История становления преступлений против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности института преступлений против военной службы.
Чтобы достичь цель исследования, необходимо решить несколько задач:
– исследовать институт преступлений против военной службы в его историческом развитии со времен появления регулярной армии до наших дней;
– определить этапы развития института преступлений против военной службы;
– определить особенности уголовно-правового регулирования преступлений против военной службы в соответствии с современным развитием уголовного права России;
– выявить недостатки уголовно-правового регулирования преступлений против военной службы по УК РФ 1996 г.
ку

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПЕРИОД ДО 1996 Г. 5
1.1. Развитие института преступлений против военной службы в русском уголовном праве 5
1.2. Развитие институт преступлений против военной службы в советском уголовном праве 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО УК РФ 1996 Г. 15
2.1. Определение преступления против военной службы по УК РФ 1996 г. 15
2.2. Некоторые особенности состава преступления против военной службы 24
2.3. Наказание за преступления против военной службы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЯ 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

История становления преступлений против военной службы.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

Специфичность уголовной  противоправности преступлений против военной службы заключается также  и в том, что все воинские преступления нарушают уголовно-правовые нормы с бланкетной диспозицией. Эти нормы являются свидетельством взаимосвязи уголовного и военного права: военно-правовые нормы органически входят в содержание соответствующих уголовно-правовых норм. В этих случаях условия уголовной ответственности за совершение воинских общественно опасных деяний содержатся в нормах не только уголовного, но и военного права. Возникает своеобразное единство военно-правовой нормы и уголовно-правовой, функционирует комплексная «синтезированная» правовая норма, в которой выделяются позитивное содержание в виде правил поведения, изложенных в военном законодательстве, и санкция.

Преступление против военной службы, независимо от способа  конструирования диспозиции конкретного состава, всегда нарушает определенные правила прохождения военной службы. Поэтому можно говорить о «бланкетизации» военно-уголовных предписаний, осуществляемой двумя способами.

Во-первых, указанием в диспозиции на соответствующие специальные правила, например, правила несения боевого дежурства, пограничной и караульной служб и т.п. В этих случаях необходим детальный анализ определенных актов военного законодательства (воинских уставов, наставлений, инструкций и др.). Так, без обращения к Корабельному уставу Военно-Морского Флота нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил вахтенной службы и наступивших при этом последствий.

Во-вторых, «бланкетизация» осуществляется использованием в статьях гл. 33 УК РФ терминов, содержание которых раскрывается в тех или иных военных законах, актах военного управления. Например, при установлении признаков неисполнения приказа (ст. 332 УК РФ) необходимым условием является анализ соответствующих норм военного законодательства в целях уяснения содержания таких понятий, как «подчиненный», «начальник», «приказ» и т.д.

Так, согласно ст. ст. 30-35 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие могут быть начальниками в четырех случаях: а) по служебному положению; б) по воинскому званию; в) при совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда на одного из них командиром возлагаются функции начальника; г) при совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

В указанных нормах, несмотря на отсутствие непосредственного указания на правила военной службы, речь идет также о невыполнении установленных правил прохождения военной службы, поскольку в них говорится по существу о несоблюдении определенных требований воинских уставов.

При рассмотрении дел  о воинских преступлениях возникают  спорные вопросы разграничения воинского преступления и проступка. Юридическим критерием разграничения воинского преступления и проступка выступает характер противоправности деяния. Преступлением против военной службы может быть признано лишь уголовно-противоправное деяние, т.е. предусмотренное в гл. 33 УК РФ. Перечень правонарушений, признаваемых воинскими преступлениями, является исчерпывающим и определяется нормами гл. 33 УК РФ. Решение вопроса о преступном характере правонарушения в этом случае зависит от способа описания в законе признаков преступления. Если в статьях главы 33 УК РФ указаны точно определяемые (конкретные) признаки преступления, например причинение средней тяжести вреда здоровью при сопротивлении начальнику (ст. 333 УК РФ), то определение преступности деяния, как правило, не вызывает сложности. При установлении в содеянном всех конкретно описанных признаков в той или иной норме гл. 33 УК РФ следует относить данное правонарушение к воинскому преступлению.

