Мечети города Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 12:01, сочинение

Краткое описание

Казань – город уникальный. Здесь встречаются мир христианско-православный и тюрко-мусульманский. И эта встреча двух противоположных миров, двух противоположных мировоззрений и конфессий не могла не отразиться на архитектуре города. И, в первую очередь, на архитектуре культовых сооружений. Она и отразилась. За редким исключением внешний вид мечетей, особенно если их лишить минарета, представляет собой уникальное сочетание европейского, русского и восточного направлений в архитектуре. Это вполне себе европейские здания, которые, в то же время, испытали сильнейшее мусульманское влияние.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мечети Казани.docx

— 86.54 Кб (Скачать документ)

В Кураишевой слободе, буквально на месте мечети Нурулла, стояла старинная мечеть Отуч, в русской транскрипции – Утучевская. Названа она была, очевидно, по имени знатного бека Отуча, который, если верить летописи «Казанская история», являлся Казанским воеводой первой половины XVI века. Когда она была построена – неизвестно, но простояла эта мечеть минимум до конца XVI века.

Сам Сенной базар занимал прямоугольник, ограниченный улицами Московская, Николая Столбова, Астрономическая, Татарстан. Площадь его – 16 300 квадратных метров. На территории нынешнего Кировского садика находилось небольшое озерко, которое было засыпано лишь в 1832 году, и вокруг которого и зародился собственно Сенной базар.

Своим же рождением Сенной базар обязан приезду в Казань Петра 1. Дело в том, что Петр оценил неоспоримый факт – дела на шерстопрядильном заводе купца Михляева шли гораздо лучше, чем на казенной фабрике полковника Грузинцева, и передал последнюю в управление «кумпании» Казанских Купцов. Михляев, пребывая в лучших чувствах от такого внимания и признания, клятвенно пообещал выстроить собор в честь Петра и Павла. А поскольку местом определил свои владения, где находился рядом старый коневой базар, то последнему пришлось съехать на берег того самого озерца. Вскоре, из-за нахождения здесь коневого базара, вся площадь оказалась покрыта толстым слоем сена, стала называться Сенной, а разраставшиеся вокруг неё торговые ряды – Сенным базаром.

Базар представлял собою типичное восточное торжище с характерным набором зданий, остатки которых мы сегодня можем наблюдать на улицах Парижской Коммуны и Московская. Он был застроен по периметру доходными домами, гостиничными номерами, торговыми лавками и банями. Среди этой застройки ярко выделялись номера «Булгар». О них – чуть подробнее. В этом здании буквально вершился грандиозный переворот в духовной жизни нации. Номера Булгар были построены в 1866 году по проекту архитектора Романова на средства купца Аппакова. Долго ли, коротко ли, но дом этот вскоре оказывается владением семьи купцов Казаковых. В начале ХХ века предприниматель Фаткулла Абдуллин снимает в аренду первый этаж здания и открывает там гостиницу «Булгар». Здесь с 1906 по 1916 год находилась редакция газеты «Йолдыз» под руководством редактора, педагога и журналиста Максуди. Им же здесь была открыта первая татарская библиотека «Китапхане Исламия». Здесь начинал свою работу «Восточный клуб» - мощнейшее объединение татарской интеллигенции, в работе которого принимали участие Гафур Кулахметов и Галиаскар Камал. Здесь же была открыта редакция газеты «Реформа», руководил которой писатель Фатих Амирхан. И, наверное, самый известный житель этого здания – татарский поэт Габдулла Тукай, который проживал здесь с 1907 по 1912 годы. Кроме того, в доме Казакова была расположена типография «Урняк», в которой печатались газеты, в которых, в свою очередь, публиковался Тукай.

А вот композиционным и духовным центром этой огромной территории и была мечеть Нурулла.  Но ни богатство истории, ни масштабы постройки не уберегли мечеть от большевиков – 16 ноября 1929 года она была закрыта, минарет разобран. Храм вернули правоверным только в 1990 году. Тогда же мечеть и получила современное название. А в 1995 году закончилась реставрация с восстановлением интерьеров и минарета по проекту архитектора Билалова.

Мечеть «Марджани».

Мы с Вами находимся в самом центре Старотатарской слободы. Почему же эта слобода получила такое название? В силу исторических причин наш город до 1917 года имел две выраженные части городской застройки, отражающие развитие двух главных городских национальных культур. Русская часть Казани находилась в верхней части города. Это современные улицы Карла Маркса, Большая Красная, Карла Фукса, Максима Горького, Николая Гоголя, Льва Толстого. А вот за озером Нижний Кабан и протокой Булак, сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами. Я напомню, именно на эту территорию в 1552 году было выслано все татарское население столицы ханства.

Кстати, характерно управление Татарской слободой. Для управления её населением были назначены четыре приказчика из числа боярских детей, которые жили в городе. Кроме них, в слободе был свой староста, который, очевидно, выбирался местными жителями из местного же населения. Кроме того, в слободе служил один подьячий, который вел учет жителей, сбор налогов, межевание. В 1781 году в Казани была образована Татарская Ратуша для управления делами Татарской слободы. Сюда избирались бургомистры из числа богатых татарских купцов. Ратуша ведала всеми торгово-хозяйственными делами в татарских слободках города и его ближайших предместий. Поворотное событие произошло в 1784 году – татарским мурзам, наряду с признанием сословия татарского купечества, было дано признание дворянства.

