Правопреемство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Движение правоотношения начинается его возникновением и заканчивается его прекращением. В этих пределах правоотношение существует и действует, причем его действие может ограничиваться во времени одним моментом (например, при купле-продаже за наличный расчет), а может длиться в течение более или менее продолжительного периода времени (например, при договоре аренды). За время действия правоотношение может претерпеть то или иное изменение в содержании или в субъектном составе, сохраняя прочие свои черты, продолжая существовать в измененном виде. Так, при изменении правоотношения в субъектном составе происходит правопреемство.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и основания правопреемства…………………….4-11
Глава 2. Виды правопреемства………………………………………12-18
Глава 3. Правопреемство в акционерных правоотношениях………19-35
Заключение……………………………………………………………. 36-37
Список использованной литературы…………………………………38-39

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа по ГП.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

Чтобы кто-либо мог своей  односторонней волей произвести правовые изменения, связывающие другое лицо необходимо:

а) возложить на него обязанности (как правило, заключающиеся в  обязанности чего-либо не совершать  или претерпевать определенное поведение другого лица);

б) прекратить или умалить  право другого лица, необходимо обладать особым правомочием, основанным на правовой норме или же на правоотношении, в котором субъект одностороннего волеизъявления уже стоит с лицом, по отношению к которому он вправе осуществить свою одностороннюю волю.

 

В таких односторонне-обязывающих  сделках всегда заключается в  той или иной мере вторжение в  чужую правовую сферу, причем в этом отношении следует различать  две группы односторонне-обязывающих  сделок в зависимости от того, содержат ли они непосредственное воздействие на правовую сферу определенных других лиц, или же не содержат такого непосредственного воздействия.

Односторонне-обязывающие  сделки, возлагающие обязанности  отрицательного содержания на всякого  и каждого, не содержат непосредственного воздействия на правовую сферу определенных других лиц. Так, например, при оккупации ничьих вещей имеется лишь косвенное вторжение в правовую сферу неопределенного круга других лиц, на которых возлагается обязанность не нарушать права собственника, не посягать на его правомочия владения, пользования и распоряжения.

Наряду с этим существуют односторонне-обязывающие сделки с  непосредственным воздействием на правовую сферу других лиц, которое проявляется  в возложении на другое лицо определенной положительной обязанности (например, при деятельности в чужом интересе без поручения) или же в лишении его определенного права.

Такое воздействие допускается  правом при следующих условиях:

а) если оно может быть для другого лица только выгодным (например, при деятельности в чужом интересе без поручения);

б) если интерес субъекта одностороннего волеизъявления признается достойным предпочтения по соображениям общественным.

 

Глава 2. Виды правопреемства

Наряду с передачей  правопреемнику определенной совокупности прав и обязанностей может иметь место переход всей совокупности прав и обязанностей определенного лица, т.е. всеобщее или универсальное правопреемство. Последнее следует отличать не только от перехода отдельных прав и отдельных обязанностей, но также и от перехода отдельных совокупностей прав или обязанностей или прав и обязанностей, выделенных из всей совокупности прав и обязанностей, принадлежащих праводателю. Таким образом, универсальное правопреемство коренным образом отличается от сингулярного (частичного) правопреемства, т.е. преемства в отдельных правах или обязанностях, и от преемства отдельной совокупности прав и обязанностей.

При универсальном правопреемстве имущество лица как совокупность прав и обязанностей, ему принадлежащих, переходит к правопреемнику или к правопреемникам как единое целое, причем в этой совокупности единым актом переходят все отдельные права и обязанности, принадлежавшие на момент правопреемства праводателю, независимо от того, выявлены ли они к этому моменту или нет.

Сказанное относится  как к наследственному преемству  в имуществе граждан, так и  к универсальному правопреемству государственных  и кооперативных юридических  лиц, несмотря на существенные различия между этими двумя ветвями  универсального правопреемства.

Универсальное правопреемство граждан имеет место при наследовании, являясь основой этого института. Оно дает возможность собственнику распорядиться имуществом на случай смерти и одновременно обеспечивает интересы близких к наследодателю  лиц, а также кредиторов умершего. Интересы кредиторов охраняются в равной мере как при переходе наследственного имущества к наследникам - гражданам или юридическим лицам, так и при переходе выморочного имущества к государству (см. ст. 434 ГК).

