Операция Багратион - наступательная операция Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Белорусская наступательная операция (1944), «Операция Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа так в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.

Прикрепленные файлы: 1 файл

история.docx

— 116.83 Кб (Скачать документ)

После контрудара под Радзимином, 3-й тк был отведен к Минск-Мазовецкому для отдыха и пополнения, а 16-й и 8-й гв. танковые корпуса были переброшены на Магнушевский плацдарм. Их противниками там стали те же дивизии, «Герман Геринг» и 19-я танковая, что и под Радзимином.

Начало Варшавского восстания

С подходом 2-й танковой армии к  Праге, лидеры подпольной «Армии Крайовой» решились на масштабное восстание в Варшаве. Польская сторона исходила из «доктрины двух врагов». (Германия и СССР).[67] Соответственно, цель восстания была двоякой: не допустить разрушения Варшавы немцами при эвакуации и одновременно воспретить установление в Польше лояльного СССР режима, а также продемонстрировать суверенитет Польши и способность АК действовать самостоятельно без поддержки РККА. Уязвимым местом плана была необходимость очень точно рассчитать момент, когда отступающий вермахт уже не будет способен оказать сопротивления, а части РККА еще не войдут в город. 29 июля, когда части 2-й танковой армии находились в считанных километрах от Праги, Бор-Коморовский собрал совещание командиров Армии Крайовой. Было решено реализовать план «Буря» в Варшаве, и 1 августа, через несколько часов после того, как армия Радзиевского перешла к обороне, восстание началось.

По завершении сражения у Радзимина, 2-я танковая армия была разделена. 3-й танковый корпус был выведен с передовой во фронтовой тыл на отдых, два других — направлены на Магнушевский плацдарм. В районе Варшавы осталась только 47-я армия, действовавшая на широком фронте. Позднее к ней присоединилась 1-я армия Войска Польского. Помощи восстанию эти силы первоначально не оказывали. Прага была освобождена только в середине сентября. После этого армией Войска Польского была предпринята неудачная попытка форсировать Вислу.

После первоначальных успехов восстания, вермахт и СС начали постепенное  уничтожение частей Армии Крайовой. Восстание было окончательно подавлено в начале октября.

Вопрос о том, могла ли РККА оказать  помощь восстанию, и желали ли советские  лидеры такую помощь оказать, спорен. Ряд историков утверждает, что остановка под Варшавой связана преимущественно с желанием Сталина дать немцам возможность покончить с восстанием.[67][68]Советская позиция сводится к тому, что помощь восстанию была крайне затруднена из-за растяжки коммуникаций (как следствие, перебоев со снабжением) и усилившегося сопротивления противника.[52] Точка зрения, согласно которой наступление под Варшавой остановилось в силу чисто военных причин, разделяется и частью западных историков.[69] Таким образом, консенсус по данному вопросу отсутствует, но можно констатировать, что фактически Армия Крайова осталась в Варшаве с вермахтом один на один.

Борьба за плацдармы

Основная статья: Магнушевский плацдарм

8-я гвардейская армия основными  силами занимала оборону на  Магнушевском плацдарме, а еще две дивизии держала на восточном берегу в районе Гарволина, из-за опасения Рокоссовского по поводу немецких контрударов.[58] Однако удары обрушились не в тыл плацдарма, а на его фронт. Это были 19-я танковая дивизия и «Герман Геринг», выведенные из-под Радзимина. Они наносили удар по южной части плацдарма. Кроме них, советские силы отмечали атаки 17-й пехотной дивизии и воссозданной после гибели в Минском и Бобруйском котлах 45-й пехотной. Для борьбы с этими силами Чуйков располагал кроме пехоты танковой бригадой и тремя полками самоходной артиллерии. Кроме того, на плацдарм постепенно прибывала помощь, 6 августа в бой были брошены польская танковая бригада и полк ИС-2. Утром 8 августа удалось навести мосты через реку, благодаря зенитному «зонтику», который повесили новоприбывшие три зенитные дивизии.[58] Воспользовавшись мостами, на плацдарм вошел 8-й гв. танковый корпус, изъятый из 2-й танковой армии. Этот момент стал переломным в борьбе за Магнушевский плацдарм, в последующие дни активность противника упала, не помогло и введение свежей 25-й танковой дивизии. Затем прибыл 16-й танковый корпус той же армии. К 16 августа противник прекратил атаки.

Это сражение очень тяжело далось 8-й гв. армии. С 1 по 26 августа ее общие потери (убитые и раненые) составили более 35 тысяч человек.[70] Однако плацдарм был удержан.

На Пулавском плацдарме 2 августа 69-я армия при поддержке Войска Польского объединила два небольших плацдарма у Пулавы в единый, 24 км по фронту и 8 в глубину. С 5 по 14 августа немцы пытались уничтожить плацдарм, но потерпели фиаско. После этого армия Колпакчи окончательно консолидировала плацдармы, к 28 августа создав предмостное укрепление 30 на 10 км.

29 августа фронт в основном  перешел к обороне. Правое крыло  продолжало частные операции. Операция  «Багратион» закончилась.

Польский комитет национального  освобождения

Основная статья: Польский комитет национального освобождения

После того, как РККА перешла «линию Керзона» и вступила на неоспоримо польские территории, было создано временное правительство Польши. ПКНО (также «Люблинский комитет») создавался при активном участии Советского Союза, и рассматривается многими историками как марионеточное правительство. Эмигрантское правительство Польши в Лондоне игнорировалось. В ПКНО вошли представители Польской рабочей партии, Польской социалистической партии, партий «Стронництво людове» и «Стронництво демократычне». 27 июля члены ПКНО прибыли в Люблин. Первоначально никем, кроме СССР, не признанный в качестве правительства Польши, ПКНО фактически осуществлял управление освобожденной частью страны. Члены эмигрантского правительства были вынуждены либо остаться в изгнании, либо присоединиться к Люблинскому комитету.

