Орден иезуитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:06, курсовая работа

Краткое описание

По мере того как знакомство с прошлым становится более глубоким и осмысленным, историки начинают отводить всё больше места изучению религиозных верований, учений и убеждений. Их влияние сказывалось уже на первых стадиях общественного развития и с течением веков оно только росло. Но историческое изучение религиозных процессов ещё очень мало продвинулось вперёд. Это связано, прежде всего, с тем, что мы лишь с трудом можем понять, какую роль играла религия в формировании мыслей и чувств других людей, и все документы, касающиеся религиозных сюжетов полны легенд и всевозможных вопросов и их трудно считать достоверными. Кроме того, книги на религиозные темы всегда наполнены или обвинительными или защитными речами, то есть сведения в них нельзя считать объективными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. История создания ордена иезуитов и их программа:
1. 1. Основатель ордена Игнатий Лойола…………………………………...4
1.2. Возникновение Общества Иисуса………………………………………8
1.3. «Духовные упражнения»…………………………………………….....13
2. Иезуиты в роли миссионеров………………………………………………..17
3. Падение ордена иезуитов………………………………………………….....19
4. Новая политика иезуитов:
4.1. Восстановление ордена иезуитов……………………………………....23
4.2. Деятельность иезуитов в XIX веке……………………………………..27
5. Иезуитский орден в России…………………………………………………..31
6. Современное положение иезуитов. ………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...36

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 99.18 Кб (Скачать документ)

     Вышеописанная сцена представляет собой лишь основание студенческого общества для обращения мусульман и ничего более.

     8 января 1535 года для исполнения обета члены общества собрались в Венеции, в количестве десяти человек, так как за это время к ним присоединились ещё три парижских студента. В первых числах марта все они за исключением Игнатия отправились в Рим, чтобы получить от папы благословение их предприятию. Папа принял их с большой благосклонностью, но объявил им, что их миссионерский план совершенно неосуществим. Он был прав, так как собирался в ближайшем будущем заключить союз с императором и Венецианской республикой с целью устроить крестовый поход против турок. Это было большим разочарованием для девяти молодых магистратов, пылких ревнителей веры. Однако Игнатия это не смутило. В 1536 году в Венеции он вступил в тесные отношения с людьми, ревностно отдавшимися делу реформы церковной жизни, не порывая, однако, с католическими догматами. Прежде всего, он познакомился с новым орденом театинцев, обществом священников, серьёзно отдавшихся выполнению пастырских обязанностей и вызвавших в Венеции всеобщее удивление своими сильными, но простыми проповедями, своей рьяной деятельностью в качестве духовников и самоотверженной работой в больницах. Игнатий, наблюдая за ними, признал, что внутренняя миссия так же необходима и так же полезна, как и внешняя миссия среди магометан. Это убеждение тотчас же толкнуло его к действиям.  Молодые парижские магистры соперничали с театинцами как в больницах, так и в исповедальнях. Летом, после посвящения в священники, они расселились в пяти городах Венеции, чтобы воздействовать на народ под открытым небом.  Успех был настолько велик, что Игнатий уже не мог более сомневаться в ближайшей задаче своего общества.  Решившись, согласно данному обету, предложить папе услуги своего общества он преобразовал его 1) в постоянную организацию и 2) в общество священников для выполнения внутренней миссии или своего рода католическую армию спасения под верховным командованием папы, ибо он видел её применение и на военной службе, и потому, отправляясь в начале 1537 года в Рим, он дал своему обществу название, под которым оно ведёт борьбу и в наше время, - «Дружина Иисуса».

     В Риме Игнатия ожидало горькое разочарование. Уже в Венеции Игнатий официально обвинили в ереси. Правда, ему легко удалось доказать, что обвинители -  только клеветники. Но нужно было личное вмешательство папы, чтобы судья закрыл дело, ограничившись простым удовлетворением за оскорбление чести, а невиновность Игнатия была выяснена публично, во время формального процесса.