Южнее Старой Татарской Слободы существует также Новая Татарская слобода – место поселения татарского рабочего и ремесленного населения, а также бывших и действующих предприятий промышленности и транспорта.

Старотатарская слобода была застроена в основном деревянными домами, состояла из крохотных улочек и переулков, возникших из-за непланомерного строительства. Только центральная улица - Захарьевская (ныне Каюма Насыри) была более широкой, богатой и аристократичной. Селиться здесь предпочитала вся знать и высшее мусульманское духовенство. Здесь же была построена и первая каменная мечеть в Казани - мечеть Марджани.

Строительство мечети было закончено в 1770 году. Строилась мечеть по указу императрицы Екатерины II по проекту архитектора Кафтырева. И именно посещение императрицей Казани и строительство Первой соборной мечети дало толчок к развитию национальной архитектуры и застройке слободы добротными каменными строениями.

Мечеть эту неслучайно называют символом возрождения татарской нации. Это первая каменная мечеть, построенная в Казани за весь двухвековой период с момента падения ханства. Этот храм возродил традиционную монументальную культовую татарскую архитектуру.

Изначально мечеть называлась по фамилии династии купцов, её построившей – Юнусовской. В 1861 году коммерции советник Ибрагим Юнусов возвел вокруг мечети каменную ограду и сделал, к северной стороне здания, каменный пристрой с лестницей, а также удлинил здание. Спустя два года он же расширил и увеличил михраб. В 1885 году купец Второй гильдии Зайнулла Усманов перестроил минарет, а в 1887 купцы Валиулла Гиззатуллин и Мифтахутдин Валетшин обнесли круговой балкон минарета ажурным металлическим парапетом.

Почти сорок лет – с 1850 по 1889 годы – имам-хатибом мечети был выдающийся религиозный и общественный деятель Шигабутдин Марджани. Именно после его смерти мечеть и получила свое современное название.

Сам Марджани – личность уникальная и разносторонняя. Богослов и философ, историк и просветитель, этнограф и археограф, востоковед и педагог – человеком разноплановым и широких интересов был Шигабутдин Марджани. Свое образование он получил в Бухаре и Самарканде. В 1867 году мусульманская общественность назначает его Мухтасибом Казани – своего рода духовным лидером, который наблюдал за соблюдением в городе норм шариата. Шигабутдин Марджани во многом стал провозвестником джадисткого течения в Казани. Он понимал и видел необходимость реформирования местного образования, введения в мектебах и медресе светских наук, усвоения идей русской и европейской научной мысли.

Сама мечеть представляет собой двухэтажное здание с пристроем с северной стороны, в котором расположен вход в неё. Функционально мечеть разделена на первый хозяйственный и второй молельный этажи. Помещения мечети на втором этаже богато декорированы лепниной в стиле барокко и татарского декоративно-прикладного искусства. Венчает композицию минарет восьмигранной формы и каменная ограда с небольшими башенками у ворот. Стены здания так же богато украшены.

Первый этаж мечети почти глухой. Как уже говорилось, это хозяйственный этаж, и в дореволюционное время здесь располагались помещения для товаров татарских купцов. Мечеть, таким образом, становилась центром не только духовной, но экономической, а учитывая своего знаменитого имама – и политической жизни округи.

Мечеть Марджани является одним из интереснейших памятников национального татарского зодчества XVIII века. Это самая древняя казанская мечеть, которая носит имя человека, чей портрет хранится в Британской Академии Наук среди портретов  величайших ученых мира.

При Первой Соборной Мечети было организовано первое же в Казани медресе, названное позднее в честь своего великого мударриса – Медресе «Марджания».

Видимое нами здание построено в 1880 году по проекту архитектора П.И. Романова. История этого медресе восходит к 1770 году. В одном из помещений только что отстроенной первой соборной мечети разместилось мектебе. Занятия здесь проводились в течение двадцати лет, а затем, из-за роста числа шакирдов новый мулла мечети Ибрагим Худжаши выстроил отдельное здание медресе на берегу озера Кабан. Со временем и оно пришло в ветхость, поэтому в 1837 году купец первой гильдии Губайдулла Юнусов специально для училища построил большой полукаменный дом на современной улице Фатиха Карима.

Именно здесь и начал свою педагогическую деятельность просветитель Шигабутдин Марджани, который приехав в 1849 году из Средней Азии, стал имам-хатибом первого прихода Старо-татарской слободы. С этого момента в истории медресе данной махалли начинается новый этап. Будучи талантливым педагогом, Марджани реформировал учебный процесс. Он ввел в программу обучения в качестве основных предметов математику, геометрию, астрономию, историю и другие светские науки. В медресе «Марджания» стали получать образование до 120 шакирдов.  

