Битва за Днепр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Тема Великой Отечественной войны всегда занимала особое место в новейшей истории России. Подобный интерес объясняется, прежде всего, тем, что от исхода войны зависела судьба всей человеческой цивилизации, а также той ценой, которую пришлось заплатить нашему народу для достижения победы над врагом. Не меньшее значение для отечественной и мировой истории имеет богатейший исторический материал и тот исторический опыт, который был приобретен в суровые годы военных испытаний. Еще большую актуальность эта тема приобрела с начала 90-х годов прошлого века, когда на волне вполне обоснованного критического анализа различных аспектов советского прошлого многие отечественные историки по конъюнктурно-политическим и иным, подчас весьма далеким от науки и исторической объективности соображениям, приступили к «новому прочтению» истории Великой Отечественной войны, публикуя т.н. «сенсации» различного толка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ НАКАНУНЕ БИТВЫ ЗА ДНЕПР
Строительство Восточного вала……………………………………………12
Директива Ставки от 9 сентября 1943 г……………………………………17
ГЛАВА 2. ХОД СРАЖЕНИЯ ЗА ДНЕПР И ЕГО ИТОГИ
2.1. Начало битвы…………………………………………………………………..20
2.2. Форсирование и удержание Днепра………………………………………….23
Глава 3. ПРАВОБЕРЕЖНЯЯ КАМПАНИЯ
3.1. Нижнеднепровская операция…………………………………………………36
3.2. Взятие Киева…………………………………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….47

Прикрепленные файлы: 1 файл

Битва за Днепр.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

К 30 сентября Букринский плацдарм составлял 11 км по фронту и до 6 км в глубину. На нём сосредоточились основные силы 27-й и 40-й армий, мотострелковые части 3-й гвардейской танковой армии.

В октябре 1943 года с Букринского плацдарма дважды предпринималось наступление советских войск с целью освобождения Киева, но безуспешно. Вследствие этого решением Ставки ВГК главные усилия 1-го Украинского фронта (до 20 октября – Воронежский фронт) были перенесены с Букринского плацдарма на Лютежский плацдарм, с которого 3 ноября ударная группировка фронта нанесла главный удар в Киевской наступательной операции 1943 года.

С Букринского плацдарма на Лютежский были скрытно переброшены 3-я гвардейская танковая армия и ряд стрелковых и артиллерийских соединений. Оставшиеся на Букринском плацдарме 40-я и 27-я армии 1 ноября 1943 года перешли в наступление, чем отвлекли на себя значительные силы противника и сыграли большую роль в успехе Киевской наступательной операции и освобождении Киева.

В Букринской (фронтовой) наступательной операции с 12 октября по 24 октября 1943 года Воронежский (с 20.10.43 г. 1-й Украинский) фронт потерял безвозвратно 6498 чел., а санитарные потери составили 21 440 чел., то есть всего 27 938 чел [Балашов, Рудаков, 2006, с. 204]. При этом не следует также забывать потери понесенные советскими войсками у Букрина 22 сентября-11 октября 1943 г. и 25 октября – 3 ноября 1943 г. Основываясь на данных за 12-24 октября можно предположить, что в целом советская сторона потеряла на Букринском плацдарме около 20 000 человек безвозвратно.

За 20 сентября - 10 ноября 1943 года все части и подразделения 4-й танковой армии немцев потеряли 6560 чел. убитыми, 26 334 чел. ранеными и больными, 3755 чел. пропало без вести/пленено[Типпельскирх, 1994, с. 244.].

В ночь на 26 сентября в районе села Лютеж форсировали Днепр на подручных средствах передовые части 167-й и 240-й стрелковых дивизий 38-й армии (генерал-лейтенант Н. Е. Чибисов). Большую помощь войскам при форсировании оказали партизаны и жители приднепровских сёл. К исходу сентября плацдарм был расширен до 50 км² [Вершинин, 1970, с. 158].

В начале октября советские войска вели ожесточённые бои за удержание и расширение плацдарма. 7 октября войска 38-й армии, отразив контратаки противника овладели Лютежом. Плацдарм увеличился до 15 км по фронту и до 10 км в глубину, получив название Лютежского.

В октябре 1943 года с Лютежского плацдарма войска 38-й армии дважды наносили вспомогательные удары (главный удар – с Букринского плацдарма) с целью освобождения Киева, однако они не имели успеха. К началу ноября советские войска сумели лишь расширить плацдарм до 20 км по фронту и до 14 км в глубину. Одновременно, в сентябре-октябре, части 60-й армии захватили два плацдарма несколько севернее: у сел Казаровичи и Глебовка и у села Ясногородка [Москаленко, 1979, с. 177.]. Бои на этих плацдармах также обусловили успех борьбы под Лютежем.

