Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 23:26, контрольная работа
Белорусская наступательная операция (1944), «Операция Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа так в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.
Белорусская наступательная операция (1944), «Операция Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа так в честь российского полководца Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества
Значимость операции
В ходе этого обширного наступления
была освобождена территория Белорус
Предпосылки операции
К июню 1944 года линия фронта на востоке
подошла к рубежу Витебск — Орш
В то же время, к концу весны 1944 г. наступление на юге замедлилось, и Ставкой было принято решение изменить направление усилий. Как отметил К. Рокоссовский,
«К весне 1944 года наши войска на Украине продвинулись далеко вперёд. Но тут противник перебросил с запада свежие силы и остановил наступление 1-го Украинского фронта. Бои приняли затяжной характер, и это заставило Генеральный штаб и Ставку перенести главные усилия на новое направление»[5].
Силы сторон
Данные о силах сторон отличаются в различных источниках. Согласно изданию «Операции советских вооружённых сил в ВОВ», с советской стороны в операции участвовало 1 млн 200 тыс. человек (без учёта тыловых частей). С немецкой стороны — в составегруппы армий «Центр» — 850—900 тыс. человек (включая примерно 400 тыс. в тыловых частях)[6][7]. Кроме того, на втором этапе в сражении приняли участие правое крыло группы армий «Север» и левое — группы армий «Северная Украина».
Четырём фронтам Красной Армии противостояли четыре армии вермахта
Подготовка операции
Красная Армия
Первоначально советское командование представляло себе операцию «Багратион» как повторение Курской битвы, нечто вроде нового «Кутузова» или «Румянцева», с огромным расходом боеприпасов при последующем относительно скромном продвижении на 150—200 км. Поскольку операции такого типа — без прорыва в оперативную глубину, с длительными, упорными боями в тактической зоне обороны на истощение — требовали большого числа боеприпасов и относительно малого количества топлива для механизированных частей и скромных мощностей по восстановлению железных дорог, то фактическое развитие операции оказалось для советского командования неожиданным
Оперативный план Белорусской операции
начал разрабатываться Генштабо
Были совершены значительные кадровые перестановки. Генерал В. Д. Соколовский не сумел показать себя в боях зимы 1943/44 г. (Оршанская наступательная операция, Витебская наступательная операция) и был снят с командования Западным фронтом. Сам фронт был разделён надвое:2-й Белорусский фронт (южнее) возглавил Георгий Захаров, хорошо показавший себя в сражениях в Крыму, Иван Черняховский был назначен командующим 3-м Белорусским фронтом (севернее) (командовавший до этого армией на Украине).
Непосредственная подготовка операции велась с конца мая. Конкретные планы были получены фронтами 31 мая в частных директивах Ставки[11].
Интригу в планирование привнесло
предложение генерала Рокоссовс
Следует отметить, что Г. К. Жуков утверждает, что версия Рокоссовского не соответствует действительности. Как пишет Георгий Константинович,
«Существующая в некоторых военных кругах версия о „двух главных ударах“ на белорусском направлении силами 1-го Белорусского фронта, на которых якобы настаивал К. К. Рокоссовский перед Верховным, лишена основания. Оба эти удара, проектируемые фронтом, были предварительно утверждены И. В. Сталиным ещё 20 мая по проекту Генштаба, то есть до приезда командующего 1-м Белорусским фронтом в Ставку.»[12]
Была организована тщательная разведка
сил и позиций противника. Добыча
сведений велась по многим направлениям.
В частности, разведывательными командами
1-го Белорусского фронта было захвачено
около 80 «языков»[5]. Воздушная разведка 1-го Прибалтийского
фронта засекла 1100(!) различных огневых
точек, 300 артиллерийских батарей, 6000 блиндажейи т. д.[11] Такж
Ставка постаралась добиться максимальной
внезапности. Все распоряжения командирам
частей отдавались лично командующими
армий, телефонные переговоры, касающиеся
подготовки к наступлению, даже в
закодированном виде, были воспрещены.
Готовящиеся к операции фронты перешли
в режим радиомолчания. На передовых
позициях велись активные земляные работы
для имитации приготовлений к
обороне. Минные поля не снимались полностью,
чтобы не встревожить неприятеля, сапёры
В войсках проводились
Перед операцией командиры всех уровней вплоть до рот проводили рекогносцировки, ставя задачи подчинённым на месте. В состав танковых частей были введены артиллерийские корректировщики и офицеры воздушных сил для лучшего взаимодействия.
Резюмируя, нужно признать, что подготовка операции «Багратион» велась чрезвычайно тщательно, при этом неприятеля удалось оставить в неведении относительно грядущего наступления.
Вермахт
Если командование РККА было неплохо
осведомлено о группировке
Курт Типпельскирх (в то время — командующий 4-й полевой армией) следующим образом описывает настроения в немецком руководстве[16] :
Не было еще никаких данных, которые позволили бы предугадать направление или направления, несомненно, готовившегося летнего наступления русских. Так как авиация и радиоразведка обычно безошибочно отмечали крупные переброски русских сил, можно было думать, что наступление с их стороны непосредственно пока не грозило. До сих пор лишь в одном случае были зафиксированы длившиеся в течение нескольких недель интенсивные железнодорожное перевозки в тылу противника в направлении района Луцк, Ковель, Сарны, за которыми, однако, не последовало сосредоточения вновь прибывших сил вблизи фронта. Временами приходилось руководствоваться лишь догадками. В генеральном штабе сухопутных сил считались с возможностью повторения наступления на Ковель, полагая, что противник основные усилия сосредоточит севернее Карпат на фронте группы армий «Северная Украина», с целью отбросить последнюю к Карпатам. Группам армий «Центр» и «Север» предсказывали «спокойное лето». Кроме того, особую озабоченность Гитлера вызывал нефтяной район Плоешти. Относительно того, что первый удар противника последует севернее или южнее Карпат — скорее всего севернее, — мнение было единодушным.
Позиции войск, оборонявшихся в
группе армий «Центр», были серьёзно
усилены полевыми укреплениями, оснащены
многочисленными сменными позициями
для пулемётов и миномётов, ДЗО
С точки зрения генштаба Третьего
Рейха, приготовления против группы
армий «Центр» имели цель только
«ввести в заблуждение
[править]Ход боевых действий
Предварительный этап операции символически начался в третью годовщину германского нападения на СССР — 22 июня 1944 года. Как и в Отечественную войну 1812 года, одним из наиболее значимых мест сражений оказалась река Березина (см. Сражение на Березине).
Советские войска 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1
Операция была проведена в два этапа. Первый этап прошёл с 23 июня по 4 июля 1944 г. и включал в себя следующие фронтовые наступательные операции:
Действия партизан
Наступление предваряла беспрецедентная
по масштабу акция партизан. В Белоруссии
действовали очень
Основным объектом приложения сил партизан стали железные дороги и мосты. Помимо них, были выведены из строя линии связи. Все эти действия серьёзно облегчили наступление войск на фронте.
]Витебско-Оршанская операция)
Если «Белорусский балкон» в
целом выдавался на восток, то район
города Витебск был «выступом
на выступе», выдаваясь ещё дальше
с северной части «балкона». Город
был объявлен «крепостью», аналогичный
статус имела находящаяся южнее
Орша. На этом участке оборонялась 3-я
танковая армия под началом генерала Рей
Операцию проводили два фронта.
1-й Прибалтийский фронт
Информация о работе Операция Багратион - наступательная операция Великой Отечественной войны