадо) -так называемого «обновления Мейдзи» (1868) -Япония встала на путь реорганизации своих вооруженных сил по европейским образцам.

 

В 1873 г. в стране создаются военное  и военно-морское министерства, принимается закон о всеобщей воинской повинности. Первыми учителями-советниками японцев по флоту были будущие британские адмиралы Трэйси и Хопкинс, а позднее французский корабельный инженер Эмиль Бертэн и англичанин капитан 1-го ранга Инглез. Наряду с заказом кораблей за границей - в Англии и Франции - японцы с помощью французских специалистов оборудовали для строительства крейсеров адмиралтейство в Йокосуке. Программой 1889 г. предусматривалось строительство 25 крейсеров и канонерских лодок, а также 30 миноносцев. Для ее выполнения пришлось выпустить внутренний морской заем в 50 млн. йен. Ограниченные финансовые возможности не позволили завершить программу к 1894 г., когда в боевой состав японского флота входили один малый броненосец «Фусо» и 11 броненосных и бронепалубных крейсеров водоизмещением от 2250 до 4280 т. Эти корабли значительно уступали лучшим кораблям европейских флотов в размерах и вооружении. Однако новая японская кораблестроительная программа 1894 г. предусматривала строительство двух броненосцев 1 -го класса «наиболее сильного типа»(будущие «Фудзи» и «Ясима»), и двух крейсеров - бронепалубного и минного (авизо). Таким образом, Япония приступила к созданию линейного флота на Дальнем Востоке.

 

18 июля 1894 г. внезапным нападением  на китайские корабли в районе корейского порта Асан Япония начала войну с Китаем. В войне 1894-1895 гг. японцы преследовали далеко идущие захватнические цели на Азиатском континенте. Их задачи облегчались низкой боеготовностью вооружённых сил отсталого Китая.

 

После разгрома китайского флота в сражении при устье реки Ялуцзян японцы штурмом взяли Порт-Артур. Вскоре они взяли и военно-морскую базу Вейхайвей на Шандунском полуострове, где 1 февраля сдались остатки разбитого китайского флота. Условия мирного договора были тяжёлыми для Китая, уступавшего Японии ряд территорий, из которых наиболее важной была часть Квантунского полуострова с Порт-Артуром, образно названным японским микадо «оборонительной стеной всего государства».  Китай выплачивал победителю огромную контрибуцию - в перерасчёте около 400 млн. золотых рублей.

 Результаты войны встревожили  ведущие европейские державы,имеющие  свои интересы в Китае. 11 апреля 1895 г. правительства России, Германии  и Франции совместно опротестовали  аннексию Квантунского полуострова.  При этом Россия, границам которой японская экспансия на континенте представляла непосредственную угрозу, готовилась поддержать дипломатию внушительной демонстрацией вооружённых сил.

 

24 апреля 1895 г. главные силы Соединённых  эскадр Тихого океана и Средиземного моря под командованием вице-адмирала С.П. Тыртова(броненосец «Император Николай I»,броненосные крейсера «Адмирал Нахимов», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах») сосредоточилась на рейде китайского порта Чифу  в 75 милях от Порт-Артура. Младшими флагманами эскадр были контр-адмиралы С.О. Макаров и Е.И. Алексеев. По поручению Тыртова Макаров разработал план подготовки к бою, корабли перекрасили в серо-оливковый «боевой» цвет, приняли меры на случай внезапного нападения. Япония была вынуждена отказаться от Квантунского полуострова.

 

 Японское правительство после  этого взяло курс на подготовку  войны с Россией.Начинается невиданное  усиление армии и флота. Первая  и вторая судостроительные программы(1895 и 1896) предусматривали заказ ещё  4 первоклассных броненосцев в дополнение к двум строившимся в Англии и 4 больших бронепалубных крейсеров. В 1897 последние заменили на 6 ещё более крупных броненосных крейсеров. На выполнение двух программ в течение 10 лет требовалось 246 млн. йен - около 320 млн. рублей. Учитывая, что общие военные расходы Японии до 1895 г. не превышали 30 млн. рублей, эта сумма представлялась совершенно непосильной для её бюджета. Однако полученная с Китая контрибуция помогла выполнить и перевыполнить обе программы уже к 1903 году. В 1895-1904 гг. на флот выделялось в среднем около 46 % от ежегодных военных расходов. Общие ежегодные расходы на вооружённые силы в 1899 г. достигли 150 млн. руб. Немалую роль в финансировании военных приготовлений Японии сыграл и заём в размере 500 млн. руб., предоставленный США.

