Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 07:43, курсовая работа
Под договором понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения. В данной работе будет рассматриваться агентский договор. Институт агентирования является новым для российского гражданского законодательства, поэтому все правила, закрепленные в гл. 52 Гражданского кодекса РФ, не имеют аналогов в Гражданском кодексе 1964г.
Агентирование оформляется соответствующим договором, именуемым агентским.
Введение 3
1 Юридический анализ особенностей правового регулирования агентского договора в гражданском законодательстве Российской Федерации 6
1.1 Понятие, предмет и специфические признаки агентского договора 6
1.2 Элементы агентского договора и порядок его оформления 16
2 Правовая характеристика специфики агентского договора в системе гражданского права 26
2.1 Права и обязанности участников агентского договора 26
2.2 Порядок изменения и основания прекращения агентского договора 36
Заключение 46
Глоссарий 50
Список использованных источников
Очень важно определить место договора агентирования в ряду традиционных для российского гражданского права договоров поручения и комиссии. Законодатель в ст. 1011 ГК РФ указывает на применение правил договоров комиссии и поручения к агентированию, если эти правила не противоречат нормам об агентском договоре и существу договора агентирования [4, С.317]. В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, агент приобретает права и становится обязанным, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Необходимо также выявить отличие договора агентирования от договора коммерческого представительства. Если договор коммерческого представительства базируется только на договоре поручения, то базой для агентского договора может быть или договор поручения (в этом случае он максимально сближается с договором коммерческого поручительства), или договор комиссии5.
В первом случае по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают у принципала. Во втором случае агент действует от своего имени, но за счет принципала. По такой сделке приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и назван в сделке и даже вступил в непосредственные отношения по исполнению сделки с третьим лицом [54, С.384].
Для гражданско-правовых договоров характерен принцип равенства сторон. Договоры агентской группы, обособляются потому, что в них четко просматриваются элементы администрирования.
- принципал дает поручение агенту. При этом отступление от указаний принципала возможно лишь в рамках, очерченных законом или договором.
- принципал вознаграждает агента за выполненное поручение.
- принципал финансирует агента.
- агент обязан представить принципалу отчет, оправдательные финансовые и иные документы.
- принципал вырабатывает единую политику в области маркетинга.
- принципал передает агенту свою клиентуру.
- принципал возвращает агенту большую часть понесенных им расходов.
Это напоминает отношения работодателя и работника по трудовому договору (контракту). Неудивительно, что в ряде стран, например в Бельгии, отношения между принципалом и агентом — юридическим лицом оформляются агентским договором, а с агентом-гражданином — трудовым контрактом. Поэтому в случае возникновения конфликта на принципала возлагается бремя доказывания отсутствия подчинения. В советский период в качестве агента могли выступать лишь государственные организации, да и то только во внешнеторговом обороте. С переходом к рынку это ограничение отпало. Хотя, например, в арабских странах оно отслеживается в том, что агентами могут быть лишь лица, происходящие из этих стран, что должно быть оформлено надлежащим образом6.
В договоре комиссии всегда была ссылка (правда, неработающая) на то, что договор может быть заключен «с указанием или без указания территории его исполнения». Теперь все три пункта агентского договора содержат указание на территорию, хотя по-прежнему пока нет надобности закреплять территорию за конкретным агентом. С территорией прямо увязывается монопольное, или исключительное, право агента. Когда речь идет об исключительном праве агента, принципал обязуется не продавать свой товар на территории агента. В ГК РФ имеем: «... либо воздержаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора». Следовательно, хотя российское законодательство не использует термина «исключительный агент», правовая база для его употребления на практике есть. Если контракт заключается с монопольным агентом, то принципал обязуется не заключать соглашения с другими агентами, оставляя за собой право реализации товаров на территории агента. Согласно ГК РФ «агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории»7.
Агентским договором может быть предусмотрено и обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре. Предметом агентского договора является оказание посреднических услуг. Никаких ограничений по роду и характеру действий, совершаемых агентом, законом не предусмотрено, что позволяет принципалу поручать агенту осуществление любых действий.
