Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:20, курсовая работа
Преобразование общественного и экономического устройства России повлекло за собой реформирование гражданского законодательства. Сложный процесс становления нового гражданского законодательства, основанного на демократических принципах, частной собственности, рыночном характере экономики длится уже на протяжении двух десятилетии. Происходящие социально-политические процессы оказывают влияние на: правовую науку, законодательство и правоприменительную практику, ставя перед учеными задачу переосмысления многих понятий, категорий, институтов, связанных с гражданским правом. Одной из таких категорий является категория правосубъектности граждан.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие гражданской правосубъектности
1.2. Правоспособность гражданина как элемент правосубъектности:
понятие и содержание правоспособности
ГЛАВА 2. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1. Понятие и содержание дееспособности гражданина
2.2. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних в возрасте от
14 до 18 лет
2.3. Полная дееспособность
2.4. Основания ограничения дееспособности и признания гражданина
недееспособным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Принятое судебное постановление
об объявлении гражданина умершим влечет
последствия связанные с
Лишение правоспособности на основе судебного постановления не допустимость будет прямым нарушением закона ст. 22 ГК РФ, в то же время без предположения прекращения правоспособности невозможно прекращение правоотношений и исполнения судебного постановления об объявлении гражданина умершим, даже если он находится в живых.
Презумпция прекращения
Использование понятия «условно неправоспособный» применительно к субъекту, объявленному умершим, но находящемуся в живых позволит устранить правовую неопределенность его положения. Данный субъект останется правоспособным (так же как и живым), но решением суда будет объявлена презумпция его смерти, также как и презумпция его правоспособности, что и позволит применить правовые последствия, установленные данным институтом и исполнить принятое судебное постановление.
В отличие от объявления гражданина умершим, установление (признание) факта смерти влечет прекращение правоспособности, потому что суд своим решением констатирует биологическую смерть, а не ее презумпцию. Установление факта смерти подчиняется другим правилам, образует другой фактический состав и влечет те же последствия, что и смерть, в том числе прекращение правоспособности.
В результате исследования проведенного в данном парафафе, можно выделить несколько состояний правоспособности: состояние правоспособности, которая возникает с момента рождения, состояние неправоспособности, когда правоспособность прекращается в связи со смертью (в данном случае прекращает свое фактическое и юридическое существование субъект права), состояние условной неправоспособности, и при объявлении живого гражданина умершим, и состояние ограниченной правоспособности, если она ограничена в случаях допускаемых законом.
Каждый субъект права переживает несколько состояний правоспособности. Состояние правоспособности, возникает в момент рождения. Эмбриональное существование не оказывает влияния на правоспособность. Эмбрион не является правоспособным субъектом права, право, оценивает его скорее как объект, чем как субъекта. Состояние неправоспособности - правоспособность прекращается в связи с фактической смертью лица, в таком случае субъект права прекращает свое фактическое и юридическое существование.
Состояние ограниченной правоспособности, возникает при отсутствии деликтоспособности (в которой сочетаетсяи дееспособность и правоспособность), когда у субъекта отсутствует способность нести ответственность; ограничена правоспособность может быть также в исключительных случаях, установленных законом, а также в случае заключения, разрешенной законом сделки, направленной на ограничение правоспособности. Состояние ограниченной правоспособности, если она ограничена в случаях, установленных законом или договором, может длиться достаточно непродолжительный период времени, и всегда переходит в состояние полной правоспособности. Состояние условной неправоспособности возникает при объявлении гражданина умершим, в том случае если он жив. Решение суда об объявлении гражданина умершим влечет за собой его исключение из реальности правовой, но не объективной.
Условно неправоспособный гражданин может в судебном порядке отменить решение об объявлении его умершим, путём опровержения презумпций смерти и прекращения правоспособности.
ГЛАВА 2. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
2.1. Понятие и
содержание дееспособности
Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать дли себя гражданские обязанности и исполнять их47.
Обладать дееспособностью — значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т.п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.
Таким образом, дееспособность включает прежде всего способность к совершению сделок (сделкоспособность) и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).
Кроме того, дееспособность включает способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него гражданские права и исполнять обязанности. Такая способность впервые в нашем законодательстве предусмотрена в ГК РФ (п. 1 ст. 21). В данном случае законодатель принял во внимание предложение, которое было обосновано в трудах ученых-цивилистов, доказавших, что если за гражданином признается способность приобретать права и создавать для себя обязанности, то за ним нельзя признать способность своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности. Ценность названной категории определяется тем, что дееспособность юридически обеспечивает активное участие личности в гражданском обороте, предпринимательской и иной экономической деятельности, реализации своих имущественных прав, в первую очередь права собственности, а также ряда личных неимущественных прав. При этом все другие участники гражданского оборота могут рассчитывать на применение мер ответственности к дееспособному субъекту, нарушившему договорные обязательства или причинившему имущественный вред при отсутствии договорных отношений.
Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе — субъективное право гражданина.
Содержание дееспособности граждан
как субъективного права
Однако в отличие от правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права и осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности, необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь определенный жизненный опыт. Эти качества существенно отличаются у разных индивидов в зависимости от возраста, психофизиологических особенностей личности.
