Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:47, контрольная работа
Тема Великой Отечественной войны всегда занимала особое место в новейшей истории России. Подобный интерес объясняется, прежде всего, тем, что от исхода войны зависела судьба всей человеческой цивилизации, а также той ценой, которую пришлось заплатить нашему народу для достижения победы над врагом. Не меньшее значение для отечественной и мировой истории имеет богатейший исторический материал и тот исторический опыт, который был приобретен в суровые годы военных испытаний. Еще большую актуальность эта тема приобрела с начала 90-х годов прошлого века, когда на волне вполне обоснованного критического анализа различных аспектов советского прошлого многие отечественные историки по конъюнктурно-политическим и иным, подчас весьма далеким от науки и исторической объективности соображениям, приступили к «новому прочтению» истории Великой Отечественной войны, публикуя т.н. «сенсации» различного толка.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ НАКАНУНЕ БИТВЫ ЗА ДНЕПР
Строительство Восточного вала……………………………………………12
Директива Ставки от 9 сентября 1943 г……………………………………17
ГЛАВА 2. ХОД СРАЖЕНИЯ ЗА ДНЕПР И ЕГО ИТОГИ
2.1. Начало битвы…………………………………………………………………..20
2.2. Форсирование и удержание Днепра………………………………………….23
Глава 3. ПРАВОБЕРЕЖНЯЯ КАМПАНИЯ
3.1. Нижнеднепровская операция…………………………………………………36
3.2. Взятие Киева…………………………………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….47
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ НАКАНУНЕ БИТВЫ ЗА ДНЕПР
ГЛАВА 2. ХОД СРАЖЕНИЯ ЗА ДНЕПР И ЕГО ИТОГИ
2.1. Начало битвы…………………………………………………………………
2.2. Форсирование и удержание Днепра………………………………………….23
Глава 3. ПРАВОБЕРЕЖНЯЯ КАМПАНИЯ
3.1. Нижнеднепровская операция…………………………………………………36
3.2. Взятие Киева…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….47
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тема Великой Отечественной войны всегда занимала особое место в новейшей истории России. Подобный интерес объясняется, прежде всего, тем, что от исхода войны зависела судьба всей человеческой цивилизации, а также той ценой, которую пришлось заплатить нашему народу для достижения победы над врагом. Не меньшее значение для отечественной и мировой истории имеет богатейший исторический материал и тот исторический опыт, который был приобретен в суровые годы военных испытаний.
Еще большую актуальность эта тема приобрела с начала 90-х годов прошлого века, когда на волне вполне обоснованного критического анализа различных аспектов советского прошлого многие отечественные историки по конъюнктурно-политическим и иным, подчас весьма далеким от науки и исторической объективности соображениям, приступили к «новому прочтению» истории Великой Отечественной войны, публикуя т.н. «сенсации» различного толка.
Совершенно очевидно, что шквалу подобной апологетической литературы можно противопоставить только одно - действительно научные работы, выводы которых основаны на беспристрастном подходе и введении в научный оборот новых архивных материалов.
В тысячелетней истории нашего Отечества события Великой Отечественной войны стали одним из наиболее суровых испытаний для страны. Победу, за которую пришлось заплатить миллионами человеческих жизней, удалось завоевать только благодаря консолидации всего общества. В ходе боевых действий большую роль играли не только военная техника и талант полководцев, но и величайший патриотизм советских людей.
Битва за Днепр, разыгравшаяся 60 лет назад, занимает среди выдающихся побед российского оружия особое место. Она состояла из совокупности наступательных операций и других боевых действий советских войск в Великой Отечественной войне, проведенных в августе - декабре 1943 г. с целью освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата стратегических плацдармов на другом берегу реки.
Историография проблемы. О 70-летии битвы за Днепр никто не собирается вспоминать. Причем отнюдь не потому, что для России это теперь иностранная река (ее истоки, правда, находятся в Смоленской области, но ассоциируется она, конечно, с Украиной, по которой, в основном, и протекает), а Украина, расставаясь с «наследием прошлого», мягко говоря, несколько перегибает палку. Фактическое игнорирование периода Великой Отечественной между Курском и Берлином сложилось в советское время, и нынешняя историография просто продолжает эту традицию. Как-то исчезли из «памяти народной» Белорусская, Львовско-Сандомирская, Ясско-Кишиневская, Висло-Одерская операции, блестящие по масштабам и достигнутым результатам.