 

 Предполагалось, что из кораблей  программы 1895-1897 гг. в Японии будут  построены один броненосец, два  броненосных крейсера, два крейсера 3-го класса, два минных крейсера, семь истребителей, 19 миноносцев 1-го  класса, 27 - 2-го класса и 35 - 3-го класса. Однако неготовность японских верфей и стремление как можно быстрее выполнить программу привела к заказу всех 12 броненосных кораблей за границей.

 

Большое значение имел выбор типов  предположенных к постройке кораблей. Первоначально планировалось построить  небольшие броненосцы водоизмещением в 8000 тонн и с 10'' орудиями главного калибра. Однако под английским влиянием при новом морском министре Г.Ямамото было решено заказать максимально крупные линейные корабли,имеющие самое лучшее бронирование,скорость хода и артиллерийское вооружение. Поэтому,если первые два броненосца типа «Фудзи» представляли собой уменьшенный вариант английского «Ройал Соверен»,то заказанные в 1897 году на верфях «Тэмз Айрон Уоркс», «Армстронг энд Митчел» и «Дж.Браун» три единицы(«Сикисима», «Хацусе» и «Асахи») были развитием «Маджестика»,близкими к новейшему «Формидебл» .Четвёртый корабль - «Микаса», созданный на верфи «Виккерс» в Барроу, отличался от них улучшенной системой бронирования.

 

 Шесть броненосных крейсеров(«Асама», «Токива», «Ивате» и «Идзумо» строились в Англии, «Адзума» и «Якумо»-во Франции и Германии соответственно) строились по единому техзаданию,и благодаря высокой скорости,сильному вооружению и очень хорошей защите представляли по сути небольшие быстроходные линкоры,и в этом качестве они прямо использовались в Цусимском сражении.

 Крейсера-разведчики 2-го класса(«Такасаго»  и близкие к нему «Кассаги»  и «Читосе») также строились за  границей. Они были развитием  известного по японо-китайской  войне крейсера «Иосино»-на момент вступления в строй самого быстрого в мире. Имели сильное вооружение и солидное для бронепалубных крейсеров бронирование,но это было достигнуто ценой очень малого запаса топлива и слабой подводной защиты.

 Пять крейсеров 3-го ранга  строились в самой Японии-это были заложенные ещё в 1892 году «Сума» и «Акаси» и являвшиеся их развитием «Нийтака», «Цусима» и «Отова».К 1904 они уже явно устарели и могли использоваться только для охранения конвоев и боёв со слабыми крейсерами противника.

 

 

 Также имелись быстроходные минные крейсера(авизо), 20 истребителей, большинство из которых было куплено в Англии у фирм «Ярроу» и «Торникрофт»,по чертежам последней часть построили в Японии. Два десятка миноносцев типа «Касасаги» строились по французскому проекту.

 

На момент начала войны броненосные крейсера «Ниссин» и «Кассуга»(бывшие «Ривадавия» и «Морено»),купленные в Италии,ещё не успели прийти в Японию. Бронепалубные крейсера «Цусима» и «Отова» находились в завершающей стадии достройки.

Три истребителя типа «Харусаме» строились, в строй они войдут в 1905 году.

 

 

ПОГДОТОВКА РОССИЙСКОГО ФЛОТА. ПРОГРАММА 1898г.

Сведения об военных приготовлениях Японии не могли не встревожить Россию-под  угрозой находились её дальневосточные  владения. Кроме того,правительство Николая II и само стремилось к активной политике на Тихом Океане. Ряд влиятельных деятелей из окружения императора во главе с бывшим тогда министром финансов Сергеем Витте были сторонниками мирного распространения влияния России на Дальнем Востоке и постепенного проникновения в Китай и Корею.

 

27 августа 1895 года(вскоре после  завершения японо-китайской войны)  авторитетный специалист по проблемам  военно-морских сил М.И. Кази  представил Николаю II записку  «О современном состоянии русского  флота и его ближайших задачах».В ней он обосновывал необходимость ограничиться на Балтике флотом активной обороны,на Чёрном море поддерживать имеющиеся силы,а центр тяжести перенести на Тихий Океан.

 

 Эти идеи нашли поддержку  как у императора и Александры  Фёдоровны,так и многих военных и политических деятелей. Однако управляющий морского министерства Н.М. Чихачёв и генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович были сторонниками ориентации вооружённых сил на противостояние Германии,и в частности,приоритетного развития Балтийского флота.

