Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:15, курсовая работа
Современные тенденции развития науки о языке характеризуются возрождением интереса к типологическим исследованиям в связи с успехами структурной лингвистики в создании универсальных методов лингвистического анализа с одной стороны, и с насущными проблемами практики обучения языка и перевода с другой.
Одной из актуальных проблем, стоящих перед российскими лингвистами, является проблема сравнительно-сопоставительного изучения как родственных, так и генетически отдаленных друг от друга языков. “Даже близкородственные языки имеют глубокие индивидуальные различия в своей структуре”,- писал выдающийся лингвист В.Д. Аракин [Аракин 1989: 27]. Сравнительно-сопоставительное изучение языков предполагает применение двух методов лингвистического анализа – сравнительно-исторического и сопоставительного.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Философский, лингвистический и исторический аспекты категории
числа..........................................................................................................7
1.1. Категории количества..............................................................................7
1.2. История изменения категории числа....................................................13
Глава 2. Качественная классификация денотатов в английском языке...........18
2.1. Имена существительные употребляющиеся только в единственном
числе.......................................................................................................20
2.2. Имена существительные употребляющиеся только во
множественном числе.........................................................................28
Заключение..............................................................................................................33
Список литературы.................................................................................................35
Е.Б. Лежнева приходит к выводу о том, что количественные отношения базируются на сравнении качественно разнородных по общему свойству предметов. При этом качественность обнаруживает свою величину, степень распространения или проявления, то есть количественную определенность.
Многообразие существующих количественных отношений, а также способов восприятия количественных определенностей обусловливает гетерогенный характер языковой категории количества. Выделяются два основных направления познания и отражения количественных определенностей: дискретного и недискретного количеств. Первый вид оперирует множествами, поддающимися исчислению (число), второй вид определяется в отношении к другому количеству и ассоциируется с понятием величины, интенсивности, меры и реализуется благодаря градуальной потенции, которая подразумевает способность признака выступать в той или иной степени своего проявления [Лежнева Е.Б. 2002].
В философии единичное материальное образование рассматривается не просто как единственное по числу, но и как имеющее неповторимые, только ему присущие стороны и черты. С одной стороны, оно противопоставлено общему, а, с другой, является его составной частью, так как наряду с неповторимым должно иметь место повторяющееся, присущее и другим материальным образованиям – общее. Языковые значения категории единичности достаточно многообразны и неоднородны. Так, Е.И. Букреева выделяет три различных значения единичности:
1) категориальное значение формы
единственного числа, то есть
указание на то, что денотат
представлен в количестве
2) значение единичности на более высоком уровне абстракции, так как называет класс в целом, а класс этот дискретен. В этом значении проявляется связь с множественностью, так как класс можно рассматривать либо как совокупность, либо как множество дискретных единиц. Примером тому могут служить собирательные имена существительные;
3) каждый представитель класса характеризует класс в целом, типа “Собаки бежали поджав хвост”.
Остальные формы единственного числа некатегориальны, а лишь представляют собой "одноформенные" слова. Они называют абстрактные понятия, процессы и массы, которые недискретны, не поддаются счету и к которым понятие числа неприложимо [Букреева Е.И. 1985].
Ряд современных исследователей придерживается точки зрения, что в основе категории числа лежит дискретность, прерывность, то есть представление о раздельности предметов. Г. Гийом считал, что генезис числа был следующим: преобразование неопределенного множества в единицу и затем – образование от единицы множественного числа. Схематически это изображалось в виде двух тезисов:
1) от неопределенного множества идет “сжатие” этого множества в единицу (область недискретности)
2) отединицы как единственного числа (далее: ед.ч.) идет образование множественного числа (область дискретности).
Эта схема отражает развитие системы числа в индоевропейских языках (Г. Гийом) и показывает, что семантически множественность близка дискретности (раздельности), а единичность – недискретности (протяженности) [Хабибуллина Э.Х. 2002].
Таким образом, категория количества разнообразными средствами получает свое выражение во всех современных языках. В каждом языке отражается определенный способ восприятия мира, навязываемый в качестве обязательного всем носителям языка. В способе мыслить воплощается цельная коллективная философия, своя для каждого языка. Изучением этого и занимается когнитивная лингвистика, а именно системным описанием и объяснением механизмов человеческого усвоения языка и принципов структурирования этих механизмов.