Между тем именно этот «выпавший период» между Курской и Берлинской битвами был, пожалуй, лучшим в истории российской армии со времен Суворова. Больше не было не только страшных поражений, как в 1941-1942 годах, но и завал противника трупами перестал быть единственным способом достижения победы. Хотя численное преимущество, то есть «число», никуда не делось, но и «умение», наконец-то, появилось. Впервые это проявилось на Днепре осенью 1943 года.
Мною была изучена и проанализирована обширная современная историография по данной теме. Анализ показал, что вопросам оперативного применения ВВС в годы Великой Отечественной войны и, в частности, в летне-осенней кампании 1941 г., уделялось определенное внимание в ряде фундаментальных трудов коллективов авторов [Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 19411945 гг. (Военно-исторический очерк): В 4 т. -М., 1958.- Т.1; История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: В 6 т. - М., 1960-1965.- Т. 1, 2; История второй мировой войны 1939-1945 гг.: В 12 т. - М., 1975.- Т. 4 и др.].
Так, в 1-м томе труда «Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Военно-исторический очерк)», разработанного Военно-историческим отделом ВНУ ГШ в 1958 г., кроме изложения общего характера боевых действий наших войск в оборонительных операциях, показан состав и соотношение сил авиации сторон в конкретных операциях летне-осенней кампании 1943 г. [43].
В 4-м томе труда «История второй мировой войны 1939-1945 гг.», изданного в 1975 г., на фоне общего хода войны рассматриваются и вопросы применения авиации летом и осенью 1941 г. [34].
Но поскольку в этих работах рассматривается общий ход вооруженной борьбы в целом, то, естественно, описание действий ВВС в оборонительных операциях фронтов в 1943 г. носит также общий характер.
Вопросам оперативного применения ВВС в годы войны посвящен ряд специальных работ [Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 19411945 гг. - М., 1968; Авиация и космонавтика СССР.- М., 1968; 1941 год - уроки и выводы. - М., 1992; Роль Военно-Воздушных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945: По материалам IX военно-научной конференции ВВС.- М., 1986 и др.].
Так, в 1968 г. вышел в свет труд большого коллектива авторов «Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 19411945 гг.» [Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 19411945 гг., 1968]. В 1-й главе его рассматривается состояние советской и немецкой авиации к началу войны, а во 2-й и 3-й главах в сжатом виде анализируется ведение боевых действий ВВС фронтов в ходе летне-осенней кампании 1943 г.
Следует отметить, однако, что в указанном труде вопросам подготовки боевых действий авиации уделено недостаточное внимание.
В монографии доктора исторических наук И.В. Тимоховича «Оперативное искусство Советских ВВС в Великой Отечественной войне» [Тимохович, 1972] рассматриваются вопросы оперативного искусства ВВС в период Великой Отечественной войны. На обширном документальном материале подробно освещается развитие и совершенствование форм и способов боевого применения авиационных объединений и соединений при выполнении ими различных оперативно-стратегических задач.
Из статей общего плана следует выделить исследования А. И. Радзиевского и А.П. Марышева о прорыве обороны противника [Радзиевский, 1971, с. 68-77], Б. Петрова «О некоторых тенденциях в создании и использовании ударных группировок по опыту фронтовых наступательных операций Великой Отечественной войны» [Петров, 1983, с. 11-19], И. Ананьева «Танковые армии в наступательных операциях Великой Отечественной войны» [Ананьев, 1962, с. 10-24], М. Повалий «Управление войсками во фронтовых наступательных операциях» [Повалий,1972, с. 34-42], И. Крупченко «Способы развития успеха в оперативной глубине силами танковых армий, танковых и механизированных корпусов» [Крупченко, 1976, с. 12-18].
В целях наиболее полной и объективной оценки состояния и действий ВВС противника в ходе летне-осенней кампании 1943 г. в исследовании использована переводная и непереведенная зарубежная литература1. В этом плане представляет интерес книга немецких историков «Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg» («Германский рейх и вторая мировая война»), в которой, в частности, отмечается, что за 6 месяцев войны с Советским Союзом потери немецких ВВС на всех фронтах составили 5730 боевых самолетов, причем около 75% - на советско-германском фронте, что составляло более 30% потерь германской авиации за 28 месяцев второй мировой войны [Германский рейх и вторая мировая война, c. 699].
Цель работы заключается в комплексном рассмотрении хода сражения за Днепр осенью 1943 года.
В связи с поставленной целью нам предстоит решить следующие задачи:
Источниковая база. Битвам и сражениям 1943 - 44 гг. посвящено большое количество книг и статей в различных изданиях. Это в первую очередь чудом, сохранившиеся письма того времени.