Ставка ВГК, по ходатайству командования фронтом, перенесла основные усилия с Букринского плацдарма на Лютежский. В соответствии с этим решением на Лютежский плацдарм были проведены значительные работы по инженерному оборудованию местности, что позволило на ограниченном пространстве разместить скрытно переброшенные в конце октября – начале ноября с Букринского плацдарма 3-ю гвардейскую танковую армию, 23-й стрелковый корпус, 7-й артиллерийский корпус прорыва, 1-й гвардейский кавалерийский корпус, другие соединения. Эти войска дважды переправились через Днепр и в условиях осенней распутицы скрытно совершили сложный марш вблизи линии фронта.

3 ноября с Лютежского плацдарма  войсками 1-го Украинского фронта (до 20 октября – Воронежский фронт) был нанесён главный удар в Киевской наступательной операции 1943 года. Созданная на Лютежском плацдарме группировка фронта сыграла решающую роль в успехе этой операции и освобождении Киева [Рокоссовский, 1985, с. 168.].

В Лютежской (фронтовой) наступательной операции с 1 октября по 2 ноября 1943 года Воронежский (с 20.10.43 г.-1-й Украинский) фронт потерял безвозвратно 24 422 чел., а санитарные потери составили 60 642 чел., то есть всего 85 064 чел. [Пономаренко, 2005. С.12] При этом не следует также забывать потери понесенные советскими войсками у Лютежа 26-30 сентября 1943 года, когда происходило собственно форсирование Днепра и захват плацдарма. За 20 сентября - 31 октября 1943 г. все части и подразделения 4 танковой армии немцев потеряли 3094 чел. убитыми, 10 579 чел. ранеными и больными, 1818 чел. пропало без вести/пленено. Итого: 15 491 чел [Манштейн, 1999, с. 325.].

Так, переправа у Бородаевска, упоминаемая командующим Степным фронтом маршалом Коневым в его мемуарах, подверглась мощному артиллерийскому и авиационному воздействию противника. Немецкие бомбардировщики практически постоянно и безнаказанно бомбили переправу и советские войска, находящиеся у реки. Конев в связи с этим указывает на недостатки со стороны командования 5-й воздушной армии в организации авиационого прикрытия переправ и авиационной поддержки переправившихся на правый берег реки частей и подразделений. Только личное вмешательство командующего фронтом позволило организовать работу авиации надлежащим образом, а приказ Конева о концентрации в районе переправ корпусной и армейской артиллерии обеспечил мощную артиллерийскую поддержку советским войскам на правом берегу Днепра и позволил стабилизировать ситуацию на данном участке фронта.

Форсирование Днепра советскими войсками, захват плацдармов на правом берегу реки и борьба за их удержание сопровождались тяжелейшими потерями. К началу октября многие дивизии имели лишь 20-30 % от штатной численности личного состава. Тем не менее, усилия Красной Армии увенчались успехом – в ходе ожесточенных боёв, продолжавшихся весь октябрь, плацдармы на Днепре были удержаны, большинство из них – расширены. На плацдармах накапливались мощные силы для возобновления наступления и освобождения всей Правобережной Украины.

Однако наиболее важным было то, что немецкое командование было вынуждено использовать последние резервы [Манштейн, 1999, с. 300]. Так к началу Никопольско-Криворожской операции шесть пехотных дивизий 6-й немецкой армии, занимавшие первую позицию, представляли собой лишь боевые группы, в обеих танковых дивизиях к тому времени было всего 5 (пять) танков. [Манштейн, 1999, с. 301.]. 11 пехотных дивизий 4-й армии, к началу наступления на Киев по своему личному составу равнялись полкам. Положение в 4-й армии вынудило германское командование передать ей две танковые, две мотодивизии, две пехотные дивизии из состава 8-й армии [там же, с. 301], что создало предпосылки в дальнейшем к окружению и разгрому немецких войск в Корсунь-Шевченковской операции.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОБЕРЕЖНЯЯ КАМПАНИЯ

 

3.1. Нижнеднепровская операция

 

