Мечети города Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 12:01, сочинение

Краткое описание

Казань – город уникальный. Здесь встречаются мир христианско-православный и тюрко-мусульманский. И эта встреча двух противоположных миров, двух противоположных мировоззрений и конфессий не могла не отразиться на архитектуре города. И, в первую очередь, на архитектуре культовых сооружений. Она и отразилась. За редким исключением внешний вид мечетей, особенно если их лишить минарета, представляет собой уникальное сочетание европейского, русского и восточного направлений в архитектуре. Это вполне себе европейские здания, которые, в то же время, испытали сильнейшее мусульманское влияние.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Мечети Казани.docx

— 86.54 Кб (Скачать документ)

 

«Мечети Казани»

Введение.

Место слияния двух культур, место единения востока и запада... Казань – это не только крупнейший город Поволжья, не только научный и промышленный центр. Таковые статусы Казань приобрела относительно недавно – в последние сто лет своей тысячелетней истории. Чем же была знаменита Казань в прошлом, какие картины видим мы, глядя на сегодняшнюю Казань? Мост. Между Европой и Азией. Мост культурный, архитектурный, мост через время и пространство. За Казанью – Урал и Сибирь, перед ней – Центральная и Европейская Россия. Под Казанью сливаются Волга и Кама, через Казань проходит стальная нить из Москвы во Владивосток – это так называемый «средний» ход Транссибирской магистрали. Вокруг Казани – уникальные памятники православной и мусульманской архитектуры, культуры и истории. Да что там вокруг – в Кремле мирно уживаются Благовещенский Собор и мечеть Кул-Шариф.... Место единения двух религий, двух культур... Приглашаю Вас на прогулку по Казани – по моему родному городу.

Часть 1. Мечеть в Исламе

Казань – город уникальный. Здесь встречаются мир христианско-православный и тюрко-мусульманский. И эта встреча двух противоположных миров, двух противоположных мировоззрений и конфессий не могла не отразиться на архитектуре города. И, в первую очередь, на архитектуре культовых сооружений. Она и отразилась. За редким исключением внешний вид мечетей, особенно если их лишить минарета, представляет собой уникальное сочетание европейского, русского и восточного направлений в архитектуре.  Это вполне себе европейские здания, которые, в то же время, испытали сильнейшее мусульманское влияние.

Почему одиннадцать соборных мечетей Казани, расположенных в Старой Татарской Слободе, называют историческими? Во-первых – время строительства. Все эти мечети были построены в период с 1770 по 1926 годы, т.е. буквально за полтора века в Казани появилось мечетей больше, чем было на протяжении почти двухвековой истории Казанской земли с момента завоевания её Иваном Грозным. Почему же с 1552 по 1770 мечети не строились в принципе? Все потому, что после завоевания края началась его насильственная христианизация. Соответственно, ни о каком строительстве исламских культовых сооружений в этот период не может быть и речи. Кроме того, татар, оставшихся в живых после падения столицы, отправили в своеобразную депортацию, выселив их из города за так называемую черту оседлости, пересекать которую им было запрещено под страхом смерти. Это, кстати, объясняет удивительную концентрацию исторических мечетей в Старой Татарской слободе. И только во второй половине XVIII столетия российский абсолютизм понял, что сильная империя просто невозможна без лояльного отношения к правящей власти всех слоев населения. В том числе и покоренных иноверцев. А уж расположить их к себе было не так уж трудно. Наделить татарское духовенство и дворянство равными с российским правами, разрешить свободно верить и отправлять религиозные обряды в собственных культовых сооружениях. И, конечно же, разрешить строительство высочайшим соизволением. И еще один немаловажный момент. Все мечети Казани, как и вообще многие её здания той эпохи, были построены замечательными русскими архитекторами – Романовым, Кафтыревым, Ломаном, Малиновским. Они очень здорово смогли уловить своеобразие булгарско-мусульманской архитектуры, смогли вплести в них черты традиционной европейской.

