Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 03:17, курсовая работа
Актуальность темы. Основные события во внешнеполитических европейских отношениях в начале XIX в. определялись тремя государствами – Великобританией, Францией и Россией. Австрия, Пруссия и ряд других европейских держав чаще всего присоединялись к возникающим группировкам, действуя согласно своим интересам. Можно сказать, что в период 1801-1812 гг. вся внешняя политика Великобритании была направлена на создание антинаполеоновских коалиций и подавлении усиливающейся гегемонии Франции.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Англо-русские отношения в 1801-1812 гг. …………………….. 9
Складывание дипломатических и экономических взаимоотношений между Великобританией и Россией в 1801-1812 гг. Антинаполеоновские коалиции. ……………………………………….…... 9
Противоречия во взаимоотношениях России и Великобритании: англо-русская война 1807-1812 гг. ……………………………………………….. 20
Глава II. Британо-российские отношения в 1812-1814 гг. …………… 26
2.1. Союзническая помощь Великобритании России во время Отечественной войны 1812г………………………………………………………. 26
2.2. Участие Великобритании и России в шестой коалиции……………… 32
Заключение………………………………………………………………….... 40
Список источников и литературы………………………………………… 42
После окончания войны три державы обязались выкупить бумаги в следующей пропорции: Великобритания - 3/6, Россия -2/6 и Пруссия - 1/6. По настоянию британской стороны особо оговаривалось: союзники никогда не будут просить Великобританию выкупить более чем 3/6 (2,5 млн ф. ст.) от общего выпуска бумаг.
В научной литературе проект выпуска «федеративных бумаг» оценивался по-разному. Дж. Шервиг считает, что использование бумажной валюты такого рода было вообще единственно возможным для Великобритании выходом из состояния катастрофической нехватки звонкой монеты. По мнению Л.А. Зака, который называет проект выпуска «федеративных бумаг» финансовой махинацией, в Лондоне с радостью ухватились за эту идею, позволявшую предоставить союзникам «...невесомый и неполноценный кредит вместо наличных средств»118. Великобритания могла отказаться от оплаты своей части бумаг, если бы кто-то из её союзников вздумал заключить сепаратный мир с Францией или вообще, с британской точки зрения, уклониться от выполнения своих договорных обязательств. А. Орлов не считает проект выпуска особой бумажной валюты финансовой махинацией или намеренным шантажом союзников.
Весной 1813 г. кабинет Ливерпула остро нуждался в новых победах России, чтобы, укрепить собственное положение. Как писал Ливен Александру I, «...лорд Каслри заявил мне в одной из наших последних бесед, что он с ужасом думает о том, как будет просить... деньги у парламента, и что только подвиги Ваших армий, государь, дали министерству надежду раздобыть такую большую сумму денег»119. В конце марта 1813 г. британское правительство согласилось предоставить России и Пруссии 2 млн. ф. ст. в звонкой монете (по 1 333 334 и 666 666 ф. ст. соответственно) и 5 млн. ф. ст. в «федеративных бумагах» в той же пропорции. На содержание российского флота в Великобритании выделялось 500 тыс. ф. ст. в звонкой монете120. Помимо предоставления денежных субсидий, Лондон согласился продолжить поставки оружия и боеприпасов для российских и прусских войск.
В начале 1813 г. проблемы, связанные с урегулированием поставок оружия и субсидий, отступали несколько на второй план перед вопросами большой политики. Главной задачей стало формирование коалиции, и прежде всего как можно более тесное привлечение к антинаполеоновскому союзу Пруссии и Австрии. 28 февраля в Калише был заключён одновременно мирный и союзный договор между Россией и Пруссией, а 16 марта последняя объявила войну Наполеону121.
