Первая мировая война (1914 -1918 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 03:19, контрольная работа

Краткое описание

Коренные преобразования в политической, экономической и общественной жизни современной России связаны с неминуемыми в процессе глобального реформирования страны трудностями и проблемами, в поисках разрешения которых политики, государственные и общественные деятели обращаются к опыту не только стран Запада и Востока, но, прежде всего, к отечественному историческому прошлому.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 116.33 Кб (Скачать документ)

На первом же заседании глава советской делегации предложил переговаривающим сторонам положить в основу переговоров недавно принятый Декрет о мире и одновременно сделать перерыв сроком на десять дней для приезда представителей стран Антанты (большевики свято верили, что за этот срок успеет свершиться мировая революция как в измученных войной Германии и Австро-Венгрии, так и в странах Антанты). Немцы, однако, в мировую революцию не верили, а потому Кюльман заявил, что, поскольку брестские переговоры являются сепаратными, а не всеобщими, Германия и ее союзники не связаны ни с кем никакими обязательствами и обладают полной свободой действий.

декабря советская делегация изложила свои условия: перемирие заключается сроком на 6 месяцев, при этом на всех фронтах прекращаются военные действия, немцы обязуются очистить Моонзундский архипелаг и Ригу и не перебрасывать свои войска на Западный фронт - рвать окончательно с недавними союзниками большевики пока не хотели. При этом советская делегация постоянно подчеркивала, что речь может идти только о всеобщих, а не о сепаратных переговорах.

Немцы поначалу были в недоумении - по словам генерала Гофмана, такие условия могли ставить только победители, а не проигравшая сторона. Переброска войск на Запад продолжалась полным ходом, но под угрозой срыва переговоров 15 декабря между двумя сторонами все же была достигнута договоренность, согласно которой Россия и центральный блок держав заключали перемирие сроком на 28 дней. В случае разрыва перемирия противники обязывались уведомить друг друга об этом за 7 дней. После подписания перемирия делегации возвратились домой для консультаций со своими правительствами.

Время, предоставленное для подготовки мирных переговоров, стороны использовали по-разному. Советское правительство, например, 22 декабря призвало народы всего мира объединиться в борьбе против империалистов за заключение демократического мира. В Германии в ставке верховного главнокомандования 18 декабря под председательством кайзера Вильгельма состоялось совещание военного и политического руководства страны. Вопрос рассматривался практически один - какие территориальные требования необходимо предъявить новому руководству России. Как вспоминал позднее Людендорф, на совещании было решено добиваться присоединения к рейху Литвы и Курляндии и освобождения Россией территорий Эстляндии и Лифляндии.

К этому времени развал русской армии уже принял неконтролируемый характер. После призыва к братанию 21 ноября вождь большевиков обратился к солдатам с новым призывом - немедленно выбирать уполномоченных для переговоров с неприятелем о перемирии. Привлечение крестьян в "серых солдатских шинелях" к дипломатическим переговорам подорвало остатки дисциплины в армии. Она оказалась еще больше расколотой на противников переговоров, к которым принадлежало большинство офицеров и кадровых военных, и сторонников мира любой ценой из числа солдатской массы. Их психология была проста: "Я - вологодский (архангельский, уральский, сибирский). До нас немец не дойдет".

На следующий день после ленинского призыва Совнарком принял декрет о постепенном сокращении армии, согласно которому в бессрочный запас увольнялись все солдаты 1899 года призыва. Приказ тотчас разослали по радиотелефону во все штабы. Но составлен он был столь юридически неграмотно, отличался такой расплывчатостью и нечеткостью формулировок, что только взбудоражил солдатские массы. Ответственные за проведение демобилизации назначены не были, в результате из армии, и без того пораженной вирусом дезертирства, началось повальное бегство.

Одновременно стала осуществляться "демократизация" российской армии, когда в массовом порядке увольняли прошедших "огонь, воду и медные трубы" офицеров и генералов, а на их место назначали выдвиженцев из народа, единственной заслугой которых была лояльность к новому режиму. Неуправляемость войск ускорила окончательный развал действующей армии. 27 ноября первым заключил перемирие с противником Северный фронт, затем Юго-Западный, Западный, Румынский и, наконец, последним - Кавказский.

В такой обстановке и начался первый раунд переговоров в Брест-Литовске о заключении мира между Россией и центральными державами. На этот раз советская делегация была усилена историком М.Н. Покровским, видным большевиком Л.Б. Каменевым, военными консультантами были контр-адмирал В. Альтфатер, А. Самойло, В. Липский, И. Цеплит. Германскую и австро-венгерскую делегации возглавили министры иностранных дел Кюльман и Чернин, болгарскую - министр юстиции Попов, а турецкую - председатель меджлиса Талаат-паша.

Сепаратную мирную конференцию в Брест-Литовске 22 декабря 1917 года открыл главнокомандующий Восточным фронтом принц Леопольд Баварский, место председателя занял Кюльман. Уже на одном из первых заседаний советская делегация предложила свою программу мира, которая состояла из шести пунктов.