Мечеть в Исламе

Ислам, как и всякая другая религия, нуждается в специальном месте, где верующие могли бы предаваться молитве, посвятить свои мысли Всевышнему. Этим целям и служит мечеть. Более того, в исламском мире мечеть является главным сооружением города в социальном, политическом, архитектурном планах.

Само слово Аль-масджид с арабского языка можно перевести как «место поклонения». В первые годы хиджры, после приезда пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, для него и его семьи был выстроен простой дом. Двор этого дома и стал первой в мире мечетью. Он же стал первой школой в арабском мире1.

Первоначально, пока святые места в Исламе еще не были определены окончательно, молебны проводились лицом в сторону Иерусалима. И лишь позже, когда Мухаммед объявил Каабу мусульманской святыней, им было предписано обращаться во время молитвы лицом к Мекке. Это направление называется Кибла.  Азан же, как призыв к молитве, был задуман в вокальном исполнении в противоположность христианским и иудейским музыкальным призывам.

Мечеть с архитектурной точки зрения – это специально оборудованное место для проведения молитвы по мусульманскому религиозному обряду. Место это может иметь самые разнообразные формы – от очищенной площадки в пустыне или комнаты во дворце до обширных комплексов Соборных Пятничных Мечетей, иначе именуемых Джума Джами.

Как же устроена мечеть и по каким законам складывается её архитектура? Главнейшая функция  мечети – религиозная, хотя значение её этим далеко не ограничивается. Обширный двор мечети был и остается местом общественных собраний, дебатов, общения ханов с народом. Кроме того, мечети всегда предоставляли место для образования и общения, а так же убежище для путешественников и бедных. Благотворительные качества мечетей тоже отмечались путешественниками и учеными всех времён. В западном мире противостояние церкви и государства сформировало ряд общественных и социальных институтов, взявших на себя функции общения, просвещения, правосудия. В противоположность этому на мусульманском Востоке, где религия воплотила в себе культовые начала и морально-этические нормы, мечеть взяла на себя роль общественного религиозного и культурного центра. И всё же с течением времени архитектура мечети в наибольшей степени подчинилась основной функции – предоставлению места массам молящихся.

Очень разную, на первый взгляд, архитектуру мечетей объединяет сумма общих правил. Они не касаются внешней архитектуры здания, не предписывают строить его, придерживаясь каких-то канонов или образцов. Они только задают общее требование – обеспечить молящимся определенные условия для совершения ритуала. Намаз (ритуал молебна) требует размещения молящихся параллельными рядами лицом к Мекке. Пространство молельного зала мечети равнозначно для исполнения обряда. Не важно, где находится мусульманин – важно, куда он смотрит. А смотреть он должен строго на Киблу. Она всегда обозначается михрабом – специальной нишей с арочным или полусферическим венчанием. Столь же обязателен минбар – специальная кафедра для чтения проповеди. Первым минбаром служило кресло пророка Мухаммеда, и многие минбары традиционно копируют детали этого кресла. Оформление молельного зала должно быть скромным, что бы не отвлекать молящихся от намаза. А вот минбар и михраб, даже в самых скромных интерьерах, напротив, отделывались наиболее пышно – и именно с целью привлечь внимание прихожан. Для мечетей так же обычен минарет – специальная башня, с которой муэдзин провозглашает азан2. Сами минареты могут находиться над крышей здания, в его углах, над входом, стоять в отдалении от мечети или вообще представлять из себя отдельные сооружения. Кроме религиозных, минареты могли выполнять функции градостроительной доминанты, маяка, сигнальной или дозорной башни, оборонительного или мемориального комплекса.

В крупных мечетях больших городов выделялась максура – место для представителей административной и духовной власти. Она, как правило, отгораживалась от остального пространства молельного зала красивой, обычно деревянной решеткой. Кроме того, в крупных мечетях устраивался изолированный молельный зал для женщин с самостоятельным входом, либо специальный балкон, отделенный от основного зала непроницаемой занавесью.