Основные принципы когнитивной лингвистики сводятся к следующему:
1. Язык – это неотъемлемая часть познания.
2.Язык отражает взаимодействие между психологическими, коммуникативными, функциональными и культурными факторами.
Это означает, что, несмотря на произвольность отношений между многими языковыми формами и их значениями, отношение часто бывает неслучайным соответствием между формой и функцией. Как средство коммуникации между членами общества язык отражает многие аспекты данной культуры [Колесник Н.В, 2003].
Как видно, категория числа, возникнув из жизненных потребностей человека, претерпела ряд осложнений и в грамматике языка получила сложное отвлеченное значение. Исторические причины, вызвавшие ее к жизни, очевидны, и все последующее ее развитие может быть тщательно прослежено [Будагов Р.А. 1965].
1.2. Исторические изменения грамматической категории числа в английском языке
Обращения к исторической справке дает возможность прочувствовать пути возникновения форм числа в исследуемом языке, проследить их исторические изменения с целью выявления национально-культурной специфики грамматической категории числа английского языка. Так как именно историческое изучение имеет объяснительную силу. Это и понятно, ведь именно "история языка, проникая в глубинные слои языкового развития, приоткрывает нам мотивы, по которым избирались те или иные признаки, характерные для данного понятия” [Маслов Ю.С. 1975].
На основе сравнительно-исторического исследования языков установлено, что английский язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи.
Английский язык является одним из широко распространенных индоевропейских языков. Индоевропейские языки – одна из наиболее крупных языковых семей, на них в настоящее время говорят более 1 млрд. 600 млн. человек. Более 400 млн. говорят на новогерманских языках. Среди германских языков первое место по численности говорящих на нем занимает английский язык. Система английского языка в своем развитии подвергалась большим изменениям. Английский язык в ходе своей истории перешел из флективного типа в аналитический.
Все живые языки всегда меняются, так древний английский язык, на котором говорили противники Вильгельма Завоевателя (1066г. - вторжение в Англию), отличался бы сильно от современного английского языка, даже если бы не было Нормандского Завоевания. Хотя последствия похода Вильгельма действительно принесли поток французских заимствований в английский язык, английский язык был и остается германским языком. Основной костяк словаря и грамматики такой же, как и был в германском языке. Английское население никогда в действительности не подстраивалось под французский язык завоевателей, наоборот, нормандский французский язык со временем подстроился под английский [Thomason S.G., Internet].
Все германские языки (голландский, немецкий, шведский и другие) возникли от единого языка, называемого лингвистами протогерманским, на котором говорили более 2500 лет назад. На протогерманском никогда не писали, но о его существовании и наличии большинства его слов и структуры можно заключить из многих систематических соответствий в словах и грамматических структурах его последователей. Разделение прото-германского языка произошло, когда подгруппы первоначальных разговорных сообществ стали разделяться: от 500 до 1000 лет независимых изменений сначала образовали различные диалекты, а после они стали отдельными языками. Предком многих других языков Европы, Индии и зон между ними был протоиндоевропейский язык, родитель одной из самых широко распространенных языковых семей мира.
Существуют десятки и даже сотни других языковых семей в мире. Лингвисты все еще надеются связать многие из этих семей, но шансы снизить количество отдельных языковых семей малы. Почему имена существительные man “человек”, foot “ступня”, goose “гусь”, mouse “мышь” и другие по сравнению со многими именами существительными современного английского языка образуют множественное число изменением корневой гласной? Почему имена существительные sheep “овца”, deer “олень” не изменяются во множественном числе? Все эти феномены ведут к далекому прошлому и их не объяснить без диахронического анализа языков.
Так, в германских языках категория числа выражается падежными окончаниями. В древнеанглийском языке категория числа также выражалась падежными окончаниями и переплеталась с категорией падежа. Не было единого обозначения множественного числа (далее: мн.ч.), которое можно было обнаружить в каждой форме мн.ч. Это была черта, характерная синтетической структуре,например:
именительный падеж (им.п.) Stān “камень” stānas
родительный падеж (род.п.) stānes stāna
дательный падеж (дат.п.) stāne stānum
винительный падеж (вин.п.) Stān stānas
Во всех германских языках есть имена существительные, которые отличаются по своей морфологической форме от других типов. Это корневые основы, то есть имена существительные, которые не имели основообразующий суффикс. Таким образом, падежные окончания добавлялись непосредственно к корню, это самый древний тип имен существительных, образованных в период, когда не было основообразующих суффиксов, а корень использовался как основа, без каких-либо специальных основообразующих элементов.