Разумеется, не всякое наследственное преемство является преемством во всей совокупности прав и обязанностей правопредшественника и даже не во всех случаях оно является вообще преемством в праве и обязанности. Примером чисто сингулярного наследственного преемства (в этом случае - переходят только определенные права) является переход права требования вклада в сберегательной кассе или государственном банке после смерти вкладчика к лицу, указанному в письменном заявлении кассе или банку (ст. 436 ГК).

Универсальное правопреемство возникает при реорганизации юридических лиц. Реорганизуемое юридическое лицо продолжает существовать и действовать в лице своих правопреемников. Это имеет, в частности, первостепенное значение для кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Задача гражданско-правового регулирования при универсальном правопреемстве в случае реорганизации юридических лиц сводится к необходимости:

1) Увязать переход  всей совокупности прав и обязанностей  с переходом деятельности преобразованного  юридического лица к его правопреемнику.

2) Распределить эти  обязанности и ответственность  за их нарушение между несколькими  правопреемниками преобразованного  юридического лица в точном  соответствии с распределением  между ними его деятельности.

3) Облегчить кредиторам  преобразованного юридического лица отыскание обязанного или ответственного перед ними его правопреемника. При безуспешности направленных на это усилий - возложить солидарную ответственность на всех правопреемников, с предоставлением уплатившему права регрессного требования к остальным правопреемникам.

К сожалению, перечисленные  положения не всегда учитываются  в практике преобразования юридических  лиц и теоретической разработке соответствующих вопросов.

При передаче предприятий, зданий и сооружений на основании  ст. 5 постановления СНК СССР от 15 февраля 1936 г. "О порядке передачи государственных предприятий, зданий и сооружений"19 "...действующие предприятия передаются по балансу со всем активом и пассивом...". Таким образом, вместе с правом оперативного управления к правопреемнику переходят права и обязанности переданного предприятия. Следовательно, в этих случаях переходит к правопреемнику определенная совокупность прав и обязанностей юридического лица или во всяком случае хозяйственной организации на полном хозрасчете (на самостоятельном балансе). Указанные обстоятельства дозволяют в случаях передачи предприятий между государственными органами усматривать разновидность универсального правопреемства. Иначе обстоит вопрос при передаче государственных зданий и сооружений, когда передается только определенное имущество, в некоторых случаях с привязанными к нему требованиями и задолженностью. В этих случаях имеет место сингулярное правопреемство.

3. Перемена участников  правоотношения, в особенности перемена  лиц в обязательстве, может  привести также к процессуальному правопреемству и другим процессуальным последствиям.

Если во время судебного  или арбитражного спора происходит вступление на место одной из сторон процесса (истца или ответчика) другого  лица, правопреемника выбывшего, - имеет место процессуальное правопреемство.20 Согласно закону в случае смерти тяжущегося или прекращения существования юридического лица, являющегося стороной в деле, суд обязан приостановить производство впредь до вступления в дело или привлечения противной стороной к делу правопреемника выбывшей стороны, к которому может перейти предмет спора (ст. 40 Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик; ст. 113 и 115 ГПК). В связи со смертью лица, являющегося стороной в процессе, прекращение производства по делу может иметь место только в том случае, если предмет спора не может перейти по правопреемству или при отсутствии правопреемников.21

Процессуальное правопреемство может быть следствием как универсального правопреемства граждан или юридических  лиц, так и сингулярного правопреемства, например, при уступке требования и переводе долга.

Разумеется, о процессуальном правопреемстве речь идет лишь в случаях, когда юридический состав правопреемства имеет место (по крайней мере завершен) во время процесса. Если же правопреемство (на одной из сторон) произошло до начала процесса, но не было учтено или не было известно другой стороне, то должна произойти замена ненадлежащей стороны (истца или ответчика), а не процессуальное правопреемство.

Впрочем, как правильно отмечает К.С. Юдельсон22, процессуальное правопреемство и замена ненадлежащей стороны в обоих названных случаях имеют в основе один и тот же юридический факт - реорганизацию юридического лица или смерть истца или ответчика. Только в первом случае этот юридический факт имеет место во время процесса, во втором случае - до начала процесса.

Наиболее распространенными  являются случаи процессуального правопреемства, связанные с универсальным правопреемством. Именно этот вид правопреемства с  неизбежностью влечет выбытие одной из сторон процесса, в связи с прекращением ее существования, и вступление на место выбывшей стороны правопреемника.