     Летом 1539 года Игнатий подал на утверждение курии проект статутов Общества Иисуса, но натолкнулся на новые затруднения. Президент комиссии кардиналов, в обязанности которой входило рассмотрение статутов, отказался разрешить формирование нового ордена. Прошёл почти целый год, прежде чем удалось победить его сопротивление. Дав, наконец, разрешение, он обусловил его тем, что число членов нового ордена не будет больше шестидесяти. С этим ограничением, которое было отменено в 1543 году, папа Павел III наконец 27 сентября 1540 года утвердил новый орден в известной булле, которую он, « как бы пророчески», начал призывом к «правительству воинствующей церкви».

22 апреля 1541 года Игнатий Лойола  официально взял в свои руки, в звании генерала, управление  своим орденом. Новый орден  носил название «Дружина Иисуса». Он обещал папе нести военную службу во всех территориях внутренних и внешних миссий. Обществу необходимо было, прежде всего, обеспечить себе симпатии подрастающего поколения. Поэтому иезуит в первую очередь должен быть законоучителем. Он должен воспитать в христианском учении детей народа, должен внедрить в них десять заповедей и символ веры и таким образом заставить их мыслить и жить в соответствии с учением церкви.  После законоучительства иезуит должен обратить особенное внимание на исповедь. Иезуит должен выделяться своим рвением в делах любви к ближнему. Во время голода 1538 года в Риме Игнатий показал, что может сделать в этой области.  Он кормил более 300 бедных в своём собственном доме и раздавал хлеб тысячам. Позднее, в 1543 году, он создал два больших приюта для сирот. В 1544 году он смог открыть дом святой Марфы, убежище для нравственно падших девушек.  Словом, он работал ревностно и успешно во всех областях внутренней миссии и быстро приобрёл всеобщую известность в Риме. Его ученики действовали в том же направлении в Риме и вне Рима. Иезуиты отличались почти цыганской подвижностью; сам Игнатий держал их всегда в напряжении и обычно не позволял останавливаться надолго в каком-либо месте. 5

Впрочем, внутренняя миссия в это  время не была единственной ареной деятельности ордена. Уже 7 апреля 1541 года Франциск Ксавье сел на корабль в Лиссабоне с двумя товарищами, чтобы отправиться проповедовать христианство в португальских колониях на Дальнем Востоке. Эта миссия начинает собой великий завоевательный поход ордена в языческих странах. В Италии ему удалось агитировать переход части евреев в христианство.

Молодой орден развил настолько  неутомимую и разностороннюю деятельность, что число сторонников постоянно увеличивалось.  Однако в 1543 году он насчитывал не более 60 членов. Но этот небольшой отряд, тщательно подобранный, представлял собой отборное войско, каждый член которого старался осуществить на деле лозунг Игнатия « Стать всем для всех, чтобы приобрести всех». Игнатию всегда удавалось держать свой орден в походной готовности и мобилизировать необходимые силы по первому знаку папы. Правда, Павел III пользовался услугами ордена лишь в довольно ограниченных размерах. В 1538 году он поручил Фаберу, Ленецу и потом Сальмерону читать курсы лекций в Римском университете; в 1540 году он послал Леже в Бресчию бороться с еретиками-протестантами; в 1542 году Сальмерон и Брэт получили от него тайное поручение поднять католиков Ирландии против их тиранического государя Генриха VIII Английского. В 1542 году он приказал Фаберу, Леже и Бобадилле сопровождать легата Мороне в Германию. В 1546 году он уполномочил Ленеца и Сальмерона выступить в качестве папских теологов на Триденском соборе.  Вот все, по крайне мере, наиболее важные поручения, данные ордену папой по собственной его инициативе.

     В 1544 году, когда орден праздновал десятую годовщину своего основания, он являлся ещё преимущественно обществом священников для внутренней миссии. Но в это время происходит изменение его программы; он изменил фронт деятельности, превратил новые задачи в свои главные задачи.

 К концу 1544 года в Европе  насчитывалось лишь 9 иезуитских  поселений: по 2 – в Италии, Испании  и Португалии, по 1 – во Франции,  Германии и Нидерландах. Территория ордена простиралась уже тогда от японских островов до бразильского побережья. Число членов ордена увеличилось до 1000. Генерал регулярно получал подробные отчёты, раз в три месяца, от всех резиденций ордена. Его кабинет являлся одновременно и церковно- политической канцелярией и крупным информационным бюро. Здесь лучше, чем где-либо можно было ознакомиться с задачами и успехами деятельности ордена.