Однако в отдельных  нормах преступление против военной  службы характеризуется не строго определенными, а так называемыми оценочными признаками. В этих случаях разграничить воинское преступление и проступок весьма затруднительно. Например, в отдельных составах указывается в качестве конструктивного признака «причинение существенного вреда» (неисполнение приказа-ч. 1 ст. 332 УК РФ). Отнесение реально наступившего последствия к существенному вреду обусловливает признание деяния преступлением. Закон предоставляет право суду либо иным правоприменительным органам каждый раз решать этот вопрос с учетом конкретных обстоятельств дела. В таких конструкциях критерием разграничения воинского преступления с проступком также следует считать противоправность. Это означает, что если причиненный вред не относится к существенному, то и нет состава преступления. В этих случаях правонарушение даже формально не подпадает под признаки преступления, а следовательно, применение правила о малозначительности деяния, сформулированного в ч. 2 ст. 14 УК РФ, недопустимо.

В юридической литературе по этому вопросу высказано и иное мнение. Например, Ф.С. Бражник полагает, что в данном случае следует говорить не о противоправности, а о степени общественной опасности деяния21.

В силу сказанного можно  прийти к выводу, что грань между  преступлением и проступком не может быть единой для всех случаев.

В соответствии с видовым  объектом формируется система составов преступлений против военной службы:

– против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношении (ст. 332-336 УК);

– против порядка пребывания на военной службе, т.е. уклонение службы (ст. 337-339 УК);

– против порядка несения специальных видов военной службы (ст. 340-344 УК);

– против порядка использования и сбережения военного имущества (ст. 345-348 УК);

– против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352 УК).

В 2009 г. среди военнослужащих, осужденных военными судами за воинские преступления, 56,8% осуждены за самовольное оставление части, 6,1% за дезертирство, 0,8% за членовредительство, что составляет 63,7% от общего количества осужденных этой категории22. На долю внутренних войск приходится 5-7% от общего количества осужденных за совершение самовольного оставления части. Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанная проблема в настоящее время является актуальной.

Анализ истории возникновения  уголовной ответственности за совершение самовольного оставления части показал, что она прошла в своем развитии определенные этапы, следующие за принятием крупных кодифицированных правовых актов - артикулов, кодексов, законов, которые повлияли на совершенствование и развитие уголовной ответственности за самовольное оставление части в процессе формирования военно-уголовного законодательства, отражающего строительство вооруженных сил государства, и решение им на том или ином этапе задач по обеспечению боеспособности и боевой готовности войск.

Уклонение военнослужащих от прохождения  военной службы представляет серьезную  общественную опасность, поскольку  ослабляет боевую готовность воинских частей и подразделений, в которых они проходят военную службу, отрицательно влияет на морально неустойчивых и недисциплинированных военнослужащих, чем вызывает озабоченность органов государственной власти, руководства внутренних войск и общественности в целом.

Общественно опасное и противоправное деяние как признак объективной стороны преступления выражается в форме действия (самовольное оставление части или места службы) или бездействия (неявка в срок без уважительных причин на службу) и является не только осознанным, но и волевым деянием. К признаку также относится место совершения преступления, под которым понимается место службы военнослужащего, где он проходит военную службу, т.е. воинская часть.

Субъектом самовольного оставления части  или места службы является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом 18-летнего возраста, которое проходит военную службу по призыву или по контракту, и способное нести уголовную ответственность за совершенное преступление.

Субъективная сторона преступления включает в себя намерение военнослужащего лишь временно находиться вне части или места службы, желание его вернуться в часть и продолжать прохождение военной службы после прекращения действия обстоятельств, явившихся основанием для самовольного оставления части или места службы. Военнослужащий не преследует цели вовсе уклониться от дальнейшего прохождения военной службы. Основными мотивами при совершении данного преступления являются потребности и интересы, выражающиеся в решении личных вопросов, избежании угроз причинения, либо причинения вреда нравственному или физическому здоровью военнослужащего.

Причинный комплекс преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ, тесным образом связан с условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии и влиянии социально-негативных явлений современной действительности на причины и условия совершения военнослужащими преступления, исследуемого вида.

Проблема самовольного оставления части в настоящее  время в большей степени сопряжена с проблемой успешности адаптации военнослужащего к условиям военной службы.

Предупреждение самовольного оставления части или места службы можно определить как многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступного поведения военнослужащих, а также на повышение морально-психологического климата в подразделении, совершенствовании порядка прохождения военной службы.