Начиналась борьба всей Европы против Франции. Однако дело сокрушения господства Наполеона сильно затянулось. Ему удалось частично оправиться от поражения в России, собрать новую армию, которая весной 1813 г. нанесла жестокие поражения российско-прусским войскам при Лютцене и Баутцене. Союзники вынуждены были отступить за Эльбу и в Силезию, согласившись на перемирие, заключённое в Плейсвице 4 июня (продолжалось до 10 августа 1813 г.)
Британские войска в апреле 1813 г. предприняли попытку высадки на континент в порту Куксхафен недалеко от Гамбурга. Гамбург уже почти месяц (с 19 марта) был занят российско-прусским отрядом под командованием полковника Ф.К. Теттенборна. В Великобритании освобождение Гамбурга было встречено с большим подъёмом, поскольку это наносило ещё один сильнейший удар по системе континентальной блокады. «Едва лишь русские показались в пределах ганзейского побережья, как [британская] контрабанда с неудержимой силой хлынула через отступающую и слабеющую таможенную линию», — писал Е.В. Тарле122.
Гамбург был нужен Великобритании, прежде всего, как важнейшая коммуникация для торговли, ради чего и была предпринята высадка десанта. Но десант этот был так малочислен, а действия его так неактивны, что французским войскам генерала Д.Ж. Вандамма в начале мая 1813 г. удалось достаточно легко выбить британские части из Куксхафена. В ночь с 29 на 30 мая и отряд Ф.К. Теттенборна, не получивший поддержки от шведов, вынужден был покинуть Гамбург, куда вскоре вступили войска Даву123.В ситуации с десантом в Куксхафен вместо помощи союзникам вышел вред. Даву удерживал город в своих руках до самого конца войны и даже дольше, пока, наконец, 23 мая 1814 г. не сдал его Л.Л. Беннигсену124220.
Неудача союзников в Гамбурге имела,
тем не менее, одно важное положительное последствие.
Правящие круги Великобритании осознали:
если их войска неспособны освободить
от французов, хотя бы часть побережья
Северной Германии, следует более щедро
предоставлять субсидии и оружие России
и Пруссии. С апреля 1813 г. к переговорам
о субсидиях в Дрездене подключились два
высокопоставленных британских чиновника
— комиссар Казначейства Дж. Хэррис и
посол
в Берлине Ч. Стюарт. Близость последнего
к Р. Каслри должна была успокоить союзников,
гарантировав им быстрое и положительное
решение вопроса. Рейхенбахская конвенция
15 июня 1813 г., в которой были официально
закреплены британские финансовые обязательства
по отношению
к России и Пруссии, а также подписанные
ранее двусторонние договоры между Великобританией,
Россией, Пруссией и Швецией завершили
процесс складывания шестой антифранцузской
коалиции.
Кроме затруднений с финансированием армий, в 1813 г. предстояло решить ещё одну, не менее важную проблему. После поражений при Лютцене и Баутцене, исход войны в значительной мере зависел от того, выполнит ли Австрия обещание присоединиться к коалиции. Вена не торопилась сделать это. Меттерних, опасавшийся усиления влияния Александра I, стремился «...вступить в коалицию только с равными России военными силами»125238. Вместе с тем он вёл деятельные закулисные переговоры с союзниками, рассчитывая, что теснимый ими французский император пойдёт на жертвы и вернёт Австрии хотя бы часть захваченных у неё ранее земель. Австрийский министр, таким образом, стремился реализовать на практике те достижения своей довоенной политики, которые позволяли Вене взять на себя роль посредника в европейском конфликте126.
Однако Лондон не оставил попыток добиться своей цели и заставить Австрию не только самой воевать против Наполеона, но и мобилизовать против него мелкие южногерманские государства.
Россия и Пруссия оказали давление на Австрию в ходе совещания представителей трёх держав в чешском г. Ичине 3 июня 1813 г. Австрийские уполномоченные дали согласие на присоединение их страны к коалиции, но только после того, как будут исчерпаны все средства дипломатического воздействия на Францию127.