В качестве агента в гражданском обороте выступают как физические, так и юридические лица. ГК РФ не содержит на этот счет никаких ограничений. Однако, поскольку агентирование чаще всего является одним из видов предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ), заключение агентских договоров не может осуществляться физическими лицами - государственными служащими и теми юридическими лицами, уставы которых исключают представительские функции или же вообще не предусматривают права осуществления предпринимательской деятельности. Для осуществления агентской деятельности лицо должно обладать полной дееспособностью, в противном случае оно не сможет совершать юридические действия, связанные с предпринимательством [32, С.223].
Агентский договор применяется в более широкой сфере отношений, нежели комиссия и поручение. Объясняется это тем, что предметом агентского договора могут быть не только действия, влекущие юридические последствия, но и иные действия, которые таких последствий не вызывают. Предметом агентского договора могут быть как действия сделочного типа, так и действия, не являющиеся таковыми, с которыми, однако, также связаны те или иные правовые последствия. Также предметом агентского договора могут быть и такие действия, которые правовых последствий вообще не вызывают. Таковы, например, действия по рекламе товара или услуг, которые никакого отклика со стороны покупателей могут и не вызвать. Такие действия иногда называют фактическими. Агентские отношения — это отношения по оказанию любых посреднических услуг, в том числе имеющих комплексный характер. Отношения, охватываемые договором поручения и комиссии, не облекаются в правовую форму агентского договора, поскольку они специально урегулированы законом. Таким образом, из предмета агентского договора должны быть исключены такие отношения, содержание которых полностью охватывается договорами поручения или комиссии8.
Отличительным признаком агентского договора является также его длящийся, по сравнению с поручением и комиссией, характер, ибо агент обязуется совершать определенные действия, т.е. подразумеваются многократно повторяющиеся длящиеся действия агента.
Агентский договор может порождать особую форму представительства, не оформляемую доверенностью, поскольку закон не предусматривает обязанности принципала выдать агенту доверенность. Напротив, п. 2 ст. 1005 ГК РФ рассчитан на ситуацию, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, определены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала [4, С.314]. В этом случае принципал не вправе ссыпаться в отношениях с третьими лицами на отсутствие у агента надлежащих полномочий. Таким образом, законом презюмируется, что для совершения действий от имени принципала агенту достаточно иметь заключенный в письменной форме агентский договор, в котором предусмотрено, что агент вправе действовать от имени принципала.
Следует иметь в виду, что агент всегда хозяйственно самостоятелен, всегда выступает как самостоятельный субъект гражданского оборота, независимо от того, действует ли он от собственного имени или от имени принципала. При этом, как бы ни выступал агент в отношениях с третьими лицами, экономический результат совершенных агентом сделок всегда падает на принципала9.
Исходя из определения агентского договора, можно вывести ряд его специфических признаков договора в соответствии с Приложением Б.
Во-первых данный договор является двухсторонним в соответствии со ст. 1005 ГК РФ одной стороной данного договора является принципал, а другой агент. Он предусматривает не только обязанности поверенного по совершению порученных действий, но и обязанности доверителя - выдать поверенному доверенность, обеспечить его всем необходимым для исполнения поручения, принять у него все исполненное, возместить понесенные издержки, а в некоторых случаях уплатить вознаграждение.
Правовые нормы, предусматривающие данные обязанности, сформулированы диспозитивно, а потому по условиям договора могут вообще не возлагаться на доверителя.
Отнесение агентского договора к числу договоров на оказание услуг предопределило его консенсуальный характер - то, что он возникает с момента достижения сторонами согласия.
Агентский договор относится к числу возмездных. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение и возместить понесенные им при исполнении поручения расходы. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяются договором. При этом возмездность является его конституирующим признаком, как включенная в императивной форме в легальное его определение. Безусловная возмездность агентского договора сделала, пожалуй, излишней ту отсылку к п. 3 ст. 424 ГК РФ, которая содержится в ст. 1006 ГК РФ. Имеется в виду, что, как следует из п. 3 ст. 424 ГК РФ, предусмотренное в нем последствие отсутствия в договоре условия о цене распространяется, притом не допуская иного, на любой возмездный договор10.
Существуют определенные основания для отнесения агентского договора к числу фидуциарных сделок, т.е. таких, «которые, сверх объявленных ими последствий, имеют целью произвести еще другие, уклоняющиеся от первых и остающиеся скрытыми для третьих лиц последствия» [38, С.330].
