Черноречье. Православная история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Церкви Чернорецкой, Гнилицкой и Мысовской волостей в начале XX века входили во второй благочинный округ Балахнинского уезда. По списку церквей епархии 1911 года значились храмы в селах Гнилицы, Горбатов-ка, Желнино, Решетиха, Селищи, Черное. До постройки церкви в Желнине православные совершали обряды в церкви села Подъяблонного, что на правом берегу Оки. В 1764 году дотла сгорела деревянная церковь у сельчан Подъяблонного. По их просьбе Успенский храм Дудина монастыря с благословения Иоакима - патриарха Московского и всея Руси был обращен в приходский вместо сгоревшего.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… - 2
Глава I. Черноречье и его жители. ………………………………………. - 6
Глава II. Христианские памятники Черноречья.
§1. Амвросиев Николаевский Дудин Монастырь. …………………….. - 11
§2. Благовещенская церковь города Володарска и Никольская церковь в Решетихе. ………………………………………………………………… - 15
§3. Благовещенская церковь в поселке Желнино. …………………….. - 18
§4. Троицкая церковь села Черного. …………………………………… - 20
§5. Флорищева Пустынь. ………………………………………………... - 22
§6. Дзержинский храмовый комплекс. …………………………………. - 25
Глава III. Чернореченские староверы. ………………………………….. - 34
Заключение. ……………………………………………………………… - 39
Приложения. …………………………………………………………….. - 40
Список литературы……………………………………………………….- 42

Прикрепленные файлы: 1 файл

Новикова.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

В начале 2008 года завершены  перекрытия первого этажа, велась каменная кладка второго этажа на уровне окон.

  25 марта 2008 года архиепископ Георгий определил названия всех приделов, также было принято решение, о проведении Пасхального богослужения 2008 года в крипте строящегося храма. 28 апреля 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в строящемся храме.

Для завершения строительства  необходимо 130 млн рублей, которые  планируется собрать в течение 3-х лет.

По состоянию на декабрь 2008 года в храме завершены перекрытия первого этажа, проведено два богослужения. Из-за снижения объёмов пожертвований планировалась консервация незавершённого строительства.

В феврале 2009 года на колокольном  заводе Николая Шувалова в городе Тутаеве были заказаны 9 колоколов, самый большой из которых весит 870 кг. А в марте на ФКП «Завод им. Я. М. Свердлова» была заказана металлическая звонница-часовня увенчанная маковкой с крестом. Высота звонницы — 10 м, размеры в основании 3х3 м. Планировалось, что звонница будет разборной и после завершения строительства колокольни будет передана другому храму.

Освящение звонницы и  колоколов состоялось 18 апреля, в  Великую Субботу. Чин освящения  совершил благочинный Дзержинского округа и настоятель храма иерей  Виктор Софронов.

В 2010 году сообщалось, что  мастерская «Ковчег» ведёт работу над иконостасами двух соборов: в честь Святителя Николая в Автозаводском районе Нижнего Новгорода и в честь Воскресения Христова в Дзержинске.

В 2009 году на территории храмового комплекса Дзержинска была открыта детская площадка.

Она была изготовлена и установлена на средства членов Дзержинского отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Инициатива размещения на территории храмового комплекса  Дзержинска современной детской  площадки принадлежит Благочинному Дзержинского округа, протоирею Виктору Софронову.

Идея была поддержана группой членов Дзержинского отделения  Всероссийской политической партии «Единая Россия» – Сергеем  Клейменовым, Павлом Ворониным, Игорем Крашенинниковым, Олегом Богдановым и  др. Они профинансировали изготовление и установку современного детского комплекса рядом с городским храмом.

«Новая площадка на территории храмового комплекса позволит детям  не только приобщаться к духовности, но и по-своему, по-детски, весело и  непосредственно проводить свой досуг. Это хорошо как для детей, так и для их родителей» - сказал Благочинный Дзержинского округа, протоиерей Виктор Софронов.14

Перед открытием площадки отец Виктор освятил новый комплекс. Кроме того, он обратился со словами  благодарности к членам партии «Единая  Россия», оказавшим помощь в создании детского городка, и вручил им Благодарственные грамоты. «Эти люди приняли участие не только в создании площадки, но и помогли в ремонте Православной гимназии имени Преподобного Серафима Саровского, а также в благоустройстве Храма Всех Святых на городском кладбище», - отметил в заключение Благочинный Дзержинского округа Виктор Софронов.15

Отдельно хочется рассказать о священниках, служивших в храмах Дзержинска в самом начале создания Храмового комплекса.

Первым тяжелый настоятельский крест взял, как уже было сказано, отец Леонид Новиков. Именно ему, вместе с немногими единомышленниками, пришлось преодолевать сопротивление, которое встретила дзержинская община на заре своего создания.

В 1995-ом в церковном  вагончике появился дьякон Федор Хазов. В 1996-ом отца Федора рукоположили в священники. Но вскоре после этого он трагически погибает, возвращаясь из паломничества, из Киево-Печерской лавры. Молодой был батюшка, но ревностный. И сейчас с любовью вспоминают его прихожане.