Итоги и последствия операции «Багратион»


Операция «Багратион» привела  к впечатляющему успеху. В результате двухмесячного наступления была полностью очищена от вермахта Белоруссия, отбита часть Прибалтики, освобождены восточные районы Польши. В целом, на фронте в 1100 км было достигнуто продвижение на глубину до 600 км. Успех операции заметно превзошел ожидания Ставки. Кроме прямых территориальных приобретений, Белорусская операция поставила под угрозу группу армий «Север» в Прибалтике, тщательно выстроенный рубеж, «линия «Пантера», был обойден. Впоследствии этот факт серьезно облегчил Прибалтийскую операцию. Также РККА создала задел для будущей Висло-Одерской операции, захватив в рамках «Багратиона» два крупных плацдарма за Вислой южнее Варшавы (Магнушевский и Пулавский, кроме того, в ходе Львовско-Сандомирской операции 1-м Украинским фронтом был захвачен плацдарм у Сандомира). В январе 1945 года с Магнушевского и Пулавского плацдарма началось наступление 1-го Белорусского фронта, остановившееся только на Одере.

С военной точки зрения сражение в Белоруссии привело к масштабному  поражению немецких вооруженных  сил. Распространена точка зрения, согласно которой битва в Белоруссии является крупнейшим поражением немецких вооруженных сил во Второй мировой войне.[19][71] Операция «Багратион» является триумфом советской теории военного искусства благодаря хорошо скоординированному наступательному движению всех фронтов и проведённой операции по дезинформации противника о месте генерального наступления, начавшегося летом 1944 года[72]. В масштабах советско-германского фронта, операция «Багратион» стала крупнейшей в длинной серии наступлений. Она поглотила немецкие резервы, серьезно ограничив возможности противника парировать как иные наступления на Восточном фронте, так и продвижение союзников в западной Европе. Так, например, дивизия «Великая Германия» была переброшена под Шяуляй с Днестра и, таким образом, была лишена возможности участвовать в отражении Яссо-Кишиневской операции. Дивизия «Герман Геринг» была вынуждена покинуть позиции под Флоренцией в Италии в середине июля, и была брошена в бои на Висле, Флоренция была освобождена в середине августа, когда части «Геринга» безуспешно штурмовали Магнушевский плацдарм.

Людские потери Красной Армии достаточно точно известны. Они составили 178 507 погибшими, пропавшими без вести  и пленными, а также 587 308 ранеными и больными.[1] Это высокие даже по меркам Второй мировой войны потери, в абсолютных цифрах значительно превосходящие жертвы не только в успешных, но даже во многих неудачно завершившихся операциях. Так, для сравнения, Берлинская операция стоила РККА 81 тысячи безвозвратных потерь, поражение под Харьковом ранней весной 43-го года — чуть более 45 тысяч безвозвратно.[1] Такие потери связаны с длительностью и размахом операции, ведшейся на сложной местности против искусного и энергичного противника.

Вопрос о людских потерях  вермахта является дискуссионным. Наиболее распространенными среди западных ученых являются следующие данные: 26 397 погибших, 109 776 раненых, 262 929 пропавших  без вести и попавших в плен, а всего 399 102 человек. Эти цифры  взяты из десятидневных отчетов  о потерях, предоставлявшихся немецкими армиями.[66]Чрезвычайно малое количество убитых связано с тем, что многие погибшие были учтены как пропавшие без вести, иногда пропавшим без вести объявлялся личный состав дивизии целиком.[40] Однако эти цифры подвергаются критике. В частности, американский историк Восточного фронта Дэвид Гланц обратил внимание на тот факт, что разница между численным составом группы армий «Центр» до и после операции составляет значительно большую цифру. Гланц подчеркнул, что данные десятидневных отчетов — minimum minimorum, «оценка снизу».[53] Отечественный исследователь Алексей Исаев в выступлении на радио «Эхо Москвы» оценил немецкие потери примерно в 500 тысяч человек.[6] Стивен Залога оценил немецкие потери в 300—350 тысяч человек до капитуляции 4-й армии включительно.[19] Необходимо также обратить внимание на то, что во всех случаях подсчитываются потери группы армий «Центр», без учета жертв групп армий «Север» и «Северная Украина».[66] Официальные советские данные, опубликованные Совинформбюро, значительно выше всех этих цифр. Потери немецких войск с 23 июня по 23 июля 1944 оценивались в 381 000 убитыми, 158 480 пленными, 2735 танков и самоходок, 631 самолёт и 57 152 автомашины[73]. Вполне вероятно, что эти данные, как обычно бывает с заявками на потери противника, значительно завышены. В любом случае, точка в вопросе о людских потерях вермахта в «Багратионе» еще не поставлена.

Для того чтобы продемонстрировать другим странам значимость успеха, 57 600 немецких военнопленных, захваченных  под Минском, были проведены по Москве маршем — около трёх часов колонна военнопленных шла по улицам Москвы, а после марша улицы были вымыты и очищены[74].

Настоящий список приведён по Кареллу[75], является неполным и не затрагивает потери, понесенные на втором этапе операции. Так, в нём отсутствует генерал-лейтенантФранек (англ.), командир 73-й пехотной дивизии, попавший в плен в последних числах июля у Варшавы[76], комендант Могилёва генерал-майор Эрмансдорф и пр. Однако он демонстрирует масштаб потрясения, испытанного вермахтом, и потерь старших офицеров группы «Центр».

 

 


Информация о работе Операция Багратион - наступательная операция Великой Отечественной войны