Такие сделки предполагают особое доверие стороны к своему контрагенту. Ю.С. Гамбаров объяснял это следующим образом: «Так как гарантия против злоупотреблений доверенным фидуциару имуществом не идет далее обязательственного отношения между фидуциаром и его соконтрагентом, то само собой разумеется, что фидуциарные сделки могут основываться только на особом доверии лица, распоряжающегося своим имуществом для какой-либо не выраженной в сделке цели, к тому, кто принимает на себя исполнение этого распоряжения. Поэтому фидуциарные сделки и не заключаются иначе, как с верой в то, что фидуциар воспользуется переданными ему юридическими полномочиями только в указанных ему границах». Выражающееся в фидуциарности особое доверие в данной ситуации принципала к агенту предопределяет решение ряда вопросов, в частности связанных с установлением оснований прекращения договоров. Определенное влияние фидуциарность оказывает и на позицию суда при оценке поведения агента, необходимой для применения отдельных норм ГК РФ.
Также не маловажным признаком данного договора является его срок. В соответствии с п. 3 ст. 1005 ГК РФ определено, что агентский договор может быть заключен как на определенный срок, так и без указания периода действия. Это означает, агентский договор может действовать как постоянный или длительный11.
Таким образом, можно вывести определение агентского договора. В соответствии со ст. 1005 ГК РФ агентский договор это договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Стоит отметить, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В свою очередь по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Предметом агентского договора является оказание посреднических услуг. Никаких ограничений по роду и характеру действий, совершаемых агентом, законом не предусмотрено, что позволяет принципалу поручать агенту осуществление любых действий. Агентский договор имеет следующие признаки: данный договор фидуциальный т.е. основанный на лично-доверительных отношениях сторон, в зависимости от способа заключения - консенсуальный, в зависимости от характера перемещения благ по договору - возмездный, в зависимости от срока действия договора - срочный или заключённый на неопределённый срок, в зависимости от распределения прав и обязанностей - двусторонний.
1.2 Элементы содержания
и порядок оформления
Основными элементами агентского договора являются стороны, срок, цена и форма договора.
Как следует из легального определения рассматриваемого договора, контрагентами в нем выступают принципал - тот, кто поручает совершать соответствующие действия, обязуясь выплатить вознаграждение, и агент - тот, кому эти действия поручено совершить.
Гражданский кодекс РФ (гл. 52) не содержит норм, направленных на ограничение субъектного состава агентского договора путем указания на то, кто может или, напротив, не может участвовать на той или иной стороне в договоре. Однако, поскольку соответствующий договор предусматривает совершение агентом сделок с третьим лицом путем как прямого, так и косвенного представительства, есть основания полагать, что общие и специальные ограничения, которые существуют в ГК РФ или в ином законе, для выступления в роли одной из сторон в договорах поручения или комиссии, в равной мере распространяют свое действие на принципала и агента. Иное решение открывало бы возможность путем заключения агентского договора обойти ограничения, относящиеся к договорам поручения или комиссии12.
Применительно к агентскому договору, как и ко многим другим договорам, в которых участвует предприниматель, ограничения возможности заключения договора имеют прямое отношение к обязательному лицензированию соответствующей деятельности. Речь идет главным образом о случаях, когда выступление в качестве агента связано с деятельностью, которая в силу Федерального закона от 08.08.2001. №128 – ФЗ (С изм. и доп. на 01.01.2009.), «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.
В случаях, когда сделка, которую поручено совершить агенту, связана с лицензируемой деятельностью, соответствующее ограничение может распространиться и на принципала. Так, согласно ст. 18 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999. №176 – ФЗ. ( С изм. и доп. на 01.01.2009.) «организации федеральной почтовой связи в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут выполнять по агентскому договору от своего имени, но за счет юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление лицензируемого вида деятельности, либо от имени и за счет указанных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей отдельные технологические операции лицензируемого вида деятельности»13.
ГК РФ ст. 1009 допускает применительно к агентскому договору возможность использования сходной с субкомиссией конструкции субагентских отношений. Речь идет о праве агента в целях исполнения заключенного с принципалом договора, если иное не предусмотрено в самом агентском договоре, заключить субагентский договор с другим лицом. Данное право может превратиться для агента и в обязанность при наличии специального указания на этот счет в агентском договоре.