Наряду с универсальным  правопреемством правопреемство сингулярное  в абсолютных и относительных  правоотношениях тоже может влечь процессуальное правопреемство. Так, например, отчуждение спорной вещи истцом или ответчиком во время виндикационного спора влечет процессуальное правопреемство по заявлению сторон (или стороны)23 с согласия первоначального истца на выбытие из дела и по требованию вновь вступающего истца о вступлении его в это дело. При необходимости замены судом одного ответчика другим с выбытием из процесса первоначального ответчика такая замена возможна только с согласия истца24.

Правопреемство имеет  также значение при определении субъективных пределов законной силы судебного решения. Законная сила решения распространяется, в частности, на правопреемников сторон и третьих лиц. При этом на стороны и их правопреемников законная сила судебного решения распространяется всеми своими правовыми последствиями (неизменностью, неопровержимостью, исключительностью, преюдициальностью и исполнимостью). На третьих лиц без самостоятельных требований и их правопреемников законная сила распространяет свою преюдициальную силу и безусловно не распространяет своей исполнимости25.

Распространение законной силы судебного решения на правопреемников  сторон и третьих лиц происходит в тех случаях, когда правопреемство имеет место после вынесения  решения по делу. Таким образом, факты  правопреемства имеют значение и тогда, когда оно происходит до возбуждения гражданского судебного дела и во время его рассмотрения и после вступления в законную силу решения, вынесенного по делу. В первом случае оно может повлечь замену ненадлежащей стороны, во втором случае - вступление правопреемника выбывшей стороны, в третьем - правопреемство определяет распространение на правопреемника законной силы судебного решения.

4. Наконец, правопреемство  имеет значение при исчислении  сроков исковой давности по  виндикационным искам.

На основании ст. 16 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик течение  исковой давности начинается по общему правилу со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении  своего права. Таким образом, исковая  давность по виндикационному иску начинается со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о поступлении вещи к данному незаконному владельцу. Именно с этого момента у собственника возникает право на иск и обеспеченное им требование о возврате вещи. Исковая давность продолжает течь, пока вещь находится в незаконном владении этого владельца, а также у его правопреемников, к которым вещь перешла в порядке универсального правопреемства (например, при наследовании) или же на основании договора.

Присоединение времени  владения предшествующего владельца не происходит с переходом вещи к новому незаконному владельцу в порядке одностороннего первоначального приобретения. В таких случаях право на иск возникает вновь, а следовательно, вновь начинает течь исковая давность. Это происходит, например, при находке потерянной вещи или похищении ее26. Против нашедшего вещь, против вора или грабителя право на иск возникает заново, а потому и исковая давность начинает течь со времени, когда собственник узнал или должен был узнать о завладении ими данной вещью.

Начавшееся течение  срока исковой давности продолжается также в случаях перемены лиц  в обязательстве как на активной стороне, так и на пассивной стороне. Это относится прежде всего к  случаям перехода обязательственных  требований и обязанностей в порядке универсального правопреемства. В полном объеме преемство в течение сроков исковой давности по обязательствам имеет место при реорганизации юридических лиц27. То же самое происходит при наследовании прав требования и при переходе к наследнику долгов наследодателя независимо от того, что требования кредиторов должны быть заявлены под страхом утраты права требования в течение шести месяцев со дня открытия наследства (примечание к ст. 434 ГК РСФСР).

В равной мере продолжает течь исковая давность в случаях сингулярного правопреемства в обязательстве, в частности, при уступке требования и переводе долга.

      

 Глава 3. Правопреемство в акционерных правоотношениях

В практике арбитражных судов возник вопрос о том, вправе ли акционер требовать признания недействительным решения общего собрания акционеров, иного органа управления либо сделки, заключенной акционерным обществом, если на момент принятия оспариваемого решения или сделки истец не обладал правами акционера, поскольку приобрел эти права позднее. Решения указанного вопроса при рассмотрении конкретных судебных споров оказались прямо противоположными: одни суды признавали за новым акционером право на оспаривание действий общества, совершенных до приобретения им статуса акционера, другие отказывали в признании такого права за лицом, который приобрел права акционера после принятия обществом оспариваемого решения или совершения оспариваемой сделки.

Информация о работе Правопреемство