 

 В апреле 1896 года,после распространения  записки великого князя Александра  Михайловича «Соображения о необходимости  усилить состав русского флота  в Тихом океане»,Н.М. Чихачёв  был заменён вице-адмиралом П  .П. Тыртовым, сторонником развития морских сил на Дальнем Востоке.

 

 В начале 1898 Николай II утвердил  программу,предполагавшую сосредоточить  к 1903 году на Дальнем Востоке  10 эскадренных броненосцев, 5 броненосных  крейсеров, 10 крейсеров-разведчиков  водоизмещением 5-6 тысяч тонн, 10 крейсеров 3-го класса по 2-2,5 тысяч тонн, один-два минных транспорта по 8 тысяч тонн (носители миноносок), два минных заградителя и 36 истребителей - эскадренных миноносцев (часть последних могла быть заменена миноносцами).Для достижения указанного состава по особой программе «Для нужд Дальнего Востока» в 1898-1902 гг. предстояло построить 5 эскадренных броненосцев, 5 крейсеров 1-го ранга и другие корабли.

 

15 марта 1898 года в Пекине было  подписано соглашение о передаче  Квантунского полуострова в аренду  России сроком на 25 лет.

18 марта 1898 года в Порт-Артур  прибыли броненосцы «Наварин»  и «Сисой Великий».

 

Само решение о создании третьего флота было принято Николаем II по ходатайству адмиралов без должного согласования с Военным и другими  министерствами. Более того, особое совещание в декабре 1897 г. не приняло во внимание здравые рассуждения М.И. Кази и великого князя Александра Михайловича, предлагавших в своё время ограничиться на Балтике минной обороной. Совещание постановило: «На Балтике мы должны быть по-прежнему сильны, чтобы в нужный момент отстоять исконные свои задачи». Распыление средств между Тихоокеанским и Балтийским флотами при одновременном усилении Черноморского флота явилось для страны непосильным бременем. Но это не остановило императора, хотя он ещё в ноябре 1895 г. справедливо отметил на полях журнала особого совещания: «вся наша беда именно состоит в том, что России приходится строить и содержать три самостоятельных флота».При этом Николай II сам не наметил путей преодоления этой «беды», а руководство Морского ведомства оказалось не в состоянии сформулировать доступные цели морской политики.

 

 Императору не удалось согласовать  позиции своих министерств, которые  зачастую ставили ведомственные  интересы выше государственных.  Так, С. Ю. Витте в 1896 г. под влиянием русско-китайского банка добился от Китая согласия на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая связала забайкальский участок Транссибирской магистрали с Владивостоком через территорию Манчжурии. В 1901 г. по КВЖД прошёл первый поезд. В начале XX в. Министерство финансов израсходовало почти 26 млн. рублей на строительство коммерческого порта и города Дальний на Квантунском полуострове. Новый порт связала с КВЖД Южно-Манчжурская железная дорога (ЮМЖД). Все эти дорогостоящие начинания требовали надёжной обороны, финансирование которой откладывалось тем же главой министерства. Впоследствии и Дальний, и ЮМЖД были эффективно использованы Японией в войне против России.

 

 Министр иностранных дел  граф М.Н. Муравьев настоял на занятии Порт-Артура в ответ на оккупацию Германией Циндао (Киао-Чао) вопреки опасениям С.Ю. Витте за последствия захвата китайской территории и сомнениям вице-адмирала П.П. Тыртова в удобствах и стратегическом значении этого порта. При этом не было учтено мнение начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала Ф.В. Дубасова, который еще в 1898 г. считал, что Порт-Артур может быть легко отрезан от сообщения морем с Владивостоком и от сухопутных коммуникаций в Манчжурии. Ни М.Н. Муравьев, ни его приемник (с 1900 г.) граф В.Н. Ламсдорф не предавали должного значения увязыванию политических целей с задачами флота. Военно-морское руководство - ведомство августейшего генерал-адмирала - оказалось не в состоянии сформулировать их самостоятельно. Вице-адмирал С.О. Макаров, предлагавший в декабре 1897 г. определить задачи флота на Дальнем Востоке, а уже потом, исходя из этих задач, установить и его состав, остался при особом мнении и не был поддержан другими участниками особого совещания.

Информация о работе Русский военно - морской флот в русской - японской войне 1904 - 1905 гг