В пункте первом говорилось о недопущении насильственного присоединения захваченных во время войны территорий, а войска, которые к данному моменту оккупировали эти территории, должны быть выведены оттуда в наикратчайшие сроки. Во втором пункте призывалось восстановить в полном объеме самостоятельность тех народов, которые в ходе войны этой самостоятельности были лишены. В третьем - национальным группам, не имевшим самостоятельности до войны, гарантировалась возможность решить на референдуме вопрос о принадлежности к какому-либо государству, причем этот референдум должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить свободное голосование и эмигрантам, и беженцам. По отношению к территориям, населенным несколькими национальностями, в четвертом пункте предлагалось обеспечить культурно-национальную, а при наличии возможностей и административную автономию. В пятом пункте заявлялось об отказе от контрибуций, а в шестом - предлагалось решать все колониальные проблемы между государствами на основании 1,2, 3-го и 4-го пунктов.

После того как все предложения советской делегации были объявлены, союзники по коалиции центральных держав попросили перерыв на один день для их обсуждения. Заседания возобновились 25 декабря, и тогда же, к удивлению многих, Кюльман заявил, что "пункты русской декларации могут быть положены в основу переговоров о мире", и предложил установить мир без аннексий и контрибуций. На самом деле согласие немцев на "демократический" мир не вызывает удивления, если повнимательней присмотреться к политической карте конца 1917 года.

Мир без аннексий и контрибуций, по сути, означал признание правительствами и народами стран Антанты своего военного и политического поражения. Каких бы политических взглядов ни придерживался простой англичанин, француз, бельгиец или серб, этот "мир" для него означал лишь то, что опустошившие его родную землю немцы и австрийцы смогут безнаказанно вернуться в свои никогда не находившиеся под оккупацией и артобстрелами города и деревни. Поднимать из руин свое разрушенное хозяйство при таком раскладе народам Антанты придется на собственном горбу. Вот что означал для них мир без контрибуций. Мир без аннексий предполагал, что французам навсегда придется расстаться с мыслью вернуть себе потерянные Эльзас и Лотарингию, а славянским народам - с идеей восстановить собственную государственность.

Безусловно, сама идея лозунга мира без аннексий и контрибуций была порождена представлениями российских большевиков о Первой мировой войне как сугубо империалистической. У здравомыслящих людей, к какой бы национальности они ни принадлежали, сегодня не возникает сомнений в ошибочности этого утверждения, а соответственно и выдвинутых большевиками лозунгов.

Да и сами немцы, поддержав на словах эти лозунги, интерпретировали их очень своеобразно и весьма неожиданно для советской делегации. 26 декабря за чашкой чая генерал Гофман сказал, что Германия не может освободить Польшу, Литву и Курляндию, во-первых, потому, что там находится много предприятий, работающих на оборону рейха, а во-вторых, раз уж русские признают право народов на самоопределение вплоть до отделения, то им также следует признать самостоятельность Польши и прибалтийских народов и их право решать свою судьбу вместе с Германией. Для советской делегации заявление немцев прозвучало как гром среди ясного неба. "С Иоффе точно удар случился", - записал Гофман в дневнике. Факт этот, на наш взгляд, достаточно ярко свидетельствует о степени реализма советского правительства.

реформа война государственный революция

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, после Февральской революции 1917 г. Временное правительство заявило о верности союзническому долгу. Россия не вышла из войны. Две военные операции русских войск (июнь - в Галиции, июль - в Белоруссии) закончились провалом. Немецкие войска захватили Ригу и Моондзунский архипелаг на Балтике. К этому времени русская армия была основательно деморализована большевиками. На фронте началось братание с противником. Вся страна требовала немедленного прекращения войны.

В связи с этим большевики, придя к власти, провозгласили Декрет и мире и начали переговоры с Германией. Советская Россия вышла из первой мировой войны, заключив в марте 1918 г. Брестский мирный договор с Германией и её союзниками. Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьенского перемирия в ноябре 1918 г. Германия и её союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 г. В его подписании Советская Россия участия не принимала.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.Ахиезер А.С. Самобытность  России как научная проблема // Отечественная история. 1994. 4-5. С. 3-45.

2.Гофман М. Записки и  дневники. 1914-1918, Л., 1929. с. 231.

3.Демин В.А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования. М., 1996. С. 83.

4 .Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С. 264-267.

5.Земцов Б. Две России. Гражданское общество в преддверии революции //Свободная мысль. 1996. 10. С. 75-88.

6.Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. С. 439-446.

7.Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. 8. С. 45.

8.Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 261.

9.Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., С. 574-578.

10.Разложение армии в 1917 г. - Центроархив, 1925, с. 143-144.

11.Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Отечественная история. 2000. 5. С. 33.

12.Старцев В. И. Свержение монархии и судьбы России //Свободная мысль. 1992. 7. С. 81.

13.Старцев В.И. Трехтомник "История России с древнейших времен до конца XX в." //Вопросы истории. 1997. 11. С. 164.

14.Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.,1994. С. 22-24; Демин В.А. Указ. соч. С. 85.

 

 

 


Информация о работе Первая мировая война (1914 -1918 гг.)