Например: man “человек” – men (мн.ч.), foot “ступня” – feet (мн.ч.), tooth “зуб” – teeth (мн.ч.) и т.д. Внутренняя флексия существительных выражается при помощи древнегерманского аблаута. Факт того, что падежные окончания присоединились прямо к корню в словах этого типа, привел к изменениям в корневой гласной. Последствия этого изменения имеют место в некоторых английских именах существительных и в настоящее время.
В среднеанглийском языке происходят радикальные изменения на этот счет. Выражение числа отделяется от выражения падежа. Существует фундаментальное различие между древнеанглийским окончанием -as и среднеанглийским окончанием –es: –as выражало одновременно и число и падеж, -es выражает только число. Это важное нововведение в среднеанглийском языке. Например: stānas (мн.ч., им.п.), stones (мн.ч.).
Некоторые имена существительные среднего рода сохранили свою форму мн.ч. в именительном и винительном падежах без окончания, например: thing “вещь” – thing (мн.ч.), yer “год” – yer (мн.ч.), hors “лошадь” – hors (мн.ч.), shep “овца” – shep (мн.ч.), swin “свинья” – swin (мн.ч.), der “олень” – der (мн.ч.) и другие. Некоторые из этих имен являются названиями животных.
Некоторые имена мужского и женского рода также сохранили формы мн.ч. без окончания. Например: winter “зима”, night “ночь”. Постепенно, однако, окончание -es стало прибавляться к этим словам во мн.ч. Так, thing стало thinges во мн.ч., yer – yeres, month – monthes.
Некоторые имена слабого склонения сохранили окончание мн.ч. -n. Так, oxe “бык” имело форму мн.ч. oxen, eye “глаз” или ye – eyen и yen, fo “враг” – fon, to “палец на ноге” – ton. Древнеанглийское имя существитель- ное sceoh “обувь” слабого склонения в среднеанглийский период приобрело окончание –n во мн.ч.: sho – shon. Слабое окончание -en также распространилось и на слова brother “брат” – brethren (мн.ч.), doghter “дочь” – doghtren (мн.ч.) и suster “сестра”– sustren (мн.ч.) и другие. В этот период значение, передаваемое падежными окончаниями, стало передаваться предлогами.
Как видно из выше изложенного, в древнеанглийском и среднеанглийском языках внутренняя флексия была сильно развита. Ее следы прослеживаются и в современном языке в формах образования мн.ч., отличных от традиционных. Например: sheep “овца” – sheep (мн.ч.), deer “олень” – deer (мн.ч.), ox “бык” – oxen (мн.ч.), child “ребенок” – children (мн.ч.) и другие.
В XVIII веке многоязычные сопоставительные описания строились на основе элементарных сравнений двух языков, идущих от античности и средневековья. Сейчас эти сравнительные описания представляют, в основном, исторический интерес, так как являются существенной частью истории мировой культуры.
История английской грамматики начинается в конце XVI века с работы Вильгельма Буллокара (William Bullokar “Bref Grammar for English” 1585 ). До XVII века термин грамматика в английском языке был связан только с изучением латинского языка, так как латинская грамматика была единственной, которая изучалась в школах, и до конца XVI века не было грамматики английского языка.
В английском языке имя прилагательное категории числа не имеет. Сравним: a small girl “маленькая девочка” (ед.ч.) - small girls (мн.ч.) Таким образом, краткий обзор истории развития категории числа в английском языке дает нам возможность сделать следующие выводы:
1) система выражения
2) в древнеанглийском языке
3) в древнеанглийском и
4) отделение выражения числа
от выражения падежа в
Глава 2. Качественная классификация денотатов в английском языке
Под качественной классификацией денотатов мы подразумеваем “нестандартное числовое поведение” имен существительных [термин по:Ляшевская 1999], связанное с увеличением величины, объема, массы. С качественной классификацией денотатов связаны категории собирательности, вещественности и абстрактности, которые выражают неколичественное содержание. В его основе – онтологическая сущность вещества, не вызывающего у нас представления, как о чем-то оформленном, имеющем постоянное значение собирательности, вещественности и отвлеченности.
Информация о работе Нестандартное числовое поведение имен существительных в английском языке