Концептуализация исчезновения, связанного с изменением физического состояния вещества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении характера концептуализации изменения физического состояния вещества в современном английском языке.
Обозначенная цель предопределила постановку следующих задач:
1) собрать и обработать материалы использования глаголов состояния,
2) разработать и провести лингвистический эксперимент с участием данных глаголов, обработать полученную информацию,
3) описать интегральные и дифференциальные признаки в семантике изучаемых слов,
4) предложить новые, более точные толкования исследуемых глаголов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТЕЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1. Когнитивный анализ в лингвистике и понятие концепта 12
1.2. Изучение концептов в когнитивной лингвистике 14
1.3. Метаязык когнитивного описания семантики 19
ГЛАВА II МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМАНТИКИ 26
2.1. Дистрибутивный анализ и компонентный анализ 26
2.2. Эксперимент в семантике 30
ГЛАВА III КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 35
3.1. Признаки, релевантные для описания глаголов «исчезновения» 35
3.2. Семантическое описание глаголов to fade, to dissolve и to evaporate 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЯ 46

Прикрепленные файлы: 1 файл

Лазарева Анна_курсовая работа 2013.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

1.1. Когнитивный анализ в лингвистике и понятие концепта

  

Когнитивной лингвистикой называют направление в языкознании, исследующее проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия (Энциклопедический словарь 2009).

По определению В.З. Демьянкова и Е.С. Кубряковой, когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации.

Предметом когнитивной лингвистики являются особенности усвоения и обработки информации, способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка, намеченным уже в первых теоретических трудах по языкознанию в XIX веке. Как отмечает И.А. Бодуэна де Куртенэ: «…из языкового мышления можно выявить целое своеобразное языковое знание всех областей бытия и небытия, всех проявлений мира, как материального, так и индивидуально-психологического и социального (общественного)» (Бодуэн де Куртенэ 1963). В задачи когнитивной науки «входит и описание / изучение систем представления знаний и процессов обработки и переработки информации, и – одновременно – исследование общих принципов организации когнитивных способностей человека в единый ментальный механизм, и установление их взаимосвязи и взаимодействия» (Кубрякова 2004, 8-9).

Материалом когнитивного анализа является язык, но цели такого исследования в разных конкретных школах когнитивной лингвистики могут различаться. Так, феномены языка могут углубленно исследоваться с помощью когнитивного категориально-терминологического аппарата, или же производится конкретное моделирование содержания и структуры отдельных концептов как единиц национального сознания (т.е. концептосферы – упорядоченной совокупности концептов этноса, его информационная база мышления) (Попова, Стернин 2007).

Основным теоретическим  постулатом когнитивной лингвистики является существование в сознании индивида концептосферы, состоящей из квантов знания об окружающем мире – концептов, которые могут изменяться и обновляться. Знаки языка создаются людьми для обмена информацией или концептуальными смыслами, при этом концептосфера намного объемнее и шире, чем та ее часть, которая деноминируется языковыми средствами (Попова, Стернин  2007).

Для обозначения знания об окружающем мире, полученного опытным путем, которое может быть выражено, например, рядом синонимичных языковых единиц, используется термин «концепт». Данный термин не всегда корректно и однозначно понимается в современных отечественных лингвистических исследованиях. Так в зависимости от используемого подхода и направления исследования термин «концепт» может приобретать свое специфическое содержание, которое может входить в противоречие с контекстом его употребления, а также с целями, задачами и методами исследования, не говоря уже о сложившейся системе терминов в данной области. Все это заставляет вернуться к обсуждению проблем метаязыка, уточнению используемых терминов и понятий (Болдырев 2011).

В «Кратком словаре когнитивных терминов» Е.С. Кубрякова, опираясь на мнения западных и отечественных специалистов в области когнитивных исследований языка, указывает, что концептом называется термин, «служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга всей картины мира, отраженной в человеческой психике» (Кубрякова 1997, 90).

Тем не менее, хотя понятие концепт можно считать для современной когнитивистики утвердившимся, содержание этого понятия очень существенно варьирует в концепциях разных научных школ и отдельных ученых. Данный факт можно объяснить тем, что концепт является мыслительной, ненаблюдаемой категорией, что дает большой простор для ее толкования, кроме того, являясь термином таких наук философия, логика, психология и культурология, он подвержен нелингвистическим интерпретациям.

1.2. Изучение концептов в когнитивной лингвистике

 

Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как развивающую умение ориентироваться в мире,  эта деятельность связана с необходимостью отождествлять и различать объекты: концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Следовательно, формирование концептов связано с познанием мира, с формированием представлений о нем.