Таким образом,  преступления против военной службы – совершенные военнослужащими, проходящими военную службу; призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войск и воинских формированиях Российской Федерации, а также гранами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2.2. Некоторые особенности состава преступления против военной службы

 

Состав преступления против военной службы – это система установленных законом обязательных объективных и субъективных элементов, признаки которых характеризуют общественно опасное посягательство военнослужащего (гражданина, пребывающего в запасе, во время прохождения военных сборов) на военную безопасность государства (порядок прохождения военной службы) как преступление против военной службы. Понятие состава преступления против военной службы включает в себя единые для всех преступлений элементы: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Совокупность юридических признаков состава воинского преступления образует его общественную опасность и подчеркивает специфические особенности, позволяющие отграничивать воинские преступления от сходных общеуголовных.

Состав преступления против военной службы существует в  единстве объективных и субъективных признаков, каждый из которых также тесно связан друг с другом и не существует сам по себе. Отсутствие хотя бы одного из необходимых признаков означает отсутствие и самого состава воинского преступления. Например, отдельно взятый объект преступления – военная безопасность (порядок прохождения военной службы) – не свидетельствует еще о том, что в совершенном деянии имеется состав преступления против военной службы. Как отмечалось, военная безопасность (порядок прохождения военной службы) защищается и отдельными общеуголовными нормами. Военнослужащий (гражданин, пребывающий в запасе, во время прохождения военных сборов), являясь субъектом преступления против военной службы (т.е. специальным субъектом), может быть и исполнителем общеуголовного преступления-например убийства (ст. 105 УК РФ), изнасилования (ст. 131 УК РФ) и т.п. Преступления против военной службы имеют внешнее сходство с общеуголовными преступлениями и по другим отдельно взятым объективным и субъективным признакам.

Традиционное указание в определении воинского преступления на объект и субъект преступления подчеркивает специфичность общественной опасности воинских преступных деяний. С одной стороны, характер общественной опасности преступлений против военной службы определяется главным образом важностью объекта уголовно – правовой охраны, на который совершается посягательство. С другой – признаки специального субъекта воинского преступления выступают криминообразующими и также обусловливают общественную опасность деяния.

Признаки, свойственные всем преступлениям против военной  службы, описаны в ст. 331 УК РФ и относятся к объекту и субъекту составов воинских преступлений. В статьях гл. 33 УК РФ обрисована главным образом объективная сторона воинских преступлений, лишь в ряде статей говорится о субъективной стороне, а также об особенностях субъектов отдельных составов преступлений. Однако для квалификации совершенного деяния следует обязательно установить все признаки состава преступления против военной службы, предусмотренного в той или иной статье. Указания на признаки состава преступления против военной службы, отсутствующие в диспозициях статей гл. 33 УК РФ, содержатся в нормах Общей части УК РФ. Так, в ст. ст. 24-28 УК РФ говорится о признаках субъективной стороны преступления, в ст. ст. 29-36 УК РФ-о признаках предварительной и совместной преступной деятельности. Таким образом, для уяснения признаков состава воинского преступления необходимо руководствоваться диспозициями статей гл. 33 УК РФ, предусматривающими конкретные виды преступлений против военной службы; нормой, определяющей общее понятие преступления против военной службы (ст. 331 УК РФ), а также соответствующими нормами Общей части УК РФ.

Признаки состава преступления против военной службы подразделяются на две группы: обязательные и факультативные.

Обязательными являются признаки, входящие в составы всех без исключения преступлений против военной службы. К ним относятся: объект преступления, общественно опасное деяние (действие, бездействие, нарушение специальных правил), вина в форме умысла или неосторожности, вменяемость лица и достижение им возраста, с которого по закону наступает ответственность за воинские преступления, прохождение лицом военной службы или военных сборов. Названные признаки обязательно входят в состав любого преступления против военной службы, при отсутствии хотя бы одного из них нет и состава преступления, что исключает уголовную ответственность вообще или за воинские преступления.

Факультативными являются те юридические признаки, которые используются при конструировании не всех, а лишь отдельных составов воинских преступлений. С помощью данных признаков преступление против военной службы характеризуется дополнительными свойствами, в которых выражается специфика данного вида преступления. К этой группе относятся такие признаки, как предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цель.

Информация о работе История становления преступлений против военной службы