Еще служил дьяконом в церкви Святителя Тихона отец Сергий Галкин, особенно любимый прихожанами за удивительной красоты голос. Нынче он пастырствует на Бору.

Отец Леонид Новиков, отец Георгий Соколов, отец Николай  Поваров, отец Александр - иеромонах  из Петербурга, отец Андрей Милкин, отец Александр Смирнов, ныне служащие: отец Александр Поляшов, отец Алексий Шлячков, иеродиакон Марин и отец настоятель, батюшка Александр Лошкарев – о всех этих священниках с благодарностью говорят православные жители Дзержинса.

Отдельно нужно сказать о недавно открывшемся Храме у Северных ворот.

Возведение этой церкви началось в  июне 2007 года. Главный строитель  и попечитель храма генеральный  директор компании „Тосол-Синтез“  Валерий Артамонов поставил его  в память о погибшем сыне. С самого начала планировалось, что этот храм станет центром социальной жизни и миссионерской работы в городе.

В апреле 2008 года во время визита в  Дзержинск архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия состоялась закладка первого камня в основание  строящегося храма. С этого времени начала складываться приходская община. Хорошей основой для ее формирования стали регулярные молебны преподобному Антонию, которые совершались в строящемся храме каждую неделю в любую погоду.

Место под храм было выбрано не случайно. В Старом городе (так называют в Дзержинске этот микрорайон) храма не было никогда, и в его появлении была насущная необходимость.

В этом году при храме открылась  воскресная школа, причем после этого  известия было подано около 30 заявлений  на обучение. Сейчас здесь учится около сорока ребятишек от пяти до двенадцати лет. Почти все педагоги являются преподавателями основ православной культуры в школах, это воцерковленные и увлеченные своим делом люди во главе с директором Ириной Швец. Кроме обычных для воскресной школы предметов, здесь преподаются рисование и рукоделие. А звонарь храма Алексей, выпускник нижегородской школы колокольного искусства, ведет кружок „Малиновый звон“, где детвора в теории и на практике постигает азы мастерства звонарей.

Храм на окраине Дзержинска был построен невероятно быстро и при этом качественно― для строительства использовались лучшие материалы и новейшие технологии. Сейчас Антониевский храм поражает воображение стилем и красотой. Он построен в необычном для Нижегородской земли древневизантийском стиле. В нем нет колонн и перегородок, поэтому здесь прекрасная акустика, много света и простора. Роспись стен храма выполняли иконописцы епархиальной мастерской „Ковчег“. С особой заботой была построена колокольня― колокола для нее заказывали в Тутаеве Ярославской области.

Буквально на глазах благоустраивается  и прилегающая к храму территория―  планов на нее очень много. Многое стало возможным благодаря активному  участию в жизни храма его  попечителя Валерия Артамонова, который вникает во все нужды прихода.

Сразу же после открытия храма сюда переехал православный молодежный клуб „Теос“. Его участники― молодые  люди от 15 до 30 лет, которые приезжают  в Антониевский храм со всего города.

Встречи в клубе проходят каждое воскресенье. При храме создан кинолекторий, где проводятся совместные просмотры и обсуждения православных фильмов. Священники благочиния проводят беседы о православии и духовной жизни. Одним словом, ребята не остаются без внимания духовенства и получают ответы на все интересующие их вопросы.

Но в „Теос“ молодые  люди приходят не только за новыми знаниями. Здесь они получают возможность  сообща в команде единомышленников использовать свой творческий потенциал. Например, многие члены клуба являются волонтерами дзержинского отделения православного движения „Милосердие“, где учатся заботиться о ближнем не только на словах, но и на деле. Ребята посещают детские дома и больницы и занимаются социальной работой, но не забывают и о полезных развлечениях. Так, 16 января на приходе впервые состоялся Рождественский бал, куда собралось около 40 человек. В качестве приглашенных гостей к балу присоединились дзержинские „Витязи“ и руководители „Милосердия“. Идея бала принадлежала отцу Илии, но всю программу ребята продумывали сами: подбирали музыку и репертуар. Программа бала включала вступительное слово священника, краткий рассказ представителей каждого движения о своей работе, танцы, интеллектуальные игры, а в завершение бала все гости и хозяева приняли участие в совместном чаепитии.

Ребята надеются, что в новом помещении они смогут организовывать творческие вечера, мастерклассы, литературные гостиные и встречи театральной студии.

Сегодня в храм преподобного Антония Великого приходят люди всех возрастов.16

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Чернореченские староверы.

Национальной трагедией  считается раскол в XVII веке между  православными верующими, породивший два непримиримых лагеря: никонианцев - сторонников нововведений патриарха  Никона и староверов - почитателей  воззрений протопопа Аввакума. В 1667 году на Соборе православная церковь осудила раскол и предала анафеме старообрядцев. Непокорные жестоко преследовались властями: их сажали на цепь, гноили в ямах, сжигали заживо. Многие бежали в нижегородские леса: объединялись хозяйством, занимались ремеслами. Только в период царствования Елизаветы Петровны (1741-1767) раскольники вздохнули свободнее, почувствовав послабление гонениям. Екатерина II разрешила староверам носить бороды, запрещенные Петром I, им дали возможность пользоваться правом свидетельства в суде и правом избираться на должность. Но все же за старообрядцами продолжала наблюдать Московская тайная канцелярия, Духовная коллегия, Приказ церковных дел, секретные агенты.