В ходе первого этапа битвы за Днепр – Черниговско-Полтавской наступательной операции и Донбасской наступательной операции, Красная Армия нанесла немецким войскам тяжелые поражения на Левобережной Украине и в Донбассе. Оба эти огромных по территории и численности населения, а также исключительно важных в экономическом плане региона были освобождены. На фронте полосой в 750 километров сразу три фронта практически одновременно вышли к Днепру, с ходу форсировали его и захватили в общей сложности 23 плацдарма. Однако на восточном берегу Днепра немецкие войска удерживали три крупных плацдарма – Кременчугский, Никопольский и Запорожский. Южнее войска Юго-Западного и Южного фронтов после освобождения Донбасса вышли на заранее подготовленный оборонительный рубеж по реке Молочной. По всему огромному фронту шли непрерывные исключительно трудные и кровопролитные сражения по удержанию и расширению занятых плацдармов. В системе немецких оборонительных рубежей по Днепру и Молочной «Восточный вал» советские войска пробили несколько ощутимых брешей, но исход сражения за Днепр был ещё не определён. Затягивание сражений на плацдармах угрожало измотать в них ударные группировки фронтов, лишить их наступательных возможностей и в условиях приближающейся зимы дать немецкому командованию время на восстановление своего стратегического фронта на южном участке. В этих условиях единственно возможным решением для советского Верховного Главнокомандования было продолжение наступления и окончательный прорыв «Восточного вала» [Жуков, 1992, с. 324].

Исходя из такой ситуации, Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу фронтам ликвидировать на левом берегу Днепра оставшиеся предмостные укрепления врага, расширить захваченные на правом берегу плацдармы и в последующем провести операцию по освобождению Правобережной Украины и Крыма. Особенностью Нижнеднепровской операции было то, что она фактически не имела подготовительного периода – необходимые задачи войскам и перегруппировки сил производились в ходе непрерывных наступательных боёв по всей полосе фронта. Негативными факторами были значительная отдаленность аэродромов, острейшая нехватка переправочных средств, отставание танков и артиллерии, удалённость от баз снабжения, острая нехватка горючего и боеприпасов. Личный состав уже три месяца без отдыха вёл тяжелые наступательные бои, дивизии имели большой некомплект и насчитывали в среднем не более 5000 человек. К началу операции численность советских войск составила 1 506 400 человек (112 дивизий, 8 танковых и механизированных корпусов, 17 бригад и 3 укрепрайона), 24 437 орудий и миномётов, 1160 танков и САУ, 2000 боевых самолётов [Вторая мировая война, 1985, с. 275].

В свою очередь, германское Верховное командование всеми силами пыталось ликвидировать плацдармы советских войск и организовать на рубеже рек Днепр и Молочная прочную оборону. Командование немецких войск спешно приводило в порядок свои дивизии, которые также понесли в предшествующих боях тяжёлые потери, были измотаны физически и морально. Одновременно оно перебрасывало к Днепру новые соединения из Западной Европы, а также с центрального и северного участков советско-германского фронта. Густая сеть путей сообщения на Правобережной Украине позволяла противнику удовлетворительно справляться со снабжением войск необходимым, а также с их перебросками. В тылу на угрожаемых направлениях спешно заранее готовились оборонительные рубежи. Общая численность противостоящих в полосе наступления нашим войскам 1-й танковой и правого фланга 8-й полевой армий группы армий «Юг» (командующий генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн) и 6-й полевой армии группы армий «А» (командующий генерал-фельдмаршал Эвальд фон Клейст, составляла до 770 000 человек, 8000 орудий и миномётов, 800 танков и штурмовых орудий [Манштейн, 1999, с. 321]. Их поддерживали 1000 самолетов 4-го воздушного флота.

Нижнеднепровская стратегическая операция началась 26 сентября 1943 года на двух участках: в низовьях Днепра и по реке Молочной перешли в наступление войска Южного (с 20 октября - 4-го Украинского) фронта генерала армии Ф. И. Толбухин, начав тем самым Мелитопольскую операцию, а в районе Кременчуга войска Степного (с 20 октября - 2-го Украинского) фронта генерала армии И. С. Конева начали Кременчугскую операцию по ликвидации удерживаемого противником огромного плацдарма. Начало Мелитопольской операции было неудачным, к 30 сентября удалось вклиниться в оборону противника всего от 2 до 5 километров [Ротмистров, 1984, с. 241]. Пришлось срочно приостановить наступление для спешной перегруппировки войск. В полосе Степного фронта события развивались иным образом: уже к 30 сентября немецкий плацдарм у Кременчуга перестал существовать, войска фронта форсировали Днепр ещё на нескольких участках и захватили новые плацдармы.