Растущий авторитет ученого, его энциклопедические знания, реформаторские взгляды, пришлись не по нраву некоторым представителям казанского духовенства и купечества. Особенно осложнились отношения Марджани с неофициальным главой мусульман Казани богатейшим купцом Исмагилом Юнусовым. Симпатии общества были полностью на стороне непокорного хазрата. Поэтому когда Юнусов отказал в просьбе Марджани о строительстве нового здания медресе взамен прежнего, уже не вмещавшего в себя всех шакирдов, то, к большому его удивлению, сторону муллы приняли самые уважаемые люди прихода. Так, на средства купцов Рахматуллина и Галикеева был приобретен обширный земельный участок на западной стороне современной улицы З. Султана, где в 1871 году на общественные деньги выстроили двухэтажное кирпичное здание. В 1875 году, когда весь народ был на намазе в мечети, медресе «Марджания» сожгли. В огне погибло множество книг... Сразу же после пожара  Рахматуллин отремонтировал медресе, и некоторое время спустя здесь вновь начались занятия. Состоятельные люди махалли, собрав значительные денежные средства, в 1880 году выстроили существующее поныне здание «Марджания» с флигелем. Напомню, автором проекта нового здания медресе стал архитектор Романов.

В медресе «Марджания» учились Кашшаф Тарджемани, Габдулла Апанаев, Мурад Рамзи.

Апанаевская мечеть. Всего в двух с половиной сотнях метров к югу, по той же улице Каюма Насыри, расположен ещё один замечательный образчик татарской культовой архитектуры –Апанаевская, мечеть. Она тоже имеет другие названия – Байская и Вторая Соборная. Примечательна она в первую очередь тем, что с её постройкой в 1771 году образовался второй, официально зарегистрированный, мусульманский приход-махалля Казани. Именно поэтому – Вторая Соборная. Мечеть была построена на средства татарского купца Якупа Султангалеева. Автор проекта мечети остался неизвестным.

С момента постройки здание было относительно не большим. Спустя почти 100 лет после постройки, в 1872 году, прихожанами была собрана крупная сумма денег, в результате чего к мечети был добавлен двухэтажный кирпичный пристрой по проекту архитектора Романова. В 1882 году коммерции советник Исхак Юнусов возвел вокруг мечети кирпичную ограду и построил в ней одноэтажную лавку, которая до наших дней не сохранилась. В 1887 году Мухаметъюсуп Мухаметович Апанаев лавку расширил и надстроил вторым кирпичным этажом.

Апанаевской мечеть называется потому, что с конца XVIII по начало ХХ века она находилась на попечении мощного клана Апанаевых. Содержание мечети считалось образцовым, здесь служили авторитетные богословы.

Одним из самых известных имамов мечети был реформатор татарской общественной и религиозной мысли Мухаметкасим Салихов, внедрявший так называемое новометодное образование. Автором новых методов мусульманского образования был выдающийся ученый, тюрколог, востоковед, публицист, педагог Исмаил Гаспринский. Именно с его именем связано зарождение и развитие просветительского движения, получившего название джадидизм. Идеологи джадидизма доказывали, что только просвещение, образование и науки могут всколыхнуть то болото, в котором оказалась мусульманская умма. Многие казанские преподаватели – последователи джадидизма, были выпускниками реформированных медресе Каира, Стамбула, Бахчисарая.

Таким образом, Вторая Соборная, или Апанаевская мечеть становилась оплотом реформирования мусульманской уммы Казани и её окрестностей, одним из очагов реформирования в зоне «Идель-Урал».

Кроме того, при мечети функционировало Апанаевское медресе (хотя какое-то время молельным домом для шакирдов служила Третья Соборная, или Бурнаевская мечеть). Само медресе расположено ниже, на берегу Кабана, по адресу набережная Шигабутдина Марджани, д. 28. У этого знаменитого учебного заведения было несколько названий – Приозёрное (находилось на берегу озера), Апанаевское – от имени попечителей, Каримия – от имени мударриса Мухаметкарима Мухаметрахимова, Галламия – от имени мударриса Абдулкарима Салихова, и, наконец, закрепившееся по сей день – медресе «Касимия» - по имени мударриса Мухаметкасима Салихова. В официальных документах значатся разные даты открытия медресе – 1771, 1780 и 1826 годы. Однако еще Исмаил Гаспринский вывел любопытную тенденцию, а именно: «Любая татарская семья, общность, будучи закинутой даже в самый дальний и незнакомый уголок мира, тут же группируется вокруг медресе и мечети, стремясь получить знания и обогатиться духовно». Это наблюдение характерно не только для Казани, но для всего мусульманского мира, поэтому вполне логично предположить, что с постройкой мечети сразу же было открыто и медресе. Возможно, не в этом здании. Все, что я ранее говорил о Мухаметкасиме Салихове и новометодном образовнии, целиком и полностью относится именно к этому медресе. В современном здании, которое мы с Вами видим, медресе расположено с 1877 года. Здание было построено на средства, собранные прихожанами махали Апанаевской мечети по проекту архитектора Романова.

Информация о работе Мечети города Казани