В Рейхенбахе Меттерних предложил российскому министру иностранных дел гр. К.В. Нессельроде и прусскому канцлеру К.А. фон Гарденбергу предъявить Наполеону достаточно мягкие условия заключения общего мира. Но, поскольку это позволяло французскому императору сохранить большую часть его владений, К.В. Нессельроде и К. Гарденберг продолжали настаивать на ужесточении требований к Франции. В конце концов, было решено, что в случае принятия Наполеоном австрийских условий, они станут только основой для дальнейших переговоров, в ходе которых от него потребуют новых уступок. Если же он отвергнет мирные предложения союзников, Австрия брала на себя обязательство вступить в войну, выставив армию в 150 тыс. чел.128246.
Британские представители не принимали участия в этих дискуссиях, т.к. по настоянию Австрии не были приглашены на них.
На время действия Плейсвицкого перемирия Каткарт и Стюарт решили приостановить выплату субсидий России и Пруссии. Каслри от имени британского правительства полностью одобрил их решение. 12 августа 1813 г. Каткарт вручил Нессельроде особую ноту, в которой подчеркивалось: выплаты денег будут прекращаться и впредь в течение любого заключённого с врагом без участия британских представителей перемирия. В ноте также говорилось о том, что Великобритания не сможет увеличить сумму кредита в 5 млн. ф. ст., выделенного России на ведение войны. В сложной ситуации Лондон в полной мере использовал все имеющиеся в его распоряжении возможности, чтобы добиться от союзников продолжения непримиримой борьбы с Францией.
Великобритания выдвинула собственные условия заключения мира. Во-первых, Испания, Португалия и Неаполитанское королевство должны быть возвращены их законным государям. Во-вторых, Австрия и Пруссия получат обратно свои бывшие провинции и будут усилены для того, чтобы иметь возможность противостоять Франции. Голландия вновь станет независимой, а Ганновер возвратится британскому королю. Наконец, в-третьих, в Германии, Италии и Швейцарии будет восстановлен порядок вещей, соответствующий общим интересам и безопасности государств. Великобритания настаивала также на исключении впредь раз и навсегда из круга обсуждаемых проблем пункта о «морском кодексе. Россия поддержала эти требования, однако не спешила сообщать Австрии о согласии британского правительства на переговоры, чтобы не ослабить решимости последней объявить Наполеону войну.
Сепаратные переговоры Австрии и Франции в Праге не увенчались успехом, и в итоге Австрия окончательно присоединилась к союзникам и объявила войну Франции 12 августа (н. ст.) 1813 г. 9 сентября 1813 г. одновременно были подписаны три трактата между Россией и Австрией, Австрией и Пруссией, а также между Пруссией и Россией. Таким образом, временная Рейхенбахская конвенция заменялась системой двухсторонних договоров, в которых в общих чертах определялись цели войны, условия общеевропейского мира, а также гарантии его сохранения в будущем. Теплецкие договоры были заключены без участия Великобритании и лишь через неделю после их подписания стали известны Стюарту. Но в этом случае британское правительство не стало протестовать, удовлетворившись тем, что в них была обозначена основная цель – полная победа над наполеоном, и оговорено, что переговоры с Францией могут вестись только при участии Великобритании. В Теплице был также заключен трактат между Австрией и великобританией, предусматривавший ведение первой более энергичных военных действий в обмен на предоставление английской стороной 1 млн. ф.ст.129
Британских политиков не могло не радовать ещё одно обстоятельство: окончательное присоединение Австрии к коалиции гарантировало союзникам лояльность южногерманских государств, непосредственно граничащих с Францией. В декабре 1813 г. Австрия заручилась согласием Баварии, Вюртемберга, Бадена, Гессена, Саксонии и других членов упразднённой Рейнской конфедерации прекратить поддерживать Наполеона.130
16—19 октября 1813 г. состоялось Лейпцигское сражение. Наполеон потерпел поражение и был вынужден отступить во Францию. Германия, таким образом, полностью освободилась от его войск. Союзники на совещаниях во Франкфурте-на-Майне в ноябре 1813 г. решили продолжать активные боевые действия131. Однако они понимали: победить Наполеона на территории Франции будет ещё труд, нее, чем в Германии. Это в очередной раз вызвало в их лагере колебания и нерешительность. Меттерних вновь выдвинул идею о начале переговоров с Наполеоном.