К сожалению, в годы войны как пишет в своих воспоминаниях А.М. Василевский: «по решениям Ставки из-за предосторожности и соблюдения секретности запрещалось делать записи о событиях. Партия придавала исключительное значение сохранению государственной и военной тайны на всех уровнях руководства Вооружённых Сил» [Василевский, 1988, с. 85.]. Поэтому, если и делались записи, то они практически не касались дел на фронте или оценки вражеских операций. Поэтому все мемуары были написаны уже после войны по воспоминаниям участников боёв.
Период боёв 1943 - 44 гг. отражён в мемуарах многих видных полководцев особое место, среди которых, занимают «Воспоминания и размышления» маршала Советского Союза Г.К. Жукова [Жуков, 1992.]. Автор, очевидец и участник событий рассказывает о Сталинградской битве, разгроме фашистских войск на Курской дуге, Белорусской стратегической операции. Он также даёт интересную характеристику солдатам и офицерам вермахта, работе штабов и военного руководства.
Не меньший интерес представляют и воспоминания другого маршала Советского Союза А.М. Василевского «Дело всей жизни» [Василевский, 1988.]. Автор с июня 1942 и до февраля 1945 года возглавлял Генеральный штаб, будучи одновременно заместителем наркома обороны и имел непосредственное отношение к руководству Вооружёнными Силами. В основу книги положен фактический материал, подтверждённый архивными документами.
Великой Отечественной войне посвящены и мемуары Маршала Советского Союза К.К .Рокоссовского «Солдатский долг» [Рокоссовский, 1985]. В книге рассказывается о том, как планировались и осуществлялись военные операции огромного масштаба, в том числе Сталинградская битва и сражение на Курской дуге. В 1944 г. К.К. Рокоссовский возглавлял 1-й Белорусский фронт действия, которого внесли значительный вклад в успех операции «Багратион». Автор вспоминает о подвигах советских солдат, им также оцениваются действия вермахта в этот период.
С сентября 1942 года возглавлял 62-ю армию, переименованную впоследствии в 8-ю гвардейскую, которая вместе с другими войсками отстояла от врага Сталинград В.И. Чуйков. Во время проведения операции «Багратион» его армия находилась в составе 1-го Белорусского фронта. События военных лет он описывает в книге «От Сталинграда до Берлина» [Чуйков, 1980.].
В работе автор опирался на документы той поры, он обобщает опыт руководства боевыми действиями полков и дивизий вверенной ему армии в оборонительных и наступательных боях. Но он также замечает, что «кроме известных исторических событий и фактов, зафиксированных в документах и специальных монографиях… важно знать логику мышления, чувств, переживания, сомнения и радости участника событий, ушедших в историю легендарных лет». Им даётся характеристика немецких солдат в обороне, как «сильного, искусного, упорного противника» [Там же, с. 177.].
О мужестве и героизме, подвигах воинов 8-й (позже 3-й гвардейской) танковой бригады и 5-й гвардейской танковой армии в годы Великой Отечественной войны рассказывает в своих воспоминаниях П.А. Ротмитров [Ротмистров, 1984], в его воспоминаниях также присутствуют и оценки действий противника.
Боевые действия армий, которыми командовал К.С. Москаленко описаны в его мемуарах «На юго-западном направлении: Воспоминания командарма» [Москаленко,1979.]. Автор рассказывает об исключительной стойкости наших воинов противостоявших германскому вермахту. Автор сравнивает наступательные возможности, продемонстрированные обеими сторонами, и отмечает, что «каждая из проведённых вермахтом наступательных компаний против Красной Армии завершалась его крупным поражением на решающем участке фронта» [Там же, с. 75.].
Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко использовал в работе над мемуарами не только свои воспоминания, но им «были привлечены и использованы многие материалы, извлечённые из архивов» [Ерёменко, 1985]. В книге «Годы возмездия. 1943 – 1945» автор подробно рассказывает о подготовке ряда крупнейших операций, о военных действиях в Крыму и Прибалтике. Он отмечает массовый героизм советских воинов, военное творчество штабов и командиров, а также хорошо оборудованные рубежи обороны противника и его умелые действия в обороне.
В годы войны Герой Советского Союза Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян был начальником оперативного отдела, а затем начальником штаба Юго-Западного фронта, командующим 11-й гвардейской армией. Во время проведения операции Багратион он командовал 3-м Белорусским фронтом. В результате действий его армии в Витебском «котле» оказалось свыше пяти дивизий. В книге «Так шли мы к победе» автор использовал не только свои воспоминания и архивные документы, но и вышедшие к моменту написания работы по истории Второй мировой войны и мемуары гитлеровских генералов, в частности К. Типпельскирха [Баграмян, 1988.].