Медресе (от арабского «дараса» - учиться) со временем выделились в отдельные здания, впрочем, всегда тесно связанные с самой мечетью. Изначально же они представляли собой ниши во внутренней стене мечети, предназначенные для обучения основам Ислама. Кроме чисто религиозных дисциплин во многих медресе преподавались светские предметы – математика, география, история, медицина, литература, а в татарских медресе – арабский и русский языки. Идея медресе как отдельных зданий архитектурно оформилась в начале Х века в Бухаре и Хорасане. В XII веке медресе появляются в Сирии и Египте. Это были монументальные здания, в архитектуру которых органично вписывалась планировка мечети. Татарские медресе и их программа в основном складывались в XVIII – XIX веках, сами они представляли отдельно стоящее здание, которое находилось порой в отдалении от мечети своей махалля.

Столетия существования Ислама принесли миру несколько основных типов мечетей. Изначально мечети подразделялись на две основные группы – месджид (махалля джами или квартальная) и Джами (соборная). Квартальная мечеть служила для ежедневных молитв, являлась центром своего прихода и была в шаговой доступности для каждого уголка этого прихода. В соборных мечетях (джами) днем отправлялось правосудие, вечером собирались кружки философов, ученых, юристов, литераторов. Общегородская же мечеть в арабском мире именовалась Аль Кабир, а в тюркском – Джума Джами. Это были большие соборные мечети, которые являлись, вместе с комплексами медресе при них, крупными научными и просветительскими центрами, при них находились богатейшие библиотеки. Во многих крупных городах, особенно на Ближнем Востоке, существовали мусалла – загородные мечети для молений по годовым праздникам с большим стечением народа. Это были обширные площади, обнесенные стеной, крытые постройки в них зачастую отсутствовали.

Джами (соборные мечети) возводили, как правило, вблизи общественных мест и многолюдных площадей. Их могли строить и в крепости, и в её предместьях. Выделялись своей архитектурой и значением джами общественно-торговых центров городов, где они служили символом дисциплины, единения мирского и священного, благочестия и выгоды.

Кроме этого, существовала особая группа разнообразных в стилевом решении поминальных мечетей на кладбищах и в составе мемориальных комплексов. Особенностью таких мечетей была необязательность общепринятых для других зданий атрибутов (кибла, михраб, минбар, минарет).

Так же можно выделить группу мечетей «для служебного пользования», то есть располагавшихся в составе какого-либо сооружения или комплекса сооружений и подчиненных по отношению к нему. Например, мечеть при медресе или ханака – молельные дома дервишеских орденов.

Стоит упомянуть об уникальных, священных мечетях. К числу наибольших святынь Ислама относят мечеть Аль Месджид Аль Харам в Мекке, посещение которой – хадж – считается священной обязанностью каждого мусульманина. В центре этой мечети и находится Кааба, на которую при молитве ориентируются все мусульмане мира. Вторая по значению – мечеть пророка в Медине, возведенная над его могилой. И, конечно же, храм Куббат Ас Сахра в Иерусалиме, воздвигнутый над местом вознесения пророка на небо. Кроме того, у каждого народа есть свои религиозные святыни, значение которых порой выходило далеко за пределы региона. Таковой в нашей полосе была Джами города Булгар.

Самые грандиозные мечети ранее закладывались халифами, султанами, ханами или визирями. Впоследствии, следуя изречению, что «Аллах выстроит дом в раю тому, кто построит мечеть», состоятельные мусульмане одаривали свои города мечетями. Не везде, однако, Ислам существовал свободно и без ограничений. После захвата Москвой Поволжья и Сибири Ислам стал угнетаемой и искореняемой религией, что оказывало воздействие на размеры и внешнее архитектурное оформление мечетей.