В ответ на требования Каслри, Меттерних 28 ноября 1813 г. дал согласие на то, чтобы на переговорах вопрос о свободе мореплавания вообще не обсуждался. Одновременно австрийскому послу в Лондоне барону И.Ф. Вессенбергу было поручено сообщить о согласии Австрии на территориальное увеличение Голландии и о полном совпадении взглядов австрийского и британского правительств по вопросу о переговорах с Францией132. В Лондоне были удовлетворены этими уступками. Но Наполеон не дал никакого ответа на предложения, переданные ему через Сент-Эньяна, продолжая деятельно готовиться к войне. Поэтому в декабре 1813 г. союзники возобновили боевые действия против Франции.
Ранней весной 1814 г., добившись подписания общего союзного договора, Лондон стремился сразу же приступить к реализации на практике его основных положений. Каслри немедленно обратился к Нессельроде с циркулярной секретной нотой, в которой в преддверии возобновления активных военных действий предлагал начать переговоры. На них следовало определить: какими силами союзники располагают в данный момент; каких подкреплений могут ожидать в ближайшие время; какие имеют военные резервы с оценкой порядка времени их формирования. Британский министр выражал уверенность в том, что при условии чёткого и ясного обозначения этих позиций парламент, несомненно, согласится на предоставление обещанных субсидий.
Россия в 1814 г. должна была получать по 138 888 ф. ст. ежемесячно в течение всего периода военных действий133354. Состояние российской валюты к этому времени не только не стало лучше, но даже ухудшилось. В этой ситуации не помогали и «федеративные бумаги», стоимость которых постоянно снижалась по объективным и субъективным причинам. Только в апреле 1814 г., уже после окончания войны, первые партии субсидий в звонкой монете стали поступать на континент. Но график выдачи субсидий не был стабильным. За первые четыре месяца было выплачено 555 555 ф. ст., до конца июля — ещё 416 666 ф. ст. В августе и сентябре ожидалась поставка в счёт не поступивших ранее платежей не менее 277 776 ф. ст.134363. Всего же в 1814 г. Россия получила от Великобритании 2 708 834 ф. ст. в звонкой монете и около 783 тыс. ф. ст. в «федеративных бумагах»135. Это позволило оплатить большую часть военных расходов российской стороны в условиях плачевного финансового состояния государства.
Кроме выплаты субсидий, Россия в ходе работы Шатийонского конгресса пыталась добиться от Великобритании решения проблемы «голландского долга». Но Каслри через Каткарта уведомил императора, что его требования чрезмерны и, скорее всего, не будут удовлетворены. Александр I соглашался на некоторое уменьшение части долга, которую, по его мнению, могло бы взять на себя британское правительство.
Упорно борясь за гарантии погашения «голландского долга» и своевременные поставки субсидий Александр I продолжал рассчитывать на получение очередных партий оружия. В армейских арсеналах к началу 1814 г. оставалось чуть больше 16 тыс. неисправных британских ружей136370. Император просил о присылке ещё 50 тыс. ружей. В ответ на эту просьбу Бэтхёрст сообщил Ливену о том, что готов немедленно отправить 20 тыс. ружей, как только посол укажет порт назначения. 50 тыс. ружей со всем необходимым снаряжением были привезены в Россию к 16 мая 1814 г.372 Поскольку война уже закончилась, их отправили не в действующую армию, а в российские арсеналы на западни границе страны.
Информация о работе Британо-российские отношения в период Наполеоновских войн