Согласно когнитивной  лингвистике, концепты представляют собой единицы знания, в которых репрезентируются результаты познания, т.е. единицы концептуального содержания, выделяемые человеком в процессе познания с целью последующей их передачи в языковой форме или дальнейшего накопления, что предполагает их определенное конфигурирование, а также структурную организацию в процессе хранения (Болдырев 2011, 24).

Особенно важным аспектом представляется неразрывная связь концепта с процессами концептуализации, в контексте которых он и должен исследоваться как непосредственный результат этих процессов. Единицы знания являются результатом концептуализации мира, процессы которой очень неоднородны по своей направленности, степени обобщения, объему получаемых или передаваемых знаний, по своим целям и результатам, а также по тем когнитивным и языковым механизмам, которые задействованы в этих процессах. Концепты в сознании человека возникают в результате деятельности, опытного постижения мира и складываются из его непосредственного чувственного опыта (восприятия мира органами чувств), предметной деятельности, мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами и из языкового знания (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме).

Концептуализация как  познавательный процесс преследует две основные цели, которые обусловливают два разных направления исследования ее результатов и их разную ориентированность на специфику объекта исследования (Болдырев 2011):

1) накопление и расширение знаний о мире, его явлениях и их свойствах, а также о человеке как о субъекте и объекте познания за счет выявления новых концептуальных характеристик;

2) выделение единиц нового или известного знания с помощью языковых средств для их последующей передачи адресату в процессе вербальной коммуникации.

Таким образом, когнитивная лингвистика проявляет интерес к изучению совокупности языковых единиц, передающих сходное концептуальное содержание или репрезентирующих разные характеристики одного и того же концепта, т.е. синонимических рядов, представленных разными частями речи. Объектом изучения становится и семантика каждой отдельной языковой единицы ряда, репрезентирующей тот или иной концепт в конкретном аспекте его содержания как определенный смысл высказывания (т.е. единица индивидуального знания).

Перед лингвистами-когнитологами также стоит вопрос о типологии концептов. Развитие когнитивной лингвистики привело исследователей к пониманию того, что концепт представляет собой зонтичный термин, объединяющий разные виды ментальных явлений, функцией которых является структуризация знаний в сознании человека.

Концепты как единицы мышления по своему содержанию и организации могут быть весьма различны, при этом сохраняя свою основную функцию – структурировать знания и выступать единицами мыслительного процесса. Типология концептов необходима из-за различающихся типов знаний, представляемых концептами.

Интересной представляется классификация концептов по типу знания как отражения действительности, которое они закрепляют. Выделяются следующие типы концептов (Болдырев 2002; Бабушкин 1996; Попова, Стернин 1999):

Концепт-представление понимается как обобщенный чувственно-наглядный образ предмета или явления. Концепты-представления, как правило, выражаются в языке лексическими единицами конкретной семантики, т.е. перечисления чувственно воспринимаемых признаков предмета номинации. Например, клен – это лиственное дерево с широкими резными листьями. Такие представления статичны и являют собой отражение совокупности наиболее ярких внешних, чувственно воспринимаемых признаков отдельного предмета или явления.

Концепт-схема может быть представлен как некоторая обобщенная пространственно-графическая схема. Схема есть промежуточный тип концепта между представлением и понятием, определенный этап развития абстракции. Например, дерево рассматривается как наглядный образ из ствола и кроны.

Концепт-понятие отражает наиболее общие, существенные признаки предмета или явления, результат их рационального отражения и осмысления. Понятие возникает на базе представления или схемы путем постепенного, поэтапного отвлечения от второстепенных, случайных, индивидуальных чувственно воспринимаемых признаков (фрукт, овощ, птица), либо путем соединения в понятийном образе мыслительных компонентов других концептов.

Концепт-фрейм понимается как мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении. Например, концепт-фрейм «магазин» включает в себя такие компоненты, как покупать, продавать, товары, стоить, покупатель и др.

Концепт-сценарий представляет собой последовательность нескольких эпизодов во времени, стереотипные эпизоды с признаком развития. Сценарий – это фрейм, разворачиваемый во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов и элементов, например, поездка в другой город, посещение поликлиники, игра и т.д.