     Иезуиты продолжают выступать в качестве законоучителей, духовников, руководителей духовных упражнений и проповедников. Как духовники иезуиты уже  в это время оказывают большое влияние на правящие и образованные классы. Игнатий всё- таки отдавал предпочтение исповеди.

Иезуиты по-прежнему деятельно выступают  и пользуются широкой популярностью в качестве проповедников. Они проповедуют всюду, где представляется удобный случай: в церквах и монастырях, но также и в домах призрения, тюрьмах, на галерах, на улицах и площадях. Они всегда умеют приспособиться ко вкусам своей публики, говорят ли они перед государями и вельможами, священниками и кардиналами, или же перед крестьянами и пастухами, проститутками и преступниками. Но в тоже время иезуиты не пренебрегают и благотворительностью.  Они основывают в Палермо дом святой Марфы и убежище для сирот; В Гиргенте – кредитное учреждение с целью прийти на помощь задолжавшим сицилийским крестьянам; в Неаполе и других городах – братства Тела господня, которые посвящают себя уходу за больными и примирению честных споров. Словом, его деятельность во всех отраслях внутренней миссии всё ещё очень широка и оживлена. Так же большое внимание иезуиты уделяли образованию, постройки учебных заведений и чтению в них лекций. Иезуиты стали обращаться не только к народным массам, но и к высшим слоям населения. Теперь он стремится их приобрести, обратить, привлечь на свою сторону. Из этих соображений он уже тогда становится аристократическим орденом. Его ряды начинают пополняться исключительно из рядов аристократии, людей, наделённых властью, богатством и образованием; естественно, что в них орден и находит главную поддержку.

     Начиная с 1554 года, орден ставит себе ещё одну главную задачу – борьба с еретиками. В Оверни у отца Брэта возникают серьёзные столкновения с кальвинистами. В Неаполе с горячими проповедями против ереси выступает Сальмерон. В Ферраре отцу Лапеллетье удалось оказать давление на герцогиню Ренату Феррарскую и вернуть её из кальвинизма в лоно католической церкви.

     Но ещё больше о делах этого рода говорится в отчётах, присланных из Германии. В Германии отцы, очевидно, считали борьбу с ересью одной из наиболее важных своих задач. Здесь орден действовал почти исключительно как воинствующий орден. Специально для такого дела Игнатий готовил офицеров против ересей. В Риме 18 августа 1554 года, почти через двадцать лет после знаменательного дня на Монмартре, Игнатий составляет свой знаменитый план нападения на еретическую Германию, который впоследствии выполнили от пункта до пункта в союзе с иезуитами католические государи. Таким образом, Игнатий сам организовал широкомасштабную священную войну против протестантской Германии и тем подготовил все дальнейшие победы, одержанные орденом в этой стране.

 

Иезуиты как воинствующий орден.

 

     Как же Игнатий стал организатором священной войны против ереси? Летом 1540 года, ещё до утверждения ордена, Клод Леже проповедует в Бресчии против еретиков, но Игнатий возложил на него это поручение не по собственной инициативе, а по приказанию папы. Начиная с 1542 года Фарбер, Бобадилла и Леже ведут борьбу с ересью в Германии. Но послал их сюда не Игнатий, а папский легат, епископ моденский. В то же время Араоц борется с еретиками в Лукке; в 1544 году Ленец в Бассано. Но взяться за это дело заставляет их опять-таки личное рвение, а не определённые приказания генерала. С 1546 года Ленец и Сальмерон ведут энергичную борьбу с ересью на Тридентском соборе. Сильвестр Ландини получает известность как «первый борец против ереси» в Луне и Сарцане. Следует отметить, что все эти мероприятия были либо их личной инициативой, либо по поручению папы, но без вмешательства Игнатия Лойолы. В 1550 году иезуиты принимают участие в инквизиционных преследованиях в Мессине; но это поручение навязывает им сам инквизитор. В 1551 году начинается их деятельность в Вене; но и сюда призывает их не Игнатий, а король Фердинанд. Лишь в 1552 году в Риме при создании Германской коллегии Игнатий принимает непосредственное  участие в борьбе с ересью. Таким образом, орден постепенно становится выполнять более серьёзные миссии. И важную роль в своей деятельности отводит борьбе с еретиками. Однако, несмотря на чёткие цели ордена, до конца он ещё не сформировался, так как не имел официально признанной конституции, закона, который бы регулировал его внешнюю деятельность и внутреннюю жизнь.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Духовные упражнения».