Право как регулятор общественных отношений, с одной стороны, рассчитано на широко распространенные, типичные ситуации, складывающиеся в той или иной сфере человеческого бытия, с другой — не может не учитывать и возможных (в первую очередь — негативных) отклонений от нормальной ткани правопорядка. Отмеченное в полной мере относится и к такой юридической категории, как «дееспособность».
В п. 1 ст. 21 ГК РФ законодатель установил презумпцию дееспособности физического лица (гражданина), достигшего установленного законом возраста. Иными словами, законодатель на основе опыта ряда поколений считает, что физическое лицо, достигшее по общему правилу восемнадцатилетнего возраста, может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
В то же время дееспособность в качестве обязательной предпосылки предполагает такое психическое состояние гражданина, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий и руководить ими. Наличие психического расстройства, исключающего такую способность (способность понимать значение своих действий и руководить ими), указывает на отсутствие дееспособности48.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие личности, реализацию права на охрану здоровья. Воплощение в жизнь данных конституционных норм — основная обязанность государства. Однако без деятельного участия самих граждан, институтов гражданского общества и специалистов, работающих в различных областях медицины, педагогики, социальной защиты, реализовать эти конституционные положения невозможно. В связи с этим в Российской Федерации принимаются меры, направленные на развитие не только публичной, но и частной системы образования, здравоохранения, а также оказания социальной помощи49.
В этой связи особое значение приобретает такой гражданско-правовой институт, как патронаж
Охрана прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии позаботиться о себе в силу преклонного возраста, инвалидности, невозможности из-за болезни свободно передвигаться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. При этом у такого рода граждан должна сохраняться способность отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Однако, несмотря на кажущуюся простоту исследуемых отношений, их правовая природа вызывает неоднозначную оценку специалистов.
Так, А.М. Нечаева считает, что патронаж над дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства. К.Б. Ярошенко настаивает на том, что патронаж — это новый институт, предназначенный для оказания гражданам содействия в осуществлении имущественных прав50. В то же время С.М. Попова, М.В. Кротов рассматривают патронаж как разновидность попечительства51.
С таким подходом трудно согласиться,
так как патронажные отношения,
устанавливаемые над
В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то что институт патронажа предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.
Так, патронаж не может быть установлен, когда лицо психически нездорово. В этом случае орган опеки и попечительства обязан принять все необходимые меры для рассмотрения дела судом о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника.
Кроме того, правовое положение помощника отличается от установленных ст. 35 ГК РФ прав и обязанностей попечителя. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Защита помощником имущественных прав патронируемого осуществляется в соответствии с п. 3 ст.4 1 ГК РФ на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся под патронажем. По нашему мнению, подобного рода правила неоправданно сужают и усложняют оптимальную правовую регламентацию патронажа. В этой связи следует исходить из возможности заключать как договоры, предусмотренные, не предусмотренные законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ), так и договоры, содержащие элементы различных договоров, так называемые смешанные договоры (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому участники патронажного договора вправе сами решать (в определенных пределах), какой по своей правовой природе договор им больше подходит.
Договор, предусматривающий как услуги по представительству, так и услуги по управлению имуществом, а также доставке продуктов, приготовлению пищи, организации медицинской помощи52, скорее всего, следует квалифицировать как договор смешанный, регламентация которого осуществляется согласно ст. 421 ГК РФ правилами о различных договорах в соответствующих частях.
Договор же, в предмет которого входят услуги правового характера, предполагающие и юридические действия (представительство), и фактические действия (осуществление переписки, собирание и представление документов, привлечение на договорной основе специалистов), вполне вписывается в конструкцию договора возмездного оказания услуг. Однако, несмотря на очевидное многообразие патронажных договоров, ГК РФ рассматривает их исключительно как договоры поручения и доверительного управления. Между тем фактические действия помощника вполне могут составлять предмет отдельного договора, которому, так же как и договору поручения и договору доверительного управления, отведено самостоятельное место в главе 39 ГК РФ. Вышеизложенное позволяет сделать вывод что юридическая природа патронажного договора может быть различной, как различны сами патронажные услуги: фактические и юридические действия, а также их комбинации в контексте определяемых сторонами целей. Поэтому деятельность помощника по оказанию патронажных услуг может быть опосредована различными видами гражданско-правовых договоров. Ограничительное же толкование договорных форм, в которые облекаются патронажные отношения, не только создает практические трудности, поскольку понуждает стороны' Заключать сделки с дефектом каузы, но и влечет за собой искаженное понимание в исследуемом контексте правовой природы договоров поручения, доверительного управления, возмездного оказания услуг и иных договоров.
Патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам может быть как безвозмездным, так и возмездным. Оплата услуг помощника может производиться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ иного имущественного характера (пользование автомашиной, комнатой в квартире). При отсутствии средств у лица, нуждающегося в помощнике, его услуги могут оплачиваться за счет бюджетных средств или средств специальных фондов. Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях — отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.