В начале октября 1943 года Степной и Юго-Западный (с 20 октября 3-й Украинский, командующий генерал армии Р. Я. Малиновский) фронты в упорных боях расширили свои плацдармы, часть из них объединили в более крупные и накопили на них достаточные силы. 15 октября Степной фронт начал Пятихатскую операцию, нанося удар от Днепра в направлении Пятихатки – Кривой Рог и к 22 октября вышел на подступы к Кривому Рогу, продвинувшись до 100 километров. В середине октября 3-й Украинский фронт в ходе Запорожской операции разгромил и уничтожил запорожский плацдарм противника, 23 октября начал Днепропетровскую операцию и через два дня освободил Днепропетровск и Днепродзержинск. Над левым флангом 1-й немецкой танковой армии нависла угроза глубокого охвата. Спешно перебросив туда свои резервы и силы с других участков, командующий группой армий «Юг» Манштейн отбросил войска 2-го Украинского фронта от Кривого Рога на 10 – 20 километров и навязал упорные встречные бои [Араловец, 1996. С.2000]. Аналогично развивались события на 3-м Украинском фронте после освобождения Днепропетровска, а также на никопольском плацдарме, который оборонялся немцами с исключительным упорством.

Однако перенос тяжести сражения под Кривой Рог был блестяще использован командованием 4-го Украинского фронта. Возобновив наступление, 9 октября советские войска уже к концу этого дня прорвали немецкий фронт, танковые и кавалерийские корпуса были введены в прорыв. Хотя противник спешно перебросил сюда из Крыма и с Тамани до 9 дивизий, их разрозненный ввод в бой не принёс успеха [Балашов, Рудаков, 2006, с. 156]. 23 октября был освобожден Мелитополь, началось массовое преследование противника. 30 октября был освобожден Геническ и занято побережье Сиваша, 1 ноября прорван Турецкий вал и прорван Перекопский перешеек, 5 ноября был форсирован Сиваш. Также к исходу 5 ноября войска фронта вышли к низовьям Днепра и полностью очистили его восточный берег в своей полосе. В ходе Мелитопольской операции были разгромлены полностью 8 и частично 12 дивизий противника, полностью очищена от противника вся Северная Таврия. Требование Ставки с ходу ворваться в Крым и освободить его выполнить не удалось из-за явной нереальности такой задачи [Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история, 1984, с. 166.].

Продолжая активные боевые действия, в ноябре – декабре 1943 года войска 2-го Украинского фронта провели Знаменскую операцию и значительно расширили плацдарм в своей полосе, полностью очистив от противника западный берег Днепра на всём протяжении фронта. Однако новые попытки овладеть Кривым Рогом опять были провалены. На 3-м Украинском фронте под Днепропетровском и на никопольском плацдарме немцы отбили советское наступление, нанеся здесь чувствительный урон советским войскам. Сталин крайне резко реагировал на эту неудачу, выражая свое недовольство как командующим фронтами Ф. И. Толбухину и Р. Я. Малиновскому, так и координировавшему действия фронтов Маршалу Советского Союза А. М. Василевскому. В итоге в конце декабря было решено остановить действия всех участвующих в операции фронтов для подготовки решительного наступления на Правобережной Украине [Василевский, 1988, с. 263.].

В ходе Нижнеднепровской наступательной операции советские войска в полосе свыше 800 километров добились значительных успехов, хотя и не выполнили полностью всех поставленных перед ними задач. Наиболее крупными достижениями стали фактический разгром 6-й немецкой армии в Северной Таврии с блокированием 17-й немецко-румынской армии в Крыму, а также создание стратегического Кременчугского плацдарма в 450 километров по фронту, вдававшегося в глубину обороны группы армий «Юг» на 100 километров и по существу рассекавшего её оборону на части. Непосредственным следствием Нижнеднепровской операции были крупные поражения немецких войск в последовавших Кировоградской и Никопольско-Криворожской операциях, а также их новый стратегический разгром на Правобережной Украине в Днепровско-Карпатской операции. Немецким войскам удалось удержать до февраля 1944 года только Никопольский плацдарм на восточном берегу Днепра. Не удалась также попытка окружить 1-ю немецкую танковую армию в Днепропетровской излучине Днепра. Действия советских войск способствовали успеху на Киевском направлении (Киевская и Житомирско-Бердичевская наступательные операции) [Рокоссовский, 1985, с. 199.].

Информация о работе Битва за Днепр