 

     Как правило, у каждой организации существовал какой-либо кодекс, по которому они осуществляли свою деятельность. Таким документом у иезуитов была книга, написанная Игнатием Лойолой, «Духовные упражнения». Она принадлежит к числу книг, оказавших большое влияние на судьбу человечества, которая перепечатывалась бесчисленное количество раз и породила более 400 комментариев. Она непосредственно отражает не только мировоззрение иезуитов, но и внутреннее развитие самого Игнатия. О чём же говорится в этой книге?

     Эта книга содержит  как бы регламент упражнений, не упражнений для развития  тела, а упражнений для воспитания  души. Он обещает воспитать душу  таким образом, чтобы человек  стал господином своего «я»  и научился регулировать своё  поведение сообразно решениям  своего разума. Это высокая цель, к которой все стремятся, но которую достигают не многие.

     Руководитель упражнений  назначает в качестве места  упражнений уединённую кельту. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение четырёх недель в молчаливом сосредоточении, общаясь лишь с руководителем, уйдя в самого себя, живя своими собственными воспоминаниями, мыслями, воображением. Перед началом собственно упражнений руководитель задаёт ему вопрос, который сразу же заставляет серьёзно задуматься: каково призвание человека и его место в мироздании? Ответ на этот вопрос довольно возвышенный: человек существует на земле, чтобы восхвалять Бога, почитать Бога, служить Богу и спасти, таким образом, свою душу. Его место в мироздании отвечает этому высокому назначению: всё, что движется и живёт на земле, создано для него и должно служить ему орудием для осуществления его призвания. Но человек должен пользоваться лишь тогда, когда возникает необходимость. Это подтверждают следующие слова: «Будь спокоен и бесстрастен. Пусть земные блага никогда не будут для тебя целью твоих желаний, пусть они будут лишь средством для достижения истинной цели твоей жизни. Поэтому пусть они никогда не будут для тебя предметом страстного вожделения, а просто предметом холодной оценки, которая заставит тебя искать их только в том случае, если разум признает их полезными для осуществления высшей цели и прикажет тебе воспользоваться ими в этих целях».

     После этих размышлений,  которые одновременно освобождают  и возвышают душу, руководитель упражнений ввергает её на небо в широко раскрытые пропасти ада. В полночной тьме душа созерцает ад во всём его ужасе, среди легионов падших ангелов, живых, осязаемых. Она тот час же вспоминает о прошлом блеске этих падших духов, с содроганием думает об их грехах, с ужасом измеряет жестокость их мучений и с отчаянием обращается к самой себе, к тяжести своих собственных грехов. За этой первой ужасной картиной следует вторая: Адам и Ева, изгнанные из рая огненным мечом херувима.

     Перед глазами созерцающего  встаёт вся история первых  людей: их блаженство, их грех, их жалкое положение после падения, и его охватывает стыд, горе и страх при рассмотрении собственного нравственного состояния. Появляется новая картина: созерцающий видит себя перед престолом Бога, где судят смертные и все остальные грехи. Он думает, что многие люди были ввергнуты в ад только за один из этих грехов, что бесчисленное множество несчастных должно переносить эти вечные мучения за грехи меньшие, чем совершил он сам. Затем внутреннее возбуждение несколько смягчается новой картиной: Христос на кресте! Душа беседует с ним, как друг со своим другом, обвиняя и терзая себя, думая о том, как мало она успела сделать, умоляя дать совет и помочь в будущем, пока, наконец, все душевные муки не находят себе исхода в молитве, которые он сам научил своих учеников: «Отче наш!». После этого полночного испытания руководитель  разрешает созерцающему отдохнуть до утра. Но как только начинает подниматься заря, он опять призывает его к работе.

Информация о работе Орден иезуитов