В 1850 году историк, этнограф, писатель П.И.Мельников-Печерский в  качестве чиновника особых поручений обследовал состояние дел церковного раскола в Нижегородской губернии. Объехав селения Гнилицкой, Чернорецкой волостей и помещичьих крестьян Мысовской волости, он установил, что по левобережью Оки проживало почти три тысячи староверов. Особенно много их было в Мысовской волости и среди крестьян помещиков Турчанинова и Зубова. Совсем не случайно Черноречье становится одним из центров раскольничества. Волость, отделенная от уездного города Балахны расстоянием в пятьдесят верст дремучего леса, болот и ненаселенных мест, жила по своим неписаным законам. Чернорецкие мужики, бывая в Нижнем по базарным дням дважды в неделю, старались не затруднять уездных чиновников визитами в волостное село Черное, решали свои дела в губернском городе. Земская полиция наведывалась в Черноречье только в случае разве каких-нибудь чрезвычайных уголовных дел, которые обнаруживались здесь крайне редко, да и то зачастую случайно: слыли тогда чернорецкие староверы людьми скрытными. В селениях Черном, Желнине, Бабине, Бабушкине, также в Мысовской и Гнилицкой волостях старообрядческие секты разных толков чувствовали себя в безопасности. Прижились здесь половцы и беспоповцы: самокрещенцы, поморы, бегуны.

Не страшно обанкротиться  купцу-старообрядцу. Он благодаря поддержке единомышленников через год-другой вставал на ноги. Крестьян той же веры в трудную минуту всегда выручал богатый благотворитель. Среди чернорецких жителей-раскольников не встречалось бедняков. Старообрядцы Черноречья ежегодно отлучались в Астрахань, переправляя туда построенные суда и лодки, груженные холстом, рыболовными снастями. Уходили на рыбный промысел на Каспий, в Астрахань, в Сальянск.

Из числа промысловиков - чернорецких старообрядцев 330 человек  проживали на Каралатском бугре  и в других местах Астраханской губернии более года. Многие из них имели собственные парусные суда, на которых доставляли зерно с нижневолжских пристаней в верхние по Волге города. Это давало возможность старообрядцам тайно привозить в Черноречье одноверцев со стороны: беглых монахов, попов, уставщиков, скитниц, сборщиц подаяний. Находившиеся в отлучке раскольники, как правило, вели переписку с земляками через своих же судовщиков, торговцев. Для этого они употребляли особые языки: иносказательный, тарабарский, офеньский. Особо важные сообщения пересылались с нарочными через специально заведенные раскольничьи почтовые станции. Один из важнейших таких пунктов находился в Желнине. Сюда стекались письма старообрядцев соседних волостей, из Владимирской и Костромской губерний, а затем переправлялись владельцами судов до Астрахани и Рыбинска.

В обширных чернорецких  лесах сохранялись в те времена  такие глухие уголки, что никому из местных жителей не приходило  в голову туда забираться. В гнилицком  лесу, неподалеку от Московского шоссе, такую глухомань облюбовали пустынники самокрещенской секты. В числе двадцати сектантов были Иван Петров, Василий Иванов - беглые солдаты, отданные в рекруты из Чернорецкой волости. Здесь они укрывались летом, а зимой находили тайные убежища в Гнилицах у крестьянина Торопова, в Желнине у Аксиньи Ивановой, в селе Избылец на правобережье Оки у девки по прозвищу Балда. В середине века по Нижегородской губернии числилось, по отчетам, 126 старообрядческих молелен, на самом же деле их было значительно больше.

В деревне Бабино собирались на богослужение поморы в доме крестьянина Курицына, в Решетихе обосновались секты самокрещенцев. Молельные дома находились в Голышове, Передельнове, Красной Горке, Желнине и других селениях. В 1854 году делами раскольников из Желнина занимались чиновники губернского города.

Священник Подъяблонской  церкви, к приходу которой относилось тогда селение, Петр Спиридонов донес  в Духовную консисторию о том, что девица Ксения Грязнова, умершая  в деревне Желнино, была похоронена тайно, без освидетельствования, на раскольничьем кладбище за деревней Бабушкино. Нижегородский губернатор, узнав об этом, распорядился немедленно учинить следствие. Уездная полиция, прибывшая в Желнино, обыскала дом Грязновых и нашла четыре книги: Псалтырь 1654 года издания, Часовник Могилевской печати, Устав и извлечения из него. Священник Спиридонов, изучив содержание обнаруженного, дал заключение о том, что книги, печатанные в частных типографиях без цензуры и содержащие учения, не чуждые православию, однако склоняющие к разным толкам, должны быть "удержаны от употребления". На том дело желнинских старообрядцев порешили закрыть.

Информация о работе Черноречье. Православная история