Атрибутика мечетей тоже сложна и интересна. Сегодня однозначным атрибутом мечети считается изображение полумесяца. По этой причине его относят к числу исламских символов. Стереотип этот сложился, вероятно, на территории России, где венчающий храм символ стал обязательным для обозначения конфессиональной принадлежности здания. На мечетях многих других стран, в частности в Средней Азии, полумесяц изначально отсутствовал. Само же изображение Луны пришло в Ислам лишь после того, как турецкий султан обрел титул Халифа, а Истанбул стал центром всего мусульманского мира. Таким образом, герб византийского Константинополя перешел на знамена и другие атрибуты государственной власти Османов, а оттуда уже на верхушки куполов мечетей и минаретов. Случилось это только во второй половине XV века. По мнению Шигабутдина Марджани, полумесяцы на татарских мечетях  появились лишь в XVIII веке, когда в 1770 году первый из них вонзился в Казанское небо на шпиле минарета Первой Соборной Мечети.

Обязательным атрибутом всякой мечети являются каллиграфические надписи из Корана, которые располагаются в самых разных местах – над входом, на фризах, на стенах здания и минарета. В интерьерах надписи украшают михраб и стены. Арабская каллиграфия стала новым жанром декоративного искусства. Иногда даже содержание надписи с трудом поддается прочтению, что только усиливает мистический смысл такой орнаментации.

Множество типов и разновидностей мечетей породили необычайное разнообразие в культурной архитектуре Ислама. В некоторых общественных зданиях, строившихся буквально по всему Переднему Востоку, а так же и в Волжской Булгарии, таких как караван-сараи и бани, намного больше роднящих их черт, нежели в архитектуре мечетей.

Интересно отметить, что арабы, внедрявшие новый культ на покоренных территориях, вовсе не стремились навязать вместе со своей религией еще и привычный для себя тип мечети. Поэтому мечети в разных странах быстро приобрели формы, свойственные местным доисламским традициям зодчества. Особенно ярко наследовали местные традиции мечети Сирии, Турции, Переднего Востока, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии. Не стали исключением и мечети на Волге и Каме. Опираясь на местные традиции, эти здания несли на себе отпечаток поволжской культуры.

Ислам не препятствовал широкому использованию местных традиций, и не послужил преградой для обмена опытом между странами мусульманского и христианского миров. И поэтому в каждом регионе складывался тип мечети, архитектура которой опиралась, с одной стороны, на требования мусульманского обряда, с другой – на культурные традиции принявшего Ислам народа. Мечети многих народов наглядно иллюстрируют этот тезис. При этом, квартальные мечети часто приближаются по своей архитектуре к жилью, а вот соборные и тем более городские мечети отражали общепринятый на время своего строительства в Исламе стиль здания.

Не стоит рассматривать мечеть как здание, в котором в том или ином виде воплощается какой-то архитектурный или строительный канон, либо эстетический идеал Ислама. Эти понятия, столь характерные для архитектуры Европы, в архитектуре Ислама отсутствуют. Архитектор, проектируя мечеть, всегда опирается на свои представления о красоте, свойственные эпохе или национальной культуре. Архитектура Ислама не отвергает воздействия любой культуры и не воспрещает заимствовать формы культовых зданий других религий. Хотелось бы, что бы эта мудрая терпимость заложенная в самую основу религии, не утратилась в будущем.

Часть 2. Мечети средневековой Казани

Часть 3. Исторические мечети Казани

3.1. Мечеть «Кул-Шариф».

В Казани еще с царских времен, а точнее, с 1811 года существует знакомый всем памятник русским воинам, павшим при взятии Казани в октябре 1552 года. Мечеть Кул-Шариф, в свою очередь, стала мемориальным комплексом, наряду с мечетью «Иске Таш», который воздает дань памяти защитникам Казани. Кул-Шариф для татар – это не просто мечеть. Это – духовный татарский центр. Это ось, связывающая прошлое татарского народа и его будущее.

Информация о работе Мечети города Казани