Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:30, реферат
Вопрос о правительстве 50-х гг. XVI в. и характер его политики традиционно связывается с вопросом об Избранной раде. Полемика по вопросу о том, что такое Избранная рада, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50-х гг. и т. д., началась на другой же день после событий, которые приписывались деятельности Избранной рады, — в переписке между Иваном Грозным и Курбским. Существует две основные точки зрения на Избранную раду. Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева — как наибольший расцвет власти бояр и князей.
Введение………………………………………………………………………….3
Программа реформ 50-х гг. …………………………………………………4
Первые реформы Избранной рады………………………………………….6
Реформы в период 1549—1556 гг. ………………………………………….9
3.1 Приговор о местничестве….…………………………………………9
3.2 Военная реформа ……………………………………………………11
3.3 Судебник 1550 г……………………………………………………….11
3.4 Дворцовая тетрадь………………………………………………….…13
3.4.1 Испомещение «тысячи»……………………………………...…14
3.5 Стоглав……………………………………………………………...…16
3.6 Земельные реформы…………………………………………………17
3.7 Земская реформа………………………………………………………21
Реформы в период 1556—1560 гг. …………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И
СПОРТА УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО
Институт последипломного образования
Исторический факультет
РЕФЕРАТ
По дисциплине: История народов России
Тема: «Реформы в Московском государстве в 50-е гг. XVI в. «Избранная рада»».
Выполнила: Студентка 1 курса ИПО
Шелухина А. Н.
Проверила: доцент, к. и. н.
Кузьмина Людмила Леонидовна
г. Симферополь
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………
3.1 Приговор о местничестве….…………………………………………
3.2 Военная реформа ……………………………………………………11
3.3 Судебник 1550 г……………………………………………………….11
3.4 Дворцовая тетрадь………………………………………………….…13
3.4.1 Испомещение «тысячи»……………………………………...…14
3.5 Стоглав……………………………………………………………
3.6 Земельные реформы…………………………………………………17
3.7 Земская реформа………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: «Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их», — пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: «...возненавиде грады земля своея... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече». Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и «школа Покровского» не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.
К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.
Вопрос о
необходимости коренного
Вопрос о правительстве 50-х гг. XVI в. и характер его политики традиционно связывается с вопросом об Избранной раде. Полемика по вопросу о том, что такое Избранная рада, интересы каких классов она выражала, в каком отношении ее политика находилась к реформам 50-х гг. и т. д., началась на другой же день после событий, которые приписывались деятельности Избранной рады, — в переписке между Иваном Грозным и Курбским. Существует две основные точки зрения на Избранную раду. Первая из них ведет свое начало от самого Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева — как наибольший расцвет власти бояр и князей. Власть, захваченная Сильвестром, держалась на поддержке боярского сословия и на обмане царя. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством этой его черты характера проводили свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного. Во время правления Избранной рады удалось ввести порядки времен Василия Темного.
Однако существует другая точка зрения по данному вопросу, выдвинутая И. Н. Ждановым. Он уделяет большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается против традиционного взгляда на Избранную раду. По его мнению, основной задачей Избранной рады является устройство «Стратилатских чинов», как выражался Курбский, т. е. организация служивого сословия. Избранная рада играла видную роль, борясь за переход княжеской и вотчинной Руси в Русь царскую и поместную.
И. Н. Жданов впервые в историографии перенес вопрос об Избранной раде в плоскость изучения реформ 50-х гг. Теперь вопрос об Избранной раде нельзя было решать путем выбора между двумя противоположными оценками Сильвестра и Адашева — Ивана Грозного и Курбского. Характер оценки деятельности Избранной рады обусловливался, во-первых, характером оценки реформ 50-х гг., во-вторых — характером оценки отношений к этим реформам со стороны Избранной рады.
Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х гг. XVI в. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х гг. являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
Общей чертой реформ 50-х гг. является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось — дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.
Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с «освященным собором» (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, — это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения «сил», «обид» и «продаж» по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.
В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, «обид» и «продаж», причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко «всем боярам» носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и «казни» для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.
В тот же день, 27 февраля 1549 г., состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.
Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия «всех бояр»: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение «всех бояр» текст нового закона, и он был принят на заседании «ближней думы» с участием митрополита Макария.
Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: «выступление царя защитником интересов «детей боярских», будущего дворянства, несомненно, начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины».
Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских — помещиков, стремилось представить себя защитником также и «всех крестьян царствия своего». Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех «крестьян» прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую «всенародный» характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 г. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и «всех бояр» следующие вопросы («Царские вопросы»):
1) о борьбе с местничеством;
2) о пересмотре вотчин, поместий и кормлений;
3) о монастырских, княжеских и боярских слободах;
4) о ликвидации корчм;
5) о ликвидации мытов;
6) о пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту;
7) о заставах по рубежам;
8) об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин;
9) об упорядочении дела раздачи поместий;
10) о порядке обеспечения вдов боярских детей;
11) о порядке надзора
за ногайскими послами и
12) о всеобщей переписи земель.
Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят «Царские вопросы», пять посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимся в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеливания других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать «недостаточного» за счет «лишков» земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.
Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549 г. расширенного совещания, на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и «большие» дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549 г. («Собор примирения») было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представительного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.
Решение Собора 1549 г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем — Судебник 1550 г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.
В связи с тем, что в феврале 1549 г. было решено «давать суд», если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А. Адашев и, возможно, Сильвестр [1, с. 326].
Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем,- Адашев в 50-х гг. XVI в. фактически возглавлял деятельность государственной казны [2, с. 421].
Информация о работе Реформы в Московском государстве в 50-е гг. XVI в. «Избранная рада»