Концепт-гештальт представляет собой комплексную, целостную функциональную мыслительную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений в сознании. Гештальт представляет собой целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления. Экспериментальные исследования показывают, что значение подобных слов испытуемые связывают с чувственно воспринимаемыми явлениями, которые увязываются сознанием в некоторую комплексную картину. Типичными гештальтами являются концепты, выражаемые такими лексемами, как очередь, игра, пытка, любовь, судьба и др.

Разные типы концептов  будут отличаться по структуре, однако большинство исследователей сходятся во мнении о том, что концепт представляет собой неоднородное образование, «имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами» (Пименова 2004, 10). Многокомпонентная структура концепта может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации, через анализ значений отдельных лексем.

Следует уточнить, что содержание концепта значительно шире значения отдельного слова, поскольку, являясь единицей ментального мира человека, концепт включает в себя ментальные признаки того или иного явления, в том числе и невербальные, «которые отражены сознанием народа на данном этапе его развития. Концепт обеспечивает осмысление действительности» (Попова, Стернин 2007, 8).

«Значение (семема) своими семами передает определенные когнитивные признаки и компоненты, образующие концепт, но это всегда лишь часть смыслового содержания концепта. … Концепты не связаны «намертво» и жестко с каким-либо одним словом, они как бы «парят» над словами, вступая в отношения с разными словесными формами и тем самым «синонимизируясь», зачастую в весьма причудливых и заранее не предсказуемых видах» (Степанов 1997, 48). Для пояснения всего содержания концепта нужны обычно многочисленные лексические единицы, т.е. значения многих слов, а также необходимы экспериментальные исследования, которые дополнят результаты лингвистического анализа (Попова, Стернин 2007).

Таким образом, концепт  и значение – это явления мыслительной, когнитивной природы, представляющие собой результат отражения действительности сознанием, при этом значение представляет собой элемент языкового сознания, а концепт – когнитивного сознания. Соответственно значение – единица семантического пространства языка, концепт – концептосферы. Содержание концепта намного включает не только актуальные для сознания смысловые компоненты, но и информацию, отражающую общую информационную базу человека, его энциклопедические знания о предмете или явлении, которые могут и не обнаруживаться в его речи.

1.3. Метаязык когнитивного описания семантики

 

Метаязыком в лингвистике называют язык, средствами которого проводится описание структурных, дедуктивных или семантических свойств какого-либо другого (обычно формализованного) языка, являющегося предметом изучения соответствующей метатеории (Большой Энциклопедический словарь 2000).

В лингвистике в качестве метаязыка часто выступает естественный язык, на котором формулируются лингвистические  законы и описания, но и существует специальная терминология. Так, в изучении концептов, представленных глаголами источником терминологии часто является падежная грамматика, основанная на методах описания семантики предложения как системы семантических валентностей, в которой значение вершинного глагола диктует роли («падежи»), исполняемые именными составляющими (Советская энциклопедия 1990). Падежная грамматика связана с именами американских лингвистов Ч. Филлмора и У. Чейфа. Согласно этим авторам, основу предложения составляет глагол, и его семантические характеристики являются основными для высказывания – они задают некоторую абстрактную схему, заполнение которой ведет к появлению нормального высказывания.

В основе концепции Ч. Филлмора лежит мысль о том, что поверхностная (синтаксическая) структура предложения и его глубинная (семантическая) структура не изоморфны, так как грамматика должна содержать набор синтаксико-семантических функций и правил их реализации в поверхностной структуре предложения (Филлмор 1981). Свою семантико-синтаксическую модель Ч. Филлмор называет «падежной» грамматикой. Он отбирает те падежные функции, которые определимы в семантических терминах, т.е. грамматические падежи, соответствующие логико-коммуникативным позициям предложения. Падежи семантически элементарны и дальнейшему членению не подлежат. Значение глагола определяется тем, в какие падежные окружения он способен входить.

Падежи получают семантическую интерпретацию: 1) агентив – одушевленный возбудитель действия, 2) датив – лицо, затронутое состоянием или действием, 3) инструменталь – неодушевленная сила или предмет, вовлеченный в действие, 4) фактитив – предмет или существо, возникающее в результате действия, 5) локатив – место действия или его пространственная ориентация, 6) объектив – предмет, затрагиваемый действием, представляет собой наиболее нейтральный падеж, функция которого прямо зависит от семантики глагола (Филлмор 1981, 406). В последующих работах Ч. Филлмор вносит изменения в набор «ролей» – фактитив заменен результативом, датив становится экспериенциром (субъектом восприятия), источник определяется как место, в которое что-то направлено (Филлмор 1981, 496).

Информация о работе Концептуализация исчезновения, связанного с изменением физического состояния вещества